Конструирование из бросового материала как средство экологического образования детей дошкольного возраста
статья по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Маркелова Елена Олеговна

На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. В обществе на протяжении последних десятилетий не ослабляется внимание к проблемам экологического образования подрастающего поколения.

Конструирование из «бросового» материала - один из интереснейших видов детской деятельности, который полностью отвечает психологическим особенностям детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конструирование из бросового материала

как средство экологического образования детей дошкольного возраста

Введение

ФГОС дошкольного образования предполагает формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок к учебной деятельности. Огромное значение в реализации этой проблемы имеет экологическое образование детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. В обществе на протяжении последних десятилетий не ослабляется внимание к проблемам экологического образования подрастающего поколения.

Главной целью экологического образования является формирование экологической культуры – совокупности экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним, приучают любить и уважать природу. На наш взгляд, экологию можно пропустить через все виды детской деятельности.

Конструирование из «бросового» материала - один из интереснейших видов детской деятельности, который полностью отвечает психологическим особенностям детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность изучения проблемы использования бросовых материалов в работе с дошкольниками обусловлена большими возможностями для развития ребенка, которыми обладают эти материалы.

В современных условиях стремительно нарастающего ритма жизни и научно-технического прогресса дети нередко испытывают дефицит общения с бросовым материалом, что сказывается на развитии их нервной системы и психическом развитии. Работа с бросовым материалом позволяет отчасти решить эту проблему, а также оказать большое положительно влияние на развитие мышления, мыслительных, творческих и ряда других способностей дошкольников.

История становления экологического воспитания в ДОУ

Если обратиться к современным концепциям и программам работы с детьми дошкольного возраста, то можно отметить, что работе по организации экологического образования дошкольников уделяется особое значение. Обусловлено это потребностью в формировании основ экологической культуры уже на этапе до­школьного детства, так как именно ребенок-дошкольник в силу своей возрастной специфики оптимально восприимчив ко всей информации, поступающей извне.

Методика экологического образования дошкольников — это наука, изучающая особенности и закономерности организации педагогической работы с детьми дошкольного возраста, ориентированной на формирование у них основ экологической культуры и навыков рационального взаимодействия с природным окружением. Предметом данной науки является изучение закономерностей воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста средствами природы, формирования у них основ экологического миропонимания, воспитания ценностного отношения к природному окружению.

Теоретической основой методики экологического образования дошкольников являются базовые положения общей и дошкольной педагогики о закономерностях и средствах развития детей дошкольного возраста.

Методологической основой являются науки о закономерностях природных процессов и явлений и специфике их познания и пре­образования.

Основные задачи, решаемые в процессе организации работы по экологическому образованию детей:

1. Познакомить детей с основами гармоничного взаимодействия с миром природы.

2. Научить детей экологически грамотному взаимодействию, общению с миром природы.

3. Воспитать потребность в общении с природными объектами.

4. Сформировать навыки познания природы через организацию разных видов деятельности.

5. Сформировать осмысленное отношение к природным объектам, исключающее возможность нанесения им вреда и ущерба.

6. Воспитывать устойчивую потребность не только в активной природоохранной деятельности, но и в деятельности, направленной на созидание природного окружения.

С появлением дошкольной педагогики как специальной отрасли науки знаний методические идеи учёных – естествоиспытателей о необходимости развития экологической составляющей в биологическом образовании получают предметное развитие в русле дошкольной педагогики,  в рамках которой научное обоснование получает вопрос об экологическом воспитании дошкольников.

  В то же время слабая  разработка содержания,  методов, форм,  дошкольного образования тормозили развитие методики ознакомления детей с природой. Важную роль детей  в дальнейшем развитии дошкольного экологического образования вообще и методики экологического воспитания дошкольников в частности сыграла научно – педагогическая система педагога – натуралиста Е.Н. Водовозовой.  Развивая идеи своего учителя, выдающегося русского педагога К.Д. Ушинского, она впервые наиболее полно раскрыла проблемы умственного, нравственного, эстетического воспитания дошкольников средствами природы.

  Е.Н. Водовозова писала: «Если ребёнок дошкольного возраста не уяснит себе внешних признаков окружающих предметов, он не может быть

наблюдательным, природа с её разнообразными явлениями будет чужда его сердцу, а вместе с этим ему будет недоступна огромная область знаний».

