Содержание экологического воспитания детей средней группы и способы его реализации в образовательно-воспитательном процессе ДОО.
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Захаренко Вероника Владимировна

Статья по теме: Содержание экологического воспитания детей средней группы и способы его реализации в образовательно-воспитательном процессе ДОО. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx11.02 КБ

Предварительный просмотр:

Захаренко Вероника Владимировна

Воспитатель

ГБДОУ детский сад 355

Московского района

г. Санкт-Петербург

Тема: Содержание экологического воспитания детей средней группы и способы его реализации в образовательно-воспитательном процессе ДОО.

Дошкольный возраст – важный этап в развитии экологического воспитания человека. Именно в этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.

Экологическое воспитание осуществляется в детском саду в течение всего дня, через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях.

Цели и задачи экологического воспитания детей:

  • Ознакомление с природой и природными явлениями.
  • Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
  • Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля.
  • Формирование элементарных экологических представлений.
  • Формирование понимания того, что человек - часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды.
  • Воспитание любви к природе, желания беречь ее.
  • Развитие познавательных интересов детей, развитие любознательности и познавательной мотивации;
  • Формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности;

 

Наглядные методы обучения

Наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений

природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развитие объектов (растений, животных), сезонных наблюдений.

Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие активное восприятие детей: задает вопросы, предлагает обследовать, сравнить объекты между собой.

Наблюдение может проводиться как с отдельными детьми, с небольшими группами, так и со всей группой воспитанников. В зависимости от поставленных воспитателем целей наблюдение бывает эпизодическим, длительным и итоговым.

Использование иллюстративно-наглядного материала в работе с детьми

Знакомя детей с природой, педагоги используют разнообразный иллюстративно- наглядный материал: дидактические картины, репродукции с художественных картин, фотографии, диафильмы, кинофильмы, презентации.

Практические методы

Несложные опыты и экспериментирование

Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям.

Ознакомление детей с природой в играх

В практике дошкольного воспитания применяются несколько групп игр:

  • Дидактические игры – игры с правилами, имеющие готовое содержание.
  • Настольно-печатные игры
  • Словесные игры – это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово.
  • Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни.

 

Ознакомление детей с природой в повседневной жизни

Педагоги широко используют для экологического воспитания детей прогулки. Они дают возможность накопить у детей представления о таких явлениях природы, которые протекают длительное время. Педагоги знакомят воспитанников с повседневными изменениями природы по сезонам на участке детского сада, организуют разнообразные игры с природным материалом – песком, глиной, водой, льдом и т.д. У детей накапливается чувственный опыт, воспитывается любознательность, наблюдательность. А также в группах детского сада необходимо создать соответствующую предметно-развивающую среду, которая предусматривает построение вариативного развивающего пространства, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, участников совместной деятельности. Она должна быть доступной, т. е. обеспечивать свободный доступ воспитанников к материалам, пособиям, объектам природы. Безопасной, т. е. все ее элементы должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования. И включать в себя не только природный уголок, но и центр познавательной активности для экспериментирования с различными материалами, наблюдения за природными явлениями и объектами неживой природы.

Нужно стремиться по мере возможности теоретические знания, полученные в непрерывной образовательной деятельности, закреплять в процессе предметно-преобразующей деятельности в природе. Детей следует привлекать к уходу за растениями и животными, сохранению благоприятной экологической обстановки. В результате у дошкольников формируется личный опыт воздействия на природу, активизируются познавательные интересы, формируется потребность к деятельности в природе.

Словесные методы

Рассказ воспитателя о предметах и явлениях природы

Рассказ – вид творческой художественной деятельности воспитателя, требующий от него определенных знаний о природе, наблюдательности, умения сопоставить явления природы, размышлять над ними.

Беседа как метод ознакомления детей с природой

В каждой беседе решается задача развития речи детей. Беседы о природе принято делить на следующие виды: установочные, эвристические и итоговые.

Основные формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию

  • Непрерывная образовательная деятельность (НОД)
  • Экскурсии
  • Экологические праздники и досуги (наиболее популярными являются праздники, которые проводятся в детском саду, где воспитанники принимают активное участие, а также могут привлекать родителей «Дары природы», «Осенний бал», «Здравствуй, лето», «Ах ты, зимушка-зима» и т.д. Также часто практикуется совместная трудовая деятельность по уборке и благоустройству территории, работе на клумбах и участке)

 Следует обратить внимание на существующие формы взаимодействия с родителями

  • Консультации,
  • Конкурсы,
  • семейные встречи,
  • выставки детских работ,
  • методические бюллетени

   Участие родителей в совместной работе с детьми повышает интерес дошкольников к заданию, помогает наладить контакт между членами семьи, сблизить их эмоционально, способствуя формированию экологической культуры и у взрослых. Главное заинтересовать родителей такой деятельностью, предлагать им лично значимую экологическую информацию.

Заключение. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования. Главной целью экологического воспитания является - формирование начал экологической воспитанности: правильного отношения детей к окружающей среде и природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание экологического воспитания детей средней группы и способы его реализации в образовательно-воспитательном процессе ДОО

В наши дни экологическое воспитание дошкольников приобретает растущую актуальность. Дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия мира. Дети в раннем во...

Содержание экологического воспитания детей средней группы и способы его реализации в образовательно-воспитательном процессе ДОО

Содержание экологического воспитания детей средней группы и способы его реализации в образовательно-воспитательном процессе ДОО...

Тема :Содержание экологического воспитания детей средней группы и способы его реализации в образовательно-воспитательном процессе ДОО

Дошкольный возраст – начальный и важный этап в развитии экологической культуры человека. Именно в этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе...

Содержание экологического воспитания детей средней группы и способы его реализации в образовательно-воспитательном процессе ДОО

Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС и ФОП — это процесс развития детей,  направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии: устойчивых знаний...