Сценарий открытого занятия на тему "Воздух"
план-конспект занятия по окружающему миру
Предварительный просмотр:
МКДОУ №27 «Звёздочка»
Конспект занятия по познавательному развитию:
«ВОЗДУХ»
Подготовила и провела воспитатель: Орловцева А.А.
Цель: развивать познавательные способности детей в процессе экспериментирования.
Задачи: Развивающая: развивать наблюдательность, любознательность, мышление, память, речь, познавательную активность.
Образовательная: Уточнить и расширить знание детей о воздухе, познакомить детей со способами обнаружения воздуха;
Создать доброжелательный настрой. Развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов. Обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты);
Продолжать вызывать интерес к рисованию, желание рисовать самостоятельно, учить воспринимать изображения как отражение реальных предметов;
Формировать первоначальные знания о здоровом образе жизни.
Воспитательная: воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, интерес к познавательной деятельности.
Предварительная работа:
Беседа: «Растения в жизни человека», чтение сказки «Сказка о царе Салтане», игры «Ветерок», «Пузырь», «Мыльные пузыри». Определение направления ветра с помощью салфетки на прогулке.
Оборудование:
Стаканы, пакеты, трубочки, мыльные пузыри, фартуки, шарики , мячик, мыльный раствор. Игрушка Би-Ба-Бо - Хрюша
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, я сегодня утром шла в детский сад и увидела воздушный шарик. Я задумалась – как же он поднимается вверх и почему он летает? И решила, посоветуюсь с вами, мы вместе во всём разберёмся. Давайте, попробуем отгадать загадку:
Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
-Что это?
Дети: ( Воздух.)
Показ видеоролика про ВОЗДУХ.
Воспитатель: Правильно, это воздух. Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие ученные. Для начала, я вам хочу предложить одеть фартуки и приглашаю вас в нашу лабораторию. Уважаемые учёные, пройдите, пожалуйста, в нашу лабораторию и займите свои места!
-Хрюша: Здравствуйте, ребята!
А что это вы тут собираетесь делать?
Воспитатель: Здравствуй хрюша, мы с ребятами хотим поговорить о воздухе.
-Хрюша: О воздухе? А кто его видел этот воздух? Может его и нет вовсе! Лично я никогда не видел воздух, а вы ребята?
Воспитатель: Погоди, погоди, Хрюша! Я вот тоже воздуха не видела, но, знаю, что он всегда вокруг нас.
-Хрюша: Ой, все-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть в этой комнате.
Воспитатель: Ребята, давайте докажем Хрюше, что воздух все-таки есть.
Опыт №1.
Возьмем полиэтиленовый пакет и начнем скручивать его с открытого края. Пакет становится выпуклым. Почему? (ответы детей) Делаем вывод: он наполнен воздухом, но мы его не видим. Воздух какой?(прозрачный)
- Ребята, а где еще спрятан воздух? В каких предметах? (ответы детей: бутылочки из-под шампуня, резиновые игрушки)
Воспитатель: А какой он? Видим мы его? Почему мы не видим воздух? Почему его называют невидимкой? (ответы детей: мы его не видим) –
Воздух прозрачный, значит, через него все видно. Посмотрите. А что еще прозрачное? Давайте найдем прозрачные предметы в нашей комнате
(окна, стекло и т.д.)
- посмотрите, какое прозрачное стекло, через него все видно – нашу площадку, и деревья, а теперь давайте вернёмся к нашим опытам.
Опыт №2
- Для этого подвиньте стакан с водой, опустите конец трубочки в воду. Вдохните через нос, а выдохните через рот в трубочку, вставленную в стакан с водой, только осторожно. Что появилось в стакане? (пузырьки воздуха)
Правильно, мы выдыхаем воздух, который в воде виден в виде пузырьков.
Вывод: чем больше мы вдохнем воздуха, тем больше пузырьков появится в стакане.
Воспитатель: А какие пузыри можно еще пускать?
Дети: Мыльные
Воспитатель: Давайте попробуем. Перед вами находятся стаканчики с водой, в которую добавлено мыло.Для того, чтобы у нас получились красивые мыльные пузыри, надо хорошо перемешать наш волшебный раствор, затем подуть в трубочку. Попробуйте, пожалуйста!
