Проект "Удивительный мир насекомых" (2 младшая группа)
проект по окружающему миру (младшая группа)
Как выяснилось , дети очень мало знают о насекомых: их названия, пользу или вред они приносят. Участие детей в проекте позволит сформировать общие представления о насекомых, будет способствовать развуитию их поисковых и творческих способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_udivitelnyy_mir_nasekomyh_avtosohranennyy.docx | 110.29 КБ |
proekt_udivitelnyy_mir_nasekomyh_avtosohranennyy.docx | 110.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №15» города Алейска Алтайского края
ПРОЕКТ
«Удивительный мир насекомых»
(2 младшая группа)
Составила и провела
воспитатель: Заздравных Т.М.
г. Алейск, 2021г.
Проект во второй младшей группе
«Удивительный мир насекомых»
Тема проекта: «Насекомые»
Автор проекта: воспитатель
Тип проекта: познавательно – исследовательский.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность: краткосрочный.
Сроки реализация проекта: 2.08.21г.-15.08.21г.
Участники: воспитатели, дети одной группы (возраст 3-4 года); родители воспитанников.
Структура проекта:
Проблема: В ходе наблюдения и бесед было выяснено, что дети очень мало знают о насекомых: название, пользу или вред они приносят, зачем нужны. Боятся безобидных насекомых, некоторые от страха убегают или норовят раздавить. Участие детей в проекте позволит сформировать представление о насекомых, будет способствовать развитию творческих и поисковых способностей.
Актуальность:
Впервые мы встречаемся с насекомыми в раннем детстве. И от того как происходит эта встреча, зависит наше дальнейшее отношение к “мелким тварям” – или у нас развивается фобия к разным ползающим и летающим букашкам, или мы открываем для себя удивительный микромир, с его чудесами и тайнами.
Жуки и бабочки, пчёлы и мухи, тараканы и пауки, муравьи и шмели, божьи коровки и кузнечики, осы и комары, стрекозы и сверчки – это всё наши братья меньшие, которых мы порой не замечаем из-за темпа нашей жизни. Любое насекомое, независимо от его размера и роли в природе, при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным.
А для чего нам насекомые? Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания. Ребёнок учится распознавать совершенно иную, чем человеческая, форму жизни, начинает видеть в насекомом живое существо.
Данный проект позволяет расширить кругозор детей, обогатить и систематизировать знания детей по теме «Насекомые». Широкий кругозор облегчает процесс познания, активизирует мыслительные процессы, познавательную активность, творческие способности.
Цель: Сформировать у детей представления о насекомых.
Задачи:
1. дать представления о разнообразии насекомых (бабочка, муравей, пчела, кузнечик, стрекоза, муха, божья коровка);
2. учить выделять главные признаки насекомых;
3. формировать навыки исследовательской деятельности.
4. развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых; эмоциональную отзывчивость;
5. воспитывать любознательность, бережное отношение к живому;
Этапы работы:
Подготовительный этап
-Определение уровня знаний детей по теме «Насекомые»;
-Определение цели и задач проекта;
-Привлечение родителей к участию в тематических выставках;
-Изучение методических пособий и литературы по теме;
-Подбор художественной литературы;
-Подбор дидактических игр по теме, наглядных пособий.
Выявление субъективного опыта.
- «Что мы знаем?»
- «Что мы хотим узнать?»
- «Где мы можем найти информацию?
Планирование совместной - образовательной деятельности:
- Посмотреть на картинках какие бывают насекомые.
- Наблюдения за насекомыми на участке.
- Чтение художественной литературы, в которой рассказывается о насекомых.
- Раскрашивание раскрасок с изображением насекомых.
- Выполнение аппликации.
Сотрудничество с родителями:
- предложить родителям провести с ребенком экскурсию в парк, что бы понаблюдать за насекомыми;
- почитать художественную литературу (рассказы, сказки);
- посмотреть мультфильмы «Стрекоза и муравей», «Лунтик», «Пчёлка Майя», «Винни-Пух», «Под грибом».
Основной этап
- Беседа: «Эти удивительные насекомые»
- Наблюдение на прогулке «За летающими бабочками», «За божьей коровкой», «За муравьями», «За гусеницей».
- Рассматривание иллюстраций с изображением насекомых.
- Чтение сказки К. Чуковского «Муха - Цокотуха», «Тараканище»
- Разучивание потешки «Божья коровка черная головка»
- Лепка «Божья коровка»
- Д/и: «Найди бабочку по кусочку крыла»
- Д/и: «Угадай чья тень?»
- Д/и «Найди такую же бабочку»
- Д/и «Что изменилось»
- С/р игры «Прогулка по зеленому лугу» и др.
- П/игра «Бабочки и цветы»
- П/игра «Кто где живет?»
-П/ игра «Паучки»
- Пальчиковая гимнастика «Жук», «Оса», «Бабочка», «Насекомые», «Паучок»
- Физминутки «Кузнечики на лугу», «Муравей нашел былинку»
- Артикуляционная гимнастика «Пчелки», «Зудит комар»
- Загадки о насекомых
- Народные приметы о насекомых
- Поговорки о насекомых
- Аппликация «Бабочка»
- Рисование насекомых на асфальте.
Заключительный этап
- Анализ и подведение итогов по реализации проекта.
- Фотоотчет и публикация на сайте.
- Консультация для родителей.
Продукт проекта:
- Альбом на тему: «Насекомые»
Анализ хода работы:
В ходе реализации проекта «Удивительный мир насекомых» предполагаемые результаты были достигнуты:
- пополнился словарный запас детей; познакомились с художественными произведениями по теме;
- дети знают и называют насекомых (бабочка, муравей, жук, гусеница, паук, кузнечик, пчела, комар, муха);
- самостоятельно наблюдают за насекомыми, бережно обращаются с ними, используют свои знания и умения в самостоятельной деятельности.
