«Патриотическое воспитание дошкольников посредством художественной литературы»
проект по окружающему миру (старшая группа)

 Мухамеджанова Альфия Утебхалиевна

«Патриотическое воспитание дошкольников посредством художественной литературы»

 

 

Выполнила: Мухамеджанова А.У.

Воспитатель, Детский сад «Умка» г. Нефтегорска

 

     Патриоти́зм (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа.

Вид проекта: тематический

Продолжительность проекта: долгосрочный

Участники проекта:

педагоги, воспитанники, родители (законные представители) воспитанников

Пояснительная записка

Патриотизм (от латинского слова - это «Родина,

Отечество») - любовь к Родине, родной земле, выражающаяся в стремлении ее

прославить, принести ей пользу, одно из самых сильных чувств человека.

Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины,

ощущение неразрывной связи со своим народом, с его языком, культурой,

бытом и нравами.

Воспитывать это чувство необходимо с раннего возраста. « Правильное

воспитание - это наша счастливая старость» - говорил А.С.Макаренко

Актуальность проекта обусловлена проблемой патриотического воспитания в наши дни. Детская художественная литература как нельзя более подходит для этих целей, являясь незаменимым средством познания и воспитания. Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что одной из особенностей воспитания патриотизма дошкольников кроется в их возрасте. Дошкольный возраст-фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал.

Цель: формирование представления о патриотизме у дошкольников средствами художественной литературы

Задачи:

1.Формировать у ребенка знания об истории своего города, края, о символике родного края (флаг, герб)

2.Развивать у детей познавательный интерес, потребность в познании культурно – исторических ценностей через знакомство с художественной литературой.

3.Воспитывать ценностное отношение и гордость о героях своей страны.

4.Пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость, приобщая их к художественной литературе, искусству, народной культуре.

Вся система работы построена на принципах систематичности, последовательности, доступности.

Ожидаемые результаты проекта:

1.Формирование познавательного интереса у детей, расширение

представлений о художественной литературе.

2.Готовность воспринимать произведения художественной литературы,

эмоционально откликаться на выраженные в них чувства и настроения.

 3. Проявление интереса к объектам окружающего мира, желание наблюдать,

исследовать, получать новые знания.

 4.Отражение в рисунках, продуктивной деятельности, речевых продуктах

свойства и качества объектов окружающего мира.

5. Повышение основ экологической грамотности у детей через воспитание любви

к природе и бережное отношение к ней.

6. Повышение познавательного интереса среди детей к народным традициям

характерным для русского народа – народным праздникам, родной истории.

7. Привлечение родителей к участию в воспитательно - образовательном

процессе.

Планирование проекта.

1.Довести до участников проекта важность данной проблемы

2. Составление схемы - реализации проекта .

3. Создание предметно-развивающей среды.

4. Подбор материалов к проекту.

5. Сбор информации в различных источниках о истории России.

6.Подбор народных игр, забав, пословиц, стихов.

7.Подбор коммуникативных игр.

8. Подбор стихотворений русских поэтов и писателей современности.

9. Выставка изделий, продуктов и материалов.

10.Подбор произведений русского народного творчества, картин русских

художников.

11.Подготовка компьютерной презентации для детей о березе «Без березы не

мыслю России», разработка акций.

12.Составление сценария народного праздника «Русская береза».

Принципы проекта:

Принцип энциклопедичности - отбор содержания знаний из разных областей действительности (социальный мир, природа, культура).

Принцип систематизации знаний и последовательного проведения работы с детьми.

Принцип индивидуальности - учёт индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребёнка.

Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей;

Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам проекта «Маленький патриот России»;

Принцип наглядности — широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей, репродукций картин художников и т.д.;

Принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;

Принцип занимательности — изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.                                                                                                        

Принцип активности и сознательности всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых и эффективных форм и методов работы с детьми по данной проблеме.

Принцип комплексности и интегрированности - взаимосвязь с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому нашей задачей, как педагогов является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах (смотря, где живет ребенок); знакомство детей с символами государства: герб, флаг, гимн и понимание их значение и символику; развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту. Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами – Кремлем, достопримечательностями.

Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад. Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей. Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

Вся система работы проходит в три направления:

1.Работа с педагогами.

На этом этапе нами была создана микросреда в группе:

приобрели необходимую методическую и художественную литературу;

составили перспективный план по ознакомлению дошкольников с историей и культурой города;

приобрели необходимые пособия (народные костюмы, народные промыслы, флаги, гербы России, Самарской области, города Отрадного, видеофильмы сказок, аудиозаписи).

разработали конспекты непосредственно образовательной деятельности. («Россия – Родина моя», «Отрадный – моя Родина», «Символика родного города», «Эти мудрые русские сказки»).

Так же на этом этапе велась плодотворная работа по созданию единого социального пространства ДОУ: мини-музеи «Русская изба», «Народы Поволжья», «Народные промыслы»; театральная студия (театрализованная деятельность детей), экологический центр, где дети знакомятся с природой России, Поволжья; эстетический центр, где дети знакомятся с народными промыслами России, народов Поволжья: Гжель, Хохлома, Городец и т. д.

Содержание работы направлено на воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, детскому саду, улице, городу, стране.

Направлено на развитие исторической памяти, интереса к своим корням. На этом этапе важно развивать у детей познавательный интерес, потребность в познании культурно-исторических ценностей, раскрыть мудрость человечества через знакомство с художественной литературой.

Направлено на воспитание уважения к старшему поколению, любви к близким, доброту, милосердие, отзывчивость; включение детей в посильную деятельность по оказанию помощи.

Направлено на возрождение семейных традиций, традиций русского народа, народов России.

2.Работа с детьми.

Работа с детьми в этом направлении ведётся в различных видах деятельности и в свободное время. Образовательную деятельность следует проводить в разных формах с акцентом на личный опыт детей.

Система работы по формированию представлений о патриотизме у старших дошкольников.( на месяц):

 

месяца

нод

художественная литература

Игры

Взаимодействие с родителями

 

«Мой родной Отрадный»

Цель: познакомить с родным городом, его историческим прошлым и настоящим; воспитывать чувство уважения к далёким предкам и землякам Отрадного. (Волчкова – 107)

«Мой город»

Цель: Закрепить и систематизировать знания детей о родном городе.(Затулина – 31)

Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Цель: Познакомить детей с новой русской народной сказкой, объяснить ёё особенности. Учить отвечать на вопросы по содержанию.

(Затулина – 5)

«Природа родного края»

Цель: Дать детям понять, что природа наш общий дом.

«Фанты»

Правила игры.

На вопросы играющие должны отвечать быстро. Ответ исправлять нельзя. Ведущий может вести разговор одновременно с двумя играющими.

 Сделать альбом: «Наш город»

Цель: С помощью родителей сделать альбом нашего города;

воспитывать любовь и заботливое отношение к историческим местам нашего города.

3.Работа с родителями.

Просветительско-образовательная деятельность родителей.

«Дни открытых дверей»,совместные выставки поделок, рисунков. (новогодняя игрушка, поделки из природного материала и др.

консультации на различные темы («Народная мудрость о воспитании», «Традиции моей семьи», «Использование художественной литературы в работе с детьми дошкольного возраста» и др. родительские собрания («Знатоки истории города» - команда родителей и команда детей).

Для определения уровня сформированности представлений о патриотизме у старших дошкольников было исследовано 20 воспитанников старшей группы ДОО №15 г. о. Отрадный Самарской области.

С целью диагностики уровня развития патриотизма как нравственного качества у старших дошкольников применялись следующие методы: наблюдение, анализ содержания вопросов детей воспитателю, анализ детских рисунков, беседа с детьми.

Психологами и педагогами установлено, что развитие интереса к каким-либо явлениям, предметам тесно связано с наличием знаний об этих явлениях или предметах. Поэтому прежде, чем изучать интересы детей, была поставлена задача, выявить знания старших дошкольников о родном крае. Анализ ответов детей на вопросы в ходе беседы показал, что, во-первых, дети не умели включиться в беседу, часто "уходили" от ответов, рассказывали не о своем крае, а о том, где они отдыхали летом, что видели. Такое поведение объяснялось неустойчивым вниманием, узким кругом интересов, неуверенностью в своих знаниях.