(дети берут «мыльные пузыри» и пускают их)
Воспитатель: Хрюша, как ты думаешь, что находиться внутри мыльных пузырей?
-Хрюша: Знаю, конечно, мыло!
Воспитатель: Ребята, прав ли Хрюша? Конечно, в каждом пузыре внутри находиться воздух! Поэтому пузырьки летают,это значит,что воздух лёгкий.
-Хрюша: Воздух, мыло, какая разница! Вы мне другое лучше скажите: и я, и ребята и все люди дышат через нос. Правильно?
Воспитатель: Ребята, давайте покажем Хрюше, как дышат наши носики.
Опыт №4:
-Когда мы просто выдыхаем и вдыхаем воздух, видим мы его?
Дети: -Нет!
Воспитатель: Давайте попробуем подуть на салфетку – что происходит?
Дети: салфетка колышется. Это воздух двигает салфетку.
Давайте, встанем и немного отдохнём.
Физкультминутка:
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Выходи гулять! (зовут)
Воздух-невидимка (руки вверху вправо-влево)
Как тебя поймать (хлопки вправо, влево)
Если быстро-быстро в поле (бегут на месте)
Чистого-пречистого воздуха найду (потирают руки)
Если вместе с дедушкой по лесу пойду (шаги на месте)
Самого полезного воздуха найду! (руки накрест к плечам)
Если вместе с папой в горы я пойду (тянутся вверх на носочках)
Самого кристального воздуха найду (Фонарики)
Воспитатель:Молодцы! А еще можно увидеть, как мы дышим зимой - изо рта выходит пар.
-Хрюша: Ребята, а вы знаете, чем дышат животные?
Дети: У них тоже есть носики.
-Хрюша: А собака, если ей жарко дышит ртом, я сам видел! А как дышат растения, где у них тогда носики?
Воспитатель: А у растений и нет никаких носов. Зато на листьях у них есть маленькие дырочки, их трудно увидеть. Вот через них и дышат все растения, и комнатные тоже. Вот почему мы вытираем пыль с листьев и моем их .
-Хрюша: Значит и колокольчику, и березе, и дубу - всем-всем нужен воздух?
А я об этом не знал.
Воспитатель: конечно, Хрюша, всем живым существам нужен воздух.
Правда, ребята?
Вот мы с вами дышим носиками, а что еще мы можем ими чувствовать?
Дети: - Можем чувствовать запахи.
Игра «Угадай по запаху»
Воспитатель: А воздух пахнет?
(ответы детей)
Воспитатель: А как же так получается, когда на кухне пекут пирожки, мы в группе чувствуем их запах? (ответы детей)
-Воздух движется и доносит до наших носов, хотя сам воздух не имеет запаха.
Сейчас проведём такой эксперимент. Закройте глаза , я мимо вас пронесу предмет а вы по запаху определите что это?(Воспитатель подносит чеснок.)
ВЫВОД: Значит по воздуху распространился запах и мы его чувствуем.
Запах чеснока неприятен так и хочется перестать его чувствовать давайте попробуем не дышать зажать носик пальчиком.Вот видите мы не можем жить без воздуха, всему живому на земле нужен воздух и людям и животным и растениям.
Опыт №5:
«Мой весёлый звонкий мяч»
Погрузить маленький резиновый мячик на дно тазика с водой. Немного подержать его рукой и резко отпустить. Что случилось? Мячик выскакивает на поверхность воды, потому что мячик наполнен воздухом. Он лёгкий, а лёгкие предметы не тонут. Вода выталкивает лёгкие предметы на поверхность.
Воспитатель: Ну, что Хрюша, мы убедили тебя, что воздух есть?
-Хрюша: Да, я понял, что воздух окружает нас везде, и мы им дышим. Просто я думал, что раз его не видно, то его и нет. А теперь я пойду к своим друзьям и расскажу им про воздух. А вам хочу подарить эти воздушные шарики (дает детям коробочку с шариками) .
Воспитатель: Спасибо, Хрюша!Ребята, давайте проверим, много ли воздуха у вас в груди, давайте надуем шарики (дети надувают шарики и дуют их) .-Вы, наверное, много раз видели, как воздушные шарики отпускают, и они улетают в небе. Вы должны знать, что это для природы вредно. Как вы думаете почему (варианты ответов детей) .