- имеют представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев, способах передвижения (прыгает, летает, бегает, издаваемых звуках (жужжит, стрекочет, пищит);
- имеют представления, где и как зимуют насекомые;
- знать о вреде или пользе, которую приносят людям и растениям насекомые;
- находить сходства и различия;
- владеть обобщающим понятием «насекомые»;
Приложение №1
Конспект занятия по лепке «Божья коровка»
Аннотация. Занятие по лепке из пластилина хорошо развивает сенсорные качества. Детям очень нравится создавать поделки своими руками.
Ключевые слова: божья коровка, поделки своими руками
Цель:
Продолжать работу по лепке с пластилином. Обогащать опыт ощущений и восприятий (сенсорный опыт) ребенка.
Закреплять умение детей катать шарики между ладонями: большой красный шар (туловище), черный маленький шарик (голова); применять разные виды техники для придания выразительности образа.
Воспитывать аккуратность, видеть прекрасное в живой природе.
Методы и приемы: сюрпризный момент, показ, обследование, вопросы к детям, художественное слово, словесная игра, объяснение, показ.
Материалы: пластилин красного и черного цвета, влажные салфетки, доска.
Предварительная работа: рассмотреть божью коровку во время прогулки и на иллюстрации.
Ход занятия
(Дети стоят на коврике возле своих стульев)
Мы на коврике стоим
Во все стороны глядим
Вправо, влево, Вверх, вниз,
Посмотри и улыбнись.
(Дети садятся на стульчики)
Воспитатель: Ребята, я сейчас вам загадаю загадку, вы должны ее отгадать.
1. Сорвать цветок я захотела, а он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
2. Я трудилась круглый год, будет вам душистый мед. (Пчела)
3. Осенью в щель забьется, а весной проснется.
Вокруг носа вьется, а в руки не дается. (Комар)
4. Я - зеленый конек, скачу вдоль и поперек
Я скачу, как лечу, а еще я стрекачу. (Кузнечик)
5. Черен, а не ворон, рогат, а не бык, с крыльями, а не птица. (Жук)
Воспитатель: А как их называют одним словом?
Дети: Насекомые.
Игра «Четвертый лишний»
Воспитатель называет четыре слова, дети должны на слух определить лишнее слово и объяснить свой выбор. Отвечает тот ребенок, кому воспитатель кинул мяч.
Жук, пчела, муравей, кошка;
Слон, бабочка, шмель, гусеница;
Божья коровка, комар, тарелка, стрекоза;
Елка, таракан, муха, кузнечик;
Паук, бабочка, комар, кровать.
В группе на ковре стоит стол. На столе горка из листьев, а под ними на зеленом листочке сидит игрушечная божья коровка.
Воспитатель: Ребята, что за листочки лежат на столе. Если вы отгадаете загадку, то мы узнаем, что находится под листочками.
Загадка:
Надевает эта крошка
Платье красное в горошек.
И летать умеет ловко
Это … (божья коровка)
Воспитатель: Правильно, это божья коровка сегодня к нам в гости прилетела. Ребята, посмотрите, наша гостья загрустила, потому что у нее нет друзей. Ребята, сделаем для нее друзей?
Дети: Да.
Воспитатель: Хорошо, давайте внимательно рассмотрим насекомое, что есть у божьей коровки?
Дети: Туловище и головка.
Воспитатель: Правильно, а какого цвета туловище?
Дети: Красного.
Воспитатель: А головка, какого цвета?
Дети: Черного.
Воспитатель: А что это такое у нее на спинке?
Дети: Черные пятнышки.
Воспитатель: Сколько пятнышек на спинке у божьей коровки?
Дети: Много.
Воспитатель: Ребята, кто скажет, какой формы у божьей коровки туловище?
Дети: Круглой.
Воспитатель: А какой формы головка?
Дети: Круглая.
Воспитатель: Какой формы черные пятнышки на спинке?
Дети: Тоже круглые.
Воспитатель: Ребята, что больше туловище или головка?
Дети: Туловище.
Воспитатель: Правильно, туловище больше, головка поменьше, а пятнышки, какого размера?
Дети: Еще меньше.
Воспитатель: Молодцы, правильно, совсем маленькие. Ребята расскажите стихотворение, про божью коровку.
Дети рассказывают стихи.
Игра-физкультминутка «Божья коровка»
Божья коровка, черная головка
Улети на небо,
Принеси нам хлебка
Если дождик, то сиди,
Если солнышко, - лети.
Воспитатель: А сейчас все садимся за столы, на свои места. Мы сейчас будем лепить друзей для божьей коровки из пластилина. Вы должны стараться. Ребята, сначала мы слепим туловище. Какой по размеру возьмем кусочек пластилина?
Дети: Самый большой.
Воспитатель: Правильно! Я возьму самый большой кусок красного пластилина, раскатаю между ладонями, и у меня получится большой шарик. Этот шарик нужно положить на листочек и немного сплющить. Голова у божьей коровки черного цвета и делать ее буду из маленького черного кусочка. Пластилин нужно раскатать между ладонями и прикрепить к туловищу. Чего не хватает у божьей коровки?
Дети: Пятнышек.
Воспитатель: Я возьму пластилин черного цвета, отщипну, раскатаю много маленьких шариков и украшу спинку божьей коровке. Посмотрите какая красивая получилась божья коровка. Сейчас вы сами будете лепить друзей для нашей божьей коровки. А божья коровка в это время будет наблюдать, как вы старательно и аккуратно выполняете свою работу.
В процессе работы воспитатель подходит и помогает детям. По окончании работы дети приносят божьих коровок и ставят их на листик, рядом с гостьей. Божья коровка благодарит детей за то, что они сделали так много для нее друзей. Воспитатель хвалит всех детей.
Приложение №2
Конспект занятия по аппликации из рваной бумаги «Бабочка»
Цель: формирование умения выполнять работу в технике обрывочной бумаги.
