Конспект ОД в подготовительной к школе группе по исследовательской деятельности Тема: «Волшебные свойства соли»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Горбань Ангелина Владимировна

Способность ставить вопрос в связи с возникновением неизвестного или пока малоизученного объекта и находить ответ свидетельствует о высоком уровне умственного и психического развития будущих первоклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sol_nod.docx27.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение Вольского муниципального района

 «Детский сад № 20 «Островок» г. Вольска Саратовской области»

Приложение п 3.3

Публикация в социальной сети nsportal.ru

Конспект образовательной деятельности

в подготовительной к школе группе

по   исследовательской деятельности

Тема: «Волшебные свойства соли»

Подготовила и провела

воспитатель Горбань А.В.

Ссылка на размещение материала

Программное содержание

Образовательные задачи:

- научить детей определять свойства соли, используя простейшие приемы исследовательской деятельности.

- систематизировать знания детей о том, что соль-минеральное вещество, о происхождении этого минерала, формах существования в природе, способах добычи соли.

- формировать умения и навыки исследовательской деятельности;

- формировать способы зрительного и тактильного обследования; совершенствовать умение анализировать, сравнивать, делать выводы; развивать интерес к экспериментированию;

Развивающие задачи: 

- развивать логическое мышление, творческое воображение, познавательный интерес.

- развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.

Воспитательные задачи: 

- воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности

Методы и приемы: сюрпризный момент; беседа; ответы на вопросы; обращение к опыту детей; загадывание загадок; педагогическая оценка, поощрения; рассматривание иллюстраций, разминка для глаз.

Материалы и оборудование: мультимедийная система, лупа, чайные ложки, соль в небольших ёмкостях, яйцо, гуашь, прозрачные пакеты, цветные мелки.

Ход занятия:

Организационный момент:

        Дети входят в группу останавливаются на ковре.

Воспитатель: Здравствуйте ребята.  Давайте поприветствуем, друг друга улыбнёмся.

«Здравствуй!»

Здравствуй, солнце золотое! Пальцами правой руки

Здравствуй, небо голубое! по очереди «здороваются»

Здравствуй, вольный ветерок! с пальцами левой руки,

Здравствуй, маленький дубок! похлопывая друг друга

Мы живем в родном краю - кончиками, начиная с больших

пальцев.

Всех мы вас приветствуем! Переплетают пальцы замочком

и поднимают руки над головой.

А теперь все вместе –

«Здравствуйте!» - сказали   (хором здороваемся)

Воспитатель: Ребята сейчас мы с вами отправимся в удивительное путешествие в  страну, а какую мы узнаем немного попозже…

Первая наша станция познавательная.

Воспитатель. Ребята, послушайте загадки, а отгадка подскажет вам, в какую же мы волшебную страну отправимся.

Этот белый минерал,

Он на кухне генерал.

Без него супы и каша,

Не понравятся нам даже… (Соль)
Одну меня — Не съешь никогда.

А без меня — Не вкусна еда. 
Дети:
Соль… (показ слайда)

Воспитатель: Так как же называется страна. (ответы детей)

Воспитатель: Соль - полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная, морская и поваренная.

Продолжим наше путешествие и следующая станция историческая:

Происхождение слова «соль», по мнению некоторых учёных, связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь. (показ слайда)

Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. (показ слайда). Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Подавали ее знатным людям, остальные уходили «несолно- хлебавши». Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре.

Поэтому люди придумали пословицы о соли. Какие из них вы знаете?

Дети:

Без соли, без хлеба, половина обеда.

Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.

Без соли и хлеб не естся, без соли и стол кривой.

Без соли, без хлеба худа беседа.

Воспитатель: К соли относились уважительно.

Воспитатель. Ребята, а как вы думаете где применяется соль? (Показ слайдов).

В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории.

Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.

Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла).

А еще соль полезна и животным.

В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания. Даже посуду можно чистить солью.

В консервировании овощей: соль в жизни людей была важным продуктом.

На улице: На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.

Игра «Соль полезна для того, чтобы ….» (с мешочком в ней соль, передавать и говорить) 

1. Чтобы консервировать овощи

2. Чтобы использовать в медицине

3. Чтобы посолить суп

4. Чтобы посыпать дорожки зимой

5. Чтобы добавить в жареную картошку

6. Чтобы посолить салат

7. Чтобы засолить грибы

8. Соль нужна для животных

Физкультминутка.

Эй, ребята, шире шаг!

Нам нельзя скучать никак!

Нет, наверно, в целом мире

Любопытнее ребят.

Не грустим, не унываем,

Мы исследуем и знаем,

Что для края и страны

Наши знания нужны!

Основная часть:

Воспитатель. Вот мы и подошли к третьей станции. Я буду главным лаборантом, вы моими помощниками. Будьте настоящими исследователями.  (Надевайте фартуки и проходите за столы.)

Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов. 

При работе с солью:

1. Не трогать руками глаза.

