мы юные метеорологи
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
презентация для детей старшего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_poznavatelno-tvorcheskiy_my_yunye_meteorologi_2.docx | 37.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное учреждение
детский сад № 16 Колпинского района Санкт-Петербурга
ПРОЕКТ
Информационно – исследовательский
«Мы - юные метеорологи»
Подготовила:
Кукленкова С.Н.
2021 г.
"Мы - юные метеорологи"
Тип проекта: Информационно – исследовательский
Сроки проведения: краткосрочный
Участники проекта: дети, родители, воспитатели группы.
Возраст детей: дети старшего дошкольного возраста.
Формат проекта: групповой.
Актуальность. Вопросы экологического образования сегодня очень актуальны. «Не навреди!» - одна из заповедей общения человека с природой. Воспитание детей в духе берегите природу - одна из сторон экологического образования в детском саду. Любовь, понимание и забота – это то, что ждет природа от каждого человека. Именно дошкольное детство – это уникальный период в жизни человека, время, когда происходит формирование нравственных и духовных ценностей, развитие интеллектуальной сферы, творческих способностей и умений.
Детям интересно наблюдать за изменениями погоды, смотреть, как изменяется небо перед дождем, чувствовать, как усиливается при этом ветер и как, наконец – то падает первая дождинка. Ведь, все дети намного любопытнее взрослых, они тянутся к новым познаниям.
Этот проект познакомит детей с профессией - метеоролога, наблюдениями за природными явлениями. Научит экспериментировать, анализировать, делать выводы.
Цель. Формирование у детей элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека.
Задачи.
1. Познакомить с профессией метеоролога. Формировать представления о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира (народные приметы о погоде).
2. Познакомить детей с приборами - помощниками: термометром, барометром, флюгером, дождемером, ветряным рукавом, солнечными часами.
3. Стимулировать познавательную активность детей, создавая условия для исследовательской деятельности. Развивать мыслительные операции, умение устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы.
4. Воспитывать интерес, аккуратность в работе, испытывая радость от экспериментирования, открывая новое.
Ожидаемый результат.
- О значении погоды в жизни человека;
- О метеорологии, как науке;
- О профессии метеоролога;
- О температуре воздуха, о давлении, о направлении и силе ветра;
- О метеоприборах;
- Использовать навыки работы с метеоприборами для наблюдения за погодой;
- Делать прогноз погоды, по полученным данным метеоприборов.
Используемые в проекте виды детской деятельности:
- игровая
- коммуникативная
- элементарный бытовой труд
- познавательно-исследовательская
- изобразительная
- музыкальная
- двигательная
- восприятие художественной и научной литературы.
I этап – подготовительный.
- постановка целей и задач проекта;
- сбор и изучение методической литературы по теме проекта;
- подобрать беседы, занятия, песни, загадки, стихи, пословицы и поговорки о погоде;
- подобрать дидактические, подвижные, словесные игры;
- продумать содержание наблюдений, опытов, конкурсов, развлечений.
- приобщить родителей к изготовлению солнечных часов, ветряного рукава для определеня силы ветра, флюгера для определения направления ветра.
II этап – основной.