Задачи:
учить детей рвать кусочки бумаги и наклеивать их;
развивать мелкую моторику рук;
воспитывать аккуратность.
Материалы: заготовка бабочка из белого картона, цветная бумага, кисть для клея, клей.
Ход занятия:
Воспитатель:
На лесной полянке чудо –
На цветочках бантики,
Это бабочки расселись,
Как цветные фантики.
(Г. Ряскина)
Воспитатель: Сегодня к нам тоже прилетели бабочки. Им так хочется, чтобы поскорее уже стало тепло, появились цветы. Они летали от цветочка к цветочку и радовались бы. Посмотрите, какие красивые бывают бабочки.
(Дети рассматривают картинки с изображением бабочек)
Воспитатель: Кажется, нашей бабочке чего-то не хватает. Чего, как вы думаете?
Дети: Рисунков на крылышках.
Воспитатель: Что же нам делать?
Дети: Украсить крылья бабочки.
Воспитатель: Я предлагаю вам самим украсить бабочек. Украшать мы их будем с помощью аппликации из рваной бумаги. Для этого нам понадобится заготовка бабочки из картона, цветная бумага и клей.
Давайте немного отдохнем и начнем работать.
Физминутка «Бабочка».
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться)
Воспитатель: Давайте продолжим работу.
Практическая деятельность.
Воспитатель: Какого цвета может быть туловище бабочки? (черное, коричневое).
Как мы будем его делать? Рвать кусочки бумаги и приклеивать их. Для этого надо намазать элемент изображения и присоединить кусочки бумаги.
Воспитатель: Таким же образом украшаем крылья бабочки. Только узор может быть разноцветный (синий, красный).
(Дети выполняют работу. Воспитатель оказывает им помощь.)
Воспитатель: Вот какие замечательные у нас получились бабочки.
Как мы их украшали?
Дети: Кусочками рваной бумаги.
Воспитатель: Что для вас было сложным? Интересным?
Молодцы, все вы постарались.
Бабочка – красавица в разноцветном платьице. По цветам порхает, нектар собирает.
Приложение №3
Подвижные игры
Подвижная игра «Кто где живет»
Дети делятся на две группы. Одни держат картинки с изображением среды обитания насекомых, другие - картинки с изображением насекомых. По сигналу « В дома!» каждое насекомое должно «залететь» в свой «дом».
Подвижная игра «Бабочки и цветы»
Цель: Расширять представления детей о повадках и жизни бабочек, закреплять название полевых цветов (василёк, мак, ромашка, колокольчик), развивать умение легко передвигаться и ориентироваться на игровой площадке, развивать слух, внимание, скорость реакции.
Оборудование: атрибуты на голову бабочки и цветы.
Ход игры: Перед началом игры 4 ребёнка-цветы одевают шапочки. Дети делятся на 4 группы бабочек, заводят хоровод у своего цветка. Выполняют движения согласно тексту:
Утром бабочка проснулась
Потянулась, улыбнулась.
Раз — росой она умылась,
Два — изящно покружилась,
Три — нагнулась и присела,
На четыре — улетела.
Подвижная игра «Паучок»
С помощью считалочки выбирают одного ребенка, он будет играть роль паучка.
Остальные ребята берутся за руки и образуют круг.
Паучок садится в центр круга на корточки.
Дети начинают водить хоровод вокруг паучка, громко приговаривая:
Паучок-паучок,
Тоненькие ножки,
Красные сапожки,
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
На ноги поставили. (игроки подходят к паучку и помогают ему встать на ноги)
Танцевать заставили.
Танцуй, сколько хочешь
Выбирай, кого захочешь! (паучок танцует и выбирает из круга того, кто будет паучком с следующем кону)
После этого игра начинается сначала, уже с новым «паучком».
Приложение №4
Загадки о насекомых
Не птица, а с крыльями.
Над цветами летает,
Медок собирает (Пчела)
Самого не видно, а песню слышно.
Я работаю в артели,
У корней лохматой ели.
По буграм тащу бревно –
Больше плотника оно. (Муравей)
На поляне, возле елок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он.
И жильцов в нем миллион. (Муравейник)
Модница крылатая,
Платье полосатое, ростом хоть и кроха,
Укусит – будет плохо. (Оса)
Не зверь, не птица –
Нос как спица. (Комар)
Приложение №5
Стихи о насекомых
Муравьишко
Муравьишко на лугу
Бревна тащит на весу,
Я бегу к нему скорей:
«Дай тебе я помогу!».
Отвечает муравей:
«Тяжело, но сам снесу!»
(И. Анденко)
Муравью нельзя лениться,
Муравей живет трудом:
И жучка, и гусеницу тащит
В свой подземный дом.
Как увидишь, что спешит
Он своей дорогой,
Ты его не обижай,
Ты его не трогай!
(Али Бобаджан)
Приложение №6
Народные приметы о насекомых
Перед дождем муравьи прячутся в муравейник и закупоривают все входы в него.
Комара нет - овса и трав не будет.
Когда появляются комары - пора сеять рожь.
Приложение №7
Поговорка о нкасекомых
Одна пчела много меда не наносит.
Беседа «Эти удивительные насекомые»
Цель: познакомить детей с разнообразным миром насекомых.
Задачи:
- расширить и систематизировать у детей знания и представления о насекомых: об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях.
- дать понятие: «полезные», «вредные» и «хищные» насекомые.
- обогащать словарный запас, развивать связную речь.
- упражнять в употреблении существительных множественного числа.
- формировать реалистические представления о насекомых, о природе.
Планируемые результаты: ребенок умеет поддерживать беседу о насекомых, высказывать свою точку зрения.
Ход беседы:
Психогимнастика: «Дружные ребята»
Собрались все дети в круг.
Ты мой друг и я твой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Ребята, я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас с вами было хорошее настроение. А сейчас я предлагаю вам пойти погулять на одну чудесную поляну.
