КОНСУЛЬТАЦИЯ (консультационный пункт) «Нравственное воспитание дошкольников посредством художественной литературы»
консультация

Валуй Светлана Владимировна

В формировании любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребёнка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennoe_vospitanie_posredstvom_hudozh_liter.docx45.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад № 29 городского округа города Райчихинска Амурской области

КОНСУЛЬТАЦИЯ

(консультационный пункт)

«Нравственное воспитание дошкольников посредством художественной литературы»

  D:\Мои Документы\Консультационный пункт\Консульт. пункт 2016\depositphotos_6457853-stock-photo-little-child-play-with-book.jpg 

 

                                                                         Старший воспитатель

                                                                   МДОАУ д/с № 29

                                                        Валуй С.В.

    

       В формировании любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребёнка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.

       Художественная литература служит могучим действенным средством нравственного воспитания детей. Дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы. Произведения литературы всегда содержат в себе какую - то оценку событий. Нужно, чтобы ребёнок сопоставлял свой собственный опыт с той моралью, которую преподносит ему книга. А, поскольку книга- это авторитет, у ребенка будет вырабатываться правильная, этически верная оценка тех событий, которые ему довелось наблюдать самому.

       Художественное произведение способствует развитию чувств и представлений. Ребенок не всегда может увидеть главное в содержании произведений, поэтому после чтения обязательно провести беседу о прочитанном, обсуждение описываемых ситуаций, заключающих в себе моральный смысл, с целью формирования у них умения оценивать поступок литературного героя и те переживания, которые он испытывает при совершении поступка.

        Используя художественные тексты как готовый культурный материал, воспитатель выступает проводником детей в миры, создаваемые книгой, а как партнер вместе с детьми удивляется, восхищается, огорчается, сопереживает персонажам в происходящих с ними событиях.

       В течение года знакомлю детей с большим количеством произведений детской художественной, показываю с детьми театр, рассказываю, разучиваем произведения русского фольклора. Прививаю детям культурно- гигиенические навыки с помощью потешек «Водичка- водичка», «Водичка серебристая».

      Таким образом, использование художественной литературы в разных видах детской деятельности, позволит не только сформировать практические навыки нравственных норм поведения в обществе, но и раскрыть их значение для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми.

        В своей работе использую разные жанры художественного  слова: потешки, стихотворения, рассказы, сказки.

       Сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Сказки влияют на духовно-нравственное развитие ребёнка, ребёнок узнаёт о добре и зле, происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций. Материалом для народных сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогут педагогу показать: как дружба помогает победить зло [«Зимовье»]; как добрые и миролюбивые побеждают [«Волк и семеро козлят"]; что зло наказуемо [«Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»].

       Сказка не дает прямых наставлений детям [типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»], но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

       Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость - в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т.д. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается [«Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»], мудрость восхваляется [«Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел»], забота о близком поощряется [«Бобовое зернышко»].

      Надеюсь, что в будущей взрослой жизни у воспитанников не потеряется детская доброта, уважение, щедрость сердца, понимание и принятие другого человека таким, каков он есть, чтобы детство осталось ярким началом жизненного пути.

          Особое место в группе отводится центру речевой деятельности, где оборудована библиотека, в которой представлены сказки, картинки раскраски, иллюстрации. Мною были подобраны произведения детской художественной литературы, которые способствуют формированию нравственных качеств дошкольников.

         Стараюсь работать в тесном содружестве с родителями. Оформлен уголок для родителей «Мы читаем», рекомендации по художественным произведениям, папки передвижки, где указаны авторы и названия произведений. И это обеспечивает положительные результаты для всестороннего развития личности ребенка, а также стараюсь доброжелательно относиться к каждому ребенку, т.к. только терпимость, доброжелательность, любовь к детям дадут положительные результаты.

        Проводя итоги, я сделала вывод, что приобщение ребенка к литературе способствует нравственному воспитанию. Герои произведений вызывали у детей сочувствие к себе, помогали в проявлении в самых простых формах чувства долга, уважения к родителям, умения поступиться своими желаниями. Все это явилось решающим фактором, обеспечивающим нравственное развитие дошкольников.

Список использованной литературы:

Божович Л.И., Конникова Т.Е., Нравственное формирование личности школьника в коллективе. - М.: 1998 г.

Буре Р.С., Социально-нравственное воспитание дошкольников. Пособие для воспитателей детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2012 г.

Шорохова О.А., Играем в сказку. М.: «Творческий центр», 2006 г.

Фесюкова Л.Б., Воспитание сказкой, М.: АСТ, 2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей посредством художественной литературы»

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребёнка будут складываться представления о сущности нравственного качеств...

Нравственное воспитание детей посредством художественной литературы.

      Проблема нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных проблем общественного развития, а в современных условиях она приобретает особое значение. С...

Нравственное воспитание детей посредством художественной литературы

Дошкольный возраст – это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Особенностями этого возраста являются высокая восприимчивость и легкая обучаемо...

Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей посредством художественной литературы»

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому важно донести до родителей , что очень важны знания, на основе которых у ребёнка будут складываться предста...

Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей посредством художественной литературы»

Художественная литература, в качестве источника знаний и нравственно-этических норм, в качестве транслятора культуры и традиций общества во все времена считалась одним из базовых компонентов в воспита...

Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей посредством художественной литературы»

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребёнка будут складываться представления о сущности нравственного качеств...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников посредством художественной литературы "С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?" - 2022 г.

Нравственно - патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств посредством художественной литературы. С самого рождения ре...