Непосредственно образовательная деятельность: «Юные метеорологи».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Шаропуто Валентина Николаевна

 


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_moy17.03.20.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Тема непосредственно образовательной деятельности: «Юные метеорологи».

Основная общеобразовательная программа: основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100» (под научной редакцией О.В.Чиндиловой)

Возрастная группа: подготовительная

Ведущая образовательная область: «Познавательное развитие».

Цель: Усвоение системы знаний о природе: ее компонентах и взаимосвязях между ними. Формирование представлений об универсальной ценности природы.

Задачи:

«Познавательного развития»:

  • развивать  у  детей  навыки  исследовательской  деятельности: наблюдательность,  любознательность,  умение  сравнивать, предполагать,  анализировать,  сопоставлять,  рассуждать,  делать выводы  и  умозаключения;
  • накапливать у детей конкретные  реалистичные  знания об окружающем мире, учить наблюдать, мыслить;
  • научить детей прогнозировать погоду, устанавливая взаимосвязи между живой и неживой природой, умение работать с метеостанцией;
  • воспитывать основы экологической культуры.

«Речевого развития»:

  • активизировать и актуализировать словарь детей;
  • способствовать развитию диалогической речи;
  • развивать умение четко, быстро отвечать на поставленные вопросы.

«Социально–коммуникативного развития»:

  • приобщать детей к народной культуре, народной мудрости, народному опыту: знакомить детей с народными приметами, проверять их в ходе наблюдений;
  • воспитывать дружеские взаимоотношения при работе в паре, получая удовольствие от совместной деятельности;
  • формировать умение высказывать предположения и делать выводы;
  • воспитывать культуру поведения.

 «Физического развития»:

  • развивать мелкую моторику;
  • формировать  осознанную  потребность  в  двигательной  активности.

 «Художественно-эстетического развития»:

  • поддерживать интерес к музыке.

Форма организации: подгруппа – 8 человек.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, двигательная.

Форма организации:  подгрупповая, индивидуальная, парная.

Словарная работа: метеоролог, синоптик, ветряной рукав, термометр, барометр, осадкомер, флюгер.

Предварительная работа: знакомство с метеоплощадкой, беседы о погоде, временах года, о погодных явлениях, наблюдения за погодой на метеоплощадке, работа с календарем природы в группе, заучивание примет, стихов о погодных явлениях.

Оборудование и материалы: Воздушный змей с письмом; иллюстрации метеостанции и приборов для изучения и наблюдения за погодой (осадкомер, флюгер, барометр) Для опытов: шишки, емкость для воды; термометр, стаканы с холодной и теплой водой; тарелка, карандаш, зонт. Стаканы и разноцветные ленточки для изготовления ветряков. Солнышки и тучки для украшения ветряков.

Ход НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

  1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, давайте улыбаться друг другу, нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

Придумано кем то, просто и мудро

При встрече здороваться!

Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам!

Доброе утро, приветливым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

Воспитатель: Дети, посмотрите, что это за окном?

Воспитатель: Ребята, этот воздушный змей принес нам письмо. Прочтем его?                                                                     Это письмо от героев одного известного мультфильма,  а каких именно вы узнаете, прослушав эту песенку (включаю аудиозапись из мультфильма «Фиксики»).

Воспитатель. Кто понял, из какого мультфильма эта песня? - Верно, ребята, это «Фиксики». А письмо нам  прислал Дим Димыч.

Воспитатель. Хотите узнать, что он написал? - Тогда слушайте внимательно: (читаю текст письма)

- «Здравствуйте, ребята! Вчера мой папа подарил мне воздушного змея на день рождения. Я хотел сразу же бежать на улицу, чтобы его запускать, но папа сказал что, для этого погода должна быть без осадков и ветреной. Мы с Ноликом решили попробовать запускать его сегодня, но никак не можем определиться с погодой. Помогите нам, пожалуйста. Подпись: Дим Димыч». - Ну что, ребята, поможем нашим героям?

Дети заходят в группу

Дети проговаривают текст вместе.

Дети: Воздушный змей.

Дети: Да.

Дети: «Фиксики»

Дети: Да.

Дети слушают.

Дети: Да.

  1. Основная часть

Воспитатель: Ребята послушайте  и отгадайте загадку:

Что за время года, будто царица,

Приказ свой послала, чтобы красота вставала.

Она надежду всем внушает и к труду призывает.

Она приходит с лаской и со своей сказкой.

Как только встряхнет рукавом -

Синеют подснежники кругом.

Воспитатель. Правда, правда, отгадали,

вижу вы весну узнали.

Воспитатель.  Ребята, а какая погода бывает весной?

Воспитатель. С давних времен люди очень внимательно следили за погодой и явлениями, которые сопровождали её изменение. От капризов природы зависела жизнь людей. Солнечные дни способствовали хорошему урожаю и плодотворной работе, а слишком засушливые, дождевые или холодные могли привести к гибели зерновых и огородов. Стихийные бедствия разрушали дома людей, оставляя их без крыши над головой. Это и стало причиной пристального внимания к явлениям погоды.                                      Воспитатель. Людям, каких профессий необходимо знать прогноз погоды и почему?

 Молодцы, ребята!

                                                         

Воспитатель. Ребята, а вы можете мне сказать, как называются люди, которые занимаются наблюдением за погодой?

Воспитатель. А как им удается предсказать погоду?

Воспитатель. Да, верно! Люди в своей работе используют специальные приборы и оборудование, которое дает возможность максимально точно составить прогноз погоды. Для измерения осадков (снег, дождь) используют осадкомер. Для определения направления ветра используется флюгер. Для измерения атмосферного давления используют барометры.

