Знакомим детей с почвой
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа)
Важно, чтобы дети учились размышлять, формулировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их. Задача педагога – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимся у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_detey_s_pochvoy.docx | 22.18 КБ |
Предварительный просмотр:
«Детский сад общеразвивающего вида № 92»
Исследовательская работа.
Тема: « Знакомим детей с почвой»
Воспитатель: Ситникова И.В.
2021г.
План:
- Знакомство детей с почвой
- Исследовательская работа.
- Опыт № 1
- Опыт № 2
- Опыт № 3
- Опыт № 4
Знакомство детей с почвой.
Дети проявляют огромный интерес к исследовательской работе. Важно, чтобы дети учились размышлять, формулировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их. Задача педагога – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимся у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.
Исследовательская работа.
Опыт 1
Цель: Показать, что в почве есть воздух.
Оборудование и материалы:
Образцы почвы ( рыхлой) ; банки с водой ( на каждого ребенка) ; большая банка с водой у воспитателя.
Проведения опыта. Напомнить о том, что в Подземном царстве – почве – обитает много жильцов (дождевые черви, кроты, жуки и др.). Чем они дышат? Как и все животные, воздухом. Предложить проверить, есть ли в почве воздух.
Опустить в банку с водой образец почвы и предложить понаблюдать, появится ли в воде пузырьки воздуха. Затем каждый ребенок повторяет опыт самостоятельно и делает соответствующие выводы. Все вместе выясняют: у кого воздушных пузырьков оказалось в воде больше.
Опыт 2
Цель: Показать, что в результате вытаптывания почвы (например: на тропинках, игровых площадках ) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становиться меньше. Помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе.
Оборудование и материалы:
Для образца почвы: первый – с участка, который редко посещают люди (рыхлая почва); второй – с тропинки плотно утрамбованной землей. Для каждого образца банка с водой. На них наклеены этикетки (например, на банке, в которой вы будете опускать образец почвы с тропинки, вырезанный из бумаги силуэт человеческого следа, а на другой – рисунок любого растения).
Проведение опыта. Напомните детям, откуда взяты образцы почвы (лучше отобрать их вместе с детьми на участках, которые хорошо им знакомы). Предложите высказать свои гипотезы (где воздуха в почве больше – в местах, которые любят посещать люди, или там, где редко ступает нога человека), обосновать их. Выслушайте всех желающих, обобщите их высказывание, но не оценивайте, ибо в верности (или неверности) своих предположений дети должны убедиться сами в процессе проведения опыта.
Одновременно опустите образцы почв в банки с водой и наблюдайте, в какой из них больше воздушных пузырьков ( в образце рыхлой почвы). Спросите детей, где подземным обитателям легче дышать? Почему воздух « под тропинкой меньше? (Возможно, на этот вопрос детям будет непросто ответить, но пусть они хотя бы попытаются это сделать. Важно, чтобы они учились делать выводы на основе проведенных опытов). Когда мы ходим по земле, то « давим» на ее частички, они как бы сжимаются, воздуха между ними остается все меньше и меньше.
Опыт № 3
Цель: Показать, что при сжимании комочка земли из него как бы «уходит» воздух.
Оборудование и материалы:
Образцы почвы – почвы рыхлой, влажной земли ( на каждого ребенка).
Проведение опыта: Раздать детям комочки земли. Пусть они рассмотреть их и запомнят, как они выглядят. Обратите их внимание на то, что внутри комочков есть « пустые места» - там и « прячется» воздух.
Затем предложить сжать комочек земли в руке. Что с ним произошло? Каким он стал? Он увеличился или уменьшился? Почему уменьшился? Комочек стал меньше, потому что «пустых мест» между частичками земли стало меньше, они « прижались» друг к другу, а воздух « ушел»: для него не осталось места. Точно так же под тяжестью нашего тела сжимается земля на тропинках, дорогах, а воздух «уходит».
После проведения опыта задать вопросы:
- В лесах, парках, скверах много тропинок. Где можно обнаружить больше живых существ – в земле под тропинками или на участках, которые люди не посещают? Почему?
- Что произойдет подземными жителями, если люди в лесу будут ходить не по тропинкам, а всюду, где им захочется?
- на газонах можно увидеть таблички, призывающие не ходить по ним, но люди часто не внимают этим призывам. Что происходит с подземными жителями, обитающих в этих местах?
