Технологическая карта проведения опытов и экспериментов
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Организация элементврных опытов с детьми дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh._karta_-_organizatsiya_elementarnyh_opytov.docx | 37.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание: Организации элементарных опытов с детьми дошкольного возраста»
Теория и методика экологического образования дошкольников
Технологическая карта проведения опытов и экспериментов
Природные объекты исследования | Цель исследования | Формы организации исследования | Оборудование. Действия | Вывод | Проблемные вопросы | Деятельность |
Вода: Тема: «Круговорот воды в природе» | 1. Расширять представления детей о свойствах воды. 2. Развивать у детей умение использовать различные способы познавательной деятельности. 3. Учить детей проверять свои наблюдения, ставя опыты | Опыт 1. Куда уходит вода. | Воронка, песок, глина, почва, вода. | вода просочится в почву, песок. | «Ходит капелька по кругу» «Волшебная вода» «Цветные капельки» «Очистим воду» «Брызгалки» «Фонтанчики» «Вода- зеркало» «Мыльные пузыри» «Разноцветные дорожки» «Веселые кораблики» «Как растворить масло в воде» «Куда исчезла вода» | Труд: полив растений |
Опыт 2. Путешествие капельки. | Свечка, ложечка с водой, стекло над ложкой. Вода нагревается, превращается в пар и испаряется. | вода в природе находится в постоянном движении: снизу- вверх, сверху- вниз (на земле она нагревается и, превращаясь в пар, поднимается вверх; высоко над землей она охлаждается, снова становится водой и возвращается на землю в виде осадков: дождя, града. |
Технологическая карта проведения опытов и экспериментов
Природные объекты исследования | Цель исследования | Формы организации исследования | Оборудование. Действия | Вывод | Проблемные вопросы | Деятельность |
Ветер – воздух: Тема: « Обнаружение воздуха» | 1. Познакомить детей со свойствами воздуха. 2. Формировать знания о том, что воздух есть всюду: и в комнате, и на улице, и в воде, и в губке. 3. Учить способам обнаружения воздуха. | Опыт 1. С водой и соломинкой. . | Дети дуют в воду через соломинку. Образуются пузырьки, которые всплывают и лопаются. | Вывод: пузырьки наполнены воздухом | Проблемные вопросы «Воздух занимает место» «Тесная бутылка» «Откуда ветер дует» «Волшебная змейка» «Перекати – поле» | Рисование предметов, в которых находится воздух. |
Опыт 2. Со стаканом и тазиком с водой. | В таз с водой перевернуть прозрачный стакан (прямо). Вода не заполняет стакан. Почему? | Вывод: воздух занимает все пространство в стакане, воде в него не попасть. Если наклонить стакан, воздух выходит и вода заполняет стакан. Воздух прозрачный, невидимый, легкий и занимает свободное место. | ||||
Опыт 3. Поймай воздух. | Пакет скрутить со стороны отверстия. Пакет надулся, стал выпуклым. | Вывод: Воздух есть в мешочке, он раздул пакет. | ||||
Опыт 4. Воздух в игрушке | Взять резиновую игрушку. Если игрушку сжать - она свистит, шумит. | Вывод: В игрушках есть воздух. |
Технологическая карта проведения опытов и экспериментов
Природные объекты исследования | Цель исследования | Формы организации исследования | Оборудование. Действия | Вывод | Проблемные вопросы | Деятельность |
Песок. Глина. Камни. Тема: «Растворимость веществ» | Воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной деятельности и наблюдению увиденного. | Опыт (1 часть) Что произойдет с солью, сахаром, краской, песком, землей, глиной, если их растворить в воде. | Банка с песком, землей, глиной, сахаром, солью, красками; мерные стаканы, ложки, кувшины с водой, губка, фартуки, конверты с заданиями, карандаши. Дети опытным путём проверяют, что получится с данными веществами и зарисовывают результаты своего опыта. Объяснение результатов, отметить, какие вещества растворились, а какие осели | Вывод: Не все вещества растворяются в воде. | «Из чего дом построен» «Превращения камешков» «Лепим из песка» «Состав почвы» «Что такое горы» «Почему падает дерево» «Вода камень точит». | Игры-эксперименты: «Песчаные бури» (Что произойдет с песком, если дунуть в трубочку?) «Норка для мышки» (Из чего нора крепче - из песка или глины?) «Помой сапожки» (От чего легче отмыть обувь – от глины или от песка?) «Следы на песке» (Где остаются четкие следы – на влажном или на сухом песке?) |
Опыт (2 часть) | Оставить стаканчики с этими веществами на несколько дней. Посмотреть, какие изменения произошли с землей, глиной, песком, гуашью, сахарным песком. Дальнейшая фиксация опыта. Рисунки детей. |
Технологическая карта проведения опытов и экспериментов
Природные объекты исследования | Цель исследования | Формы организации исследования | Оборудование. Действия | Вывод | Проблемные вопросы | Деятельность |
