Дидактические игры экологической направленности в детском саду "Березка"
план-конспект занятия по окружающему миру
Для детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дидактические игры экологической направленности | 37.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры для развития эстетического восприятия природы
Выполнила: воспитатель Кононова Галина Сергеевна
В ходе игры дошкольники при контакте с природным объектом наблюдении, прикосновении к растению, животному и т.д. должны рассказать об особенностях его внешнего вида, развития или об уходе за ним, о случаях бережного жестокого отношения людей к растениям, животным.
- «Беседы с деревьями»
Цель: учить детей видеть и эмоционально откликаться на прекрасное в природе; воспитывать гуманное отношение к ней.
Предварительная работа. Чтение сказок и рассказов по теме.
Ход игры.
Воспитатель. Посмотрите, как много деревьев на нашем участке. Выберете дерево, которое вам нравится, подойдите к нему, обнимите и постойте так с закрытыми глазами. Послушайте, что оно вам « расскажет ». По моему сигналу возвращайтесь.
Вернувшись, дети по желанию рассказывают о «своем» дереве.
Можно провести «Беседу с цветами » с использованием растений из цветника или уголка природы; «Беседу с животными» с использованием животных из уголка природы.
- «Встреча с растениями»
Цель: Формировать эмоциональное отношение к природе.
Материал: Картинки с изображением известных детям деревьев и цветов - на каждого
ребенка.
Ход игры.
Воспитатель раздает детям картинки.
Воспитатель. Посмотрите внимательно на свою картинку. Вам знакомо это растение? Ответы детей. Подумайте, что вы можете рассказать о нем. Педагог задает наводящие вопросы, помогает на них отвечать, дает образец рассказа.
Дидактические игры для формирования нравственно - оценочного опыта.
В ходе игр обсуждаются последствия поступков участников определенных ситуаций. Дети учатся находить собственные решения, мотивировать их, делать выводы.
- «Радости и огорчения»
Цель: формировать собственное отношение к природе.
Материал: старичок-лесовичок кукла; фишки яркие - желтого, зеленого, красного цвета; темные - серого, коричневого цвета .
Предварительная работа. Экскурсия в парк, на берег озера и т.д.
Ход игры. 1вариант. Игра проводится по типу « закончи предложение ». Воспитатель начинает предложение, а дети по желанию его заканчивают. Например:
Самое красивое место в парке \ сквере \...
Мне было радостно, когда ...
Я очень огорчился \ ась \, когда ...
Мне стало грустно, когда ... и т.п.
За каждый ответ дошкольники получают фишку: яркую - за продолжение первых двух предложений и темную - за продолжение двух последних. После игры проводится итог - каких фишек оказалось больше: если темных \ например, в парке много мусора, сломаны ветки деревьев и т.п.\, обсуждается, что могут сделать дети, чтобы исправить ситуацию.
2вариант. Игра проводится по типу «вопрос-ответ ». Старичок-лесовичок задает детям вопросы. Например:
Что тебя порадовало во время прогулки?
Что тебя огорчило?
За каждый ответ дети получают фишку определенного цвета. После игры подводятся итоги (как в первом варианте).
- «Путешествие»
Цель: воспитывать бережное отношение к природе.
Материал. Картинки с изображением зайцев, кошки, цветов; фишки.
Ход игры. В разных местах групповой комнаты оборудованы обстановки: расставлены картинки с изображением зайцев, кошки, цветов. Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие. На каждой остановке рассказывает об изображении на картинке.
1 остановка - «Дед Мазайи зайцы »
Однажды во время весеннего половодья речка вышла из берегов и затопила лес. Дед Мазай поехал на лодке за дровами, и вот что он рассказывает: « Вижу один островок небольшой - Зайцы на нем собрались гурьбой. С каждой минуты вода подбиралась к бедным зверькам; уж под ними осталось Меньше аршина земли в ширину, Меньше сажени в длину. Тут я подъехал: лопочут ушами, Сами ни с места; я взял одного, Прочим скомандовал: прыгайте сами! Прыгнули зайцы мои, - ничего!» Воспитатель задает детям вопросы, например: Что мы узнали о деде Мазае?
Как люди могут помогать животным, попавшим в беду? Дети отвечают.
2 остановка - « Кошка »
На улице мяукала кошка. Мальчик Саша попросим маму дать для нее еды. Он вышел на улицу, дал кошке молока и смотрел, как она ест. Кошка была рада, и Саша рад... Что можно сказать о Саше?
3 остановка - « Цветы »
Весной вместе с мамой Лена посадила цветы на клумбе. Летом они выросли и зацвели. Однажды Лена подошла к клумбе, чтобы нарвать цветов, но потом подумала и решила: «Пусть лучше цветы растут здесь, дома все равно скоро завянут, и их придется выбросить».
Что можно сказать о Лене?
- « Что такое хорошо, а что такое плохо »
Цель: уточнить представления детей об экологически правильном поведении. Материал: сюжетные картинки \ дети сажают деревья, поливают цветы; дети ломают ветки деревьев, рвут цветы; дети делают скворечник; дети разрушают птичье гнездо; мальчик стреляет в птиц из рогатки \. Карточки темного и яркого цвета - на каждого ребенка.
