Конспект НОД по познавательному развитию на тему: «Вода и её свойства»
план-конспект занятия по окружающему миру
Данное занятие разработано с целью познакомить дошкольников с основными свойствами воды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ood_voda_i_eyo_svoystva.docx | 43.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 63 «Яблонька»
Конспект ООД по познавательному развитию
на тему: «Вода и её свойства»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Разработал воспитатель:
Дунаева Н.В.
г. Нижний Новгород
2021 г
Форма организации: по подгруппам.
Цель: Развитие познавательной активности в процессе опытно - экспериментальной деятельности с водой.
Задачи:
- Расширить представление детей о свойствах воды: прозрачность; вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха;
- Уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни;
- Закрепить правила безопасного поведения во время работы в лаборатории;
- Развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать, умение рассуждать, стимулировать самостоятельное формулирование выводов;
- Развивать познавательный интерес, активность детей в процессе экспериментирования;
- Развивать связную речь;
- Воспитывать бережное отношение к воде; умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра.
Предварительная работа: - Беседа: «Вода вокруг нас», «Кому вода необходима и зачем» - Наблюдение за дождём - Чтение стихотворения Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде?», во время умывания чтение потешки «Водичка, водичка» - П/и «Море волнуется раз» - Дид/игра «Где спряталась вода»
Методы и приёмы: 1.Игровой: сюрпризные момент, внесение игрового персонажа - Незнайки, п/и «Море волнуется раз»; 2.Практический: опыты; 3.Наглядный: схемы, символы, просмотр презентации;
4.Словесный: вопросы поискового характера, беседа с детьми, рассказ воспитателя, художественное слово;
Активизация словаря: жидкая, прозрачная, безвкусная, бесцветная, лаборатория.
Оборудование и материалы: схематическое изображение свойств воды, карточки в виде капелек с загадками, памятка «Экономь воду», прозрачные пластиковые стаканы, ложечки, ёмкости для воды, прозрачные баночки, стакан с молоком, сахар, ароматное масло, краски, кисточки, сказочный персонаж - Незнайка, мультимидийная презентация «Где встречается вода», магнитофон, диск «Звуки природы».
Ход ООД:
I.Вводная часть (мотивационный этап)
Воспитатель: Ребята, я сегодня шла в детский сад и встретила Незнайку. Он сидел такой печальный. Я спросила, что у него случилось, и он ответил, что, оказывается, ничего не знает о воде. Ребята, что делать? (Дети решают помочь Незнайке и рассказать ему, что сами знают о воде)
Я сейчас позвоню Незнайке и приглашу его к нам в гости. (Воспитатель звонит по телефону) Ребята, он пообещал сегодня к нам придти в гости.
Стук в дверь.
Воспитатель: А вот, наверно, и Незнайка к нам пожаловал.
Появляется Незнайка.
Незнайка: Здравствуйте, ребята. (Дети здороваются) Мне очень грустно. Я узнал, что оказывается, ничего не знаю о воде. Вы мне не поможете?
Воспитатель: Ну что, ребята, поможем Незнайке? (Ответ детей) Присаживайся.
II. Основная часть (деятельностный этап)
Воспитатель: Ребята, а давайте расскажем Незнайке, где встречается вода, для чего нужна вода, какая она волшебница?
Показ слайдов «Где встречается вода»
По ходу показа дети комментируют слайды. (В море, океане, реках, озёрах, в кране, в магазинах в бутылках, дождик)
Воспитатель: А знаете ли вы, для чего нужна вода?
Дети. Чтобы пить, мыть руки, купаться, готовить пищу, стирать, поливать растения.
Воспитатель: Да, ребята, без воды всё живое на свете гибнет. Вода – это жизнь! Вы сказали всё правильно: растениям нужна вода, их нужно поливать водой, иначе они погибнут. А людям вода просто необходима, чтобы готовить пищу, мыться. Ни одно живое существо не может жить без воды.
