Конструирование из бросового материала как средство экологического образования детей дошкольного возраста
статья по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. В обществе на протяжении последних десятилетий не ослабляется внимание к проблемам экологического образования подрастающего поколения.
Конструирование из «бросового» материала - один из интереснейших видов детской деятельности, который полностью отвечает психологическим особенностям детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конструирование из «бросового» материала - один из интереснейших видов детской деятельности/ | 25.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Конструирование из бросового материала
как средство экологического образования детей дошкольного возраста
Введение
ФГОС дошкольного образования предполагает формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок к учебной деятельности. Огромное значение в реализации этой проблемы имеет экологическое образование детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. В обществе на протяжении последних десятилетий не ослабляется внимание к проблемам экологического образования подрастающего поколения.
Главной целью экологического образования является формирование экологической культуры – совокупности экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним, приучают любить и уважать природу. На наш взгляд, экологию можно пропустить через все виды детской деятельности.
Конструирование из «бросового» материала - один из интереснейших видов детской деятельности, который полностью отвечает психологическим особенностям детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность изучения проблемы использования бросовых материалов в работе с дошкольниками обусловлена большими возможностями для развития ребенка, которыми обладают эти материалы.
В современных условиях стремительно нарастающего ритма жизни и научно-технического прогресса дети нередко испытывают дефицит общения с бросовым материалом, что сказывается на развитии их нервной системы и психическом развитии. Работа с бросовым материалом позволяет отчасти решить эту проблему, а также оказать большое положительно влияние на развитие мышления, мыслительных, творческих и ряда других способностей дошкольников.
История становления экологического воспитания в ДОУ
Если обратиться к современным концепциям и программам работы с детьми дошкольного возраста, то можно отметить, что работе по организации экологического образования дошкольников уделяется особое значение. Обусловлено это потребностью в формировании основ экологической культуры уже на этапе дошкольного детства, так как именно ребенок-дошкольник в силу своей возрастной специфики оптимально восприимчив ко всей информации, поступающей извне.
Методика экологического образования дошкольников — это наука, изучающая особенности и закономерности организации педагогической работы с детьми дошкольного возраста, ориентированной на формирование у них основ экологической культуры и навыков рационального взаимодействия с природным окружением. Предметом данной науки является изучение закономерностей воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста средствами природы, формирования у них основ экологического миропонимания, воспитания ценностного отношения к природному окружению.
Теоретической основой методики экологического образования дошкольников являются базовые положения общей и дошкольной педагогики о закономерностях и средствах развития детей дошкольного возраста.
Методологической основой являются науки о закономерностях природных процессов и явлений и специфике их познания и преобразования.
Основные задачи, решаемые в процессе организации работы по экологическому образованию детей:
1. Познакомить детей с основами гармоничного взаимодействия с миром природы.
2. Научить детей экологически грамотному взаимодействию, общению с миром природы.
3. Воспитать потребность в общении с природными объектами.
4. Сформировать навыки познания природы через организацию разных видов деятельности.
5. Сформировать осмысленное отношение к природным объектам, исключающее возможность нанесения им вреда и ущерба.
6. Воспитывать устойчивую потребность не только в активной природоохранной деятельности, но и в деятельности, направленной на созидание природного окружения.
С появлением дошкольной педагогики как специальной отрасли науки знаний методические идеи учёных – естествоиспытателей о необходимости развития экологической составляющей в биологическом образовании получают предметное развитие в русле дошкольной педагогики, в рамках которой научное обоснование получает вопрос об экологическом воспитании дошкольников.
В то же время слабая разработка содержания, методов, форм, дошкольного образования тормозили развитие методики ознакомления детей с природой. Важную роль детей в дальнейшем развитии дошкольного экологического образования вообще и методики экологического воспитания дошкольников в частности сыграла научно – педагогическая система педагога – натуралиста Е.Н. Водовозовой. Развивая идеи своего учителя, выдающегося русского педагога К.Д. Ушинского, она впервые наиболее полно раскрыла проблемы умственного, нравственного, эстетического воспитания дошкольников средствами природы.