Во-вторых, был отмечен низкий уровень знаний дошкольников о родном крае и его символике. Конечно, здесь сказалось и длительное отсутствие многих детей летом, и наличие в группе новых воспитанников, но главная причина была в несистематической работе родителей и педагогов по ознакомлению детей с городом.

В современной ситуации в работе по патриотическому воспитанию детей стал все очевиднее проявляться огромный воспитательный и образовательный потенциал русской культурной традиции. Велико искушение свести ее принципы к простой сарафанно-матрешечной декорации. Гораздо труднее воспитывать детей всеми доступными средствами и приемами народной педагогики. А что же такое «народная педагогика»? Можно уверенно перечислить устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство, праздники и обряды. Вообще – вся сокровищница исторического наследия – нравственных установок, этических принципов, условностей, традиций, суеверий – формирует в ребенке чувство причастности к культуре своего народа.

В настоящее время, в России можно отметить медленный, но явный рост интереса к истинной истории нашего государства и общества в целом. Возрождается интерес к национальной культуре, к обрядам и обычаям наших предков, к различным этапам развития истории народов, населяющих нашу родину. Но если мы представим себе новорожденного ребенка, входящего в современный мир цивилизации, то можем увидеть, что родители окружают его вниманием и заботой в соответствии со своим пониманием и своими возможностями. Традиционным в их действиях является лишь говорение с ребенком на родном языке, реже использование напевов, пестушек, потешек, народных игр.

Сказки и загадки присутствуют в его воспитании лишь как элемент фольклора, обрядовая часть отсутствует вовсе, подтексты культуры незнакомы порой даже педагогам. Видимо, поэтому часто знакомство со своей родной культурой, именно знакомство, поверхностное, внешнее.

Человек, не знающий прошлого своего народа, его культуры, подобен дереву без корней, кораблю, не знавшему родного порта и обреченного скитаться, как легендарный «Летучий Голландец». Не имея нравственных ориентиров, человек теряет самые главные человеческие ценности. Народная культура не только хранит эталоны этих качеств, но и бережет их в естественных и универсальных формах, доступных пониманию детей. Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного возраста характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то все, что усвоено в этот период, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле этого слова фундаментом для дальнейшего развития личности. Народная педагогика приспособлена к детскому восприятию, предусматривая особенности мышления детей разного возраста. Дети, впитавшие историческую родную культуру во всем ее многообразии, легко входят в культуру современную, опираясь на незыблемые установки, помогающие им отличить добро от зла, честь от бесстыдства, ответственность от праздной болтовни. 
Современное патриотическое воспитание владеет не только средствами народной педагогики – устным народным творчеством, играми, песнями, обрядами, но и другими средствами. Знакомство с Родиной начинается с самых близких и понятных ребенку мест – с их дома, района, города. Для этого используется и различный наглядный материал – достопримечательности района и города, фотографии, рассказы об истории тех или иных мест.

Восхищение и удивление, уважение вызывает у детей рассказы о различных профессиях, особенно тех, с которыми они еще не были знакомы в своей повседневной жизни – полярники, путешественники, ученые, военные, пожарные, космонавты. Знания о различных возможностях проявить свое мужество и героизм вдохновляют детей, воспитывают в них стремление овладеть «героической» профессией, служить людям и Отечеству.

Дети склонны к идеализации любимых объектов. Если это мама, то «самая красивая», если это родная страна, то она «самая большая, сильная, богатая». Для подтверждения этих чувств используется и наглядный материал, и беседы, и знакомство с природой.

Главным орудием воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста является речь педагога, неравнодушного человека, разделяющего с детьми радость узнавания нового, восхищение великим и прекрасным. Одно из важнейших средств – это художественное слово, все разнообразие форм и стилей, накопленных за историю русского народа и созданных талантливыми авторами.

