"Путешествие по крестьянской избе"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия в подготовительной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Путешествие по крестьянской избе | 29.55 КБ |
Предварительный просмотр:
«Путешествие по крестьянской избе»
конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе.
Воспитатель:
I квалификационной категории
Панина С.С.
Тема: «Путешествие по крестьянской избе»
Цель: изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи.
Задачи:
- Образовательная: приобщить воспитанников к истокам русской народной культуры; обобщить имеющиеся знания о малой родине; обогатить словарный запас детей ( «Красный угол», «Бабий кут», рубель);расширить и систематизировать знания о традиционно - бытовой культуре русского народа (изба: её внутреннее убранство; особые места в русской избе).
- Развивающая: развивать любознательность, наблюдательность, речь детей, мелкую моторику рук
- Воспитательная: воспитание любви и уважения к истокам русской народной культуры, гордости за свой народ, Отечество; доброжелательности по отношению к сверстникам; желания узнавать новое.
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»,
Тип занятия: занятие - формирование и совершенствование знаний.
Форма занятия: виртуальная экскурсия
Методы: словесный, познавательный, игровой.
Предварительная работа: чтение сказок, художественное слово (стихи о Родине, загадки, пословицы, потешки, небылицы).
Оборудование: мультимедийный комплекс, элементы русского народного костюма, предметы крестьянского быта.
Демонстрационный материал: электронная презентация «Путешествие по крестьянской избе»
Раздаточный материал: фотографии достопримечательностей п. Родники ,
Ход занятия
I. Организационный момент:
Хозяйка: Здравствуйте, гости званые, гости желанные!
Дорогих гостей встречаем
Пышным, круглым караваем.
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим,
Поклоняясь, отведать просим.
(Дети отламывают маленький кусочек хлеба, макают в соль и кушают).
Хозяйка:
Ото всех дверей,
Ото всех ворот
Торопись скорей,
Собирайся в хоровод.
(Звучит музыка, на её фоне ребёнок читает стих о Родине).
Ребенок:
На широком просторе,
Предрассветной порой
Встали алые зори
Над родимой страной.
С каждым годом всё краше
Дорогие края.
Лучше Родины нашей
Нет на свете, друзья!
Хозяйка: Ребята, о чём говорится в стихотворении?
Дети: О Родине.
Хозяйка: Как называется наша Родина?
Дети: Россия!
Хозяйка: У каждого человека на земле есть малая Родина. А как вы понимаете, что такое «малая Родина»?
Игра «Передай флажок».
Хозяйка: Я предлагаю передавать флажок и сказать, как вы думаете, что такое малая Родина.
- 1 реб. М. Р.- это место где мы родились и живём.
- 2 реб. М. Р.- это земля, на которой живут, трудятся наши дедушки и бабушки.
- 3 реб. М. Р.- это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мамы и папы.
- 4 реб. М. Р.- это место, где стоит наш детский сад.
- 5 реб. М. Р. -это место, по которому люди скучают, находясь в далёком краю, на чужой стороне.
- 6 реб. М. Р.- это наш поселок Родники.
II. Актуализация знаний:
Хозяйка: Правильно, большая наша страна Россия. В этой большой стране есть место, где мы родились и живём- это наша малая Родина. Я предлагаю немного рассказать о своей малой родине, о поселке Родниках. Ребята нам по очереди расскажут и покажут на фотографии.….
Днем ли, ночью, утром рано,
Если что-то загорится,
То надёжная команда
На подмогу быстро мчится.
Крепко помните, друзья,
Что с огнем шутить НЕЛЬЗЯ! (Пожарная часть)
Этот дом - не просто дом.
Он красивый и с крестом.
Золотые купола. Звонкие колокола. (Церковь Рождества Христова)
Стоит весёлый, светлый дом.
Ребят проворных много в нём.
Там пишут и считают,
Рисуют и читают. (Школа №32).
Много игрушек,
А так же ребят,
Теремок этот,
Зовётся … (Детский сад №49).
В этом доме скучно не бывает
Поют, танцуют, гости приезжают.