Е.Н. Водовозова писала: «Если ребёнок дошкольного возраста не уяснит себе внешних признаков окружающих предметов, он не может быть
наблюдательным, природа с её разнообразными явлениями будет чужда его сердцу, а вместе с этим ему будет недоступна огромная область знаний».
В своей книге «Из русской жизни и природы» Е. Н. Водовозова прямо указывала: «Если вы раскроете перед ребёнком великую книгу природы и будете руководить им, то он всей душою привяжется к окружающему миру».
Таким образом, Е.Н. Водовозовой впервые была принята попытка научного обоснования и раскрытия методики наблюдений с учётом возрастных особенностей дошкольников, в процессе которых ребёнок « приучается получать представления о каждом наблюдаемом предмете природы» на основе активных методов воспитания: прогулок, экскурсий, постановки опытов, самостоятельного труда за растениями и животными. В этой связи Е.Н. Водовозова подчёркивает: «Обращайте внимание вашего питомца на блеск солнца, красоту неба, не пропускайте без внимания ни дерева, ни кустика, ни цветка, ни порхающей бабочки».
Наметившаяся тенденция на развитие дошкольного образования в России во многом предопределила и дальнейшее развитие методики экологического воспитания вообще, а также методики экологического воспитания дошкольников в частности. Необходимо особо подчеркнуть, что именно в этот период времени были заложены научные основы частных методик, в том числе и природоведения.
Положительное влияние на решение вопроса об ознакомлении детей с природой оказали научные труды А.П.Усовой. Благодаря её усилиям еще 1953 году в практику дошкольного воспитания стали входить систематические занятия с дошкольниками, ориентированные на формирование знаний об окружающем мире, предусматривающие ознакомление детей с природой, при руководящей и ведущей роли воспитателя.
Отличительной особенностью занятий стали чёткая структура, определение образовательных и воспитательных целей и задач, объёма знаний о природе в разных возрастных группах, видов деятельности детей в природе. Данная программа нашла положительный отклик как у педагогов – практиков, так и у руководителей системы дошкольного образования того времени. До 70 – годов XX столетия в методике дошкольного образования в частности не было системных работ, отражающих экологическое образование дошкольников.
К проблеме использования бросовых материалов в работе с детьми обращались различные поколения педагогов, и каждый исследователь открывал что-то новое в этом вопросе. Современные педагоги отмечают большое значение использования бросового материала в развитии образного мышления детей, что особенно важно для дошкольников. Вместе с тем, потенциал природного материала может быть раскрыт лишь при умелой и продуманной организации работы детей с этим материалом, под руководством взрослого, педагога, воспитателя или даже родителя.
Есть имена педагогов, развивающих идею гармонизации взаимоотношений человека и природы на этом историческом этапе (Е.А. Валерьянова, З.А. Клепинина, М.Н. Скаткин и др.) Подтверждением является оригинальная система нравственного воспитания детей средствами окружающей природы выдающегося советского педагога В.И. Сухомлинского. Его система воспитания была построена на принципах гуманизации, регионализма и природолюбия. В своих книгах он неоднократно подчеркивал уникальные возможности природы в развитии личности ребенка: «Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для приобщения к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». Далее читаем: «Я вижу воспитательный смысл в том, чтобы ребенок видел, понимал, ощущал, переживал, постигал, как большую тайну, приобщение к жизни в природе…».
Следует учитывать, что сама природа не является воспитателем, а воспитывает ребенка только активное взаимодействие с ней: «Любование красотой – это лишь первый росток доброго чувства, которое надо развивать, превращать в активное стремление к деятельности». Важно, считал великий практик, с самого раннего детства создать такие условия, чтобы ребенок мог ухаживать за животными, садить растения, беспокоиться о них («живой уголок», «птичья лечебница» и т.д.) Это пробуждает у детей мысли о единстве человека и природы, чувство тревоги за ее богатства, а в конечном итоге формирует экологическое мировоззрение.
Чтобы ребенок научился понимать природу, читать ее язык, с раннего дошкольного возраста должен быть сделан акцент на природоохранное воспитание на примере природных объектов родного края, ближайшего окружения, так как «природа – это тот край, та земля, которая нас вырастила и кормит».