2. Соблюдать тишину

3. Не толкать соседа во время работы

Опыт № 1: «Из чего состоит соль».

Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим

- Если мы с вами посмотрим на соль.

Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок)

Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок.

- А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.

Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)

«Соль сыпучая, без запаха»

Подуйте тихонько на соль через трубочку.

Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов

Опыт №2 «Соль хрустит»

Ребята, давайте насыплем в тарелочки 2 ложки соли и надавим на неё сухой ложкой, что мы услышали?

Ответы детей – мы услышали хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день.

Вывод:

Соль как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.

Опыт № 3: «Соль поглощает воду»

Добавьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды. Что произошло? Куда делась вода?

Воспитатель: значит соль поглощает воду.

Добавьте еще воды, размешайте. Что произошло с соль.? (соль растворилась в воде)

Воспитатель: Закрепляем свойства соли:

Мы провели опыты, что же мы можем рассказать о соли?

Это природное вещество, минерал. Состоит из мелких кристаллов.

-кристаллическая (крупная и мелкая)

-белая

-соленая

-сыпучая

-без запаха

А теперь, предлагаю вам посмотреть опыт, который проведу я.

У меня в стакане вода, (ребенок пробует) какая вода на вкус (ответ ребенка -пресная)

- я положу в пресную воду сырое яйцо, что произошло? яйцо опустилось на дно, утонуло.

В этом стакане тоже вода, давайте определим, какая она? Тоже пресная?

В этом стакане соленая вода. Опускаю яйцо. Что произошло?

В стакан с соленой водой яйцо держится на поверхности.

Вывод: соленая вода выталкивает предметы.

Физ.минутка игра «Соленый-несоленый»

Дети приседают, услышав продукт, который можно солить

(банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо,)

Опыт №4 «Окрашивание соли»

Мы с вами покрасим соль. У вас на столах есть стаканчики с солью, мешочек, ложка, гуашь, тарелочка. И так приступаем к эксперименту. Берем стаканчик с солью и высыпаем в мешочек, затем берем ложечку с гуашью и выкладываем ее в мешочек, затем завязываем мешочек, и все это начинаем мять в руках, пока соль не окрасится. Соль окрасилась, открываем мешочек, высыпаем соль на тарелочку. Дадим высохнуть. 

Воспитатель: А, ещё соль можно окрашивать с помощью цветных мелков. Мелки нужно натереть на тёрке и смешать с солью, соль окраситься в яркие цвета.

Воспитатель: А вы знаете, что на соли можно рисовать, сейчас мы с вами будем рисовать на соли.

-Посмотрите, перед вами тарелочки с окрашенной солью. Я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы нарисуете на тарелке с солью. Слушайте внимательно:

Растут — зеленеют,
Упадут – пожелтеют,
Полежат — почернеют. (Листья)

Оранжевые, красные 
На солнышке блестят. 
Их листья, словно бабочки, 
Кружатся и парят. (Деревья осенью)

Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это — ... (дождь)

Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке. (Гриб)

Гимнастика для глаз:

«Глазкам нужно отдохнуть.»  (Ребята закрывают глаза)

«Нужно глубоко вздохнуть.»  (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

«Глаза по кругу побегут.» (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

«Много-много раз моргнут» (Частое моргание глазами)

«Глазкам стало хорошо.» (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

«Увидят мои глазки все!» (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

Итог:

– Вот мы с вами и вернулись в детский сад. Какие задания вам понравилось выполнять больше всего? Ребята что нового вы узнали?

-Благодаря исследовательской работе, мы узнали, что соль действительно не только необходимый продукт, но и интересный, волшебный материал для опытов и творчества. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельости в подготовительной к школе группе детского сада Тема: «Волшебные свойства воды»

Закрепить знания детей об основных свойствах воды: прозрачная, без запаха и вкуса, растворяет некоторые вещества. Формировать представления о том, что вода бывает жидкой, твердой, превращается в пар. ...

Конспект НОД в подготовительной группе по познавательно – исследовательской деятельности. Тема: «Воздух – волшебник»

Цель: Формировать у детей желание принимать познавательные задачи  и решать их через поисковую деятельность....

Конспект НОД в подготовительной группе по познавательно- исследовательской деятельности. ОО «Познание». «Чудо –соль»

Конспект НОД в подготовительной группе по познавательно- исследовательской по образовательной области  «Познание»....

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности. Тема: Свойства соли.

Тема: Свойства соли.Цель: формирование представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.Программное содержание:- Воспитывать интерес к экспериментальной и опытнической де...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности Тема: «Волшебная соль»

Цель – расширить и углубить знания детей об окружающем мире посредством  знакомства со свойствами соли (запах, цвет, вкус, форма кристаллов, растворимость)Задачи:...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по исследовательской деятельности Тема: «Волшебные свойства соли»

Цель: научить детей определять свойства соли, используя простейшие приемы исследовательской деятельности.- систематизировать знания детей о том, что соль-минеральное вещество, о происхождении этого ми...