Труд в природе как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Егорова Ирина Викторовна

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Что посеешь, то и получишь» предназначен для детей ОНР старшего дошкольного возраста и включает в себя такие методы и приемы, как наблюдение,  объяснение, показ, самостоятельная практическая деятельность, динамическая пауза, художественное слово и др. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trud_v_prirode_kak_metod_ekolog._vospitaniya.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

ТРУД В ПРИРОДЕ КАК МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

                                                                                                                                И.В.Егорова, воспитатель

                                 МБДОУ «Детский сад № 112 комбинированного вида» города Чебоксары Чувашской Республики

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.

Труд как метод экологического воспитания в детском саду имеет большое значение. Непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети приобретают конкретные знания о ней, устанавливают некоторые связи между развитием растении, животных и уходом за ними человека.

Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитывается любовь к природе, бережное отношение к ней. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Труд в природе способствует развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека, уважение к людям труда.

В процессе труда формируются практические навыки ухода за растениями, развиваются интеллектуальные умения: планировать, подбирать материалы и инструменты, намечать последовательность операций, распределять их по времени и между участниками труда.

Конспект  образовательной деятельности  по экологическому воспитанию

для  детей  ОНР  подготовительной к школе группы

«Что посеешь, тои получишь».

Программное содержание:

Коррекционно-образовательные  задачи

        Уточнить представления детей о том, из чего можно вырастить растение. Позволить увидеть начальные этапы формирования новых растений. Познакомить с семенами.

        Закрепить знания об овощных культурах и их семенах (фасоли, гороха, кабачка, тыквы), о стадиях роста и развития растения из семян. Учить различать их и сравнивать.

        Продолжать учить детей приемам посадки (сделать бороздки,  разложить семена, засыпать семена землей, полить). Подвести к пониманию условий, необходимых для успешного развития растений.

Коррекционно-развивающие задачи

        Уточнять и расширять словарь: семядоли, почка, бороздка, кожура, парничок.  Развивать внимание, мышление, тактильные ощущения; трудовые навыки.

Воспитательные задачи

Вызвать у детей интерес к выращиванию растений, радость от совместной дружной работы. Воспитывать желание бережно относится к живым существам; инструментам и материалам, аккуратно убирать их на место после работы.

Материал:

        Ящики с увлажненной землей; розетки с сухими и набухшими семенами фасоли, гороха; палочки с отметками; лейки с водой, предметные картинки на тему «Овощные культуры»; мешочки с семенами фасоли, гороха, кабачка, тыквы; модель стадии роста и развития растений, технологическая карта посадки; клеенка на стол, фартучки, тряпочки, пленка для парничка; дневник наблюдений;  CD-диск

Предварительная работа:

        Наблюдения за ростом лука, овса; игра «Вершки и корешки»; рассматривание иллюстраций с изображением овощей; отгадывание загадок; беседа «В каком виде едят овощи?»

Ход занятия:

        Воспитатель загадывает детям загадку:

                                                               Любит влагу и тепло

                                                                К свету тянется оно.

                                                                                                   (растение)

Педагог предлагает детям рассмотреть предметные картинки с изображением овощных культур (горох, фасоль, тыква,  кабачок)

- Где употребляют эти овощные культуры? (ответы детей)

Педагог сообщает о том, что важное место в питании чувашского народа занимали бобовые культуры - горох и чечевица. Из них варили супы, мука этих культур использовалась для приготовления киселей и различных печений. Каши из этих круп очень полезны и питательны – ведь в горошинах, как и в мясе, много полезных белков.

Создает проблемную ситуацию.

- Ребята, что надо сделать, чтобы вырастить новое растение (посеять – посадить в почву семена). А видели когда-нибудь в семени маленькое растение? Воспитатель не дает ответа и предлагает найти его самостоятельно. Для этого она раздает детям крупные сухие семена фасоли, гороха, тыквы, кабачка  и просит рассмотреть их. Задает вопросы:

- Как вы думаете, что вырастет из этого семени? (фасоль, горох . . . ).

- Как вы думаете, они живые? (Они сухие, но в них есть жизнь - зародыш.). Пока это  спящие семена.

- Какие семена? (сравниваем).

Воспитатель предлагает разломить семя  и поискать маленькое растение (не получается, так как семена твердые).  

- Прежде, чем посадить семя, что нужно сделать, чтобы оно проснулось? (его нужно замочить в воде на 12 часов, чтобы оно набухло)

Тогда воспитатель раздает каждому ребенку проросшие семена, у которых длина корня 1 см. на данном семени хорошо видно, как корень прорвал кожуру.

- Данная оболочка называется кожурой, - поясняет педагог.

- Осторожно снимите кожуру. Что находится под ней? (половинки семени белого цвета). Эти половинки называются семядоли, т.е. долями семени (дети повторяют).