В старшем дошкольном возрасте дети все плотнее знакомятся с книгой, как источником информации о мире. Потребности школы заставляют знакомить детей с грамотой и чтением как можно раньше. Книга – как символ знаний, радости, удовольствия – знакома детям с самого раннего возраста. Но именно в старшем дошкольном возрасте она становится неотъемлемой спутницей познавательного процесса. Непрерывно формируется и подкрепляется уважительное отношение к книге и на специальных занятиях по типу «Экскурсия в библиотеку», «Откуда книга пришла», «Наши любимые книги», и на бытовом уровне – детей приучают брать книгу чистыми руками, не рисовать на страницах. В старшем дошкольном возрасте дети уже привлекаются к ремонту растрепавшихся или порванных книг. В составе группы всегда находятся дети, у которых в семье не принято читать, телевизор и интернет заменил осязаемую и теплую книгу. Поэтому ребенку трудно понять и принять книгу как продукт совместного труда многих людей, от лесоруба до писателя, проникнуться к ней уважением и бережным отношением, особенно если в семье во главу угла ставятся потребительские принципы «Ничего страшного, купим новую».

Читать детям надо ежедневно, желательно, чтобы это правило не нарушали и родители в выходные дни и тогда, когда ребенок по каким-то причинам не посещает детский сад. Чувствительность детей к художественному слову велика настолько, что дети после прочтения, особенно с выражением, чувством, готовы сразу же применять новые знания или заниматься творческой деятельностью.

Воспитатель должен заражать детей своей любовью к Родине, с искренним удивлением и восхищением рассказывать о богатстве страны и достойных людях, государственных праздниках. Организовывать кружковую работу в уголке народного быта. Работать с родителями для привлечения их к участию в общественных праздниках, например – в параде, посвященному Дню Победы. Рассказывание сказок требует также артистизма и увлеченности, умения петь и применять жесты. Использование различных форм литературы вне занятий в неформальной, полусемейной обстановке приучают детей к естественности художественного слова, его повседневности. Как и краткие искорки народной мудрости – пословицы и поговорки, загадки и прибаутки, так и более объемные – сказки, песни и былины – естественно вплетаются в детское сознание.

Список художественных произведений для старшего дошкольного возраста довольно объемен и разнообразен. Вообще, используется литература самого разного объема, формы и стиля. Патриотическое воспитание, как более узкая часть воспитания личности, тем не менее, пользуется всем перечнем жанров, рекомендуемых старшему дошкольному возрасту.

Устное народное творчество – богатейший материал для патриотического воспитания. К старшему дошкольному возрасту дети уже знакомы со многими видами устного народного творчества. Самые короткие – пословицы и поговорки они узнали еще в младшем возрасте, с загадками познакомились в среднем. Для знакомства с родной культурой важно не только, чтобы ребенок пассивно знал некий набор поговорок и прибауток, но чтобы они использовались им в подходящих случаях – в игре или обрядах. Малая форма народного фольклора все еще присутствует и в программе и в быту детей – песенки, потешки и заклички, но интерес детей уже к ним не так сильно выражен, как в предыдущих возрастных группах. Зато становятся популярны считалки, загадки, скороговорки, волшебные сказки.

Русские народные волшебные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекают, радуют детей, но и закладывают основы нравственности. Пожалуй, самым ярким и любимым жанром для детей (да и для многих взрослых) остается народная сказка.

Былины - особый древний жанром устного народного творчества, с которым детей знакомят в старшем дошкольном возрасте. Содержание былин вплотную подходящих к патриотическому воспитанию. Для детей используются адаптированные варианты текстов. Героические сюжеты восхищают детей и будоражат их воображение яркой гиперболой, напевностью, легендарностью: «Велел Илья Соловью свистнуть вполсилы. А тот засвистал так, что люди замертво попадали. Тогда вывез Илья злодея в чисто поле и отсек ему голову…»

Обрядовые песни, прибаутки, докучные сказки и небылицы – входят в круг детского чтения (народные и авторские). К небывальщине и нелепицам дети испытывают особое тяготение. У дошкольников уже имеются четкие реалистичные представления об окружающем мире. В небылицах-перевертышах развиваются события, совершенно невероятные с точки зрения здравого смысла. Все действия – сплошная логическая ошибка. И детям нравится оперировать неосязаемыми сущностями, легко переставляя их в уме и ощущая себя значимыми и компетентными.