Ход игры. Воспитатель показывает картинку. Дети рассказывают, что на ней изображено, затем по просьбе воспитателя оценивают действия персонажей - поднимают карточку светлого \ если оценка положительная \ или темного цвета.
- «Экологический светофор»
Цель: Продолжать уточнять представления детей об экологически правильном поведении. Материал. Вырезанные из картона круги красного и зеленого цвета.
Ход игры. Воспитатель дает каждому ребенку два картонных круга \ зеленый и красный Воспитатель. Я расскажу вам несколько историй. Если вы считаете, что герои рассказа ведут себя правильно, «зажигайте» зеленый свет, а если неправильно - красный.
1.Вова с Ирой гуляли в саду. Вдруг они увидели: мальчики залезли на рябину и стали рвать зеленые ягоды. Под весом детей одна ветка сломалась. «Слезайте и уходите!» - сказали Вова с Ирой. В них полетела горсть зеленых ягод, но они снова повторяли свои слова. Мальчики убежали. А вечером Вова с Ирой посоветовались с папой, как помочь сломанной рябине.
Как вы считаете, Ира с Вовой вели себя правильно?
2.Ане нравились разноцветные мотыльки. Она взяла сачок, поймала несколько насекомых, положила их в банку и закрыла банку крышкой. Утром она увидела на дне банки погибших мотыльков. Они были уже не такие красивые, как тогда, когда порхали на лугу. Аня выбросила банку с мотыльками в мусорное ведро.
Как вы оцениваете действия девочки?
3.Юля с папой шли через луг и увидели птичку, которая беспокойно перелетала с места на место. «Она так волнуется, потому что где-то рядом ее гнездо», - сказал папа. «Давай поищем ее гнездо», - сказала Юля. «Птички это не понравится, - сказал папа. – Когда придем домой, я тебе покажу книгу о птицах. Там есть фотографии их гнезд».
Как вы считаете, папа правильно поступил?
4.Лена с родителями поехала за город на машине. Когда они подъехали к лесу, папа спросил: « Где остановимся?» Можно было свернуть с дороги и поехать между деревьями вглубь леса. Кто-то уже так поступал, и следы от машин остались надолго. Поэтому здесь почти не росла трава. Родители Лены решили в лес не въезжать. Они оставили машину на дороге и отправились в лес пешком.
Как вы думаете, правильно поступили родители Лены?
Затем проводится игра «Фанты». Воспитатель подчеркивает, что задания, предлагаемые для выполнения, должны иметь отношение к теме игры: загадать загадку, спеть песенку, рассказать стихотворение о природе и т.п.
- «Необычное путешествие»
Цель: Продолжать учить дошкольников экологически правильно оценивать действия людей в природе.
Материал. Картинки 20-30 штук с изображением бережного отношения к природе (люди сажают деревья, подкармливают животных и т.п.) и жестокого (сломанные ветки деревьев, разоренные гнезда и т.п.); полоса обоев.
Ход игры.
1 вариант: Воспитатель раскладывает на ковре в произвольном порядке картинки. Дети переходят от одной картинки к другой (очередность определяется с помощью жребия), рассказывают, что на них нарисовано, оценивают поступки людей.
2 вариант: Все картинки выложены в ряд на полосе обоев. Две пары детей по команде идут навстречу друг другу и быстро собирают картинки с изображением, например, бережного отношения к природе. Выигрывает та пара, которая соберет больше картинок.
3 вариант: Дети рассматривают и анализируют картинки, изображающие бережное отношение к природе. Затем вместе с воспитателем обсуждают, в каких делах по охране природы они могли бы участвовать.
- «Природа благодарит и сердится»
Цель: учить детей правильно оценивать действия людей по отношению к природе. Материал. Фишки (яркие и темные ), старичок - лесовичок (кукла).
Ход игры. Игра проводится во время прогулки в парк, лес, сквер. Старичок-лесовичок просить детей ответить на два вопроса:
За что природа могла бы сказать вам «спасибо?»
За что природа могла бы рассердиться на вас?
Дошкольники получают фишки: за ответы на первый вопрос - яркие (красного, зеленого и желтого цвета) и темного (серого или коричневого цвета ) - за ответы на второй вопрос.
В конце игры можно предложить темные фишки отдать воспитателю, а яркие оставить себе, подчеркивая, что природа никогда не рассердится, если к ней относиться бережно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект дидактической игры экологической направленности "Путаница"
закрепление знаний о строении животных...
План-конспект дидактической игры экологической направленности "Узнай по объяснению"
особенности животных,их поведения и питания...
План-конспект дидактической игры экологической направленности "Кто такой?"
знание особенностей внешнего вида диких животных...
План-конспект дидактической игры экологической направленности "Кто за заборчиком?"
закрепление знаний особенностей строения частей тела диких животных...
Дидактические игры экологической направленности как средство формирования субъективного отношения старших дошкольников к природе
Дидактические игры экологической направленности как средство формирования субъективного отношения старших дошкольников к природе...
Дидактические игры экологической направленности
Дидактические игры экологической направленности«Где снежинки?»Цель: Уточнить и расширить представлени...
Дидактическая игра экологической направленности для детей от 3 до 7 лет "Город муравьёв"
Данная игра может являться обучающим пособием в области экологического воспитания, т.к. содержит в себе экологически достоверный материал, доступный для понимания детьми данных возрастных групп. Игра ...