Мы идём дорожками,
Мы идём тропинками, (идут друг за другом по кругу)
Ручеёк по мостику перешли, (идут на носочках, руки в стороны)
И на полянку светлую, мы пришли. (приседают)
На полянке над цветами
Закружились мотыльки,
Вот и мы кружиться станем (кружатся)
И проворны и легки.
Воспитатель: Ребята, кто знает какое сейчас время года? Дети: Лето.
- Назовите цветы, которые растут летом? Дети: Ромашка, роза, мак, василек и др. (Дети называют цветы, а воспитатель выкладывает их на магнитной доске и предлагает полюбоваться красотой, образовавшейся клумбы).
- Как вы думаете, кого они привлекают? Дети: Насекомых.
- Каких насекомых вы знаете? (Ответ детей).
(Воспитатель читает стихи о насекомых и показывает картинки)
*Жук качался на травинке,
Крылья гладкие на спинке.
Всех я знаю на лугу,
Познакомить вас могу.
*Вот кузнечик поскакал,
Все росинки расплескал
Виден в зарослях едва,
Он зелёный, как трава.
*Вот две бабочки летят.
Рассказать они хотят,
Что вчера ещё в траве,
Жили гусеницы две.
*Вот трудяга муравей.
Все сильней и здоровей,
Он строитель и затейник,
Строит в чаще муравейник.
*Рядом с речкой стрекоза:
Непоседа, егоза.
Как весёлый вертолёт,
Отправляется в полёт.
*Добродушно спрятав жало,
На цветке пчела жужжала,
В шубку теплую одета,
Ей не жарко, хоть и лето.
*Как у божьей у коровки,
Крылья – пёстрые обновки,
Гладкие, атласные,
Яркие, да красные.
Воспитатель: Ребята, где живут насекомые? (Ответы детей) Они живут везде: в траве, на деревьях, в цветах, в воде.
- А как они передвигаются? (Ответы детей) Бегают, прыгают, летают.
- Чем питаются насекомые? (Ответы детей) Цветочным нектаром, листьями растений.
- Это насекомые, значит они чем – то похожи? Чем они отличаются от других лесных жителей? Что у них общее? По каким признакам можно их определить? (Ответы детей) У них 6 лап, голова, крылышки, брюшко.
- Как много насекомых живет на нашей земле, а как вы думаете: это хорошо или плохо? (Ответы детей).
- Какую пользу они приносят? (Ответы детей) Много корма для птиц, опыляют растения, пчелы дают мед.
- Но много насекомых, это ведь и плохо, как вы думаете, почему? (Ответы детей) Переносят разные болезни, мешают спать, кусают.
- На какие группы мы можем разделить насекомых? (Ответы детей) Полезные и вредные.
- Назовите полезных насекомых и положите их картинки на верхнюю полочку. (Ответы детей) Бабочка, пчела, муравей.
- Какую пользу они приносят? (Ответы детей) Пчелы опыляют цветы, дают мед, бабочка опыляет цветы, муравьи по лесу разносят семена, санитары леса.
- Назовите вредных насекомых и положите их картинки на нижнюю полочку.
(Ответы детей) Муха, комар, гусеница.
- Какой от них вред (Ответы детей) Муха разносит микробы на лапах, гусеница ест листья растений, комар кусает людей и животных.
- А, еще есть насекомые, которых называют хищными. Кто знает насекомых, которые относятся к хищным? (Ответы детей) Стрекоза, кузнечик, божья коровка.
- Почему их называют хищными? (Ответы детей) Они охотятся за другими насекомыми.
Словесные игра: «Назови - ласково»
Комар – комарик.
Жук – жучок.
Пчела – пчёлка.
Усы – усики.
Лапы – лапки.
Муравей – муравьишка.
Стрекоза – стрекозка.
Муха – мушка.
Воспитатель: Все насекомые такие маленькие, что их можно не заметить. Они легко прячутся? Почему кузнечик зелёный? Потому, что прячется в траве. Майский жук прячется на ветках деревьев. Бабочка на цветке? Она яркая, похоже на цветок. У насекомых защитная окраска, как и места, их обитания. - Зачем им такая окраска?
(Ответы детей: защищаться, прятаться от врагов).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, божья коровка такая яркая. Её видно в траве, и на дереве. Её любая птица заметит. Где же ей прятаться?
(Ответы детей: она сама защищается от врагов, в минуту опасности она выделяет молочко, которое плохо пахнет и поэтому её никто не ест)
Воспитатель: Почему нельзя трогать и обижать насекомых? Дети: Они живые.
Воспитатель: Да насекомые живые их нельзя обижать. Что произойдёт с природой, если исчезнут насекомые? Исчезнут и растения, погибнут птицы. Насекомые это часть природы, ими можно любоваться. Наблюдать, как они летают, бегают, прыгают, жужжат.
Подвижная игра: «Бабочки, жуки, кузнечики, стрекозы»
Цель: Учить детей изображать определённое насекомое, не называя его. Развивать выразительность движений, раскованность, групповую сплоченность. (Проводится 2-3 раза).
Воспитатель: Ребята, а сейчас я вас прошу подойти к столу, чтобы ожила наша полянка, предлагаю её украсить насекомыми. Возьмите насекомых и поселите их на лесной полянке. Посмотрите, какая красивая полянка стала. Пусть ползают муравьи и жуки, пусть прыгают кузнечики, летают бабочки и стрекозы!
Воспитатель: Чем мы сегодня занимались? Что вам понравилось больше всего?
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №15» города Алейска Алтайского края
ПРОЕКТ
«Удивительный мир насекомых»
(2 младшая группа)
Составила и провела
воспитатель: Заздравных Т.М.
г. Алейск, 2021г.