Знакомство детей с поэтическим языком при знакомстве с природой приучает их подмечать прекрасное и выражать мысль не плоскими, шаблонными фразами, а искать точное определение, подчеркивающее их ощущения и впечатления от красоты природы. Дети охотно учат стихи; используют метафоры и эпитеты для передачи особенно ярких чувств. «Смотрите! Березка сама как невеста, а волосы у нее золотистые!», «Небо сегодня хмурое и сердитое, как море!» - говорят дети.

Рассказы о природе – изучаются с целью ознакомления детей с природой (что является также частью формирования патриотического отношения к родному краю) и восприятию ее не только как полезного ресурса, но как частью живого, чувствительного мира. Формирование любви к природе начинается с удивления, радости от узнавания, восхищения. Рассказы К. Г. Паустовского, В. В. Бианки, Н. И. Сладкова, М. М. Пришвина – яркие зарисовок из жизни натуральной природы и ее обитателей, живых, таких понятных. Персонажи естественны и их переживания, описанные авторами, близки детям. В рассказах описывается красота родной природы в ее постоянном изменении, взаимодействие всех живых существ с их повседневными заботами и хлопотами.

Стихи о Великой Отечественной Войне – являются важной составляющей патриотического воспитания. Стихи С. Михалкова, С. Васильева, А. Твардовского, А. Барто о подвигах и мужестве солдат и партизан, защищавших Родину, не жалевших себя в борьбе – являются высокохудожественным средством воспитания. Сила ритмического поэтического слова действует на сознание детей вдохновляющее.

Основной формой использования литературы в воспитании патриотизма у старших дошкольников является специально организованное занятие. В рамках ознакомления с окружающим, природой, литературой – дети слушают различные произведения, беседуют с педагогом, рассказывают свои впечатления, заучивают наизусть и пересказывают.

Но для яркого запоминания и усвоения одного лишь устного знакомства недостаточно. В этом возрасте сохраняется наглядно-образное мышление, поэтому, чтобы у детей сложилось представление о явлении (будь то понятие государственных символов, красоты родной природы, военной героики) – нужна опора на визуальные впечатления.

Для сопровождения чтения вслух сказок, былин, рассказов, используются наглядные пособия, репродукции картин, иллюстрации в книгах, фотографии и открытки по теме. При чтении сказок и рассказов с новыми словами – например – «прялка», «решето», «ухват» - четкое понимание детям дает натуральный предмет, или хотя бы его изображение, потому что словесное описание – объяснение незнакомого предмета они воспринимают с трудом. Использование предметов быта и старины при чтении и рассказывании былин усиливает познавательный эффект и привлекает внимание детей как «сюрпризный момент».