Содержание работы | Цель, задачи | Участники проекта |
Понедельник 17.05 | ||
Беседы «Что такое природа? «Живая неживая природа», «Прогноз погоды», «Откуда дует ветер?» | Развивать интерес и любознательность к окружающему миру, учить логически мыслить, расширять словарный запас. | Воспитатель, дети |
Вторник 18.05 | ||
НОД ««Знакомство с профессией метеоролога». Дидактическая игра «Какими бывают осадки» | Познакомить с профессией метеоролога; формировать представления о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира Знакомство с видами осадков и закрепление детьми трех агрегатных состояний осадков: жидкое (дождь), твердое (град, лед),газообразное (туман).• Развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные логические связи. Формировать навыки самостоятельной работы Развивать зрительное восприятие. • Развивать монологическую и диалогическую речь | Воспитатель, дети |
Среда 19.05 | ||
Познакомить с метеоплощадкой и её оборудованием, побуждать детей к систематическим наблюдениям. | создание предметно - развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности старших дошкольников, формирование у дошкольников элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека. | Воспитатель, дети |
Четверг 20.05 | ||
| Учить фиксировать свои наблюдения с помощью знаков, символах в календарях природы; Познакомить с приборами –помощниками: термометром, флюгером, дождемером, снегомером, солнечными часами, « ловцом облаков»; Расширить представления о свойствах объектов живой и неживой природы; Развивать у детей навыки исследовательской деятельности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, делать выводы и умозаключения. Воспитывать основы экологической культуры. | Воспитатель, дети |
Пятница 21.05 | ||
Просмотр мультимедиа: «Смешарики»: «Народные приметы», «Метеостанция». | Приобретение детьми навыков экологической культуры, повышение экологической грамотности через различные виды деятельности: познавательную, коммуникативную, творческую. Воспитывать интерес к народным приметам Активизировать познавательную деятельность. Развивать связную речь, коммуникативные качества, пополнить словарный запас детей новыми словами: растения – синоптики, барометр. | Воспитатель, дети |
Понедельник 24.05 | ||
Чтение художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, В. Бианки «Синичкин календарь», «Народные приметы». | Формировать элементарные экологические представления о природе посредством произведений -Развивать экологическую культуру, основы экологического мировоззрения. Развивать связную речь. Воспитывать познавательный интерес, бережное отношение к природе. | Воспитатель, дети |
Вторник 25.05 | ||
Дидактические игры по лепбуку «Метеостанция»: «Прогноз погоды», «Какая сегодня погода», «Ветреная и безветренная погода». | Формировать: Желание оберегать и охранять природу; Представления о погодных изменениях в природе; Развивать: Представления о том, какие погодные явления есть в природе; Интерес и любовь ко всему живому; Умение работать в коллективе; Память, мышление, внимание, воображение. Закрепить: Знания детей погодных явлениях в природе; Расширять словарный запас . | Воспитатель, дети |
Среда 26.05 | ||
Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Облака и ветер», «Не зевай - погоду называй», «Ходят капельки по кругу». | Развивать у детей наблюдательность, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в беге. Развивать двигательную активность детей. Развивать внимание и быстроту реакции. | Воспитатель, дети |
Четверг 27.05 | ||
Творческая мастерская: художественное творчество «Нарисуй погоду», пластилиновый калейдоскоп «Солнышко», бумажные фантазии – изготовление игрушек для игры с ветром, пластилиновые фантазии «Дождь льёт…». Изготовление солнечных часов. | Развивать умение детей образно отражать в рисунках впечатления от окружающей жизни, учить передавать настроение в цвете от погоды Закреплять умение строить композицию рисунка. Развивать умения пользоваться приобретенными приемами для передачи явления в рисунке. Упражнять в рисовании простым графитным карандашом, цветными карандашами или цветными восковыми мелками, работать с пластилином, изготавливать игрушки из бумаги для ветра. | Воспитатель, Дети, родители |
Пятница 28.05 | ||
Сочинение сказки «Путешествие капельки», «Зачем дует ветер?». |
| Воспитатель, дети |
Консультация для родителей «Учим детей наблюдать за погодой и природой». | Отправляясь с ребенком на прогулку или выезжая за город, постарайтесь использовать любую возможность, чтобы понаблюдать за живой и неживой природой. | Воспитатель |
III этап – заключительный.
Викторина «Знатоки природы»
Выставка рисунков «Погода глазами детей».
Создание книги «Народные приметы о погоде».
Вывод: Проект «Юные метеорологи» разрешил проблему и реализовал поставленные задачи. В процессе работы над данным проектом дети приобретали различные знания, углубили представления о погоде, её приметах, узнали, о профессии метеоролога. У детей появился интерес к изучению погоды.
У детей формировались навыки исследовательской деятельности, активизировалась познавательная активность, самостоятельность, творчество. Все это способствует познанию природы, интереса к окружающему миру, природным явлениям, понимания уникальности живого, доброты.
Реализация проекта осуществлялась в игровой форме с включением детей в различные виды творческой, практической деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами окружающего мира.
Список литературы:
Богомолова Н.И. «Развивающая среда в экологическом образовании дошкольников» 2009г.
Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». 2010г.
Маневцева Л.Н., Саморукова П.Г. «Мир природы и ребенок» 2009г.
КОНСПЕКТ Н О Д
ТЕМА: «У природы нет плохой погоды. Знакомство с профессией метеоролога»
ЦЕЛЬ: дать представление о профессии метеоролога и о работе метеорологической станции
Задачи:
-образовательные: формировать представление о важности и значимости профессии метеоролога;
-воспитательные: воспитывать уважение к людям этой профессии.
-развивающие: обогащать словарный запас, развивать связную речь.