Проект во второй младшей группе
«Удивительный мир насекомых»
Тема проекта: «Насекомые»
Автор проекта: воспитатель
Тип проекта: познавательно – исследовательский.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность: краткосрочный.
Сроки реализация проекта: 2.08.21г.-15.08.21г.
Участники: воспитатели, дети одной группы (возраст 3-4 года); родители воспитанников.
Структура проекта:
Проблема: В ходе наблюдения и бесед было выяснено, что дети очень мало знают о насекомых: название, пользу или вред они приносят, зачем нужны. Боятся безобидных насекомых, некоторые от страха убегают или норовят раздавить. Участие детей в проекте позволит сформировать представление о насекомых, будет способствовать развитию творческих и поисковых способностей.
Актуальность:
Впервые мы встречаемся с насекомыми в раннем детстве. И от того как происходит эта встреча, зависит наше дальнейшее отношение к “мелким тварям” – или у нас развивается фобия к разным ползающим и летающим букашкам, или мы открываем для себя удивительный микромир, с его чудесами и тайнами.
Жуки и бабочки, пчёлы и мухи, тараканы и пауки, муравьи и шмели, божьи коровки и кузнечики, осы и комары, стрекозы и сверчки – это всё наши братья меньшие, которых мы порой не замечаем из-за темпа нашей жизни. Любое насекомое, независимо от его размера и роли в природе, при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным.
А для чего нам насекомые? Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания. Ребёнок учится распознавать совершенно иную, чем человеческая, форму жизни, начинает видеть в насекомом живое существо.
Данный проект позволяет расширить кругозор детей, обогатить и систематизировать знания детей по теме «Насекомые». Широкий кругозор облегчает процесс познания, активизирует мыслительные процессы, познавательную активность, творческие способности.
Цель: Сформировать у детей представления о насекомых.
Задачи:
1. дать представления о разнообразии насекомых (бабочка, муравей, пчела, кузнечик, стрекоза, муха, божья коровка);
2. учить выделять главные признаки насекомых;
3. формировать навыки исследовательской деятельности.
4. развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых; эмоциональную отзывчивость;
5. воспитывать любознательность, бережное отношение к живому;
Этапы работы:
Подготовительный этап
-Определение уровня знаний детей по теме «Насекомые»;
-Определение цели и задач проекта;
-Привлечение родителей к участию в тематических выставках;
-Изучение методических пособий и литературы по теме;
-Подбор художественной литературы;
-Подбор дидактических игр по теме, наглядных пособий.
Выявление субъективного опыта.
- «Что мы знаем?»
- «Что мы хотим узнать?»
- «Где мы можем найти информацию?
Планирование совместной - образовательной деятельности:
- Посмотреть на картинках какие бывают насекомые.
- Наблюдения за насекомыми на участке.
- Чтение художественной литературы, в которой рассказывается о насекомых.
- Раскрашивание раскрасок с изображением насекомых.
- Выполнение аппликации.
Сотрудничество с родителями:
- предложить родителям провести с ребенком экскурсию в парк, что бы понаблюдать за насекомыми;
- почитать художественную литературу (рассказы, сказки);
- посмотреть мультфильмы «Стрекоза и муравей», «Лунтик», «Пчёлка Майя», «Винни-Пух», «Под грибом».
Основной этап
- Беседа: «Эти удивительные насекомые»
- Наблюдение на прогулке «За летающими бабочками», «За божьей коровкой», «За муравьями», «За гусеницей».
- Рассматривание иллюстраций с изображением насекомых.
- Чтение сказки К. Чуковского «Муха - Цокотуха», «Тараканище»
- Разучивание потешки «Божья коровка черная головка»
- Лепка «Божья коровка»
- Д/и: «Найди бабочку по кусочку крыла»
- Д/и: «Угадай чья тень?»
- Д/и «Найди такую же бабочку»
- Д/и «Что изменилось»
- С/р игры «Прогулка по зеленому лугу» и др.
- П/игра «Бабочки и цветы»
- П/игра «Кто где живет?»
-П/ игра «Паучки»
- Пальчиковая гимнастика «Жук», «Оса», «Бабочка», «Насекомые», «Паучок»
- Физминутки «Кузнечики на лугу», «Муравей нашел былинку»
- Артикуляционная гимнастика «Пчелки», «Зудит комар»
- Загадки о насекомых
- Народные приметы о насекомых
- Поговорки о насекомых
- Аппликация «Бабочка»
- Рисование насекомых на асфальте.
Заключительный этап
- Анализ и подведение итогов по реализации проекта.
- Фотоотчет и публикация на сайте.
- Консультация для родителей.
Продукт проекта:
- Альбом на тему: «Насекомые»
Анализ хода работы:
В ходе реализации проекта «Удивительный мир насекомых» предполагаемые результаты были достигнуты:
- пополнился словарный запас детей; познакомились с художественными произведениями по теме;
- дети знают и называют насекомых (бабочка, муравей, жук, гусеница, паук, кузнечик, пчела, комар, муха);
- самостоятельно наблюдают за насекомыми, бережно обращаются с ними, используют свои знания и умения в самостоятельной деятельности.
- имеют представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев, способах передвижения (прыгает, летает, бегает, издаваемых звуках (жужжит, стрекочет, пищит);
- имеют представления, где и как зимуют насекомые;
- знать о вреде или пользе, которую приносят людям и растениям насекомые;
- находить сходства и различия;
- владеть обобщающим понятием «насекомые»;
Приложение №1
Конспект занятия по лепке «Божья коровка»
Аннотация. Занятие по лепке из пластилина хорошо развивает сенсорные качества. Детям очень нравится создавать поделки своими руками.
Ключевые слова: божья коровка, поделки своими руками
Цель:
Продолжать работу по лепке с пластилином. Обогащать опыт ощущений и восприятий (сенсорный опыт) ребенка.
Закреплять умение детей катать шарики между ладонями: большой красный шар (туловище), черный маленький шарик (голова); применять разные виды техники для придания выразительности образа.
