ООД по познавательному развитию "Путешествие в осенний лес"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Представленный материал знакомит детей дошкольного возраста с понятием «лес», с его видовым разнообразием. Развивает познавательный интерес, основу логического мышления, воспитывает бережное отношение к природе. Использованы инновационные технологии: ИКТ, технология ТРИЗ, игровые технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ood_puteshestvie_v_osenniy_les.doc | 198 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 82 комбинированного вида»
города Чебоксары Чувашской Республики
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию
«Прогулка в осенний лес»
в старшей группе
Составила: Алексеева Л.В.,
воспитатель первой
квалификационной категории
Чебоксары, 2020
Программные задачи:
Образовательные: продолжать обогащать представления детей о лесе; дать понятия о видовом разнообразии лесов- лиственный, хвойный; дать представления о плодах, семенах деревьев ( желудь, шишка, крылатка); закрепить знания о правилах безопасного поведения в природе
Развивающие: развивать умение рассказывания о дереве с помощью мнемотаблицы; умение пронимать поставленную задачу, способы ее достижения; развивать познавательный интерес, слуховое восприятие, зрительное внимание, образное, логическое мышление.
Воспитательные: продолжать развивать интерес к миру природы, развивать умение видеть красоту леса.
Словарь: лиственный, хвойный, смешанный названия деревьев кустарников (береза, сосна, клен, ель, шиповник, орешник), частей объекта (корень, ствол, ветки, листья, хвоинки)
Предварительная работа: чтение природоведческой литературы, рассматривание иллюстраций и картинок «Растительный и животный мир леса», беседа «Правила поведения в лесу», «Времена года», наблюдения в природе.
Индивидуальная работа: составление рассказа по мнемотаблице с кем Полиной, Антоном
Оборудование и материалы: ноутбук, медиапроектор, презентация «Виды Лес», мнемотаблица «Дерево», письмо от старичка Лесовичка,
Ход занятия:
Дети и воспитатель заходят в группу
Воспитатель: К нам пришло письмо.
От кого оно узнаете,
Коль загадку отгадаете!
Ходит по лесу лесник
Он шагать в лесу привык.
Здесь ему совсем, как дома,
Все давным-давно знакомо,
Он заботливый старик
А зовется …
Дети: Лесовик!
Воспитатель: Да, ребята, к нам пришло письмо от Лесовичка! «Дорогие ребята старшей группы! Пишет вам старичок Лесовичок. Я живу в лесу и буду очень рад, если вы придёте ко мне в гости. Лес я очень люблю и гостям всегда рад! С уважением, старичок Лесовичок». Ну что ребята, пойдем в гости к Лесовичку?
Дети: Да
Воспитатель: Прежде чем отправимся в путь, нам необходимо вспомнить правило поведения в лесу. И предлагаю поиграть в игру «Можно-нельзя»
Воспитатель проводит словесную игру «Можно-нельзя»
Дети: Нельзя ломать ветки, калечить деревья, срывать цветы, уносить животных из леса и т. д., без разрешения в рот ничего не брать (пробовать ничего нельзя) и не отставать
Можно: поиграть в лесу, поаукать, любоваться природой собирать грибы, ягоды и т. д.)
Воспитатель: Итак, ребята, самое главное: нельзя ничего пробовать и не отставать старайтесь не слишком шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны
Воспитатель: Тогда, друзья в путь.
Друг за дружкою вставайте
И за мною все шагайте
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки.
Вот мы и добрались до леса.
Слайд 1 лес
Воспитатель: Вот мы в гостях у леса. Как красив осенний лес. Здесь нас должен встретить Лесовичок. Где же он?
Появляется на экране Лесовичок
Звук: «Я здесь и очень рад вас видеть. Здравствуйте ребята!».
«Лес – удивительное место. Здесь можно услышать разные звуки. Предлагаю вам послушать и угадать».
Слайд 2,3,4 звуки дождя, ветра, шуршание листьев
Воспитатель: Ребята, а что такое лес?
Дети: Дом для животных, птиц, насекомых, деревьев.
Воспитатель: Лес – это среда обитания многих лесных зверей и птиц, деревьев, кустарников, травянистых растений. Это их дом. В лесу очень много деревьев.
Слайд 5 лиственный лес.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие деревья растут в этом лесу?
Дети: береза, дуб, клен.
Упражнение «Назови или угадай дерево» береза, дуб, клен
Слайд 6 береза
Воспитатель: Костя, посмотри, какое это дерево?
Костя: Это береза.
Воспитатель: Как ты догадался ?
Дети: ствол белый и черные линии.
Воспитатель: береза через черные черточки дышит, и называются они ЧЕЧЕВИЧКИ.
Воспитатель: Листья какой формы?
Дети: Листья треугольной формы, маленькие, края неровные, зубчиками.
Воспитатель: У березы есть плоды, которые называются «сережки»
Слайд 7 клен
Воспитатель: Даша, а это дерево как называется?
