" Мой чистый мир "
проект по окружающему миру (старшая группа)

Ирина Владимировна Стороженкова

прект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moy_chistyy_mir.docx24.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение города Сорочинска"Детский сад №12 комбинированного вида"

Проект по экологическому воспитанию детей подготовительной группы

 "Мой Чистый мир "

   

                Выполнила: Стороженкова И.В.    

   

2021

Краткая аннотация к проекту: Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у  людей, начиная с дошкольного возраста, повышения их экологической грамотности и приобщение к экологической культуре.  Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни планеты земля – стало целью данной педагогической работы.  В зависимости от возраста детей, все темы усложняются по содержанию, задачам и способам реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные). Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Важное значение при работе с дошкольниками придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоционально положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе  в быту.        

 Актуальность темы:

Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.  

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

Цель проекта:

Формирование  у  детей  экологических знаний, бережного отношения к природе и всему окружающему.

 Задачи проекта:

  • Формировать  у  детей  бережное, ответственное, эмоционально доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними
  • Формировать  навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
  • Развивать  у  детей  воображение, речь, фантазию, мышление, умение  анализировать, сравнивать и обобщать.
  • Охранять и укреплять здоровье детей.  

Этапы проекта:

1этап – Подготовительный

2 этап – Основной

 3  этап – Заключительный

Подготовительный этап

1. Сбор и анализ литературы по данной теме.  2. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.  3. Обращение за рекомендациями к специалистам ДОУ.  4. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.  5. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.  

Основной этап

1. Апробация содержания проекта “Мой Чистый мир”.

2.Проведение мероприятий  в  группах.  

3. Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.  

Заключительный этап

1. Мини-выставка продуктов детской деятельности.

2. Фотомонтаж.

3. Подведение итогов.

4. Презентация проекта.  

Участники проекта:  

  • дети;
  • воспитатели;
  • родители.

Срок реализации проекта:  сентября  2021 – февраль 2022.  

Принципы реализации проекта:  

  • Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы.  
  • Принцип природосообразности свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям.  
  • Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.  
  • Принцип доступности предусматривает осуществление экологической работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.  
  • Принцип системности. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.  
  • Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе экологической деятельности.  

Формы реализации проекта:  

  • Экологические занятия.
  • Наблюдения и экологические экскурсии.
  • Познавательное чтение.
  • “Уроки доброты”.
  • Лаборатория “Опыты” (опыты и эксперименты).
  • Природоохранные акции.
  • Подвижные, дидактические, имитационные игры, инсценировки экологической направленности.

     

Ресурсное обеспечение проекта:  

1. Уголок экологии и экспериментирования в группе.

2. Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты занятий, сценарии развлечений и т.д.).

 3. Библиотечка юного эколога.

 4. Подборка художественной литературы “Познавательное чтение”.

 5. Подборка опытов и экспериментов “Опыты”.  

Ожидаемые результаты:

1. Сформированное  у  детей  бережное, ответственное, эмоционально доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.  

2. Сформированные навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.  

3. Ответственное отношение детей к окружающей среде и своему здоровью.  

Обеспечение проекта:

Паспорт   растения, животного  

Глобусы  

Уголки природы  

Огород на окне  

Экологическая библиотека

                   

Основные  мероприятия по реализации проекта  

Игры – занятия с детьми познавательного характера .

Проведение опытов и экспериментов в лаборатории  «Опыты»

Подпроект «Хлеб-всему голова» (приложение №1)

Чтение художественной и познавательной литературы    

Продуктивная  деятельность детей

Инсценировки и театрализация на экологическую тематику

Экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры - путешествия

Проведение экологического занятия «Земля – наш общий дом»

Помощь в создании библиотеки (подборка книг и оформление библиотеки по теме)

Проведение прогулок, экскурсия в Академгородке - Ботанический сад.

