Конспект ООД тема: «Волшебная бумага»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

 

Управление образования Администрации муниципального района   Туймазинский район Республики Башкортостан

 

 

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение  детский сад  с. Нижнетроицкий  муниципального района

Туймазинский  Республики Башкортостан

 

 

 

 

 

Конспект

 совместной деятельности взрослого с детьми

экспериментально-исследовательская деятельность

тема: «Волшебная бумага»

возрастная группа: старшая группа

 

 

 

Выполнил : воспитатель

Февралёва Ирина Николаевна

                                                                                   Педагогический стаж:26 лет

                                                                                 Имеющаяся категории :первая

 

 

 

 

        

2018 год


Цель: дать первоначальные знания об изобретении бумаги.

Задачи:

Образовательные: научить отличать вещи, сделанные из бумаги, определять ее качество на ощупь, гладкость, прочность, толщину. Помочь детям с помощью разнообразных опытов определить свойства бумаги. Учить детей анализировать, делать простейшие умозаключения.

Развивающие: развивать наблюдательность, внимание. Активизировать в речи детей слова, обозначающие свойства бумаги.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, обратить внимание детей на необходимость бережного использования бумаги

Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций об изготовлении бумаги; рассматривание предметов, изготовленных из бумаги. 

Материал:  камни, деревянные дощечки,  гуашь,  бумага, карандаши, острые палочки,  миска с водой,  разные виды бумаги, книги, коробок спичек, ножницы, блокнот, тарелочки с подсолнечным маслом, пипетки, монетки, кружки из бумаги, нитки, иголки (весь материал разложен на отдельных столах, количество материала соответствует количеству детей).

Методические приемы: словесные, практические, игровые.

Ход:
Воспитатель:  предлагаю вам, ребята, отгадать загадку:
Склеить корабль, солдата, 
Паровоз, машину, шпагу. 
А поможет вам, ребята, 
Разноцветная.

Дети: бумага

Воспитатель:  Да, дети, сегодня мы поговорим о бумаге. 

Посмотрите, что лежит у меня на столе? Это камень, деревянные дощечки и лист бумаги. Что у них может быть общего? Попробуйте нарисовать линии на камне гуашью, процарапать буквы на дощечке и написать их карандашом на бумаге. Раньше, люди использовали все эти материалы для того, чтобы передавать друг другу письменные послания. Сначала рисовали на камнях, потом писали на дереве. Первая бумага появилась в Китае. Давным-давно, две тысячи лет назад, китайский народ изобрел бумагу. А другие народы из дальних стран покупали у них бумагу как самую большую драгоценность. Но время шло. Люди не только торговали, но и воевали. И вот однажды арабские войска разбили китайское войско и захватили пленников. У пленных китайцев арабы выпытали способ изготовления бумаги. Постепенно китайский секрет перестал быть секретом, и во всем мире люди научились делать бумагу по китайскому способу, а делали китайцы бумагу вручную. В наше современное время бумагу делают машины. 
Посмотрите вокруг и назовите предметы, при изготовлении которых использовалась бумага. Как часто и для каких целей нам нужен этот материал? (салфетки, обои, туалетная бумага, открытки, книги, журналы, газеты, коробки, тетради и т. д.) 

Воспитатель: а сейчас я предлагаю вам поиграть в игру: Представьте себе, что бумага исчезла. Как изменится в этом случае ваша жизнь? Сможете ли вы чем то заменить бумагу?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: бумага состоит из целлюлозных волокон. Целлюлоза – это вещество, которое можно найти во всех растениях, деревьях, хлопке, рисе, кукурузных стеблях т. д. Бумагу делают на специальных комбинатах. Они так и называются целлюлозно-бумажные. Но сначала в лесу рубят деревья. Бревна везут на фабрику. Здесь их очищают от коры и перемалывают на мелкие кусочки – дробят в машине (дробилке). Крошку которая получилась, перемешивают с особой жидкостью, превращая в мягкую массу. Она идет на изготовление бумаги. 

Дети мы с вами знаем, что очень большим количеством бумаги пользуемся в жизни, что без бумаги очень трудно обходится человеку. И чтобы не рубить понапрасну деревья в лесу, нам нужно бережнее относиться к бумаге. Экономнее использовать ее в нашем быту: прочитанные книги и журналы не выбрасывайте, а просите родителей сдавать их в макулатуру, где бумага приобретет вторую жизнь. А сейчас мы с вами узнаем, какой же бывает бумага. Возьмите в руки разную бумагу. Что вы можете сказать о ней, какая она? (Дети по очереди пробуют бумагу на ощупь, определяют ее на ощупь и описывают свойства). Прочна ли бумага? Мы сейчас узнаем. 

