НОД " Органы чувств"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Шихрагимова Пчестан Аликсеевна

Сформировать у детей представление о значимости органов чувств для жизнедеятельности человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organy_chuvstv_2.docx26.83 КБ

Предварительный просмотр:


Конспект НОД  в подготовительной группе

Тема: «Наши помощники- Органы чувств»



                                Составила: воспитатель 
Шихрагимова Пчестан Аликсеевна




Московская область

Люберцы

Конспект НОД в подготовительной группе

на тему

«Наши помощники-Органы чувств»

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Цель:

- Сформировать у детей представление о значимости органов чувств для жизнедеятельности человека.

Задачи:

- побуждать детей к познанию органов чувств, их значением 

-развивать зрительное, музыкально-слуховое, тактильное, вкусовое, обонятельное восприятие, память, мышление;

- учить делать выводы на основе наблюдений, экспериментирования;

- развивать активную речь детей;

- воспитывать бережное отношение детей к своему здоровью.

Методы и приёмы

  • Наглядные (показ иллюстраций, материалов).
  • Словесные (беседа, художественное слово, вопросно-ответный).
  • Игровые (дидактические игры, словесные)
  • Практические (опыты, исследование).

Оборудование и материалы:

  • Раздаточный материал: набор из карточек (лицо, глаза, уши, нос, губы), клей-карандаш, баночки с чесноком, лимоном, духами.
  • Музыка с голосами животных

Ход НОД

В: Здравствуйте, ребята! Я хотела бы познакомить вас с одним интересным человечком. (изображение человечка, но без лица)
- Что же в нем странного?(У этого человечка нет лица. У него нет ушей. Нет глаз, рта.)
-Он считает, что они ему и не нужны. Вот еще - умывать их, протирать. Как вы думаете, он прав? (нет)

-Давайте докажем ему, что без наших помощников мы не сможем полноценно существовать.А чтобы это сделать нам предстоит провести настоящее исследование. Готовы? (да)

-Сегодня мы отправимся в Институт здоровья. Побываем в разных лабораториях, где проводят исследования органов чувств человека.


Заходим в лабораторию №1. 

Что здесь изучают, вы узнаете, отгадав загадку:

Видеть папу, видеть маму,
Видеть небо и леса 
Помогают нам... (глаза)

В.: Правильно, глаза - орган зрения. Давайте все вместе скажем - «Глаза-орган зрения». А для чего нужны глаза? (ответы детей).

- Давайте проведем эксперимент. Закройте глаза. (Показываю руку)

-Что я сделала?

-А теперь откройте глаза. Вот что я сделала (показываю руку). Ваши глазки были закрыты и вы не могли знать, что происходило вокруг. 

-А теперь другой эксперимент (показываю лист с изображением геометрических фигур). Проверим, могут ли ваши глаза узнать фигуру.

- Как называется эта фигура? (квадрат)

- Правильно, а эта? (круг).

-Сделаем вывод: глаза могут определять форму предмета.

-Интересно, а что еще они могут определить? (ответы детей).

- Скажите, какого цвета треугольник? А круг? Так что, значит, глаза могут и цвета различать?

-Интересно, а смогут ли глаза определить расстояние? Какая пирамидка находится ближе к вам, та, что у меня в руках, или та, что на столе? (ответы детей) Вот это да!

-Давайте же вспомним все, что умеют делать глаза.

В.: Благодаря глазам мы видим, что происходит вокруг нас, мы различаем цвета, форму, величину предметов, их расположение. Как вы думаете, нужно беречь глаза? А как? (не смотреть близко телевизор, не тереть грязными руками…)

-Приклеим нашему человечку глаза (по командам)

- А еще нужно делать зарядку для глаз.

Выполнение упражнений зрительной гимнастики «Веселая неделька»

Всю неделю по порядку глазки делают зарядку.

В понедельник, как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту.

Во вторник часики-глаза

Отводят взгляд туда-сюда,

Ходят влево, ходят вправо,

Не устанут никогда.

В среду в жмурки мы играем,

Плотно глазки закрываем.

Жмуримся и открываем-

Так игру мы продолжаем.

А в четверг мы смотрим вдаль,

На это времени не жаль.

Что вблизи и что вдали –

Глазки рассмотреть должны.

В пятницу мы не зевали,

Глаза по кругу побежали.

Остановка! Им опять

В другую сторону бежать.

Хоть в субботу выходной,

Мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки.

В воскресенье будем спать,

А потом пойдем гулять,

Свежим воздухом дышать

Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя!

Входим в следующую лабораторию № 2

В.: Как вы думаете, что здесь изучают?

Оля слушает в лесу, 
Как кричат кукушки. 
А для этого нужны 
Нашей Оле…(Уши)

В.: А ухо это какой орган? (орган слуха). Проверим? Закройте плотно ладошками уши (говорю шепотом 2-3 слова)

-Что я сказала? Как, вы ничего не слышали? Почему? (ответы детей)

- Проведем еще один эксперимент.

 Игра «Кто в лесу живет?»

-Что я делала? Молодцы, отгадали! Уши помогают нам различать звуки.

- Как вы думаете, ребята, а уши надо беречь? А как? (мыть, не лазить в них острыми предметами, не слушать громкую музыку…)

-Приклеим же нашему человечку уши(по командам)

- А еще полезно для наших ушей делать зарядку!