Чтение стихотворения Н. Рыжовой.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, море, океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у нас кипит.
Паром в чайнике шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Незнайка: Ребята, как много вы знаете о воде!
Воспитатель: Незнайка, вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Ребята уже знают немного о воде, и сегодня мы проведём несколько опытов. Для этого я предлагаю нам с вами превратиться в лаборантов и отправится в нашу лабораторию. (Все надевают фартуки).
Физминутка:
К речке быстрой мы спустились, Наклонились и умылись. Раз, два, три, четыре – вот как славно освежились. А теперь поплыли дружно. Делать так руками нужно: Вместе раз – это брас. Одной, другой – это кроль. Вышли на берег крутой…
Воспитатель: Вот мы и оказались в нашей лаборатории.
Но прежде, чем приступить к опытам, мы с вами повторим правила безопасности в лаборатории. (Дети рассматривают плакат «Правила поведения в лаборатории» и рассказывают, как нужно себя вести, чтобы не случилось беды)
Опыт №1 «Вода – это жидкость»
Воспитатель: Ребята, перед вами стоят стаканчики – один пустой, а другой с водой. Давайте попробуем перелить воду из одного стакана в другой. (Дети переливают воду из одного стакана в другой). Что делает вода?
Дети: Льется, течет, переливается.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что она жидкая.
Вывод: вода – это жидкость, её можно наливать, переливать. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. А чтобы вам, ребята, лучше это запомнить, я приготовила вот такой символ (вывешивается на доске символ текучести).
Воспитатель: А еще вода умеет шуметь, журчать вот послушайте.
(Слушание «Шум воды»)
Опыт №2: «Вода прозрачная, бесцветная»
Воспитатель: На столе у вас два стакана, один с водой, другой с молоком. Предлагаю опустить ложку в стакан с водой. Что заметили? А теперь – в стакан с молоком.
– Что заметили?
Дети высказывают своё мнение: в стакане с молоком ложечки не видно, а в стакане с водой она просвечивает. Вместе с воспитателем формулируют ещё одно из свойств воды: чистая вода прозрачная.
Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная (вывешивается символ этого свойства)
Дети, посмотрите вокруг. Есть ли в группе прозрачные предметы, т.е. те предметы, через которые можно что-то увидеть? (Окно)
Воспитатель: А сквозь воду можно увидеть предметы? Почему?
Дети высказывают своё мнение: потому что вода прозрачная.
Воспитатель: А вы знаете, что вода может окрашиваться в различные цвета. Хотите убедиться в этом? А ты, Незнайка, хочешь? (Ответы). На столе у воспитателя 2 стакана с водой, марганцовка, для детей краски и кисть.
Воспитатель: Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку), и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет?
Воспитатель: А теперь вы добавите в воду краску. Посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? (Ответы детей).
Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.
Воспитатель: Как вы думаете, изменит вода свой цвет, если в неё добавить варенье. Попробуйте это сделать дома.
Опыт №3: «Вода не имеет вкуса»
Воспитатель: А сейчас, ребята, я предлагаю вам попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипяченая вода). Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая? (Ответы детей).
Давайте положим сахар в воду и размешаем. Попробуйте, какая теперь вода? (Ответы детей). А если мы положим в воду соль? Какой она станет? (Солёной) Ребята, а какая вода была на вкус до того, как в неё положили сахар? Был ли у неё вкус? (Нет)
Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная (вывешивается символ этого свойства воды).
Воспитатель: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.
Опыт №4: «Вода не имеет запаха»
Воспитатель: Мы с вами узнали, дети, что вода может изменить цвет, вкус. А может ли она изменить свой запах? Как вы думаете? (Ответы). Ребята, я предлагаю вам понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь? (Нет)
Воспитатель: Верно. Какое открытие вы сейчас сделали? (Ответы детей).
Вывод: вода не пахнет, у неё нет запаха. (вывешивается символ этого свойства).