И вы ходили выступать –
Танцы русские плясать (Дом культуры Родники).
Стоит на площади герой.
Он мускулистый, молодой
Стоит в жару, стоит в мороз
Он к месту накрепко прирос..
(Дети присаживаются на стульчики полукругом перед доской).
III. Сообщение темы, цели и задач:
Хозяйка: Но не всегда так жили люди. И мы с вами не зря в такой одежде – это русский народный костюм, а вы добры молодцы и красны девицы. Я вам предлагаю совершить путешествие в прошлое и посмотреть, как жили люди в старину, какие у них были жилища, чем и как они устраивали свой быт.
«Сядем рядком, да поговорим ладком».
(Дети присаживаются на стульчики полукругом перед экраном).
Слайд 1. Жили раньше на Руси в избах. Ребята, а вы знаете, что такое изба? (Это дом, построенный из дерева. Избы на Руси строили из дерева - сосны или ели.. Еще на Руси были такие мастера, которые могли строить избу без единого гвоздя).
А сейчас мы свами пройдем в избу через Золотые ворота .Выберем считалочкой двух водящих.
Народная игра: Золотые ворота.
Слайд 2. Проходите в горницу.
Посмотрите, в горнице (так раньше называли комнату), все деревянное: стол, лавки, посуда.
(воспитатель показывает горницу)
Столы в избах были большие, а рядом простые длинные скамейки, т.к. стульев еще не было. Мебель была самодельная и очень простая. Лавки, где спали, сундук для вещей, скамейки для сидения за столом.
IV. Введение нового материала
Слайд 3.
Хозяйка: Главный в «Горенке» – «Красный угол». Как вы думаете, почему «красный »? (ответы детей)
Хозяйка: Красный угол в русской избе- это значит красивый, главный. Самое чистое и светлое, нарядное место во всем крестьянском доме. Здесь расположены иконы. Тут же в углу стоял длинный дубовый стол, за которым усаживали дорогого гостя. Встречали не с лестью, а с честью. Потчевали гостя самыми лучшими явствами, которые только были у хозяев, приговаривая: «Пироги, да каша – пища наша».
Загадаю вам загадку вы найдите мне отгадку.
«Летом спит,
Зимой горит,
Рот открывает,
Что дают – глотает».
Слайд 4
С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной.
Как вы думаете, как называли человека, который клал печь (ответы детей)
. Правильно, человек, который умел класть печь, – печник – пользовался почётом и уважением. Слава о хорошем печнике шла по всей округе. Важно было не просто сложить печь: она должна была как можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше.
Печь не только обогревала избу, была многофункциональной. Как вы думаете, для чего ещё люди использовали печь, вам помогут эти картинки (ответы детей).
Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских сказок. Ребята, вспомните в каких сказках вы слышали о печке? (ответы детей).
Слайд 5. (она прячет Машу и её братца от злых гусей-лебедей, везёт Емелю к царю и т. д
(Слышится плач ребёнка).
Хозяйка: Ой, кто же там плачет? (Ответы детей)
Слайд 6.
Малыш лежит в кроватке — люлькой называется. Вешали её на крюке, забитом в потолке. Как же его успокоить? (спеть колыбельную). Какие колыбельные пели вам ваши мамы (Ответы детей). Давайте споём «Баю-баюшки- баю!».
Слайд 7-8.
Уложила мамка своё дитятко, а сама печь да варить, прясть да шить на всю большую семью. И место для этого у неё было между печью и стеной дома, которое называли «бабий кут» или куток – это угол, который отделяли от остальной избы цветной занавеской. Были у неё инструменты-помощники, которые прячет домовой за печкой.
Слайд 9
Загадки:
Из русской печи
Кашу тащит, калачи.
Чугунок очень рад,
Что его схватил …(ухват).
Хозяйка: Рядом с печкой стоит сват – злой да рогатый ухват! Все из печи он хватает, да на стол скорее ставит.
Ой, что это за свалка? Да это же наша… (прялка)!