  В своей книге «Из русской жизни и природы» Е. Н. Водовозова прямо указывала: «Если вы раскроете перед ребёнком великую книгу природы  и будете руководить им,  то он всей душою привяжется к окружающему миру».

Таким образом, Е.Н. Водовозовой впервые была принята попытка научного обоснования и раскрытия методики наблюдений с учётом возрастных особенностей дошкольников,  в процессе которых ребёнок « приучается получать представления о каждом наблюдаемом предмете природы» на основе активных методов воспитания: прогулок, экскурсий, постановки опытов, самостоятельного труда за растениями и животными. В этой связи Е.Н. Водовозова подчёркивает: «Обращайте внимание вашего питомца на блеск солнца, красоту неба, не пропускайте без внимания ни дерева, ни кустика, ни цветка, ни порхающей бабочки».

  Наметившаяся тенденция на развитие дошкольного образования в России во многом предопределила и дальнейшее развитие методики экологического воспитания вообще, а также методики экологического воспитания дошкольников в частности. Необходимо  особо подчеркнуть, что именно в этот период времени были заложены научные  основы частных методик, в том числе и природоведения.

Положительное влияние на решение вопроса об ознакомлении детей с природой оказали научные труды А.П.Усовой. Благодаря её усилиям еще 1953 году в практику дошкольного воспитания стали входить систематические занятия с дошкольниками, ориентированные на формирование знаний об окружающем мире, предусматривающие ознакомление детей с природой, при руководящей и ведущей роли воспитателя.

Отличительной особенностью занятий стали чёткая структура, определение образовательных  и воспитательных целей и задач, объёма знаний о природе в разных возрастных группах, видов деятельности детей в природе. Данная программа нашла положительный отклик как  у педагогов – практиков, так и у руководителей системы дошкольного образования того времени. До 70 – годов XX столетия в методике дошкольного образования в частности не было системных работ, отражающих экологическое образование дошкольников.

К проблеме использования бросовых материалов в работе с детьми обращались различные поколения педагогов, и каждый исследователь открывал что-то новое в этом вопросе. Современные педагоги отмечают большое значение использования бросового материала в развитии образного мышления детей, что особенно важно для дошкольников. Вместе с тем, потенциал природного материала может быть раскрыт лишь при умелой и продуманной организации работы детей с этим материалом, под руководством взрослого, педагога, воспитателя или даже родителя.

Есть имена педагогов, развивающих идею гармонизации взаимоотношений человека и природы на этом историческом этапе (Е.А. Валерьянова, З.А. Клепинина, М.Н. Скаткин и др.) Подтверждением является  оригинальная система нравственного воспитания детей средствами окружающей природы выдающегося советского педагога В.И. Сухомлинского. Его система воспитания была построена на принципах гуманизации, регионализма и природолюбия. В своих книгах  он неоднократно подчеркивал уникальные возможности природы в развитии личности ребенка: «Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для приобщения к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,  вечный источник детского разума». Далее читаем: «Я вижу воспитательный смысл в том, чтобы ребенок видел, понимал, ощущал, переживал, постигал, как большую тайну, приобщение к жизни в природе…».

Следует учитывать, что сама природа не является воспитателем, а воспитывает ребенка только активное взаимодействие с ней: «Любование красотой – это лишь первый росток доброго чувства, которое надо развивать, превращать в активное стремление к деятельности». Важно, считал великий практик, с самого раннего детства создать такие условия, чтобы ребенок мог ухаживать за животными, садить растения, беспокоиться о них («живой уголок», «птичья лечебница» и т.д.) Это пробуждает у детей мысли о единстве человека и природы, чувство тревоги за ее богатства, а в конечном итоге формирует экологическое мировоззрение.

Чтобы ребенок научился понимать природу, читать ее язык, с раннего дошкольного возраста должен быть сделан акцент на природоохранное воспитание на примере природных объектов родного края, ближайшего окружения, так как «природа – это тот край, та земля, которая нас вырастила и кормит».

Великое влияние работ В.А. Сухомлинского на развитие методики экологического образования дошкольников. Вот один из его методических советов воспитателям: «Идите в поле, в парк, пейте з источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми исследователями, пытливыми, любознательными, людьми, поэтами». По мнению В.А. Сухмолинского, наглядность и доступность природных объектов, их красота и разнообразие способствует не только накоплению знаний, но и формирует навыки поведения в природе, пробуждает отзывчивость, восприимчивость, гуманность.