Великое влияние работ В.А. Сухомлинского на развитие методики экологического образования дошкольников. Вот один из его методических советов воспитателям: «Идите в поле, в парк, пейте з источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми исследователями, пытливыми, любознательными, людьми, поэтами». По мнению В.А. Сухмолинского, наглядность и доступность природных объектов, их красота и разнообразие способствует не только накоплению знаний, но и формирует навыки поведения в природе, пробуждает отзывчивость, восприимчивость, гуманность.
Рассматривая вопрос о воспитании гуманных чувств, В.А. Сухмолинский отмечал, что уже в дошкольном возрасте происходит развитие эмоционального отношения к окружающему, формируется умение воспринимать красоту. Ребенок учится понимать природу, читать ее язык, а значит, по мнению автора, беречь ее в настоящем и будущем: «Опыт показывает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождается в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира».
Таким образом, начиная с В.А. Сухмолинского, в методике экологического образования дошкольников вновь появляется исторически сложившийся принцип природо-сообразности воспитания, который приводит к осмыслению важности культуры взаимоотношений в системе «человек – природа».
Впоследствии опыт творческой работы школы В.А. Сухмолинского послужит прообразом современной системы экологического воспитания.
Использование бросового материала в ДОУ
как неотъемлемая часть защиты окружающей среды
В мире назревает экологическая катастрофа из-за того, что резко возросло количество выбрасываемого мусора. Огромные свалки уродуют облик пригородов, создают угрожающую экологическую обстановку. Уже сейчас свалки занимают в нашей стране более 85 тысяч гектаров земли, ежегодно увеличиваясь еще на 1500 га ежегодно. Бумаги выбрасывается столько, что тысячи гектаров леса могли спокойно расти, а не вырубаться для нужд целлюлозно-бумажной промышленности. А пластиковые упаковки и другие полимерные материалы могли бы заменить тонны бензина, нефти и газа.
Люди перестают замечать мусор под ногами, спокойно выбрасывая его в любое место на своем пути, дети наблюдают за взрослыми и повторяют в точности их поступки: мусорят на улицах, в подъездах, общественном транспорте, кинотеатрах. А ведь именно в детстве происходит ознакомление ребенка с окружающим социальным миром, формируется целостная картина мира. В дошкольном возрасте происходит формирование гражданской принадлежности, закладываются любовь к Родине и основы патриотизма, гордость за действия соотечественников. Помочь маленькому человечку научиться видеть и замечать происходящее вокруг, правильно давать оценку своим действиям и поступкам, а так же действиям взрослых людей должны сами взрослые. Так сложилось у нас в стране, что большая часть детей в возрасте до семи лет посещают дошкольные образовательные учреждения. Поэтому основным примером для подражания, образцом поведения для малыша является воспитатель детского сада. Именно воспитатель помогает
ребенку усвоить нормы и ценности, принятые в обществе, формирует моральные и нравственные качества ребенка, первичные представления в быту, социуме, природе.
В дошкольном возрасте у детей происходит развитие интересов, любознательности, у них развивается воображение и творческая активность, формируются первичные представления об объектах окружающего мира, о малой Родине и Отечестве, о планете Земля как общем доме людей и об особенностях ее природы.
Поэтому педагоги дошкольного образовательного учреждения уделяют особое внимание развитию нравственных и гражданских качеств личности воспитанников. Начиная с раннего возраста, взаимодействуя с родителями, они приучают малышей к аккуратности и бережливости предметам и вещам окружающего мира. Воспитатели закладывают основы экологической культуры, бросовым материалам дают вторую жизнь. Воспитатели показывают детям как любая баночка, крышечка, коробочка может превращаться во что-то полезное, и приносит пользу и радость, может быть использована в игре. Из ненужных вещей, вместе с родителями педагоги мастерят увлекательные и полезные тренажеры, музыкальные инструменты и различные развивающие игры, которые способствуют развитию мелкой моторики детей, развивают детскую фантазию и творческие способности. Малыши с удовольствием включаются в совместную деятельность, придумывают новые возможности для применения, казалось бы, невостребованных и отживших свое предметов. Детская фантазия позволяет им превратить несколько пластиковых стаканчиков в персонажей любимой сказки.
Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить. Бросовый материал дает детям чувство независимости от взрослых, его можно использовать по своему усмотрению, а главное – этот материал всегда можно найти, он разнообразен, развивает детскую фантазию и воображение. Использование бытового мусора приучает ребенка к бережливости, он никогда не сломает игрушку, сделанную своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старания, а в дальнейшем станет уважать и труд других людей.
Дети старшего возраста относятся к бросовому материалу более осознано, проявляя гражданскую ответственность, фантазируя, они с удовольствием пускают в дело и находят применение многим ненужным вещам, создают из них оригинальные предметы, которые становятся украшением для интерьера или подарком для дорогого человека.
Поделки из бросового материала для детского творчества педагоги подбирают с учетом возрастных особенностей развития воспитанников, их интересов и способностей. Дети любят мастерить из пластиковых бутылочек и крышечки от них, умело применяют ячейки для яиц, одноразовую посуду, втулки от туалетной бумаги и бумажных полотенец, пуговицы, скорлупу от орехов и многое другое. В работе с детьми необходимо, чтобы бросовый материал легко резался, прокалывался, склеивался, был податлив для различных манипуляций с ним. Фантазия, творческий подход, умелые руки превращают предметы, которые использовались в быту, а потом выбрасывались в материал для творчества.
Но самые волшебные и загадочные превращения бросового материала происходят зимой, потому что Новый год – праздник, которого ждут все от мала до велика. К этому дню педагоги и воспитанники готовятся заранее, наряжают елку, украшают группу, музыкальный зал и изготавливают подарки. И в преддверии этого праздника, как никогда бывает полезен бросовый материал: цветочная упаковочная бумага, фантики, старые каталоги и журналы используются при изготовлении гирлянд и фонариков. Из пакетов для мусора и музыкальных дисков изготавливаются оригинальные новогодние костюмы к
празднику. Перегоревшие лампочки становятся красивыми елочными игрушками, которые украшают елку, и которых ни у кого больше нет.
Пластиковые стаканчики становятся основой для игрушек, если их раскрасить яркими красками и добавить блеска. В этом году дети и воспитатели изготовили огромного снеговика, который украсил музыкальный зал и был украшением новогодних утренников. А после Нового года снеговика переодели и сделали из него замечательную Маслену, которая придёт в гости, чтобы встретить Масленицу. Родители так же принимают активное участие в изготовлении новогодних поделок и игрушек, они вместе со своими малышами радуются, когда в детском саду проходят выставки, и они видят свои поделки.
Работа с бросовым материалом учит взрослых и детей не только творить и развиваться, но также находить нестандартные решения для ненужных и отживших свое вещей, учит бережливости и любви к окружающей среде.
Родители наших воспитанников, и сами воспитанники, прежде чем отправлять какой-либо предмет, пришедший в негодность, в мусор, уже приглядываются к нему внимательно. А может, это вовсе не бросовый материал, а основа будущего шедевра, и задача именно педагогов научить детей и взрослых творить и давать старым вещам вторую жизнь и этим спасти нашу Планету от загрязнения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологические развивающие игры в экологическом образовании детей дошкольного возраста.
Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям, как к части природы, к вещам и материалам п...
Современные подходы к экологическому образованию детей дошкольного возраста. Организация работы в МБДОУ по экологическому воспитанию.
Материал содержит практическое описание форм, методов, приёмов работы по экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста....
Статья "Игра как средство экологического образования детей дошкольного возраста"
Экологическое образование занимает все более широкое место в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Целью экологического образования дошкольников является формирование начал экологической к...
Экологическое образование детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Формирование начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с ...
Открытый просмотр" Мини музей" Как средство экологического образования детей дошкольного возраста
Создание мини музея в группе " Лес-наше богатство"Для развития позновательного интереса к природе....
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕАТР КАК ОДНА ИЗ ФОРМ НЕТРАДИЦИОННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:-устойчивых знаний...
Справка о предоставлении опыта работы по теме организации экологического образования детей дошкольного возраста в рамках учебной практики студентов выпускных курсов специальности 44.02.01 Дошкольное образованием в рамках ПМ.03
Справка о предоставлении опыта работы по теме организации экологического образования детей дошкольного возраста в рамках учебной практики студентов выпускных курсов специальности 44.02.01 Дошкольное о...