Зовут ее Настасьюшкой – рукодельницей. Она нитки прядет из шерсти животных, а из ниток вяжут кофточки, носки и варежки. Днём спит, отдыхает, а как только вечер настанет – при лучине прядёт, бабам работы придаёт.
Хозяйка:
Гладит платья и рубашки,
Отутюжит нам кармашки.
Он в хозяйстве верный друг –
Имя у него...(утюг).
Ребята, вот утюги с углями. Угли помещались внутри корпуса и закрывались крышкой. (Показать утюг). Первый русский утюг и на утюг-то не похож.
Посмотрите! (Показать рубель). Мокрую ткань наматывали на валик и водили по нему рифленой доской – рубелем. Так получалось белье отглаженное, да без складочек и морщинок.
Слайд 10
Хозяйка: Жилые помещения традиционно освещались лучиной. Как вы думаете, из чего она? (Ответы детей). Свечи использовались редко, обычно в зажиточных семьях или по праздникам во время молитвы.
Слайд 11
Хозяйка: Возле стенки стоит сундук, надулся как индюк. Там хранились одежда для всей семьи. Русские костюмы были праздничные и будничные (на каждый день). Хочу заметить, что к любому костюму, женскому или мужскому, праздничному или будничному, обязательно соответствовал головной убор.
Слайд 12
Хозяйка: Так вот и жили-не тужили. Пироги пекли, да кашу варили, топором дрова рубили. Бельё в речке стирали, на лугу сено сгребали. В будни работали – спины не разгибали, а по праздникам плясали, песни распевали, да так громко и звучно, что никому не было скучно. Я показала вам то, что было в нашей «Русской горнице». А теперь давайте вместе пройдём и расскажем, что же мы там увидели?
V. Физминутка
Я по горнице хожу и что вижу, расскажу. ( идём, руки на поясе)
Справа печка, слева стол (машем вправо и влево)
Упираемся о пол (наклон)
Прямо дверь (поклон)
Над ней подкова (на носочки, руки вверх)
Чтоб семья была здорова.
VI. Практическая работа.
Хозяйка: Люди в старину думали о том, как защитить своё жилище от дурного глаза и привлечь богатство и счастье в дом, именно с этой целью было принято в старину вешать подкову «на счастье» над входной дверью, обязательно рожками вверх, таким образом подкова напоминает чашу и чтобы счастье, благополучие, удача не вытекали из дома. Я предлагаю, вам, гости дорогие, украсить подкову-оберег, которую вы сможете повесить на счастье в своём доме!
Слайд 13
Хозяйка: Проходите за столы дубовые, да садитесь на лавки широкие!
( украшение подковы).
VII. Подведение итогов.
Хозяйка:
- Куда мы с вами сегодня совершили экскурсию? (ответы детей)
- С какими предметами старины познакомились? (ответы детей)
- Кто защищал дом? (ответы детей)
- А что ещё является оберегом для дома? (ответы детей)
Хозяйка: Дорогие ребята! Любите свою Родину большую и малую, берегите её природу, храните традиции и обычаи!
Презентация к занятию
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду "Жили-были...": знакомим детей с крестьянской избой и крестьянским бытом
Вашему вниманию предлагается конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и ручному труду в рамках программы развития творческого потенциала детей старшего дошкольного во...
«Путешествие по русской крестьянской избе».
Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры через ознакомление с окружающим бытом...
Русская крестьянская изба
Жилище народов Южного Урала....
"Путешествие по крестьянской избе"
Конспект "Русская изба"....
Конспект на тему: Краеведческий музей «Дом, дом, открой свою тайну» (Знакомство с крестьянской избой и домашней утварью)
Программное содержание:-Продолжать знакомить с историческим прошлым родного края.-Вызвать желание познавать историю края.-Зажечь искорку любви и интереса к жизни народа в разное...
Интегрированное занятие в подготовительной группе. Тема: «Путешествие по крестьянской избе»
Цель: изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи. Задачи: 1. Образовательная: приобщить воспитанников к истокам русской народной культуры; обобщит...
Занятие" Путешествие по крестьянской избе"
Закрепить знания детей о жизни русского народа в старину...