«Осеннее превращение березки»
план-конспект занятия по окружающему миру

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей логопедической группы.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen._integrirovannoe_zanyatie.docx20.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 145 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения»

Ново-Савиновского района города Казани

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

на тему: «Осеннее превращение березки»

для детей старшей логопедической группы

Подготовила:

Хусаинова Фанзиля Файзулхаковна,

 воспитатель

г. Казань, 2019 год

Образовательная область: познавательное развитие

Цель: уточнение и обобщение знаний детей по теме «осень», закрепление примет времени года «осень».

Программные задачи:

Образовательные:

• уточнить и расширить словарный запас детей по теме

• продолжать учить образовывать относительные прилагательные

• закрепить умение детей составлять краткий рассказ-описание

Развивающие:

• развивать память, мышление, внимание

• развивать самостоятельную творческую деятельность

формировать  правильное речевое дыхание

Воспитательные:

 Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, взаимопомощь.

Интегрируемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа: наблюдения за изменениями в природе во время прогулок, беседы, чтение стихов, разучивание пословиц, поговорок о приметах осени.

Форма проведения: совместная деятельность

Демонстрационные материалы и оборудование:

- мультимедиа, слайды для презентации;

- СД проигрыватель, муз. сопровождение: П. Чайковский «Времена года. Осенняя песня», «Капельки» муз. Т.Кулиновой, сл. Некрасовой С.;

- овощи, фрукты (натуральные или муляжи);

- корзина;

- магнитная доска

- мяч

- тренажер – листочки для работы над дыханием

- картины на тему «Осень»;

- картон голубого цвета (по количеству детей)

- листы бумаги белого, черного и желтого цвета для аппликации

- тряпочка, клеенка

- клей-карандаш (на каждого ребенка)

Ход НОД:

  1. Вводная часть. Организационный момент:

Звучит музыка, на полу лежат осенние листья.

- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас на прогулку по осеннему лесу и рассказать вам одну историю, а про кого она, вы попробуете догадаться сами.

 «Ствол белеет,

Шапочка зеленеет,

Стоит в белой одёжке,

Свесив серёжки» (берёза).

- Правильно, это берёза.

Давайте сядем на осеннюю полянку и послушаем рассказ (дети садятся на ковер, напротив экрана)

Рассказ педагога: «На лесной опушке стояла одинокая молодая берёзка (слайд №1). Ей было очень грустно одной, и она часто наблюдала за деревьями, которые росли недалеко в лесу. И вот однажды берёзка заметила, что деревья окрасились в разные цвета: жёлтый, оранжевый, лиловый, бордовый (слайд №2). А на берёзке по-прежнему были зелёные листья. «Что же случилось?» – подумала берёзка. «Осень наступила» - ответил ей лёгкий осенний ветерок, пролетавший мимо. «А что такое - осень?» - спросила берёзка. Но ветерок был уже далеко и ничего ей не ответил. Снова загрустила берёзка, ей тоже очень хотелось нарядиться в красивое осеннее платье».

- Ребята. Давайте мы поможем берёзке и расскажем ей, что такое «осень».

2. Основная часть.

- Я предлагаю вам поиграть. У меня волшебный мяч:

Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

- А какая бывает погода осенью:

* когда идет дождь – дождливая

* когда холодно – холодная

* пасмурно – пасмурная

* ясно – ясная

* когда дует ветер – ветреная

- Отлично. Вы правильно говорите о погоде. Хочется похвалить, что говорили четко, внятно.

Вы знаете, что каждое время года состоит из трех месяцев. Назовите месяцы осени. (Ответы детей – сентябрь, октябрь, ноябрь)

- Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит с природой осенью? (Дни становятся короче, а ночи длиннее; листья становятся разноцветными, опадают; часто идут дожди; цветы, травы вянут; солнце светит редко, птицы улетают в теплые края; животные готовятся к зиме – белка делает запасы, медведь накапливает жир, заяц меняет цвет шубки, поспевает урожай…)

- Ребята, а у меня есть корзина, да не простая, не пустая. Хотите узнать, что лежит в этой корзине?

Педагог первый достает из корзины предмет и даёт краткую его характеристику:

- Я достала из корзины огурец. Огурец - это овощ, он растёт в огороде. Огурец шершавый, твёрдый, сочный, хрустящий. Из огурца можно сделать салат, засолить на зиму (для описания можно использовать картинно-графическую схему на слайде № 3) .