Опыт 1:

Воспитатель: возьмите три бумажные полоски одинаковой ширины и длины. С первой полоской пока что делать ничего не нужно. Во второй - сделайте надрез в любом месте, а третью - смочите водой. А теперь разрывайте их поочерёдно, растягивая в различные стороны. Труднее всего, как вы поняли, разорвать (целую, надрезанную, мокрую) полоску.

Дети: ответы детей.

Воспитатель: оборванный конец полоски гладкий, ровный только в месте надреза. Наиболее искривлённый в намоченном месте. Везде, кроме места надреза, видны ворсинки, направленные в различные стороны. Проведённый опыт подтверждает волокнистость структуры бумаги. Во многих блокнотах на свободных страницах для заметок сверху бывают ровные проколы вдоль всей страницы. Их специально делают для того, чтобы можно было быстро и аккуратно вырвать нужный лист. Вода тоже способствует разрыванию бумаги: она размягчает её.
Мы с вами узнали, что бумага непрочная. Может ли бумага стать прочней? Для этого мы проведём следующий опыт. 

Опыт 2:

Воспитатель: между двумя стопками книжек одинаковой высоты, стоящих недалеко друг от друга, положим гладкую бумажную полоску, накрывающую весь промежуток. Если теперь поставить на бумагу полный коробок спичек, то под его весом бумажная полоса прогнётся и коробка упадёт на стол. Подумайте, как изменить форму бумажной полоски, чтобы под весом коробка она не прогибалась, а коробок не упал.

 Дети: ответы.

Воспитатель:  догадались сделать из полоски «гармошку»? Положите её между стопками книг. Полоса стала короче, но надёжно выдерживает тот же вес, не прогибаясь. Сложенная в «гармошку» полоска бумаги становится прочнее и может выдержать нагрузку. Молодцы. 

Опыт 3:

Воспитатель: дети, кто из вас знает, как из непрозрачной бумаги сделать прозрачную?

Дети: ответы.

Воспитатель:  возьмите небольшие квадратики бумаги. Посмотрите через неё. Что вы видите? Ничего. А теперь возьмите пипетки, наберите масло и капните пять капель в центр квадрата. Что мы теперь можем сказать, посмотрев через промасленный квадрат бумаги?

Дети: ответы.

Физкультминутка. 
Воспитатель:  а сейчас мы с вами поиграем в игру «Бумажные самолетики»
(По сигналу, самолетики летают по группе с расправленными крыльями и возвращаются на «аэродром». Игра повторяется 2-3 раза). Все самолёты приземлились? Сейчас мы узнаем, как быстро приземляется бумага. 
Опыт 4:

Воспитатель:  возьмите в одну руку монету, а в другую - маленькую бумажку. Выпустите их одновременно из рук. Монета сразу ударится о пол, а бумажка падает медленно. Просто, листку мешает падать воздух. Почему же воздух не мешает падать монете, размеры которой точно совпадают с размерами бумажного кружка? Тяжёлой монете воздух не препятствие. Другое дело - лёгкой бумаге. Не надо думать, что сопротивление воздуха всегда наш враг. 

Во многих случаях замедлить падение необходимо. Французское слово «парашют» означает - «препятствовать падению». Много жизней было спасено с помощью парашютов. С их появлением возник даже новый вид войск: воздушно - десантные. Если бы не было воздуха, купол парашюта не смог бы тормозить падение и все, кто прыгнул с самолёта, падали бы на землю с большой скоростью. Понятно, к чему бы это приводило. 

А сейчас мы сделаем парашюты своими руками. Сделать парашют вам поможет лист плотной бумаги школьной тетради. Отогните уголки листа, а сами уголки согните ещё раз. Сгибы уголков проколите иглой с нитью завязанной на конце толстым узлом, чтобы она не выдергивалась. Свободные концы всех нитей аккуратно выровняйте и завяжите их общим узлом. 

Вывод: что вы нового узнали о бумаге? Что вам понравилось выполнять? Я уверена, что вы теперь будете бережнее относиться к бумаге. Чем экономнее мы будем использовать этот материал, тем больше елей и берез останется в лесу. 
Все дети молодцы.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 90.docx19.61 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации муниципального района   Туймазинский район Республики Башкортостан

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение  детский сад  с. Нижнетроицкий  муниципального района

Туймазинский  Республики Башкортостан

Конспект

 совместной деятельности взрослого с детьми

экспериментально-исследовательская деятельность

тема: «Волшебная бумага»

возрастная группа: старшая группа

Выполнил : воспитатель

Февралёва Ирина Николаевна

                                                                                   Педагогический стаж:26 лет

                                                                                 Имеющаяся категории :первая

         

2018 год


Цель: дать первоначальные знания об изобретении бумаги.