- Очень осторожно раздвиньте семядоли и посмотрите, связаны ли они между собой? (связаны тонкой перемычкой в том месте, где на семени имеется выемка).

- Положите семядоли на тарелочку и внимательно рассмотрите, что еще тут есть, кроме корня (выше корня находится какое-то образование). – Оно называется почкой, - поясняет педагог.

- Давайте подумаем: когда растение будет расти, что получится из почки? (листья).

- А теперь осталось найти стебель. Посмотрите на то место, где сходятся почка и корень. Видите небольшой шарик? Это и есть стебелек.

- Вам не кажется, что мы нашли в семени маленькое растение с корнем, стеблем и почкой? (ответы детей). Давайте подумаем, почему это маленькое растение такое нежное и слабое не гибнет? Кто догадался? (Его защищают семядоли, они прячут растение между собой).

- К какому выводу мы пришли?

- Маленькое растение всегда находится в семени.

(Воспитатель показывает модель стадии роста и развития растения).

Игровая ситуация (физкультурная минутка)

Дети получают письмо от Золушки:

«Здравствуйте, милые дети. Мне очень хочется пойти на бал. Но злая мачеха поручила мне выполнить два задания: перебрать семена и посадить грядку фасоли (гороха).  А я одна не успею все сделать до вечера. Мне очень жаль...» Воспитатель предлагает помочь Золушке.

Дети под музыку раскладывают 4 вида семян в цветные мешочки.

Воспитатель отмечает (по завершению), что с одним заданием мы справились – пора приступать ко второму.

Посев – посадка семян (коллективный труд).

Воспитатель задает вопрос:

- Что надо сделать с семенами, чтобы они проросли? (посадить в землю). Воспитатель сообщает, что семена  фасоли и гороха посадим в землю и будем ухаживать за ними, наблюдать за их ростом. А потом высадим в огород и будем ждать урожая. Сажать будем в небольшие ящики.

Воспитатель показывает  приемы посадки:

- Мы посадим семена в приготовленную плодородную почву. Поверхность почвы должна быть ровной, чтобы солнышко зернышки прогревало одинаково.

- Палочкой сделаем бороздки, глубиной до отметки, положим в нее семена (семена, замоченные за сутки до посадки).

- Если семена крупные, нужно их сеять по одному рукой.

- После этого  присыпаем (закрываем)  бороздки землей (прощипыванием).

- Что нужно сделать, чтобы семена проросли? (полить).

- Помечаем посеянные семена, табличками.

- Будем их любить, ухаживать, поливать, удобрять, а они будут нас радовать.

Рассмотрев технологическую карточку по посадке семян, дети закрепляют последовательность посадки (словесно).

- Но для начала нам нужно организовать своё рабочее место.  (Дети надевают  фартуки и стелют клеёнку на стол). Затем делятся на два звена, договариваются между собой о том, кто, что будет делать  и, приступают к самостоятельному выполнению. (Одно звено сажает в ящик горох,  другое – фасоль)

В процессе труда дети вспоминают и проговаривают чувашские пословицы о труде:

Что посеешь, то и получишь.

Что на земле, то и на столе.

Дело спорится, когда много работников.

        По  окончании работы воспитатель  спрашивает ребят: «Куда мы поставим посевы, чтобы семена лучше росли? (Поставить на светлое место, на окно).

- Чтобы они быстрее росли,   закроем ящики прозрачной пленкой – сделаем как бы парничок на окне и будем ухаживать за посевами.  (Можно для сравнения закрыть пленкой только один ящик).

- Молодцы, ребята! Оказали большую помощь Золушке, - говорит педагог. Но как, же она узнает о наших результата? (высказывания детей).

Воспитатель предлагает каждую неделю делать зарисовки и фиксировать изменения в «Календаре наблюдений за ростом и развитием растения».

После всего дети приступают к уборке  рабочего места, помогая друг другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по теме: «Проектная деятельность как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста» в старшей группе.

Перспективный план по экологическому воспитанию дошкольников старшего возраста методом проектной деятельности....

Перспективный план по по теме «Проектная деятельность как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста» во 2 младшей группе

Перспективный план по по теме «Проектная деятельность как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста» во 2 младшей группе...

Формы и методы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей.

Формы экологического воспитания:        1.1 Занятия.         Занятия являются ведущей формой организации работы по ознакомлен...

Игра как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста

Воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной природы, привлечение к носильной помощи в охране природы, экологическое воспитание всего населения, а особенно молодого подр...

Наглядные методы экологического воспитания детей дошкольного возраста

Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Формирование экологической культуры населения, начало ее становления падает на первые семь-восемь лет жизни ребенка. И...

«Экологические сказки, как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста»

Экологическое образование включает в себя знакомство с бесконечно разнообразным миром природы. Основные задачи такого образования заключаются в формировании у дошкольников элементов экологического соз...