Воспитывать аккуратность, видеть прекрасное в живой природе.
Методы и приемы: сюрпризный момент, показ, обследование, вопросы к детям, художественное слово, словесная игра, объяснение, показ.
Материалы: пластилин красного и черного цвета, влажные салфетки, доска.
Предварительная работа: рассмотреть божью коровку во время прогулки и на иллюстрации.
Ход занятия
(Дети стоят на коврике возле своих стульев)
Мы на коврике стоим
Во все стороны глядим
Вправо, влево, Вверх, вниз,
Посмотри и улыбнись.
(Дети садятся на стульчики)
Воспитатель: Ребята, я сейчас вам загадаю загадку, вы должны ее отгадать.
1. Сорвать цветок я захотела, а он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
2. Я трудилась круглый год, будет вам душистый мед. (Пчела)
3. Осенью в щель забьется, а весной проснется.
Вокруг носа вьется, а в руки не дается. (Комар)
4. Я - зеленый конек, скачу вдоль и поперек
Я скачу, как лечу, а еще я стрекачу. (Кузнечик)
5. Черен, а не ворон, рогат, а не бык, с крыльями, а не птица. (Жук)
Воспитатель: А как их называют одним словом?
Дети: Насекомые.
Игра «Четвертый лишний»
Воспитатель называет четыре слова, дети должны на слух определить лишнее слово и объяснить свой выбор. Отвечает тот ребенок, кому воспитатель кинул мяч.
Жук, пчела, муравей, кошка;
Слон, бабочка, шмель, гусеница;
Божья коровка, комар, тарелка, стрекоза;
Елка, таракан, муха, кузнечик;
Паук, бабочка, комар, кровать.
В группе на ковре стоит стол. На столе горка из листьев, а под ними на зеленом листочке сидит игрушечная божья коровка.
Воспитатель: Ребята, что за листочки лежат на столе. Если вы отгадаете загадку, то мы узнаем, что находится под листочками.
Загадка:
Надевает эта крошка
Платье красное в горошек.
И летать умеет ловко
Это … (божья коровка)
Воспитатель: Правильно, это божья коровка сегодня к нам в гости прилетела. Ребята, посмотрите, наша гостья загрустила, потому что у нее нет друзей. Ребята, сделаем для нее друзей?
Дети: Да.
Воспитатель: Хорошо, давайте внимательно рассмотрим насекомое, что есть у божьей коровки?
Дети: Туловище и головка.
Воспитатель: Правильно, а какого цвета туловище?
Дети: Красного.
Воспитатель: А головка, какого цвета?
Дети: Черного.
Воспитатель: А что это такое у нее на спинке?
Дети: Черные пятнышки.
Воспитатель: Сколько пятнышек на спинке у божьей коровки?
Дети: Много.
Воспитатель: Ребята, кто скажет, какой формы у божьей коровки туловище?
Дети: Круглой.
Воспитатель: А какой формы головка?
Дети: Круглая.
Воспитатель: Какой формы черные пятнышки на спинке?
Дети: Тоже круглые.
Воспитатель: Ребята, что больше туловище или головка?
Дети: Туловище.
Воспитатель: Правильно, туловище больше, головка поменьше, а пятнышки, какого размера?
Дети: Еще меньше.
Воспитатель: Молодцы, правильно, совсем маленькие. Ребята расскажите стихотворение, про божью коровку.
Дети рассказывают стихи.
Игра-физкультминутка «Божья коровка»
Божья коровка, черная головка
Улети на небо,
Принеси нам хлебка
Если дождик, то сиди,
Если солнышко, - лети.
Воспитатель: А сейчас все садимся за столы, на свои места. Мы сейчас будем лепить друзей для божьей коровки из пластилина. Вы должны стараться. Ребята, сначала мы слепим туловище. Какой по размеру возьмем кусочек пластилина?
Дети: Самый большой.
Воспитатель: Правильно! Я возьму самый большой кусок красного пластилина, раскатаю между ладонями, и у меня получится большой шарик. Этот шарик нужно положить на листочек и немного сплющить. Голова у божьей коровки черного цвета и делать ее буду из маленького черного кусочка. Пластилин нужно раскатать между ладонями и прикрепить к туловищу. Чего не хватает у божьей коровки?
Дети: Пятнышек.
Воспитатель: Я возьму пластилин черного цвета, отщипну, раскатаю много маленьких шариков и украшу спинку божьей коровке. Посмотрите какая красивая получилась божья коровка. Сейчас вы сами будете лепить друзей для нашей божьей коровки. А божья коровка в это время будет наблюдать, как вы старательно и аккуратно выполняете свою работу.
В процессе работы воспитатель подходит и помогает детям. По окончании работы дети приносят божьих коровок и ставят их на листик, рядом с гостьей. Божья коровка благодарит детей за то, что они сделали так много для нее друзей. Воспитатель хвалит всех детей.
Приложение №2
Конспект занятия по аппликации из рваной бумаги «Бабочка»
Цель: формирование умения выполнять работу в технике обрывочной бумаги.
Задачи:
учить детей рвать кусочки бумаги и наклеивать их;
развивать мелкую моторику рук;
воспитывать аккуратность.
Материалы: заготовка бабочка из белого картона, цветная бумага, кисть для клея, клей.
Ход занятия:
Воспитатель:
На лесной полянке чудо –
На цветочках бантики,
Это бабочки расселись,
Как цветные фантики.
(Г. Ряскина)
Воспитатель: Сегодня к нам тоже прилетели бабочки. Им так хочется, чтобы поскорее уже стало тепло, появились цветы. Они летали от цветочка к цветочку и радовались бы. Посмотрите, какие красивые бывают бабочки.
(Дети рассматривают картинки с изображением бабочек)
Воспитатель: Кажется, нашей бабочке чего-то не хватает. Чего, как вы думаете?
