Исследовательская работа. Тема: « Знакомим детей с почвой» по материалам программы Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа».
опыты и эксперименты (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №25»
Исследовательская работа.
Тема: « Знакомим детей с почвой»
по материалам программы
Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа».
Составила:
Нуриева Алсу
Рафхатовна
2016г.
План:
- Знакомство детей с почвой
- Исследовательская работа. Опыт № 1
- Опыт № 2
- Опыт № 3
- Опыт № 4
- Литература
Знакомство детей с почвой.
Дети проявляют огромный интерес к исследовательской работе. Важно, чтобы дети учились размышлять, формулировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их. Задача педагога – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимся у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.
Если есть, в дошкольном учреждении целесообразно отвести специальное помещение под экологическую лабораторию. В ней будут храниться различные материалы и оборудование( например , лабораторное посуда, лупы, образцы песка, глины и др). В качестве лабораторной посуды можно использовать стаканчики из под йогуртов, упаковку из - под мороженого, пластиковые бутылки и т.д. Тем самом вы не только сэкономите средства, но и наглядно покажете детям возможность вторичного использования материалов, которые в огромном количестве выбрасываются и загрязняют окружающую среду. Это очень важный воспитательный момент.
В лаборатории необходимо создать условия для провидения опытов с водой, почвой чтобы во время работы дети не боялись пролить воду или рассыпать песок ( можно поставить пластиковые или накрытые клеенкой столы и т.д.)
Исследовательская работа.
Опыт 1
Цель: Показать, что в почве есть воздух.
Оборудование и материалы:
Образцы почвы ( рыхлой) ; банки с водой ( на каждого ребенка) ; большая банка с водой у воспитателя.
Проведения опыта. Напомнить о том, что Подземном царстве – почве – обитает много жильцов( дождевые черви, кроты, жуки и др.). Чем они дышат? Как и все животные, воздухом. Предложить проверить, есть ли в почве воздух.
Опустить в банку с водой образец почвы и предложить понаблюдать, появится ли в воде пузырьки воздуха. Затем каждый ребенок повторяет опыт самостоятельно и делает соответствующие выводы. Все вместе выясняют: у кого воздушных пузырьков оказалось в воде больше.
Опыт 2
Цель: Показать, что в результате вытаптывания почвы ( например: на тропинках, игровых площадках ) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становиться меньше. Помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдении правил поведения на отдыхе.
Оборудование и материалы:
Для образца почвы: первый – с участка, который редко посещают люди (рыхлая почва); второй – с тропинки плотно утрамбованной землей. Для каждого образца банка с водой. На них наклеены этикетки (например, на банке, в которой вы будете опускать образец почвы с тропинки, вырезанный из бумаги силуэт человеческого следа, а на другой – рисунок любого растения).
Проведение опыта. Напомните детям, откуда взяты образцы почвы (лучше отобрать их вместе с детьми на участках, которые хорошо им знакомы). Предложите высказать свой гипотезы (где воздуха в почве больше – в местах, которые любят посещать люди, или там, где редко ступает нога человека), обосновать их. Выслушайте всех желающих, обобщите их высказывание, но не оценивайте, ибо в верности ( или неверности) своих предположений дети должны убедиться сами в процессе проведения опыта.
Одновременно опустите образцы почв в банки с водой и наблюдайте, в какой из них больше воздушных пузырьков ( в образце рыхлой почвы). Спросите детей, где подземным обитателям легче дышать? Почему воздух « под тропинкой меньше? ( Возможно, на этот вопрос детям будет непросто ответить, но пусть они хотя бы попытаются это сделать. Важно, чтобы они учились делать выводы на основе проведенных опытов). Когда мы ходим по земле, то « давим» на ее частички, они как бы сжимаются, воздуха между ними остается все меньше и меньше.
Опыт № 3
Цель: Показать, что при сжимании комочка земли из него как бы «уходит» воздух.
Оборудование и материалы:
Образцы почвы – почвы рыхлой, влажной земли ( на каждого ребенка).
Проведение опыта: Раздать детям комочки земли. Пусть они рассмотреть их и запомнят, как они выглядят. Обратите их внимание на то, что внутри комочков есть « пустые места» - там и « прячется» воздух.
Затем предложить сжать комочек земли в руке. Что с ним произошло? Каким он стал? Он увеличился или уменьшился? Почему уменьшился? Комочек стал меньше, потому что «пустых мест» между частичками земли стало меньше, они « прижались» друг к другу, а воздух « ушел»: для него не осталось места. Точно так же под тяжестью нашего тела сжимается земля на тропинках, дорогах, а воздух «уходит».
