Конспект методической разработки образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме: «Чистая вода»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Подковырина Арина Александровна

Цель занятия: формирование познавательных компетенций и активности воспитанников, в части многообразия воды в природе, её видов и форм, способов исследования воды и способов очистки воды (при помощи различных материалов).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Аленький цветочек» г. Надыма»

МДОУ «Детский сад «Аленький цветочек» г. Надыма»

Конспект методической разработки образовательной деятельности

с детьми старшей группы по теме: «Чистая вода»

(образовательная область «Познавательное развитие»)

Подковырина А.А., воспитатель

г. Надым, 2018

Конспект методической разработки образовательной деятельности

с детьми старшей группы по теме: «Чистая вода»

(образовательная область «Познавательное развитие»)

Цель: формирование познавательных компетенций и активности воспитанников, в части многообразия воды в природе, её видов и форм, способов исследования воды и способов очистки воды (при помощи различных материалов).

Задачи:

- знакомить детей с понятием «талая вода», родниковая;

- закрепить знания детей о свойствах воды;

- совершенствовать у детей навыки проведения опытов;

- активизировать у детей наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы;

-активизировать мышление в процессе разрешения проблемной ситуации;

- развивать словарь, связную речь детей и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Материалы и оборудование: глобус, пластиковые стаканчики на каждого ребёнка, 3 ёмкости с разной водой родниковая, «талая», вода из природы(лужа), фильтры из салфетки, вата, марля, прозрачные пустые ёмкости, воронки, познавательная литература, ноутбук, алгоритмы проведения опытов.

Образовательная область: познание.

Методы и приемы. Игровой метод «погружение в ситуацию», Постановка и решение проблемных ситуаций, экспериментирование, методы эмпирического исследования (сбор и обработка информации, рассматривание, наблюдение, сравнение, анализ, фиксация результатов)

  1. Введение в игровую ситуацию. (используется Игровой метод «погружение в ситуацию»)

В: Ребята, сегодня нам прислали посылку, а в ней письмо. От кого же оно?

Открывает, читает: «Здравствуйте, ребята. Мы с Иванушкой гуляем в лесу. У нас здесь очень жарко, хочется много пить. Иванушка увидел копытце, полное водицы и хочет выпить из него воды, а я не разрешаю. Что же делать? Мне сказали, что дети в детском саду знают много про воду и нам помогут. Ответьте, пожалуйста, откуда вода взялась в копытце и можно ли её пить. Если нет, то какую воду можно пить? Где нам найти чистую воду? Очень надеюсь на вас».

Это письмо от сестрицы Аленушки и ее братца Иванушки. Поможем Аленушке? (Да)

В: Дети, а что вы знаете о воде? (ответы детей).

А в копытце, из которого хотел попить Иванушка, какая вода? как вы думаете?  Вы знаете, как она туда попала и можно ли её пить? (разнообразные ответы детей)

Вы хотите помочь разобраться Аленушке, можно ли пить эту воду, какая вода самая чистая в природе? Вы можете ей помочь? (Метод «Постановка и решение проблемных ситуаций»)

Дети отвечают: Да. Но затрудняются сразу ответить Аленушке на письмо.

Тогда воспитатель предлагает вперед вспомнить то, что они знают о воде сейчас.

  1.  Актуализация знаний.

В: Итак, что такое вода? Совершенно верно - вода это жидкость. Она обладает рядом свойств. Какие свойства воды вы знаете? (Ответы детей)

Правильно, вода жидкая, бесцветная, безвкусная, без запаха.

В: Ребята, подскажите, а где у нас вода в группе?

Дети: в трубах, в чайнике.

В: А если повнимательнее посмотреть, где воды очень много?

Может быть она нарисована или изображена?

Если затрудняются, показывает на глобус, а это не вода?

Дети: Да вода

В: где здесь вода?

Дети: ответ

В: Дети, кто из вас знает, как называется этот предмет?

Правильно, это глобус.

Синим цветом на глобусе что обозначено? (Синий цвет – это вода, она находится в реках, озерах, океанах)

Верно ребята.

Обратите внимание - синего цвета на глобусе больше всего, так как 2/3 территории Земли заняты водой. Сколько много воды, а как узнать то нам какую воду можно пить?

Дети (ответы)

В: Так все- таки, Какую можно пить?

Д: Пресную, соленую нельзя

В: А как отличить пресную от соленой, где на глобусе пресная вода, а где соленая. (ответы)

А в копытце, из которого хотел попить Иванушка, какая вода? Как вы думаете, откуда она взялась?  Может попала из реки?? Или из океана??? Но на картине видно, что ни реки, ни океана рядом нет. Тогда давайте попробуем подумать и поискать еще информацию о воде. Как вы можете еще узнать о воде? Где можно найти информацию о воде??? (Метод «Постановка и решение проблемных ситуаций»)

Поискать в энциклопедиях! Спросить у взрослого, в интернете! Ну вперед!!

Дети ищут информацию.

А где еще может быть вода? Откуда может появится вода?  (ответы…. Если дети не отвечают, то ты задает вопрос: «Ребят, летом идет дождь, зимой падает снег. Как вы думаете, как называются эти явления?). Что такое осадки? (град, снег, роса, дождь) Правильно, дождь то тоже вода. Соленая или пресная? А если дождь пойдет над океаном??? Какой он будет соленый или пресный? (ответы). Совершенно верно, тоже пресный. Осадков соленых не бывает!!!!