Дети: Рисунков на крылышках.
Воспитатель: Что же нам делать?
Дети: Украсить крылья бабочки.
Воспитатель: Я предлагаю вам самим украсить бабочек. Украшать мы их будем с помощью аппликации из рваной бумаги. Для этого нам понадобится заготовка бабочки из картона, цветная бумага и клей.
Давайте немного отдохнем и начнем работать.
Физминутка «Бабочка».
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться)
Воспитатель: Давайте продолжим работу.
Практическая деятельность.
Воспитатель: Какого цвета может быть туловище бабочки? (черное, коричневое).
Как мы будем его делать? Рвать кусочки бумаги и приклеивать их. Для этого надо намазать элемент изображения и присоединить кусочки бумаги.
Воспитатель: Таким же образом украшаем крылья бабочки. Только узор может быть разноцветный (синий, красный).
(Дети выполняют работу. Воспитатель оказывает им помощь.)
Воспитатель: Вот какие замечательные у нас получились бабочки.
Как мы их украшали?
Дети: Кусочками рваной бумаги.
Воспитатель: Что для вас было сложным? Интересным?
Молодцы, все вы постарались.
Бабочка – красавица в разноцветном платьице. По цветам порхает, нектар собирает.
Приложение №3
Подвижные игры
Подвижная игра «Кто где живет»
Дети делятся на две группы. Одни держат картинки с изображением среды обитания насекомых, другие - картинки с изображением насекомых. По сигналу « В дома!» каждое насекомое должно «залететь» в свой «дом».
Подвижная игра «Бабочки и цветы»
Цель: Расширять представления детей о повадках и жизни бабочек, закреплять название полевых цветов (василёк, мак, ромашка, колокольчик), развивать умение легко передвигаться и ориентироваться на игровой площадке, развивать слух, внимание, скорость реакции.
Оборудование: атрибуты на голову бабочки и цветы.
Ход игры: Перед началом игры 4 ребёнка-цветы одевают шапочки. Дети делятся на 4 группы бабочек, заводят хоровод у своего цветка. Выполняют движения согласно тексту:
Утром бабочка проснулась
Потянулась, улыбнулась.
Раз — росой она умылась,
Два — изящно покружилась,
Три — нагнулась и присела,
На четыре — улетела.
Подвижная игра «Паучок»
С помощью считалочки выбирают одного ребенка, он будет играть роль паучка.
Остальные ребята берутся за руки и образуют круг.
Паучок садится в центр круга на корточки.
Дети начинают водить хоровод вокруг паучка, громко приговаривая:
Паучок-паучок,
Тоненькие ножки,
Красные сапожки,
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
На ноги поставили. (игроки подходят к паучку и помогают ему встать на ноги)
Танцевать заставили.
Танцуй, сколько хочешь
Выбирай, кого захочешь! (паучок танцует и выбирает из круга того, кто будет паучком с следующем кону)
После этого игра начинается сначала, уже с новым «паучком».
Приложение №4
Загадки о насекомых
Не птица, а с крыльями.
Над цветами летает,
Медок собирает (Пчела)
Самого не видно, а песню слышно.
Я работаю в артели,
У корней лохматой ели.
По буграм тащу бревно –
Больше плотника оно. (Муравей)
На поляне, возле елок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он.
И жильцов в нем миллион. (Муравейник)
Модница крылатая,
Платье полосатое, ростом хоть и кроха,
Укусит – будет плохо. (Оса)
Не зверь, не птица –
Нос как спица. (Комар)
Приложение №5
Стихи о насекомых
Муравьишко
Муравьишко на лугу
Бревна тащит на весу,
Я бегу к нему скорей:
«Дай тебе я помогу!».
Отвечает муравей:
«Тяжело, но сам снесу!»
(И. Анденко)
Муравью нельзя лениться,
Муравей живет трудом:
И жучка, и гусеницу тащит
В свой подземный дом.
Как увидишь, что спешит
Он своей дорогой,
Ты его не обижай,
Ты его не трогай!
(Али Бобаджан)
Приложение №6
Народные приметы о насекомых
Перед дождем муравьи прячутся в муравейник и закупоривают все входы в него.
Комара нет - овса и трав не будет.
Когда появляются комары - пора сеять рожь.
Приложение №7
Поговорка о нкасекомых
Одна пчела много меда не наносит.
Беседа «Эти удивительные насекомые»
Цель: познакомить детей с разнообразным миром насекомых.
Задачи:
- расширить и систематизировать у детей знания и представления о насекомых: об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях.
- дать понятие: «полезные», «вредные» и «хищные» насекомые.
- обогащать словарный запас, развивать связную речь.
- упражнять в употреблении существительных множественного числа.
- формировать реалистические представления о насекомых, о природе.
Планируемые результаты: ребенок умеет поддерживать беседу о насекомых, высказывать свою точку зрения.
Ход беседы:
Психогимнастика: «Дружные ребята»
Собрались все дети в круг.
Ты мой друг и я твой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Ребята, я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас с вами было хорошее настроение. А сейчас я предлагаю вам пойти погулять на одну чудесную поляну.
Мы идём дорожками,
Мы идём тропинками, (идут друг за другом по кругу)
Ручеёк по мостику перешли, (идут на носочках, руки в стороны)
И на полянку светлую, мы пришли. (приседают)
На полянке над цветами
Закружились мотыльки,
Вот и мы кружиться станем (кружатся)
И проворны и легки.
Воспитатель: Ребята, кто знает какое сейчас время года? Дети: Лето.
- Назовите цветы, которые растут летом? Дети: Ромашка, роза, мак, василек и др. (Дети называют цветы, а воспитатель выкладывает их на магнитной доске и предлагает полюбоваться красотой, образовавшейся клумбы).
- Как вы думаете, кого они привлекают? Дети: Насекомых.
