НОД ФЦКМ «Поет зима – аукает – мохнатый лес баюкает»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Чтобы заинтересовать детей предстоящей экскурсией, использую игровой сюжет: лесовичок просит детей помочь ему побывать в лесу зимой. Лесовичок вместе с детьми повторяет правила поведения в лесу: не нужно шуметь, ходить надо по дорожкам, не задевать кусты, чтобы не сломать замерзшие ветки, быть внимательными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyot_zima.docx | 18.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Поет зима – аукает – мохнатый лес баюкает»
Задачи. Учить различать виды хвойных деревьев (по коре, форме и длине игл, по шишкам). Расширить представления детей о состоянии живой природы зимой; продолжить знакомство со свойствами снега, с его ролью в жизни растений в зимних условиях. Воспитывать любовь к природе.
Предварительная работа. Чтение: А. Вахрушев «Звуки зимы», Н. Верзилин «В лесу». Дидактические игр «Кто живет в лесу?», «Когда это бывает?»
Беседа перед экскурсией. Чтобы заинтересовать детей предстоящей экскурсией, педагог использует игровой сюжет: Лесовичок просит детей помочь ему побывать в лес зимой. Педагог сообщает детям цель экскурсии: куда они пойдут, зачем, что узнают, что будут собирать. Затем педагог напоминает правила поведения в лесу; Лесовичок вместе с детьми повторяет правила поведения в лесу: не нужно шуметь, чтобы не напугать лесных жильцов и чтобы услышать их голоса и шорохи; ходить надо по дорожкам, протоптанным в лесу по снегу; стараться не задевать кусты – зимой замершие ветки легко ломаются; быть внимательными, чтобы не пропустить следы на снегу и увидеть красивые пейзажи.
Ход экскурсии.
Дети останавливаются на опушке леса. Педагог обращает внимание детей на красоту леса, предлагает поздороваться с ним, читает стихи.
Педагог. Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои! (С. Погореловский.)
Педагог. Эти лесные ворота называются опушкой леса. Видите, здесь на опушке нас встретили елочки. Они приглашают нас в свой дом. Лес – это дом для растений и животных.
Дети идут по дорожке, рассматривая заснеженный лес. Педагог обращает их внимание на величавые, засыпанные снегом ели, на сосны, поднявшие свои пышные кроны высоко в небо, рассказывает, что лес, где растут только сосны и ели, называется хвойным.
Педагог. Рядом с дорожкой растут две подружки – маленькие сосна и елочка (Педагог приглашает детей подойти поближе и внимательно рассмотреть их хвою). Иголки у елки и сосны – это такие необычные листочки. С их помощью деревья дышат, берут у солнца свет и тепло. Каждая иголка – хвоинка живет долго, несколько лет, а потом падает на землю, но ели и сосны никогда не не сбрасывают хвою полностью. Это вечнозеленые растения, иголки у них сменяются постоянно.
Педагог. Посмотрите и скажите, чем отличаются иголки ели и сосны и чем они похожи?
Дети. Похожи тем, что они зеленые, острые, узкие, колются. Не похожи длинной. У елки иголочки короче, а у сосны длиннее.
Педагог. Правильно, а если еще внимательнее посмотреть, то можно увидеть, что у сосны хвоинки не только длиннее, но они прикреплены к ветке по две хвоинки сразу, а у елочки по одной.
Затем педагог обращает внимание детей на кору деревьев.
Педагог. Посмотрите на большую сосну и скажите, какой у нее ствол, какого цвета кора и какая она, а теперь сравним ее с корой ели.
Дети. Ствол у сосны толстый, прямой, высокий, кора золотого цвета, а внизу коричневая, толстая, шершавая. У елки ствол плохо виден под ветками, он весь коричневый.
Педагог. Да, верно, подойти поближе, потрогайте кору, понюхайте, сравните еще раз.
Проводится игра: «Найди по описанию». Лесовичок обращает внимание детей на снежный покров, на множество знаков, которые есть на нем, - следы зайца и белки, осыпавшиеся семена, сломанные веточки, сучочки, упавшие или кем – то сброшенные шишки. Педагог рассказывает детям о том, как важен снег для растений в зимних условиях.