Воспитатель: А давайте мы добавим капельку волшебного масла (воспитатель капает масло в стакан с водой, дети нюхают и отвечают).
Воспитатель: оказывается, вода может принимать запах того вещества, которое в неё добавили.
Воспитатель: Молодцы, ребята, мы хорошо с вами поработали, а теперь я предлагаю вам и Незнайке немного отдохнуть и поиграть.
Подвижная игра «Море волнуется раз».
Воспитатель: Ребята, давайте покажем Незнайке, как вы умеете разгадывать загадки. У меня есть волшебные капельки-загадки.
Кто сильнее всех на свете? (Вода)
Что в руках не удержишь? (Вода)
Что в решете не унесёшь? (Вода)
Течёт, течёт - не вытечет, бежит, бежит - не выбежит. (Река)
Белое покрывало на земле лежало. Весна пришла - оно всё сошло. (Снег)
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет.
(Дождь)
Воспитатель: Ребята, Незнайка, а вы знаете, что воду нужно беречь, и когда помоешь руки, то нужно сразу закрыть кран? (Ответы).
Незнайка: А зачем воду беречь, её вон сколько?! (Ответы).
Воспитатель: Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода, а чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил, об этом мы с вами будем беседовать в следующий раз. А для того, чтобы мы не забывали закрывать кран, я приготовила памятку-напоминание «Экономь воду!» Ребята, давайте, мы у себя в умывальной комнате повесим эту памятку. И подарим Незнайке, чтоб он тоже не забывал экономить воду. Согласны? (Ответы).
III.Заключительная часть (рефлексивный этап)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Ну что, Незнайка, узнал что-нибудь нового о воде?
Незнайка: Да! Только это так трудно запомнить. Воспитатель: А ребята тебе, Незнайка, ещё раз напомнят. Слушай и запоминай:(с опорой на схемы): - Вода жидкая, может течь - Вода – бесцветная - Вода – безвкусная - Вода не имеет запаха.
Воспитатель: А чтобы лучше запомнить эти свойства воды, предлагаю вам их зарисовать в своих альбомах.
Незнайка: Сегодня я много интересного узнал о волшебнице воде. Вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха. Вода прозрачная. И воду нужно беречь. Спасибо вам, ребята! Но пришла пора мне с вами прощаться. До свидания!
Дети и воспитатель: До свидания, Незнайка! До новых встреч! Воспитатель: Ребята, вы сегодня такие молодцы! Ведь вы были настоящими учёными и сделали сегодня много открытий! И теперь каждый из вас может рассказать своим родителям и друзьям о том, что вода… Дети делают вывод А теперь предлагаю вам закрыть глаза и насладиться песенкой воды. Фоном звучат звуки воды
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по экспериментально - познавательной деятельности. Тема: «Знакомство со свойствами воды»
Конспект по эксперементально - позновательной деятельности. Тема : " Знакомство со свойствами воды".Цели. Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, может менять свой цвет. Привить и...
Познавательное экспериментирование «Просто я работаю волшебником»(старш.группа). План-конспект занятия по теме: «Вода и её свойства».
План-конспект занятия по экспериментальной деятельности....
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: «Вода и ее свойства»
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: «Вода и ее свойс...
Конспект ОД по ОО " Познавательное развитие". Тема: "Знакомство с основными свойствами воды".
Конспект образовательной деятельности детей подготовительной группы по ОО " Познавательное развитие" Тема: "Знакомство с основными свойствами воды"....
Конспект занятия по окружающему миру. Тема: «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ».
Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;Уточнить и закрепить знания д...
КОНСПЕКТ НОД по познавательному развитию ТЕМА: «ВОДА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
В нашем государстве очень актуальна тема экологии, а именно сбережение природных ресурсов. Поэтому важно воспитывать таких людей, которые с пониманием грамотно относиться к сбережению природных ресурс...
- Мне нравится (1)