- Каких насекомых вы знаете? (Ответ детей).
(Воспитатель читает стихи о насекомых и показывает картинки)
*Жук качался на травинке,
Крылья гладкие на спинке.
Всех я знаю на лугу,
Познакомить вас могу.
*Вот кузнечик поскакал,
Все росинки расплескал
Виден в зарослях едва,
Он зелёный, как трава.
*Вот две бабочки летят.
Рассказать они хотят,
Что вчера ещё в траве,
Жили гусеницы две.
*Вот трудяга муравей.
Все сильней и здоровей,
Он строитель и затейник,
Строит в чаще муравейник.
*Рядом с речкой стрекоза:
Непоседа, егоза.
Как весёлый вертолёт,
Отправляется в полёт.
*Добродушно спрятав жало,
На цветке пчела жужжала,
В шубку теплую одета,
Ей не жарко, хоть и лето.
*Как у божьей у коровки,
Крылья – пёстрые обновки,
Гладкие, атласные,
Яркие, да красные.
Воспитатель: Ребята, где живут насекомые? (Ответы детей) Они живут везде: в траве, на деревьях, в цветах, в воде.
- А как они передвигаются? (Ответы детей) Бегают, прыгают, летают.
- Чем питаются насекомые? (Ответы детей) Цветочным нектаром, листьями растений.
- Это насекомые, значит они чем – то похожи? Чем они отличаются от других лесных жителей? Что у них общее? По каким признакам можно их определить? (Ответы детей) У них 6 лап, голова, крылышки, брюшко.
- Как много насекомых живет на нашей земле, а как вы думаете: это хорошо или плохо? (Ответы детей).
- Какую пользу они приносят? (Ответы детей) Много корма для птиц, опыляют растения, пчелы дают мед.
- Но много насекомых, это ведь и плохо, как вы думаете, почему? (Ответы детей) Переносят разные болезни, мешают спать, кусают.
- На какие группы мы можем разделить насекомых? (Ответы детей) Полезные и вредные.
- Назовите полезных насекомых и положите их картинки на верхнюю полочку. (Ответы детей) Бабочка, пчела, муравей.
- Какую пользу они приносят? (Ответы детей) Пчелы опыляют цветы, дают мед, бабочка опыляет цветы, муравьи по лесу разносят семена, санитары леса.
- Назовите вредных насекомых и положите их картинки на нижнюю полочку.
(Ответы детей) Муха, комар, гусеница.
- Какой от них вред (Ответы детей) Муха разносит микробы на лапах, гусеница ест листья растений, комар кусает людей и животных.
- А, еще есть насекомые, которых называют хищными. Кто знает насекомых, которые относятся к хищным? (Ответы детей) Стрекоза, кузнечик, божья коровка.
- Почему их называют хищными? (Ответы детей) Они охотятся за другими насекомыми.
Словесные игра: «Назови - ласково»
Комар – комарик.
Жук – жучок.
Пчела – пчёлка.
Усы – усики.
Лапы – лапки.
Муравей – муравьишка.
Стрекоза – стрекозка.
Муха – мушка.
Воспитатель: Все насекомые такие маленькие, что их можно не заметить. Они легко прячутся? Почему кузнечик зелёный? Потому, что прячется в траве. Майский жук прячется на ветках деревьев. Бабочка на цветке? Она яркая, похоже на цветок. У насекомых защитная окраска, как и места, их обитания. - Зачем им такая окраска?
(Ответы детей: защищаться, прятаться от врагов).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, божья коровка такая яркая. Её видно в траве, и на дереве. Её любая птица заметит. Где же ей прятаться?
(Ответы детей: она сама защищается от врагов, в минуту опасности она выделяет молочко, которое плохо пахнет и поэтому её никто не ест)
Воспитатель: Почему нельзя трогать и обижать насекомых? Дети: Они живые.
Воспитатель: Да насекомые живые их нельзя обижать. Что произойдёт с природой, если исчезнут насекомые? Исчезнут и растения, погибнут птицы. Насекомые это часть природы, ими можно любоваться. Наблюдать, как они летают, бегают, прыгают, жужжат.
Подвижная игра: «Бабочки, жуки, кузнечики, стрекозы»
Цель: Учить детей изображать определённое насекомое, не называя его. Развивать выразительность движений, раскованность, групповую сплоченность. (Проводится 2-3 раза).
Воспитатель: Ребята, а сейчас я вас прошу подойти к столу, чтобы ожила наша полянка, предлагаю её украсить насекомыми. Возьмите насекомых и поселите их на лесной полянке. Посмотрите, какая красивая полянка стала. Пусть ползают муравьи и жуки, пусть прыгают кузнечики, летают бабочки и стрекозы!
Воспитатель: Чем мы сегодня занимались? Что вам понравилось больше всего?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ по экологическому воспитанию дошкольников «Удивительные насекомые» (младшая группа)
Предлагаю проект для совместного творчества детей, воспитателя и родителей.Осуществление проекта проводилось по разделам. Каждый раздел называется в честь насекомого (групп насекомых), которое р...
Проект: "Насекомые" (младшая группа). 2016 год.
Во время прогулки дети заинтересовались, где насекомые? В ходе беседы выяснилось, что знания младших дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Какие бывают...
Презинтация Насекомые младшая группа
К занятию о насекомых....
проект "Наши соседи-насекомые" младшая группа
Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации проекта...
НОД " Насекомые" младшая группа
Развитие любознательности, познавательных интересов младших дошколят....
18.05-22.05 тематическая неделя "Насекомые" младшая группа Пение р.н.песни "Как у наших у ворот"
Учить детей чувствовать настроение через восприятие музыки, пение....
Проект "Удивительный мир насекомых" ( младшая группа)
lКак было замечено, дети очень мало знают онасекомых: их названия, пользу или вред они приносят..Участие детей в проекте позволит сформировать общее представление он асекомых, будет способствовать раз...