Далее дети по одному подходят к корзине, достают предмет и дают ему краткую характеристику.

- Что же мы нашли в корзинке, как можно сказать? В корзинке лежали овощи и фрукты

 Слушайте внимательно вопрос и отвечайте дружно только ДА или НЕТ.

Осенью растут грибы? ДА

Тучки солнце закрывают? ДА

Колючий ветер прилетает? ДА

Туманы осенью плывут? ДА

Ну а птицы гнезда вьют? НЕТ

А букашки прилетают? НЕТ

Звери норки закрывают? ДА

Урожай все собирают? ДА

Птичьи стаи улетают? ДА

Часто-часто льют дожди? ДА

Достаем ли сапоги? ДА

Солнце светит очень жарко? НЕТ

Можно детям загорать? НЕТ

Ну а что же надо делать – куртки, шапки надевать? ДА

- Какие вы внимательные, не смогла я вас запутать.

- Ребята, вы правильно рассказали обо всех изменениях в природе.

Бывает осенью, подует ветер, сорвет листок с ветки, закружит его и положит на землю. Как называется такое явление? ЛИСТОПАД

Я вам покажу листочки, а вы назовите, с какого они дерева. (Клен, дуб, береза)

У меня есть волшебная палочка, которая превратит нас в осенний ветер, качающий листья на деревьях. У вас на столе лежат бумажные листочки, к которым привязаны ниточки. Возьмите листочки и крепко держите их за палочки.

Предлагаю вам превратиться в осенний ветерок и поиграть с листочками.

(Дети берут палочки с подвешенными на них листочками и выполняют упражнение на дыхание)

 – Представьте, что вы – легкий, теплый осенний ветерок, который дует на листочки. Следим за дыханием, плечи на месте, вдох носом, выдох – через рот, слабо.

- А теперь вы – холодный, порывистый ветер – дуем сильно, высоко взлетают листочки. Плечи не поднимаем! Вдох через нос, резко дуем на листочек!

- А теперь ветерок меняется - становится легкий, спокойный.

- Молодцы, ребята, веселый ветерок получился. Посмотрите, как много листьев опало. А с каких деревьев листочки лежат у нас под ногами? (С кленов, дубов) Какого цвета они?

- Давайте поиграем в игру «Кто быстрее соберет листочки?» Мальчики у нас настоящие рыцари и дают девочкам право выбора:  дубовые или кленовые листья собирать. (Дети под веселую музыку собирают листья в коробку)

- Молодцы, ребята, вы дружно поработали.

3. Заключительная часть:

- Как вы думаете, мы помогли нашей берёзке? Давайте закроем глаза и подумаем, какого цвета платье могла надеть наша берёзка: жёлтое, красное, а может, разноцветное.

В это время на экране появляется изображение берёзки в «осеннем наряде» (слайд № 5). Дети открывают глаза.

- Ребята, мы с вами помогли берёзке надеть осенний наряд. Но она по-прежнему стоит на поляне одна. Давайте сделаем ей подружек: молодых осенних берёзок.

Дети выполняют обрывную аппликацию «Берёзка»  по схеме – образцу на слайде № 6

Выставляют готовые работы на мольберт, создавая композицию «Березовая роща».

4. Рефлексия: Что вам запомнилось на нашей прогулке? Что понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной совместной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей старшей группы с ОНР "Осенние превращения"

Конспект СОД логопеда, воспитателя и музыкального руководителя по познавательно-речевому развитию детей старшего возраста с общим недоразвитием речи. Цель СОД: систематизация знаний детей о признаках ...

Осенние превращения

Работы выполненны детьми средней группы. Поделки сделанны из различного природного материала. Ребята делали их с особым старанием и вот что из этого получилось....

Проект "Осенние превращения".

Проект в подготовительной группе "Осеннее превращение" МКДОУ БГО ЦРР Детский сад № 11г. БорисоглебскСоставители проекта: воспитатель – Щелокова И. В. АктуальностьДети старшего дошкольного во...

Конспект нод: "Осенние-превращения."

Конспект нод :" Осенние превращения"....

Фотоотчет. Аппликация из осенних листьев для оформления стенда "Осенние превращения"

В рамках проекта "Осенние превращения" с детьми подготовительной группы был оформлен стенд с аппликациями из засушенных листьев....

Конспект занятия по объемной аппликации «Осеннее дерево. Березка»

Конспект занятия по объемной аппликации «Осеннее дерево. Березка»...