Явления неживой природы: Наблюдение за солнцем (несколько наблюдений за разным состоянием: палящим, спрятанным за тучи). | Стремиться к исследованию неживой природы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи в природе | Опыт 1. Предложить увеличительное стекло, с его помощью нагреть палочку, бумагу. | несколько наблюдений за разным состоянием: палящим, спрятанным за тучи | Проблемные вопросы «Куда плывут облака» «Куда нас приведет компас» «Догони тень» «Солнечные зайчики» «Радуга – дуга» «Пусть всегда будет солнце» «Измерим тень» «Таинственные картинки» | Изготовление солнечных часов Наблюдение за высотой стояния солнца (по солнечным часам) Изготовление из бросового материала оборудования для метеостанции | |
Опыт 2. | Предложить позагорать, подставив по очереди ласковым лучам солнца лицо, руки. | |||||
Опыт 3. Солнце – свет. | Предложить разноцветные стеклышки, пофантазировать. | |||||
Наблюдение за небом, облаками ( за разным состоянием). | ||||||
Игры: «Угадай по оттенкам цвета природную стихию», | ||||||
«Пейзаж». | Предложить детям, используя мимику лица, передать состояние природы. | |||||
Ведение «Календаря погоды ». |
Технологическая карта проведения опытов и экспериментов
Природные объекты исследования | Цель исследования | Формы организации исследования | Оборудование. Действия | Вывод | Проблемные вопросы | Деятельность |
Живая природа: Тема: «Мы - друзья природы» | Цель наблюдений в природе: Показать разнообразие и красоту живой природы, отметить её пользу для человека и необходимость охраны природы. | Наблюдение за мхом ( на деревьях и на земле). | Отметить его цвет, структуру. Обратить внимание, что на деревьях с одной стороны мха больше. По этому признаку определяют, где север, а где юг. | Проблемные вопросы «Почему зерно сеют в землю» «Где спрятано семечко» «Как растения воздух очищают» «Зависимость растения от солнечного света» «Растение теряет влагу» «Живые часики» (цветочные часы) «Кто живет в траве» «Как растения дружат с ветром» «Назови растения на клумбе» «Сколько лет дереву» | Операция «Сломанная веточка» (подвязывание сломанных веточек) Труд: - составление букетов из живых цветов - изготовление поделок из природного материала - аппликация из природных материалов | |
Наблюдение за ягодами. | Показать ядовитые ягоды ( волчье лыко, вороний глаз), предупредить, что их нельзя срывать и тем более есть. Найти или вспомнить ягоды, растущие на Севере (черника, голубика, брусника и др.). | Их нельзя срывать и тем более есть. | ||||
Наблюдение за водоемом. | Рассмотреть берег, обратить внимание на прозрачность воды. Вспомнить, кто живет в воде. Игра: «Путешествие капельки». | Обратить внимание на прозрачность воды. Вспомнить, кто живет в воде. | ||||
Наблюдение за птицами. | Попытаться увидеть птиц, послушать их пение с закрытыми глазами; напомнить о том, какую пользу приносят птицы. | какую пользу приносят птицы. | ||||
Тема: «Деревья, кустарники» | Наблюдение за березой. | Назвать признаки березы. За правильный ответ – «подарок» от березы - фишка. Предложить подарить березе красивое, доброе слово, загадку, пословицу; сказать, почему березка нравится. | ||||
Тихие игры. «Найди ошибку» | Нужно найти ошибки в поведении детей - героев рассказа. «Летний день дети провели в лесу. Они играли, бегали, кричали, рвали цветы и плели венки. На поляне разожгли костер, пообедали и оставили после себя много мусора. Дети поймали ежа и взяли его домой. | |||||
«Прятки» | Дети прячутся за деревьями. Правило - прятаться бесшумно, разговаривать тихо. | |||||
«Сороконожка» | Дети идут по тропинке с закрытыми глазами за ведущим, держась друг за друга. Ощутить запах природы. | |||||
«Что там далеко? » | Всмотреться вдаль, заметить мелкие детали, рассказать о них. « Моя находка» Предложить детям разойтись, найти что-нибудь и принести находки в определенное место. Найденное рассматривается. Предложить пофантазировать, на что похожи находки ( палочки, коряжки, шишки, листья, камешки). | |||||
Игры и упражнения. | «Запахи природы» Рассказать о каком-нибудь запахе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правила безопасности при проведении опытов и экспериментов
Инстукция к проведению экспериментов.Правила поведения при экспериментировании....
Технологическая карта проведения опытов и экспериментов
Старший дошкольный возраст...
Технологическая карта проведения опытов и экспериментов
Технологическая карта проведения опытов и экспериментовПриродные объекты исследования. Цель исследования. Формы организации исследованияОборудование. ДействияВыводПроблемные вопросыДеятельностьВо...
технологическая карта проведения опытов и экспериментов
технологическая карта проведения опытов и экспериментов...
Технологическая карта по познавательному развитию. Эксперимент «Занимательно о важном. Электричество»
Технологическая карта по познавательному развитию. Эксперимент «Занимательно о важном. Электричество». Цель: создать условия для формирования у детей представлений о важнейшей роли эл...
Технологические карты организации опытов и экспериментов с детьми в летний период
Экспериментально-опытная деятельность....
Карты-схемы для проведения опытов и экспериментов.
Использование карт-схем для проведения опытов позволяет учитывать особенности наглядно-образного мышления дошкольников и, вто же время, способствовать формированию логического мышления....
- Мне нравится (1)