А может ли это быть растаявший снег? Как называется вода которая образовалась от таяния снега? Растаявшая.

Ну ребята, вы молодцы, но правильнее будет сказать, что это талая вода.

III. Затруднение в ситуации.

И сейчас мы подробнее познакомимся с понятием «талая вода». Что может растаять? снег в лесу. Ледники?

А можно ли её пить?? Как можно узнать? Можно проверить чистая ли она???

Проверяйте, вот вам вода, Аленушка прислала вместе с письмом.

Здесь какие-то бутылочки, на них что-то написано.

«РОДНИКОВАЯ ВОДА», «ТАЛАЯ ВОДА», «ВОДА ИЗ КОПЫТЦА».

IV. Открытие нового знания или способа действий.

Дети исследовали и пришли к выводу какая же вода самая чистая из трех экземпляров (бутылочек).

А эту воду можно пить? (Да). А мы можем Иванушке посоветовать ее попить?? Значит самая чистая вода- родниковая.

Дети: А из копытца грязная.

В: Конечно, нельзя. Посмотрите, какая она грязная. А почему она такая грязная? (Ответы детей)

Да, воду загрязняют люди, когда они бросают в неё разный мусор, моют машины возле водоема. Воду загрязняют предприятия, когда выливают промышленные отходы (показ соответствующих слайдов). Как вы думаете, это хорошо или плохо? Помните, мы читали экологическую сказку Н. А. Рыжовой «Как люди речку обидели». (Обсуждение, метод нравственной оценки ситуаций)

Какой была речка до прихода Костиной семьи?

Почему она посерела и погрустнела после ухода людей?

Как именно люди обидели речку и ее жителей?

V. Введение новых знаний в систему знаний

В:

- Как поступить с грязной водой?

- Можно ли её очистить?

- Ребята, а как можно очистить воду?

- Что вы можете посоветовать?

- Каким способом можно очистить воду?

Дети: Воду очищают с помощью фильтров и кипятят. Давайте попробуем очистить воду с помощью фильтров. Проведем научный эксперимент, поставим опыт. (используется метод экспериментирования, работа с алгоритмами)

Работать будем в парах. Для каждой пары всё приготовлено. В качестве фильтров будем использовать вату, марлю, салфетку, губку. Каждая пара выберет себе фильтр для опыта.

Как вы думаете - какой фильтр будет лучше очищать воду?

Внимательно смотрите, как я буду выполнять опыт, запоминайте последовательность моих действий. Я беру стакан, ставим его перед собой на стол, аккуратно помещаем выбранный вами фильтр в стакан. Берем грязную воду и переливаем ее в стакан из одной емкости в другую. Наблюдаем, что же произошло с нашей водой.

Попробуйте теперь вы провести очистку воды фильтрами, а потом мы сравним результаты.

Дети самостоятельно проводят опыт по фильтрации воды (используется метод экспериментирования и эмпирические методы исследования).

Ребята, сравните стаканчики с отфильтрованной водой. Какая вода вам кажется чище?

Какой можно сделать вывод?

VI. Осмысление (итог).

В: Что нового вы узнали сегодня о воде?

Д: солёная, пресная, родниковая, талая

В: Мы с вами вспомнили и узнали много о воде, но еще мы с вами познакомились с самыми простыми способы очистки воды.

В: С помощью каких материалов фильтровали воду? (Ответы детей)

В: А, скажите, большое количество воды мы с вами можем очистить??

Д: да

В: А как? А если большое количество воды, пол речки

Дети: Нет

В: Можем, но только с помощью специальные очистные сооружения, которые очищают сразу большое количество воды?

 (Воспитатель снова берет в руки глобус):

В: Ребята, как вы думаете, если синий цвет на глобусе- это вода, то получается, что ее очень много? А нужно ли воду беречь?

Д: Да нужно.

В: А как?

Д: не загрязнять, не мыть машины на берегу реки, убирать за собой мусор

В: Все правильно вы говорите, может рационально ее использовать, закрывать краны, что бы друзья и близки тоже закрывали бережно относились к расходованию воды.

В: Давайте Аленушке и Иванушке отправим посылку с самой чисто водой, родниковой, пусть Иванушка ее попьет.

Кладу в посылку бутылочку воды и отправляю Аленушке вместе с письмом.

В: Ребята вы успешно сегодня справились с заданиями, я очень вами довольна. Спасибо вам огромное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми старшей группы на тему «Спасем весну»

Цель: Способствовать обобщению представлений о весне и весенних признаках, создать условия для заучивания стихотворения наизусть. Задачи:1. Образовательные: Уточнить представления детей о весенни...

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности по теме «Профессии на стройке»

Расширение и уточнение знаний о строительных профессиях. ПрограммныезадачиОО «Речевое развитие»: формировать  умение отвечать на вопросы, вести диалог. Вовлекать детей в разговор...

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми старшей группы, по теме: «Очень любим мы весну, много знаем мы о ней».

Данная методическая разработка предназначена для организации непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы, по теме «Очень любим мы весну, много знаем мы о ней»....

Конспект методической разработки образовательной деятельности с детьми старшей группы с использованием здоровьесберегающей и игровой технологий по теме: «Деревянные истории»

Конспект методической разработки образовательной деятельности с детьми старшей группы с использованием здоровьесберегающей и игровой технологий по теме: «Деревянные истории»...