Задачи:

Образовательные: научить отличать вещи, сделанные из бумаги, определять ее качество на ощупь, гладкость, прочность, толщину. Помочь детям с помощью разнообразных опытов определить свойства бумаги. Учить детей анализировать, делать простейшие умозаключения.

Развивающие: развивать наблюдательность, внимание. Активизировать в речи детей слова, обозначающие свойства бумаги.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, обратить внимание детей на необходимость бережного использования бумаги

Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций об изготовлении бумаги; рассматривание предметов, изготовленных из бумаги. 

Материал:  камни, деревянные дощечки,  гуашь,  бумага, карандаши, острые палочки,  миска с водой,  разные виды бумаги, книги, коробок спичек, ножницы, блокнот, тарелочки с подсолнечным маслом, пипетки, монетки, кружки из бумаги, нитки, иголки (весь материал разложен на отдельных столах, количество материала соответствует количеству детей).

Методические приемы: словесные, практические, игровые.

Ход:
Воспитатель:  предлагаю вам, ребята, отгадать загадку:
Склеить корабль, солдата, 
Паровоз, машину, шпагу. 
А поможет вам, ребята, 
Разноцветная.

Дети: бумага

Воспитатель:  Да, дети, сегодня мы поговорим о бумаге. 

Посмотрите, что лежит у меня на столе? Это камень, деревянные дощечки и лист бумаги. Что у них может быть общего? Попробуйте нарисовать линии на камне гуашью, процарапать буквы на дощечке и написать их карандашом на бумаге. Раньше, люди использовали все эти материалы для того, чтобы передавать друг другу письменные послания. Сначала рисовали на камнях, потом писали на дереве. Первая бумага появилась в Китае. Давным-давно, две тысячи лет назад, китайский народ изобрел бумагу. А другие народы из дальних стран покупали у них бумагу как самую большую драгоценность. Но время шло. Люди не только торговали, но и воевали. И вот однажды арабские войска разбили китайское войско и захватили пленников. У пленных китайцев арабы выпытали способ изготовления бумаги. Постепенно китайский секрет перестал быть секретом, и во всем мире люди научились делать бумагу по китайскому способу, а делали китайцы бумагу вручную. В наше современное время бумагу делают машины. 
Посмотрите вокруг и назовите предметы, при изготовлении которых использовалась бумага. Как часто и для каких целей нам нужен этот материал? (салфетки, обои, туалетная бумага, открытки, книги, журналы, газеты, коробки, тетради и т. д.) 

Воспитатель: а сейчас я предлагаю вам поиграть в игру: Представьте себе, что бумага исчезла. Как изменится в этом случае ваша жизнь? Сможете ли вы чем то заменить бумагу?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: бумага состоит из целлюлозных волокон. Целлюлоза – это вещество, которое можно найти во всех растениях, деревьях, хлопке, рисе, кукурузных стеблях т. д. Бумагу делают на специальных комбинатах. Они так и называются целлюлозно-бумажные. Но сначала в лесу рубят деревья. Бревна везут на фабрику. Здесь их очищают от коры и перемалывают на мелкие кусочки – дробят в машине (дробилке). Крошку которая получилась, перемешивают с особой жидкостью, превращая в мягкую массу. Она идет на изготовление бумаги. 

Дети мы с вами знаем, что очень большим количеством бумаги пользуемся в жизни, что без бумаги очень трудно обходится человеку. И чтобы не рубить понапрасну деревья в лесу, нам нужно бережнее относиться к бумаге. Экономнее использовать ее в нашем быту: прочитанные книги и журналы не выбрасывайте, а просите родителей сдавать их в макулатуру, где бумага приобретет вторую жизнь. А сейчас мы с вами узнаем, какой же бывает бумага. Возьмите в руки разную бумагу. Что вы можете сказать о ней, какая она? (Дети по очереди пробуют бумагу на ощупь, определяют ее на ощупь и описывают свойства). Прочна ли бумага? Мы сейчас узнаем. 

Опыт 1:

Воспитатель: возьмите три бумажные полоски одинаковой ширины и длины. С первой полоской пока что делать ничего не нужно. Во второй - сделайте надрез в любом месте, а третью - смочите водой. А теперь разрывайте их поочерёдно, растягивая в различные стороны. Труднее всего, как вы поняли, разорвать (целую, надрезанную, мокрую) полоску.

Дети: ответы детей.