    Работа с родителями

Консультаця для родитедлей

Фотовыставка  

Организация просмотра тематических видеофильмов, слайд фильмов («Флора и фауна»)

   

                   Методическое  сопровождение  

Подборка наблюдений в природе

Цикл наблюдений за животным и растительным миром для детей дошкольного возраста

Подборка художественной литературы по экологии

Подборка литературы познавательного характера

Конспекты поисково – познавательных занятий

Сценарии досугов и развлечений экологическо – познавательного характера

Конспект экологического занятия  

Тема: « Земля - наш общий дом»

Цель: способствовать формированию представлений детей о том, что планета Земля – это громадный шар (большая часть земного шара покрыта водой – океанами и морями, кроме воды есть материки – твердая земля, суша, где живут люди); обобщению знаний о том, что на планете Земля обитает много живых существ, что всем им нужны чистая вода, чистый воздух, чистая земля; формированию представлений, что планета Земля сейчас в опасности; воспитывать любовь к природе, правильное с ней общение, желание изучать ее.

    Материал: глобус, иллюстрации, мяч, бумага для рисования, наборы цветных карандашей.

Предварительная работа:

Рассматривание глобуса, карты.

Чтение познавательной литературы (из серии « Экологические катастрофы»).

Рассматривание иллюстраций и беседы с детьми.  

Ход занятия: 1. Работа с глобусом.

В группу вносится глобус.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть глобус.  

Воспитатель. Какая удивительная планета – Земля! На ее поверхности плещутся моря и океаны, текут реки и ручьи, расстилаются широкие равнины, шумят зеленые леса, поднимаются высокие горы. Земля – это огромный шар. Она вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг Солнца – самой близкой к нам звезды. Рассматривание  глобуса, ответы на вопросы:

– Какую форму имеет Земля?

– Какие живые существа населяют Землю?

– Что необходимо всем живым существам на Земле? (Тепло, свет Солнца, воздух и вода.)

– Что необходимо человеку на Земле? (Свежий воздух, чистая вода, плодородная почва, растения и животные.)

– Почему Землю называют общим домом?

– Кто и как загрязняет нашу планету? (На нашей планете очень много больных мест. Это случилось потому, что люди построили много заводов, фабрик, электро- и атомных станций. От этих предприятий загрязняется воздух – его загрязняют дым, который выходит в небо от труб, газы от машин. Отходы заводов сливаются в реки, моря. От этого гибнет много растений, животных, болеют люди. Гибнет природа. Наша планета требует помощи).

    – Что может сделать человек, чтобы сохранить богатства Земли? (Чтобы помочь ей, нужно научиться любить природу, любить ее с детства. Научиться понимать, как живут все живые существа: птицы, жучки, звери. Этим занимаются люди, которые называются экологами.)

2. Физминутка.

Игра «Мяч лови – слово назови».

Дети становятся в круг. Кому воспитатель бросит мяч, тот должен назвать одно из богатств Земли.  

3. Игра «Чем мы можем помочь нашей планете?».

Задание: придумайте природоохранительные знаки и нарисуйте их.

Просмотр и обсуждение рисунков, подведение итогов.         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая акция для родителей и детей на тему: "Чистый участок": чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят...

Цель экологического воспитания: формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания....

Педагогический проект «Пусть реки и их берега будут чистыми всегда!» проведенный к краевой акции «Чистые берега»

Название работы : «Пусть реки и их берега будут чистыми всегда!» Автор: Найдышева Эвелина Евгеньевна ( возраст – 4 года) Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательно...

Социокультурный проект "Чистый город- чистая душа"

Цель: формирование представлений о нормах поведения в обществе,  воспитывать  желание  соблюдать чистоту на улицах города, заботиться о сохранении и поддержании  красоты в окружающ...

Проект Тема: «Моем, моем, чисто, чисто»

Проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста....

Консультация для родителей «Чистим зубы чисто-чисто»

Консультация для родителей«Чистим зубы чисто-чисто»Заботиться о зубках малыша нужно с самого рождения. Вам потребуется щётка, паста и … немного терпения.Каждый месяц жизни ребёнка п...