Педагог. В народе говорят: «Белее зима – зеленее лето», «Снег холодный, а от стужи укрывает». Под снегом земля отдыхает, растения спят глубоким сном. Снег укрывает от мороза растения, жучков, зверушек в их норках. Под снегом тепло и уютно. Давайте раскопаем снег и посмотрим что под ним.
Педагог раскапывает снег с подветренной стороны у большой разлапистой ели. Дети видят под снегом ярко – зеленый мох, рассматривают его, трогают руками и снова закапывают снегом, чтобы ему было тепло до самой весны. Лесовичок предлагает собрать со снега несколько шишек и рассмотреть их. Вот эти длинные, узкие шишки – от ели, а небольшие округлые – от сосны. Дети рассматривают, сравнивают по длине, размеру, цвету, запоминают.
Педагог. Посмотрите на большую ель, видите, как много на ней шишек? В каждой много семян. Семена ели и сосны – любимое лакомство лесных жителей – клестов и дятлов, белок и мышей.
Спросите у белки и скажет она:
«Сосновая шишка отменно вкусна».
Спросите синицу, ответит синица,
Что с белкою можно вполне согласиться. (Ю. Ефремов).
Педагог. Хвойный лес зимой не только кормит зверей и птиц, но и спасает их от холода. Зимой в нем не бывает ветра. В морозы в гуще молодых сосенок тепло и тихо. Сюда приходят погреться лоси. Здесь же они кормятся молодыми сосновыми веточками.
Воздух в хвойном лесу всегда чистый, потому что запах сосны и ели убивает микробы. Из смолы и хвои люди делают лекарства. Из толстых еловых бревен люди, строят теплые деревянные дома, делают красивую мебель, бумагу для книг и тетрадей. У ели самая звонкая и певучая древесина, поэтому из нее делают скрипки, балалайки и другие музыкальные инструменты.
Дети, наша экскурсия заканчивается.
Даже елки мы вначале
От сосны не отличали.
Раз торчат иголочки –
Значит это елочка!
А когда на ветку ели
Мы получше посмотрели,
Оказалось, что она
Не такая как сосна. (С. Погореловский)
Лесовичек, мы очень много увидели, узнали о твоем лесе. Нам здесь очень понравилось. Да, дети? (Реплики детей). Давайте попрощаемся с лесом и отправимся в детский сад.
Лес дремучий, до свиданья!
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем,
Добрый лес, могучий лес,
Полон сказок и чудес! (С. Погореловский)
На обратном пути дети обмениваются впечатлениями, вспоминают загадки, пословицы, поговорки о лесе.
Работе после экскурсии. Через два дня после экскурсии проводится по рисованию на тему «Зимний лес» или «В лесу родилась елочка». Проводится обобщающаяся беседа: «Расскажем все, что знаем о лесе Лесовичку» (воспитатель подбирает весь ход экскурсии, подводит детей к выводам и обобщениям, мотивирует их высказывания).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Поет зима аукает,мохнатый лес баюкает" ( экскурсия в зимний лес)
Цель: - Познакомить с зимними явлениями в жизни природы;- расширять представление детей о характерных признаках зимы, учить находить эти признаки самостоятельно;- закреплять знания о деревьях. Учить н...
ПОЕТ ЗИМА АУКАЕТ
ПОЕТ ЗИМА АУКАЕТ...
Конспект экскурсии в старшей группе. Тема: “Поёт зима – аукает – мохнатый лес баюкает
рассказ о экскурсии...
: Поет зима, аукает, мохнатый лес баюкает....
Задачи:Учить детей делать картину с объемной аппликацией, дополняя ее деталями, придающими работе особую выразительность; Продолжать приему обрывания совершенствовать навыки работы с ножницами;Развива...
Оформление группы к зиме по стихотворениям Есенина "Поет зима - аукает..."
Оформление группы к зиме по стихотворениям Есенина "Поет зима - аукает..."...
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе на тему “Зимушка – зима "Поет зима — аукает... "
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе на тему “Зимушка – зима "Поет зима — аукает... "...