Интеграция областей:
«Социально-коммуникативная», «Познавательная», «Речевая», «Физическая», «Художественно-эстетическая»
Виды детской деятельности: игровая, восприятие художественной литературы, коммуникативная.
Материал и оборудование:
Презентация о представителях разных профессий об оборудовании метеостанции ,
дневники наблюдений за погодой,
шапочка – тучка – маска,
карточки с условными обозначениями природных явлений (день, ночь, солнце, туча, ветер, снег дождь, град) и со словами погода, утро, день, вечер, небо,
смайлики с изображением солнца, тучи – по количеству детей.
Ход ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель обращает внимание детей на то, что помощник воспитателя, собираясь выйти на улицу, берёт зонт, ведь дождя на улице нет. Помощник воспитателя отвечает, что утром слушала прогноз погоды – обещали дождь. Затем уходит.
Воспитатель: Ребята, а вы собираясь в детский сад, спрашиваете у родителей. какая сегодня будет погода? Слушают ли ваши родители по радио и телевидению прогноз погоды? Почему люди хотят знать, какая будет погода? (ответы детей) знаете ли вы, кто составляет прогноз погоды (ответы детей)
Людей, занимающихся изучением погоды, называют метеорологами. Метеорологи стараются узнать все особенности состояния погоды: направление ветра, температуру и влажность воздуха, наличие облачности.
Давайте узнаем прогноз погоды.
Диктор: Сегодня на территории Крыма утром солнечно, местами дождь, к вечеру прояснение.В Колпино днём без осадков, к вечеру небольшое усиление ветра.
Воспитатель: Повторите слова диктора, которые вы запомнили.
Дети выполняют задание, воспитатель обобщает их высказывания.
Воспитатель: Диктор рассказал о том, какая погода будет на полуострове Крым. Мы узнали, где будет ясно, где облачно,где дождь, где будет дуть сильный ветер. В прогнозе погоды говорилось о том, какая температура воздуха ожидается днём и ночью.
Как ещё можно узнать о погоде?
Дети: Прогноз погоды можно прочитать в газете, посмотреть в интернете. Воспитатель: Метеорологи могут предсказывать погоду и на территории огромной страны и в маленьком городе, и в посёлке.
Послушайте, какое стихотворение написано о людях этой профессии:
Если скоро снег пойдёт, если будет гололёд
Обо всём метеоролог точно знает наперёд.
Нам прогноз погоды нужен каждый день в жару и стужу.
Выходя из дома, надо знать, что ждать дождя иль града.
Не ударит ли мороз?
На любой такой вопрос даст ответ его прогноз.
Он по радио нам скажет: «Завтра целый день жара!»
как вы думаете, для чего нам нужно знать, какая будет погода?
Дети: Чтобы не простудится, надо, выходя из дома, одеваться по погоде.
Воспитатель: Правильно, но знать, какая будет погода, нужно не только для того, чтобы правильно одеться. Прогноз погоды необходим многим профессиям: для безопасных полётов лётчикам, штурманам кораблей, строителям и водителям, геологам и хлеборобам – все эти профессии нуждаются в точном прогнозе погоды.
(Презентация с изображением разных профессий.)
Воспитатель: Как состояние погоды может отразиться на их работе?
Дети высказывают предположения.
Воспитатель: Как же метеорологам удаётся предсказать погоду?
Ответы детей.
Воспитатель: Для наблюдения за состоянием погоды нашей планеты учёные основали множество метеорологических станций, где находится различное оборудование, позволяющее определять направление и силу ветра, уровень осадков, высоту снежного покрова, солнечную активность.
Давайте посмотрим презентацию про оборудование метеостанции.
Флюгер – показывает направление ветра,
Осадкомер – показывает количество выпавших осадков,
Термометр – измеряет температуру воздуха.
Воспитатель: результаты наблюдений называют замерами, метеорологи заносят в дневник. Это дневник наблюдений (показ). Мы с вами тоже ведём такой дневник. Расскажите, какие условные знаки используем для обозначения разных погодных явлений.
Ответы детей.
Воспитатель: Составьте словосочетания, используя условные обозначения различных явлений погоды.
Выставить на полотне карточки со словами и условными значками.
Дети составляют словосочетания:
погода – солнечная, утро – туманное, вечер – дождливый, небо – облачное, день ветреный и т. д.
Дети: Солнце, хорошо, можно играть. Тепло, хорошо, можно ходить в лёгкой одежде. Солнце даёт свет. Благодаря солнцу, растёт всё живое,можно загорать.