Даша: это клен.
Воспитатель: Как догадалась?
Даша: листья клена резные, пятиконечные
Воспитатель: У клена тоже еть плоды – крылатки.
Слайд 8 дуб
Воспитатель: Женя, а это дерево как называется?
Даша: это дуб.
Воспитатель: Как догадалась?
Женя: Ствол толстый, крепкий.
Воспитатель: Какой формы листья дуба Антон?
Антон: листья дуба овальной формы, резные
Воспитатель: У дуба есть плоды, как они называются?
Дети: плоды у дуба называются желуди.
Воспитатель: Все деревья имеют листья. Они разные и отличаются друг от друга формой и размером. Деревья, имеющие листья называют лиственными деревьями.
Слайд 9 хвойный лес
Воспитатель: А какие деревья растут в этом лесу?
Дети: ель, сосна, лиственница
Слайд 10 ель
Воспитатель: Как называется это дерево?
Дети: это дерево – ель.
Воспитатель: А что у ели вместо листьев?
Дети: иголки
Воспитатель: их называют хвоя – хвоинки.
Воспитатель: а что растет на ели?
Дети: шишки.
Воспитатель: А какой формы шишки?
Дети: Шишки ели продолговатые.
Воспитатель: Правильно это плоды ели.
Слайд 11 сосна.
Воспитатель: А как называется это дерево?
Дети: сосна
Воспитатель: Чем отличается ветки сосны от ели?
Дети: Крона дерева находится у самой верхушки. У сосны хвоя длиннее, чем у ели.
Воспитатель: У сосны тоже есть плод – шишка, они короткие и округлые. В ней прячутся семена.
Слайд 12 лиственница
Воспитатель: Как называется сестра ели?
Дети: Лиственница
Воспитатель: Осенью лиственница желтеет и сбрасывает хвоинки, как листья, поэтому ее называют лиственница. Какой плод он имеет?
Дети: шишки.
Воспитатель: У этих деревьев на ветках иголки, а по-другому их называют хвоинки, это тоже листочки. Такие деревья, имеющие иголки-хвоинки, называют хвойными.
Слайд 13 - зрительная гимнастика «Осенние листочки»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете что является главным жителем леса? А что мы можем рассказать про него? Нам в этом поможет схема.
Слайд 14 работа с мнемотаблицей у доски.
Слайд 15 дуб.
Это дуб. Он высокий. У дуба есть корень, ствол, ветки, листья. Листья овальные, резные. У дуба плоды – желуди. Дуб- лиственное дерево.
Слайд 16 ель.
Это ель. Она высокая. У ели есть корень, тонкий ствол, ветки, вместо листьев хвоинки. Плоды ели- шишки. Ель – хвойное дерево.
Воспитатель: Предлагаю превратится в осенние листочки и поиграть.
Физкультминутка "Мы – листики осенние"
Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил
Воспитатель: Лесовичок приготовил для вас картинки и приглашает поиграть в игру «Четвертый лишний». Нам нужно разделится по парам. Теперь подойдите к столам, рассмотрите картинки. Нужно найти лишнее и поставить на нем фишку.
Воспитатель подходит к каждой паре и проверяет.
Воспитатель: Проверьте у соседей, правильно ли они сделали.
Слайд 17 Лесовичок
Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад. Лесовичок просит вас посадить деревья в лиственном и хвойном лесу. Найдите каждому дереву свой лес.
Работа детей
Воспитатель: Ребята слышите шум? Это верхушки деревьев качаются. Какая была примета у чувашей? Верхушки деревьев качаются – погода переменится. Нам нужно успеть вернуться.
Друг за дружкою вставайте
И за мною все шагайте
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки.
Воспитатель: Вот мы и вернулись из осеннего леса. Что вы сегодня можете рассказать родителям о нашей осенней прогулке в лес? Вы молодцы, хорошие помощники. Лесовик доволен вами и дарит вам значки «Любители леса»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий познавательной игры "Загадки осенней природы"
Программные задачи:обобщить представления детей об осени как времени года. Закреплять знания о приметах осенней природы, знать названия осенних месяцев.Формировать представления детей о том, то ...
Экологическая познавательно-поисковая игра "Осенняя прогулка в лес"
Для воспитателей детского сада...
Экологическая познавательно-поисковая игра "Осенняя прогулка в лес"
"Осенняя прогулка в лес" для воспитателей детских садов...
Познавательно-творческий проект «Осень, осень в гости просим»
Расширение знаний детей об осени...
Познавательно-творческий проект "Осень, осень в гости просим"
Цель проекта: обогащение знаний детей по лекическим темам "Осень", "Овощи", "Фрукты"....
Конспект осенней познавательной экскурсии "Волшебница осень"
Цель: экологическое, эстетическое воспитание дошкольников.Задачи: Расширить представления детей о характерных признаках осени, учить самостоятельно, находить их; уточнить представления детей об измене...