Выслушать предположения детей (они должны основываться на осмыслении результатов проведенных опытов) и обобщить их: чем больше мест в лесу, в парке будут вытаптывать люди, тем меньше подземных жителей там останется. На некоторых участках они вообще могут исчезнуть, что и происходит во многих местах отдыха.
Задача педагога: подвести детей к выводу о необходимости экологически грамотного поведения в лесу, парке: желательно ходить по дорожкам, не топтать все вокруг, тем самым можно сберечь «дома» и даже жизнь многих подземных обитателей. Хорошо, если дети сами придумают правила и отображающие их знаки – символы.
Опыт № 4.
Цель: Показать, как происходит загрязнение почвы; обсудить возможные последствия этого.
Оборудование и материалы:
две стеклянные банки с почвенными образцами и две прозрачные емкости с водой: в одной – чистая вода, в другой – грязная (раствор стирального порошка или мыла, чтобы хорошо была видна пена).
Проведение опыта:
Предложить детям рассмотреть воду в обеих емкостях. Чем они отличаются? Сказать, что в одной чистая дождевая вода; в другой – грязная вода, которая остались после стирки. Такую воду в домашних условиях после стирки мы выливаем в раковину, а за городом просто выплескиваем на землю. Предложить детям высказать свои гипотезы: что будет с землей, если ее полить чистой водой? А если грязной? Полить почву в одной банке чистой водой, в другой – грязной. Что изменилось?
В первой банке почва стала влажной, но осталась чистой: она сможет напоить дерево, травинку. А во второй банке? Почва стала не только влажной, но и грязной: появились мыльные пузыри, потеки. Поставить банки рядом и предложить сравнить образцы почв после полива.
Задать детям следующие вопросы:
- Если бы они были на месте дождевого червяка или крота, какую бы почву выбрали для своего дома?
- Что бы они почувствовали, если бы им пришлось жить в грязной земле?
- Что бы они подумали о людях, которые загрязнили почву? О чем попросили бы их, если бы умели говорить?
- Видел ли кто – нибудь, как грязная вода попадает в почву?
Сделать вывод: в жизни, как и в сказках, есть «живая вода» ( она попадает в землю вместе с дождем, талым снегом; она поит растения, животных), но есть и « мертвая вода» - грязная ( когда она попадает в почву, подземным жителям приходится худо, они могут заболеть или даже погибнуть.)
Откуда берется «мертвая вода»? Она стекает по заводским трубам, попадает в землю после мойки автомобилей ( показать иллюстрации, наглядный пример).
Во многих местах на нашей планете земля – почва загрязняется, «болеет» и уже не может поить – кормить растения чистой водой, и животные не могут жить в такой почве. Что из этого следует? Нам необходимо бережно относится к Подземному царству, стараться сделать так, чтобы в нем всегда было чисто. В заключение обсудить, что могут для этого сделать дети ( каждый из них), их родители и воспитатели. Рассказать о том, что в некоторых странах научились « лечить» почву – очищать ее от грязи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомим детей с почвой
Проведение опытов с почвой, для старшей подготовительной группы...
Конспект деятельности с детьми "Знакомим детей с почвой"
Дети проявляют огромный интерес к исследовательской работе, поэтому большое внимание уделяется опытам и наблюдениям....
гендерное воспитание в ДОУ, сдоровьесберегающие педтехнологии в ДОУ, знакомим детей с почвой
В последние годы стал особенно актуальным индивидуально-дифференцированный подход к ребёнку в зависимости от пола, однако содержание работы с дошкольниками по половому признаку разработано ещё недоста...
Конспект занятия «Знакомим детей с почвой» (опыты с почвой) Подготовила Абрамова Вероника Викторовна
Дети проявляют огромный интерес к исследовательской деятельности, поэтому в программе "Наш дом- природа" большое внимание уделяется опытам и экспериментам....
Исследовательская работа. Тема: « Знакомим детей с почвой» по материалам программы Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа».
Знакомим детей с почвой...
Знакомим детей с почвой
Дети проявляют огромный интерес к исследовательской работе, поэтому в программе "Наш дом - природа" большое внимание уделяется опытам и наблюдениям. Важно, чтобы дети учились размышлять, фор...
Исследовательская работа по экологии в старшей группе «Знакомим детей с почвой»
Дети проявляют огромный интерес к исследовательской работе, поэтому большое внимание уделяется опытам и наблюдениям. Важно, чтобы дети учились размышлять, формулировать и отстаивать свое мнение, обобщ...