Воспитатель: оборванный конец полоски гладкий, ровный только в месте надреза. Наиболее искривлённый в намоченном месте. Везде, кроме места надреза, видны ворсинки, направленные в различные стороны. Проведённый опыт подтверждает волокнистость структуры бумаги. Во многих блокнотах на свободных страницах для заметок сверху бывают ровные проколы вдоль всей страницы. Их специально делают для того, чтобы можно было быстро и аккуратно вырвать нужный лист. Вода тоже способствует разрыванию бумаги: она размягчает её.
Мы с вами узнали, что бумага непрочная. Может ли бумага стать прочней? Для этого мы проведём следующий опыт. 

Опыт 2:

Воспитатель: между двумя стопками книжек одинаковой высоты, стоящих недалеко друг от друга, положим гладкую бумажную полоску, накрывающую весь промежуток. Если теперь поставить на бумагу полный коробок спичек, то под его весом бумажная полоса прогнётся и коробка упадёт на стол. Подумайте, как изменить форму бумажной полоски, чтобы под весом коробка она не прогибалась, а коробок не упал.

 Дети: ответы.

Воспитатель:  догадались сделать из полоски «гармошку»? Положите её между стопками книг. Полоса стала короче, но надёжно выдерживает тот же вес, не прогибаясь. Сложенная в «гармошку» полоска бумаги становится прочнее и может выдержать нагрузку. Молодцы. 

Опыт 3:

Воспитатель: дети, кто из вас знает, как из непрозрачной бумаги сделать прозрачную?

Дети: ответы.

Воспитатель:  возьмите небольшие квадратики бумаги. Посмотрите через неё. Что вы видите? Ничего. А теперь возьмите пипетки, наберите масло и капните пять капель в центр квадрата. Что мы теперь можем сказать, посмотрев через промасленный квадрат бумаги?

Дети: ответы.

Физкультминутка. 
Воспитатель:  а сейчас мы с вами поиграем в игру «Бумажные самолетики»
(По сигналу, самолетики летают по группе с расправленными крыльями и возвращаются на «аэродром». Игра повторяется 2-3 раза). Все самолёты приземлились? Сейчас мы узнаем, как быстро приземляется бумага. 
Опыт 4:

Воспитатель:  возьмите в одну руку монету, а в другую - маленькую бумажку. Выпустите их одновременно из рук. Монета сразу ударится о пол, а бумажка падает медленно. Просто, листку мешает падать воздух. Почему же воздух не мешает падать монете, размеры которой точно совпадают с размерами бумажного кружка? Тяжёлой монете воздух не препятствие. Другое дело - лёгкой бумаге. Не надо думать, что сопротивление воздуха всегда наш враг. 

Во многих случаях замедлить падение необходимо. Французское слово «парашют» означает - «препятствовать падению». Много жизней было спасено с помощью парашютов. С их появлением возник даже новый вид войск: воздушно - десантные. Если бы не было воздуха, купол парашюта не смог бы тормозить падение и все, кто прыгнул с самолёта, падали бы на землю с большой скоростью. Понятно, к чему бы это приводило. 

А сейчас мы сделаем парашюты своими руками. Сделать парашют вам поможет лист плотной бумаги школьной тетради. Отогните уголки листа, а сами уголки согните ещё раз. Сгибы уголков проколите иглой с нитью завязанной на конце толстым узлом, чтобы она не выдергивалась. Свободные концы всех нитей аккуратно выровняйте и завяжите их общим узлом. 

Вывод: что вы нового узнали о бумаге? Что вам понравилось выполнять? Я уверена, что вы теперь будете бережнее относиться к бумаге. Чем экономнее мы будем использовать этот материал, тем больше елей и берез останется в лесу. 
Все дети молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект кружка "волшебная бумага"

тема: <<Петушок-золотой гребешок>> (работа с цветными салфетками)...

Конспект НОД по художественно - эстетическому развитию на тему: "Волшебные шары"(мозаичная аппликация в кружке "Волшебная бумага")

Знакомство детей с процессом изготовления мозаичной аппликации; развитие у детей творческого воображения....

Конспект НОД «Волшебная бумага» с использованием здоровьесберегающих и игровых технологий

В данном конспекте представлено занятие, способствующее развитию у детей таких навыков, как умение обследовать бумагу, выделять ее свойства, развивать мелкую моторику рук и равзивать у умение орг...

Опыты и эксперименты с бумагой. "Волшебная бумага"

Знакомство со свойствами бумаги и ее "волшебные превращения"....

конспект занятия "Волшебная бумага"

Конспект занятия  для детей разновозрастной группы...

Конспект занятия : "Волшебная бумага"

Занятие разработано для детей среднего дошкольного возраста в рамках проекта "Мы - коллекционеры" с целью повышениия познавательной активности дошкольников....