Плохо: на солнце можно обгореть. Если смотреть на яркое солнце, можно испортить зрение. На солнцепёке очень жарко, можно получить солнечный удар. Это плохо.
Облака – это хорошо. Они защищают от слишком яркого солнца, дают тень, облака приносят дождь.
Плохо: облака закрывают солнце и небо становится пасмурным, у людей портиться настроение.
Дождь – хорошо. После дождя растут грибы, распускается зелень. Приятно слушать музыку дождя.
Плохо: дождь – это плохо. После дождя остаются лужи, грязь, бывает холодно. Если попасть под дождь, то можно заболеть.
Воспитатель: Расскажите, какая погода вам больше всего нравится?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Хорошо и плохо»
(Размещаю на полотне пиктограммы «хорошо» и «плохо», поочерёдно выставляю под ними условные обозначения погодных явлений и предлагаю детям рассказать, в каком случае то или иное погодное явление – это хорошо, а какое – плохо).
Дети отвечают.
Воспитатель: видите, ребята, любая погода имеет свои плюсы и минусы. А теперь отдохнём и поиграем.
Проводится игра «Туча и дети».
(С помощью считалки выбирается ведущий-туча, который надевает шапочку – маску. «Туча»ходит вдоль условной границы: групповая комната условно делится на 2 части- в одной стоят стулья, в другой – дети.)
Воспитатель: Туча по небу ходила, туча детям говорила.
Туча: Я дождём хочу пролиться, от меня вам не укрыться.
Дети (хором): Нам не страшен дождь и гром. Мы сейчас домой пойдём!
(После слов дети пытаются перебежать на другую сторону и сесть на стулья).
Воспитатель: Как вы думаете, сложно работать метеорологами.
Ответы детей.
Воспитатель: В любую погоду: в дождь и снег, в мороз и жару, при сильном ветре и под градом – метеоролог должен делать замеры утром, днём, вечером и ночью. Иногда на метеостанции работает один человек. Ему даже поговорить не с кем. Но он не может уехать и оставить свой пост, ведь от его работы зависит жизнь, здоровье людей. Вот это какая важная и нужная профессия – метеоролог!
А вы хотите попробовать себя в роли метеоролога и рассказать о погоде?
Ответы детей.
Воспитатель делит учебную доску на 2 части: в верхней части ставит карточку «День», а в нижней «Ночь». Затем размещает на доске несколько карточек с условными обозначениями погодных явлений и составить по ним рассказ.
Воспитатель: Днём в нашем посёлке будет ясная погода. Ветер слабый, осадков не ожидается. Ночью ветер усилиться. Пройдёт дождь с градом.
(Дети- 2-3 ребёнка (по желанию) размещают на доске условные обозначения и составляют рассказ по ним.)
Воспитатель: О какой новой профессии вы сегодня узнали? В чём заключается работа метеоролога? Для чего людям нужно знать состояние погоды?
Ответы детей.
Воспитатель: Если вам понравилось быть метеорологами, разместите на доске смайлики с изображением весёлого солнышка, а если не понравилось – смайлики с изображением тучи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговая НОД раздел познание "Юные метеорологи"
Это итоговое занятия, на котором дети подготовительной группы показывают свои знания и умения , которые они преобрели в ходе проекта "Юные метеорологи"....
Экологический проект "Юный метеоролог"
Разработка экологического проекта "Юный метеоролог" в ДОО....
Итоговая НОД раздел познание "Юные метеорологи"
Занятие по ознакомлению дошкольников с окружающим миром (метеорология)...
Информационно-исследовательский проект «Юные метеорологи»
В старшем дошкольном возрасте ведущим видом мышления является наглядно-образное мышление. В младшем школьном возрасте совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышл...
Педагогический проект с детьми старшего дошкольного возраста "Метеоплощадка "Юный метеоролог"
В дошкольном воспитании в процесс освоения природы включается элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанно-правильного поведения в природной среде. Современная напряженная экол...
Познавательно – исследовательский проект «Юные метеорологи»
В дошкольном воспитании в процесс освоения природы включается элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанно-правильного поведения в природной среде. Современная напряженная экол...
Проект " Юный метеоролог" по экологическому воспитанию дошкольников
Метеоплощадка с размещенным на ней специальным оборудованием, предназначена для обучения детей элементарному прогнозированию состояния погоды.Цель: учить детей наблюдать за изменениями погоды, ан...