Также используется воспитательная сила художественной литературы в проектной деятельности детского сада. Воспитательно-образовательная работа педагога и учреждения в целом должна быть направлена на формирование у детей образа героя, защитника своего государства, воспитание чувства гордости за историю становления страны и потребности защищать Родину. Работу по данному направлению можно представить как интеграционную, для ее решения в дошкольных учреждениях довольно часто используется проектный метод деятельности. С целью разработки такого проекта, музыкальный руководитель и воспитатель ставят перед собой задачу проведения праздника, затем разрабатывают план, где предусматривается обогащение детей новыми знаниями и закрепление имеющихся знаний. Предпраздничная деятельность заканчивается проведением праздника, она направлена на основную цель, заключенную в самом празднике: формирование желания быть защитником земли, на которой ребенок родился и вырос, которую как зеницу ока берегли предки; понимание того, что все великие деяния и мужественные поступки совершаются из любви к Отечеству и своим близким, к своему народу, из чувства ответственности перед ними. На семейных праздниках, с участием родителей ставится еще и цель укрепления семейных отношений, совместная деятельность с родителями доставляет детям много радости и подкрепляет уверенность в своей ценности. Во время праздников дети читают наизусть заранее выученные стихи. Как правило, на таких праздниках присутствуют дети из другой группы, родители, ветераны, гости, что вызывает у детей особенное отношение к своей декламации, это выступление на празднике, торжественное событие, где ребенок – один из главных участников.
Для закрепления впечатления от прочитанного, а также для контроля усвоения детьми материала, детям дается возможность творчески выразить впечатления с помощью изо-деятельности, конструирования, лепки. Воспитатель может организовать с детьми свободную игру-драматизацию, строительно-конструкторскую или сюжетно-ролевую игру. Заинтересованность детей или продуктивность их деятельности показывает, насколько интересно было для детей художественное произведение, как доступно и убедительно педагог передал чувства и события, изложенные в произведении, насколько сформирован у детей образ национального героя, ответственного гражданина, насколько близки и понятны им явления родной культуры, сюжеты сказок, художественных произведений в целом. Задачи патриотического воспитания решаются комплексно, но художественная литература занимает главное место в формировании личности юного гражданина нашей Родины.

Заключение

 

  Патриотизму нельзя научить. Его необходимо воспитывать с самого начала,

когда образное слово, эмоции, чувства значат для ребенка больше, чем разум.

Роль книги в этом воспитательном процессе крайне важна. Причем именно

детской, учитывающей психологические и индивидуальные различия детей

разных возрастных групп.

Таким образом, главной задачей патриотического воспитания в дошкольном

возрасте является приобщение дошкольника к отеческому наследию.

Нравственные и патриотические качества личности ребенка не могут появиться

самостоятельно, они формируются по мере накопления и эмоционального

освоения детьми конкретных фактов, и зависит от того, какие были

использованы средства и методы воспитания, какие условия были для этого

созданы.

Одной из современных методов приобщения детей к художественной

литературе является проектный метод, который открывает большие

возможности.

Список использованной литературы:

1. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М., 2008.

2. Мудрость воспитания: Книга для родителей / Сост. Б.М. Бим-Бад, Э.Д.Днепров, Г.Б.Корнетов. – М.: Педагогика, 1988.

3. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. – М., 2006.

4. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / Управление ДОУ.– 2005.– №1.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon itogovaya_rabota.ppt163.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Патриотическое воспитание дошкольников посредством художественной литературы» Выполнила: А.У.Мухамеджанова воспитатель Детского сада «Умка» г.Нефтегорска

Слайд 2

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны

Слайд 3

Сказки и загадки присутствуют в его воспитании лишь как элемент фольклора, обрядовая часть отсутствует вовсе, подтексты культуры незнакомы порой даже педагогам. Видимо, поэтому часто знакомство со своей родной культурой, именно знакомство, поверхностное, внешнее.

Слайд 4

Вид проекта: тематический Продолжительность проекта: долгосрочный Участники проекта: педагоги, воспитанники, родители (законные представители) воспитанников.

Слайд 5

Пояснительная записка. Патриотизм (от латинского слова - это «Родина, Отечество») - любовь к Родине, родной земле, выражающаяся в стремлении ее прославить, принести ей пользу, одно из самых сильных чувств человека. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, ощущение неразрывной связи со своим народом, с его языком, культурой, бытом и нравами. Воспитывать это чувство необходимо с раннего возраста. « Правильное воспитание - это наша счастливая старость» - говорил А.С.Макаренко

Слайд 6

Актуальность проекта обусловлена проблемой патриотического воспитания в наши дни . Детская художественная литература как нельзя более подходит для этих целей, являясь незаменимым средством познания и воспитания . Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что одной из особенностей воспитания патриотизма дошкольников кроется в их возрасте. Дошкольный возраст-фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал.

