Содержание экологического воспитания детей средней группы и способы его реализации в образовательно-воспитательном процессе ДОО.
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)
Статья по теме: Содержание экологического воспитания детей средней группы и способы его реализации в образовательно-воспитательном процессе ДОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 11.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Захаренко Вероника Владимировна
Воспитатель
ГБДОУ детский сад 355
Московского района
г. Санкт-Петербург
Тема: Содержание экологического воспитания детей средней группы и способы его реализации в образовательно-воспитательном процессе ДОО.
Дошкольный возраст – важный этап в развитии экологического воспитания человека. Именно в этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.
Экологическое воспитание осуществляется в детском саду в течение всего дня, через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях.
Цели и задачи экологического воспитания детей:
- Ознакомление с природой и природными явлениями.
- Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
- Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля.
- Формирование элементарных экологических представлений.
- Формирование понимания того, что человек - часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды.
- Воспитание любви к природе, желания беречь ее.
- Развитие познавательных интересов детей, развитие любознательности и познавательной мотивации;
- Формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности;
Наглядные методы обучения
Наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений
природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развитие объектов (растений, животных), сезонных наблюдений.
Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие активное восприятие детей: задает вопросы, предлагает обследовать, сравнить объекты между собой.
Наблюдение может проводиться как с отдельными детьми, с небольшими группами, так и со всей группой воспитанников. В зависимости от поставленных воспитателем целей наблюдение бывает эпизодическим, длительным и итоговым.
Использование иллюстративно-наглядного материала в работе с детьми
Знакомя детей с природой, педагоги используют разнообразный иллюстративно- наглядный материал: дидактические картины, репродукции с художественных картин, фотографии, диафильмы, кинофильмы, презентации.
Практические методы
Несложные опыты и экспериментирование
Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям.
Ознакомление детей с природой в играх
В практике дошкольного воспитания применяются несколько групп игр:
- Дидактические игры – игры с правилами, имеющие готовое содержание.
- Настольно-печатные игры
- Словесные игры – это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово.
- Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни.
Ознакомление детей с природой в повседневной жизни
Педагоги широко используют для экологического воспитания детей прогулки. Они дают возможность накопить у детей представления о таких явлениях природы, которые протекают длительное время. Педагоги знакомят воспитанников с повседневными изменениями природы по сезонам на участке детского сада, организуют разнообразные игры с природным материалом – песком, глиной, водой, льдом и т.д. У детей накапливается чувственный опыт, воспитывается любознательность, наблюдательность. А также в группах детского сада необходимо создать соответствующую предметно-развивающую среду, которая предусматривает построение вариативного развивающего пространства, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, участников совместной деятельности. Она должна быть доступной, т. е. обеспечивать свободный доступ воспитанников к материалам, пособиям, объектам природы. Безопасной, т. е. все ее элементы должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования. И включать в себя не только природный уголок, но и центр познавательной активности для экспериментирования с различными материалами, наблюдения за природными явлениями и объектами неживой природы.
Нужно стремиться по мере возможности теоретические знания, полученные в непрерывной образовательной деятельности, закреплять в процессе предметно-преобразующей деятельности в природе. Детей следует привлекать к уходу за растениями и животными, сохранению благоприятной экологической обстановки. В результате у дошкольников формируется личный опыт воздействия на природу, активизируются познавательные интересы, формируется потребность к деятельности в природе.
Словесные методы
Рассказ воспитателя о предметах и явлениях природы
Рассказ – вид творческой художественной деятельности воспитателя, требующий от него определенных знаний о природе, наблюдательности, умения сопоставить явления природы, размышлять над ними.
Беседа как метод ознакомления детей с природой
В каждой беседе решается задача развития речи детей. Беседы о природе принято делить на следующие виды: установочные, эвристические и итоговые.
Основные формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию
- Непрерывная образовательная деятельность (НОД)
- Экскурсии
- Экологические праздники и досуги (наиболее популярными являются праздники, которые проводятся в детском саду, где воспитанники принимают активное участие, а также могут привлекать родителей «Дары природы», «Осенний бал», «Здравствуй, лето», «Ах ты, зимушка-зима» и т.д. Также часто практикуется совместная трудовая деятельность по уборке и благоустройству территории, работе на клумбах и участке)
Следует обратить внимание на существующие формы взаимодействия с родителями
- Консультации,
- Конкурсы,
- семейные встречи,
- выставки детских работ,
- методические бюллетени
Участие родителей в совместной работе с детьми повышает интерес дошкольников к заданию, помогает наладить контакт между членами семьи, сблизить их эмоционально, способствуя формированию экологической культуры и у взрослых. Главное заинтересовать родителей такой деятельностью, предлагать им лично значимую экологическую информацию.
Заключение. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования. Главной целью экологического воспитания является - формирование начал экологической воспитанности: правильного отношения детей к окружающей среде и природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: «Содержание экологического воспитания детей подготовительной группы и способы его реализации в образовательно- воспитательном процессе ДОО»
Полезно педагогам ГБДОУ....
Содержание экологического воспитания детей старшей группы и способы его реализации в образовательно – воспитательном процессе ДОО
Раскрыты цели и задачи экологического воспитания в конкретной группе...
Содержание экологического воспитания детей младшей группы и способы его реализации в образовательно-воспитательном процессе ДОО.
Экологическое воспитание начинается с раннего детства...
Содержание экологического воспитания детей средней группы и способы его реализации в образовательно-воспитательном процессе ДОО
В наши дни экологическое воспитание дошкольников приобретает растущую актуальность. Дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия мира. Дети в раннем во...
Содержание экологического воспитания детей средней группы и способы его реализации в образовательно-воспитательном процессе ДОО
Содержание экологического воспитания детей средней группы и способы его реализации в образовательно-воспитательном процессе ДОО...
Тема :Содержание экологического воспитания детей средней группы и способы его реализации в образовательно-воспитательном процессе ДОО
Дошкольный возраст – начальный и важный этап в развитии экологической культуры человека. Именно в этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе...
Содержание экологического воспитания детей средней группы и способы его реализации в образовательно-воспитательном процессе ДОО
Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС и ФОП — это процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии: устойчивых знаний...