Рассматривая вопрос о воспитании гуманных чувств, В.А. Сухмолинский отмечал, что уже в дошкольном возрасте происходит развитие эмоционального отношения к окружающему, формируется умение воспринимать красоту. Ребенок учится понимать природу, читать ее язык, а значит, по мнению автора, беречь ее в настоящем и будущем: «Опыт показывает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождается в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира».

Таким образом, начиная с В.А. Сухмолинского, в методике экологического образования дошкольников вновь появляется исторически сложившийся принцип природо-сообразности воспитания, который приводит к осмыслению важности культуры взаимоотношений в системе «человек – природа».

Впоследствии опыт творческой работы школы В.А. Сухмолинского послужит прообразом современной системы экологического воспитания.

Использование  бросового материала в ДОУ

как неотъемлемая  часть  защиты окружающей  среды

В мире назревает экологическая катастрофа из-за того, что резко возросло количество выбрасываемого мусора. Огромные свалки уродуют облик пригородов, создают угрожающую экологическую обстановку. Уже сейчас свалки занимают в нашей стране более 85 тысяч гектаров земли, ежегодно увеличиваясь еще на 1500 га ежегодно. Бумаги выбрасывается столько, что тысячи гектаров леса могли спокойно расти, а не вырубаться для нужд целлюлозно-бумажной промышленности. А пластиковые упаковки и другие полимерные материалы могли бы заменить тонны бензина, нефти и газа.

Люди перестают замечать мусор под ногами, спокойно выбрасывая его в любое место на своем пути, дети наблюдают за взрослыми и повторяют в точности их поступки: мусорят на улицах, в подъездах, общественном транспорте, кинотеатрах. А ведь именно в  детстве  происходит ознакомление  ребенка с окружающим социальным  миром,  формируется целостная  картина  мира. В дошкольном  возрасте  происходит  формирование   гражданской принадлежности, закладываются  любовь  к Родине и основы патриотизма, гордость  за действия  соотечественников. Помочь  маленькому  человечку  научиться  видеть и замечать  происходящее  вокруг,  правильно  давать оценку  своим  действиям и поступкам, а  так же действиям  взрослых  людей  должны  сами взрослые. Так  сложилось  у  нас  в  стране,  что  большая  часть  детей  в возрасте  до  семи  лет   посещают  дошкольные образовательные учреждения.  Поэтому  основным  примером для  подражания,  образцом поведения  для  малыша является   воспитатель  детского  сада. Именно воспитатель помогает  

ребенку  усвоить  нормы  и  ценности,  принятые  в обществе, формирует моральные  и нравственные  качества  ребенка, первичные  представления  в быту, социуме, природе.

В дошкольном возрасте у детей происходит развитие интересов, любознательности, у них развивается воображение и творческая активность, формируются первичные представления об объектах окружающего мира, о малой Родине и Отечестве, о планете Земля как общем доме людей и об особенностях ее природы.

Поэтому педагоги дошкольного образовательного учреждения уделяют особое внимание развитию  нравственных и  гражданских  качеств  личности воспитанников.  Начиная с раннего возраста, взаимодействуя  с родителями, они приучают малышей к аккуратности и бережливости предметам   и вещам окружающего  мира. Воспитатели закладывают  основы  экологической  культуры,  бросовым  материалам  дают  вторую  жизнь. Воспитатели показывают детям как  любая баночка, крышечка, коробочка может превращаться  во  что-то  полезное, и приносит пользу и  радость, может  быть использована  в игре.  Из ненужных вещей, вместе с родителями педагоги мастерят  увлекательные и полезные тренажеры, музыкальные инструменты и различные развивающие игры, которые способствуют развитию мелкой моторики детей, развивают детскую фантазию и творческие способности. Малыши с удовольствием включаются в совместную деятельность, придумывают новые возможности для применения, казалось бы, невостребованных  и отживших  свое предметов. Детская фантазия позволяет им превратить несколько пластиковых стаканчиков в персонажей любимой сказки.

Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить. Бросовый материал дает детям чувство независимости от взрослых, его можно использовать по своему усмотрению, а главное – этот материал всегда можно найти, он разнообразен, развивает детскую фантазию и воображение. Использование бытового мусора приучает ребенка к бережливости, он никогда не сломает игрушку, сделанную своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старания, а в дальнейшем станет уважать и труд других людей.

Дети старшего возраста относятся к бросовому материалу более осознано, проявляя гражданскую ответственность, фантазируя, они  с удовольствием пускают в дело и находят  применение  многим ненужным  вещам, создают из них оригинальные предметы, которые становятся украшением для интерьера или подарком для дорогого человека.

Поделки из бросового материала для детского творчества педагоги подбирают  с учетом возрастных особенностей развития воспитанников,   их интересов и способностей. Дети любят мастерить из  пластиковых бутылочек и крышечки от них, умело применяют ячейки для яиц, одноразовую посуду, втулки от туалетной бумаги и бумажных полотенец, пуговицы, скорлупу от орехов и многое другое. В работе с детьми необходимо, чтобы бросовый материал легко резался, прокалывался, склеивался, был податлив для различных манипуляций с  ним. Фантазия, творческий  подход, умелые руки превращают предметы, которые  использовались в быту, а потом выбрасывались в материал для творчества.

Но самые волшебные и загадочные превращения бросового материала происходят зимой, потому что  Новый год – праздник, которого ждут все от мала до велика. К этому дню  педагоги и воспитанники готовятся заранее, наряжают елку, украшают  группу, музыкальный зал и изготавливают подарки. И в преддверии этого праздника, как никогда бывает полезен  бросовый материал: цветочная  упаковочная бумага, фантики, старые каталоги и журналы используются при изготовлении гирлянд и фонариков. Из пакетов для мусора и музыкальных дисков изготавливаются оригинальные новогодние костюмы к

празднику. Перегоревшие лампочки становятся красивыми елочными игрушками, которые украшают елку, и  которых ни у кого больше нет.

Пластиковые стаканчики становятся основой для игрушек, если их раскрасить яркими красками и добавить блеска. В этом году дети и  воспитатели  изготовили огромного снеговика, который украсил  музыкальный зал и был украшением новогодних утренников. А после Нового года снеговика переодели и сделали из него замечательную Маслену, которая придёт   в гости, чтобы встретить Масленицу. Родители так же принимают активное участие в изготовлении новогодних поделок и  игрушек, они вместе со  своими  малышами радуются, когда в детском саду  проходят выставки, и они видят  свои поделки.

Работа с бросовым материалом учит взрослых и детей не только творить и развиваться, но также находить нестандартные решения для  ненужных  и отживших  свое  вещей, учит бережливости и любви к окружающей среде.

Родители наших  воспитанников, и сами  воспитанники, прежде чем отправлять какой-либо предмет, пришедший в негодность, в мусор, уже приглядываются к нему внимательно. А может, это вовсе не бросовый материал, а основа будущего шедевра, и   задача именно  педагогов научить детей и взрослых творить и давать старым вещам вторую жизнь и этим спасти нашу Планету от загрязнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологические развивающие игры в экологическом образовании детей дошкольного возраста.

Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям, как к части природы, к вещам и материалам п...

Современные подходы к экологическому образованию детей дошкольного возраста. Организация работы в МБДОУ по экологическому воспитанию.

Материал содержит практическое описание форм, методов, приёмов работы по экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста....

Статья "Игра как средство экологического образования детей дошкольного возраста"

Экологическое образование занимает все более широкое место в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Целью экологического образования дошкольников является формирование начал экологической к...

Экологическое образование детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС дошкольного образования

Формирование начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с ...

Открытый просмотр" Мини музей" Как средство экологического образования детей дошкольного возраста

Создание мини музея в группе " Лес-наше богатство"Для развития позновательного интереса к природе....

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕАТР КАК ОДНА ИЗ ФОРМ НЕТРАДИЦИОННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:-устойчивых знаний...

Справка о предоставлении опыта работы по теме организации экологического образования детей дошкольного возраста в рамках учебной практики студентов выпускных курсов специальности 44.02.01 Дошкольное образованием в рамках ПМ.03

Справка о предоставлении опыта работы по теме организации экологического образования детей дошкольного возраста в рамках учебной практики студентов выпускных курсов специальности 44.02.01 Дошкольное о...