Слайд 7

Цель: формирование представления о патриотизме у дошкольников средствами художественной литературы Задачи: 1.Формировать у ребенка знания об истории своего города, края, о символике родного края (флаг, герб) 2.Развивать у детей познавательный интерес, потребность в познании культурно – исторических ценностей через знакомство с художественной литературой. 3.Воспитывать ценностное отношение и гордость о героях своей страны. 4.Пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость, приобщая их к художественной литературе, искусству, народной культуре. Вся система работы построена на принципах систематичности, последовательности , доступности.

Слайд 8

Ожидаемые результаты проекта: 1.Формирование познавательного интереса у детей, расширение представлений о художественной литературе. 2.Готовность воспринимать произведения художественной литературы, эмоционально откликаться на выраженные в них чувства и настроения. 3. Проявление интереса к объектам окружающего мира, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания. 4.Отражение в рисунках, продуктивной деятельности, речевых продуктах свойства и качества объектов окружающего мира. 5. Повышение основ экологической грамотности у детей через воспитание любви к природе и бережное отношение к ней. 6. Повышение познавательного интереса среди детей к народным традициям характерным для русского народа – народным праздникам, родной истории. 7. Привлечение родителей к участию в воспитательно - образовательном процессе.

Слайд 9

Планирование проекта. 1.Довести до участников проекта важность данной проблемы 2. Составление схемы - реализации проекта . 3. Создание предметно-развивающей среды. 4. Подбор материалов к проекту. 5. Сбор информации в различных источниках о истории России. 6.Подбор народных игр, забав, пословиц, стихов. 7.Подбор коммуникативных игр. 8. Подбор стихотворений русских поэтов и писателей современности. 9. Выставка изделий, продуктов и материалов. 10.Подбор произведений русского народного творчества, картин русских художников. 11.Подготовка компьютерной презентации для детей о березе «Без березы не мыслю России», разработка акций. 12.Составление сценария народного праздника «Русская береза»

Слайд 10

Современное патриотическое воспитание владеет не только средствами народной педагогики – устным народным творчеством, играми, песнями, обрядами, но и другими средствами. Знакомство с Родиной начинается с самых близких и понятных ребенку мест – с их дома, района, города. Для этого используется и различный наглядный материал – достопримечательности района и города, фотографии, рассказы об истории тех или иных мест.

Слайд 11

Восхищение и удивление, уважение вызывает у детей рассказы о различных профессиях, особенно тех, с которыми они еще не были знакомы в своей повседневной жизни – полярники, путешественники, ученые, военные, пожарные, космонавты. Знания о различных возможностях проявить свое мужество и героизм вдохновляют детей, воспитывают в них стремление овладеть «героической» профессией, служить людям и Отечеству

Слайд 12

Заключение Патриотизму нельзя научить. Его необходимо воспитывать с самого начала, когда образное слово, эмоции, чувства значат для ребенка больше, чем разум. Роль книги в этом воспитательном процессе крайне важна. Причем именно детской, учитывающей психологические и индивидуальные различия детей разных возрастных групп. Таким образом, главной задачей патриотического воспитания в дошкольном возрасте является приобщение дошкольника к отеческому наследию. Нравственные и патриотические качества личности ребенка не могут появиться самостоятельно, они формируются по мере накопления и эмоционального освоения детьми конкретных фактов, и зависит от того, какие были использованы средства и методы воспитания, какие условия были для этого созданы. Одной из современных методов приобщения детей к художественной литературе является проектный метод, который открывает большие возможности .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сообщение "Нравственно -патриотическое воспитание дошкольников средствами художественной литературы".

сообщение "Нравственно -патриотическое воспитание дошкольников средствами художественной литературы"....

Патриотическое воспитание дошкольников средствами художественной литературы.

Патриотическое  воспитание дошкольников  средствами  художественной литературы....

КОНСУЛЬТАЦИЯ (консультационный пункт) «Нравственное воспитание дошкольников посредством художественной литературы»

В формировании любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребёнка будут складываться представления о сущности нравственного качества,...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников посредством художественной литературы "С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?" - 2022 г.

Нравственно - патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств посредством художественной литературы. С самого рождения ре...

Патриотическое воспитание дошкольников посредством художественной литературы

Патриотическое воспитание дошкольников посредством художественной литературы...