Мы ладошки разотрем,

Смело ушки мы возьмем,

Сверху - вниз мы их пощиплем,

Пальчиками разотрем.

Переходим в следующую лабораторию № 3

В.: Чтобы узнать, чем здесь занимаются, отгадайте загадку:

Кто что вкусное принёс -
Всё учует детский ...(нос)

В.: Всем известно, что носы нужны не только для красы, а для чего еще? (чтобы дышать, различать запахи) 

-Какие бывают запахи? (приятные и неприятные)

-Верно, носом мы дышим. А еще нос помогает чувствовать и различать запахи.

-Давайте приклеим нашему человечку глаза (по командам)

Дидактическая игра «Вкусовые баночки» 

В.: Предлагаю с закрытыми глазами определить по запаху, что находится в баночках.

-Что вы почувствовали? (запах чеснока, лимона, духов) 

-А чтобы ваши носики чувствовали себя хорошо, предлагаю сделать дыхательную гимнастику:

Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже - 
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко - легко подышим.

В.: Как еще можно определить, что это за продукт, не видя его? (На вкус).

В следующей лаборатории № 4 изучают именно этот орган чувств

Если б не было его,

Не сказал бы ничего.

(Язык)

В.: Какой это орган(Орган вкуса). Какую работу выполняет язык? (Помогает говорить, передвигает пищу, узнает вкус пищи).

-Какой бывает вкус пищи? (сладкий, кислый, соленый, горький).

Игра «Что может быть сладким, соленым, кислым или горьким»

-Приклеим нашему человечку ротик, в котором находится язык (по командам).

Игра «Артикуляционная гимнастика»

В.: А теперь проведем упражнение для языка


Ротик шире открывай
Язычок вперед давай
Влево – вправо, тик да так
Время точно на часах
Шире рот мы открываем
Язык вправо направляем
Еще шире открываем
Язык влево направляем
Влево – вправо, влево – вправо
Язычок и так и сяк
Это часики висят

-Теперь у нашего человечка появилось лицо. Он очень благодарит вас за то, что вы доказали ему, что органы чувств очень важны для человека.

Наша  Последняя лаборатория № 5

- Отгадайте загадку, чтобы узнать что здесь изучают:

Любят труд, не терпят скуки,
Всё умеют наши ...
(руки)

В.: Правильно, руки! Для чего нам руки? Что мы ими делаем? (Ответы детей)

А как называется верхний слой, которым покрыты руки? Загадка вам поможет:

Мягкое и твердое, острое, тупое,
Горячее, холодное, мокрое, сухое:
Разобраться в этом сложно.
Нам поможет наша:
(кожа)

Кожа - это орган осязания. Именно кожей человек чувствует шероховатость или гладкость поверхности, к которой прикасается. Кожей мы ощущаем тепло и холод, ветер и жар. Кожа может помочь решить нам, что для нас хорошо, а что плохо. Кожа ещё один страж нашего организма.

Дидактическая игра "Чудесный мешочек".

-Давайте попробуем определить на ощупь поверхность предмета и угадать его.

В.: Вот, ребята, мы и узнали обо всех органах чувств человека!

Давайте вспомним их:

  • Один говорит,
  • Один нюхает,
  • Двое глядят,
  • Двое слушают,
  • Двое трогают

Игра «Обведи органы чувств»

В.:У вас на столе лежат карточки с изображением органов чувств. Обведите
кружочком орган слуха, овалом — зрения, квадратом — осязания, прямоугольником – обоняния и треугольником - вкуса.

В.: Как вы думаете, что надо делать обязательно, чтобы органы чувств "служили вам верой и правдой"? А чего лучше не делать?

Соблюдать следующие правила гигиены:

  • относиться бережно, содержать в чистоте;
  • не переохлаждаться;
  • не обжигаться;
  • не засиживаться долго у телевизора и компьютера, чтобы не уставали глаза;
  • не читать книги при плохом освещении;
  • не включать громко музыку, особенно в наушниках.

Берегите себя, заботьтесь о себе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Я - человек. Наши помощники - органы чувств"

Это комплексное экологическое занятие по закреплению знаний детей о человеке, как части живой природы. На занятии в форме игры "Экскурсия в институт здоровья" идет закрепление знаний детей об органах ...

Конспект организованной образовательной деятельности по валеологии в старшей группе на тему: «Наши помощники - органы чувств»

Конспект  организованной образовательной  деятельности по валеологии в старшей группе на тему: «Наши помощники - органы чувств».В организованной образовательной деятельности используютс...

Фронтальное логопедическое занятие (старшая группа ФФН) на тему: "Наши органы чувств - глаза"

Занятие помогает узнать строение  и функции органа зрения - глаза....

Конспект занятия по обж " «Как устроено тело человека. Органы чувств» (подготовительный к школе возраст)

Конспект занятия формирует у детей представления о том, что каждый орган орган человека имеетбольшое значение для него; прививает навыки элементарного самомассажа. Знакомит со способами профилактики с...

Занятие «Наши помощники - органы чувств»

Цель: Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.Задачи:Образовательные:- закрепить знания детей о мозге, об органах чувств (слух, зр...

Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы детского сада Тема: «Наши помощники - органы чувств»

Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной  группы детского сада(раздел образовательной программы «Познание»)   Тема: «Наши помощники - органы чувств»...