Воспитатель: Я предлагаю вам сейчас тоже стать юными метеорологами, ведь мы уже начали с вами эту работу на участке и определить состояние погоды. Тем более что нашей помощи ждут Нолик и Дим Димыч. Вы согласны?

Давайте мы попробуем определить состояние погоды по отрывкам из музыкальных произведений.

 Воспитатель. Ребята, а  какая погода сегодня, как можно о ней сказать? Воспитатель: Когда профессии метеоролог не существовало, погоду предсказывали по растениям, а также по поведению птиц, животных и насекомых. Такие растения и животные называются природные барометры. Вот один из них, это барометр из шишки. В сухую погоду шишка хорошо раскрыта, а на влагу она начинает закрываться.  Давайте проверим и проведем наше первое исследование.

Опыт с шишкой. Сухую шишку опускают в воду, в воде она начинает закрываться. Затем достаем из воды и оставляем её высыхать.      

Воспитатель: Для измерения температуры воздуха служит прибор – термометр. Давайте рассмотрим термометр.                                             Главные части термометра – стеклянная трубка, наполненная жидкостью, и шкала (пластинка с делениями). Каждое деление на шкале обозначает один градус. Возле больших делений стоят цифры, которые показывают число градусов. В середине шкалы вы видите ноль. Это граница между градусами тепла и градусами мороза. Конец столбика жидкости в трубке термометра указывает на число градусов.

Воспитатель: Чтобы понять, как работает термометр, проделаем опыт?

Опыт №1. Опустим термометр в стакан с тёплой водой. Что происходит со столбиком жидкости в трубке термометра?

Опыт №2. Перенесём термометр в стакан с холодной водой. Что теперь происходит со столбиком жидкости в трубке?

Воспитатель: А вот как можно определить время, если у вас с собой не оказалось часов?

А помогут нам определить - солнечные часы.

- Солнечные часы работают только в солнечную погоду, с помощью движения тени по циферблату. Давайте проверим, правда, это или нет. Маша возьми зонт и открой его над солнечными часами. Что мы видим?

- Убираем зонт и определяем время на солнечных часах.

- Как вы думаете, почему солнечные часы желтого цвета?

Воспитатель: С помощью чего мы с вами всегда определяем есть ли ветер?

 С помощью чего мы можем узнать о силе ветра?

- Ребята, я предлагаю вам сделать ветряки и украсить ими свой участок.

Дети: Весна.

Дети: Солнечная,  ясная, теплая.

  Дети: Летчикам - для безопасного полета, чтобы не потерпеть крушение;

   Дети: Для кораблей в море, океане – в шторм, ураган может затонуть;

  Дети: Для хлеборобов, овощеводов – когда благоприятно сажать и убирать урожай.

  Дети: Для людей, чтобы знать, как одеться.

Дети: Метеорологи, синоптики

                                                     

Дети: Они  используют разные приборы, оборудование.

Показ иллюстраций.

Дети: Да.

Звучат отрывки музыкальных произведений, дети с помощью движений показывают состояние погоды.

Дети: Солнечная, теплая, ветреная.

Дети: Опускают шишки в емкость с водой.

Дети рассматривают термометр.

Дети: Да!

Дети: Столбик термометра поднимается.

Дети: Столбик термометра опускается.

Ответы детей.

Дети подходят к солнечным часам.

Дети: Что зонт сделал большую тень и солнечные часы не работают.

Дети: Они желтые, как солнышко.

Дети: С помощью  деревьев, флажков,  вертушек,  ветряков.

Дети: Ветряной рукав, вертушка.                                          

Дети садятся парами за столы и украшают ленточками свои ветряки.

3. Рефлексия

 Воспитатель: Ребята, а теперь кому было очень интересно работать, возьмите солнышко, а кому было скучно и не интересно, возьмите тучку и украсьте ими наши ветряки.

Давайте мы с вами один из ветряков отправим нашим друзьям, Нолику и Дим Димычу, чтобы они могли проверять есть ли ветер для запускания воздушного змея.

 Я очень рада, что вам всем понравилось быть метеорологами. В следующий раз рассмотрим и поговорим о метеостанции на нашем участке. Спасибо, мне было очень приятно с вами работать.

Дети украшают ветряки солнышками или тучками.

Дети: Да понравилось.

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая НОД раздел познание "Юные метеорологи"

Это итоговое занятия, на котором дети подготовительной группы показывают свои знания и умения , которые они преобрели в ходе проекта "Юные метеорологи"....

Экологический проект "Юный метеоролог"

Разработка экологического проекта "Юный метеоролог" в ДОО....

Итоговая НОД раздел познание "Юные метеорологи"

Занятие по ознакомлению дошкольников с окружающим миром (метеорология)...

Информационно-исследовательский проект «Юные метеорологи»

В старшем дошкольном возрасте ведущим видом мышления является наглядно-образное мышление. В младшем школьном возрасте совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышл...

Педагогический проект с детьми старшего дошкольного возраста "Метеоплощадка "Юный метеоролог"

В дошкольном воспитании в процесс освоения природы включается элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанно-правильного поведения в природной среде. Современная напряженная экол...

Познавательно – исследовательский проект «Юные метеорологи»

В дошкольном воспитании в процесс освоения природы включается элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанно-правильного поведения в природной среде. Современная напряженная экол...

Непосредственно образовательнаядеятельность с использованием технологии Н.А.Коротковой «Река времени» по теме "Путешествие в прошлое " для детей подготовительной к школе группы.

- расширять представления детей об историческом времени:древность -старина - настоящее время; представления детей о предметах письма людей , разнообразии  жилище, одежды, об их изменениях о...