-Рано или поздно шарики или лопнут, или из них выйдет воздух, и они опустятся на землю или в море, и тогда их могут проглотить животные или рыбы и от этого они умрут. И мы на улице отпускать шарики не будем! Но в группе ., где мы можем поднять и убрать их, мы можем это сделать. Давайте сейчас по моей команде мы дружно отпустим свои шарики и посмотрим, что будет. (отпускают шарики, выходит воздух)
-Что вы чувствуете?
Дети: -Ветер.
Воспитатель: -Воздух — это удивительная оболочка вокруг нашей Земли. Если бы не было вокруг Земли воздуха, что бы произошло? Все живое погибло бы в палящих лучах солнца. Без воздуха не было бы жизни на Земле. Всему живому необходим воздух. Мы вдыхаем чистый воздух – кислород, а выдыхаем использованный – углекислый газ.
Ребята обратите внимание на глобус это наша планета, посмотрите сколько на земле живет людей, животных, птиц и всем нужен чистый воздух. А что еще загрязняет воздух? (машины, заводы). Где же взять столько чистого воздуха? Что помогает его очищать? (растения) Правильно, ребята, — растения и деревья.
Растения и деревья тоже дышат, но иначе чем мы. Они поглощают грязный воздух – углекислый газ, перерабатывают его и выделяют чистый воздух – кислород. Как называется чистый воздух? (кислород).
Мы немного с вами устали, давайте, отдохнём.
Физкультминутка:
Мы по воздуху летим
На воздушном шаре
Всё увидеть мы хотим
Головою повертим
А потом присядем
На носочки встанем.
Воспитатель: Кто был с родителями в лесу? Вы чувствовали, какой там чистый воздух. А почему? Вы хотели бы побывать в лесу прямо сейчас? Тогда давайте нарисуем лес, и представим, что мы на летней, лесной полянке. Возьмите дети, карандаши, и каждый нарисуйте дерево, а затем мы из этих деревьев сделаем лес.
Дети рисуют деревья под музыку «голоса леса».
Воспитатель: Вы чувствуете, какой здесь стал свежий чистый воздух.
Так что людям нужно делать, что бы все время очищался воздух? (Беречь природу, сажать новые деревья…). Сломать или спилить дерево можно очень быстро, а что бы вырастить новое дерево понадобиться много, много лет. Именно, поэтому всем людям на земле, нужно опомниться и начинать беречь природу.
Сегодня мы были настоящими исследователями. Ребята, что мы нового узнали о воздухе? (он без цвета, без запаха, прозрачный, без вкуса, бывает чистым и использованным).Ветер – это движение воздуха. Он перегоняет холодный воздух на юг, тёплый на север, разгоняет облака или собирает их в дождевые тучи. Мне очень понравилось, как вы работали в лаборатории, прямо как взрослые. Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий открытого занятия "В гостях у Карлсона"
Образовательные задачи: Ø обобщить знания и представления детей об электричестве;Ø Расширить представления о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку, познакомить д...
Сценарий открытого занятия в образовательной области "Безопасность" для детей старшего дошкольного возраста "В Гостях у Карлсона"
Образовательные задачи: Ø обобщить знания и представления детей об электричестве;Ø Расширить представления о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку, познакомить д...
Сценарий открытого занятия в образовательной области "Безопасность" для детей старшего дошкольного возраста "В Гостях у Карлсона"
Образовательные задачи: Ø обобщить знания и представления детей об электричестве;Ø Расширить представления о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку, познакомить д...
Сценарий открытого занятия "Давайте весело дружить"
Игровое занятие с педагогом-психологом....
"МАСТЕРСКАЯ ЗДОРОВЬЯ" сценарий открытого занятия по самомассажу (2 младшая группа)
«МАСТЕРСКАЯ ЗДОРОВЬЯ». Сценарий открытого занятия (показывают дети младшего возраста).Цель:С помощью массажа способствовать заметному улучшению общего состояния, приливу бодрости и работоспособн...
СЦЕНАРИЙ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ГРАМОТЕ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА
ЗАГАДКИ. ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА...
Сценарий открытого занятия для родителей по обучению детей Речевому этикету. "Уроки вежливости"
ГБОУ детский сад № 1244РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ Вежливый ручеекДети стоят парами друг за другом, держась за руки поднятые вверх. Ведущий проходит сквозь них, выбирая себе пару, и становяс...