После проведения опыта задать вопросы:
- В лесах , парках, скверах много тропинок. Где можно обнаружить больше живых существ – в земле под тропинками или на участках, которые люди не посещают? Почему?
- Что произойдет подземными жителями, если люди в лесу будут ходить не по тропинкам, а всюду, где им захочется?
- на газонах можно увидеть таблички, призывающие не ходить по ним, но люди часто не внимают этим призывам. Что происходит с подземными жителями, обитающим в этих местах?
Выслушать предположения детей ( они должны основываться на осмыслении результатов проведенных опытов) и обобщить их: чем больше мест в лесу, в парке будут вытаптывать люди, тем меньше подземных жителей там останется. На некоторых участках они вообще могут исчезнуть, что и происходит во многих местах отдыха.
Задача педагога: подвести детей к выводу о необходимости экологически грамотного поведения в лесу, парке: желательно ходить по дорожкам, не топтать все вокруг, тем самым можно сберечь «дома» и даже жизнь многих подземных обитателей. Хорошо, если дети сами придумают правила и отображающие их знаки – символы.
Опыт № 4.
Цель: Показать, как происходит загрязнение почвы; обсудить возможные последствия этого.
Оборудование и материалы:
две стеклянные банки с почвенными образцами и две прозрачные емкости с водой: в одной – чистая вода, в другой – грязная (раствор стирального порошка или мыла, чтобы хорошо была видна пена).
Проведение опыта:
Предложить детям рассмотреть воду в обеих емкостях. Чем они отличаются? Сказать, что в одной чистая дождевая вода; в другой – грязная вода, которая остались после стирки. Такую воду в домашних условиях после стирки мы выливаем в раковину, а за городом просто выплескиваем на землю. Предложить детям высказать свои гипотезы: что будет с землей, если ее полить чистой водой? А если грязной? Полить почву в одной банке чистой водой, в другой – грязной. Что изменилось?
В первой банке почва стала влажной, но осталась чистой: она сможет напоить дерево, травинку. А во второй банке? Почва стала не только влажной, но и грязной: появились мыльные пузыри, потеки. Поставить банки рядом и предложить сравнить образцы почв после полива.
Задать детям следующие вопросы:
- Если бы они были на месте дождевого червяка или крота, какую бы почву выбрали для своего дома?
- Что бы они почувствовали, если бы им пришлось жить в грязной земле?
- Что бы они подумали о людях, которые загрязнили почву? О чем попросили бы их, если бы умели говорить?
- Видел ли кто – нибудь, как грязная вода попадает в почву?
Сделать вывод: в жизни, как и в сказках, есть «живая вода» ( она попадает в землю вместе с дождем, талым снегом; она поит растения, животных), но есть и « мертвая вода» - грязная ( когда она попадает в почву, подземным жителям приходится худо, они могут заболеть или даже погибнуть.)
Откуда берется «мертвая вода»? Она стекает по заводским трубам, попадает в землю после мойки автомобилей ( показать иллюстрации, наглядный пример).
Во многих местах на нашей планете земля – почва загрязняется, «болеет» и уже не может поить – кормить растения чистой водой, и животные не могут жить в такой почве. Что из этого следует? Нам необходимо бережно относится к Подземному царству, стараться сделать так, чтобы в нем всегда было чисто. В заключение обсудить, что могут для этого сделать дети ( каждый из них), их родители и воспитатели. Рассказать о том, что в некоторых странах научились « лечить» почву – очищать ее от грязи.
Литература:
- Журналы « Дошкольное воспитание» №4 / 1998г., № 7 / 1997г.
- Программа Н. А. Рыжовой: « Наш дом – природа».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомим детей с почвой
Проведение опытов с почвой, для старшей подготовительной группы...
Конспект деятельности с детьми "Знакомим детей с почвой"
Дети проявляют огромный интерес к исследовательской работе, поэтому большое внимание уделяется опытам и наблюдениям....
Конспект занятия «Знакомим детей с почвой» (опыты с почвой) Подготовила Абрамова Вероника Викторовна
Дети проявляют огромный интерес к исследовательской деятельности, поэтому в программе "Наш дом- природа" большое внимание уделяется опытам и экспериментам....
Исследовательская работа Тема: "Пейте, дети, молоко будете здоровы".
Презентация исследовательской работы на конкурс....
Исследовательская работа по экологии в старшей группе «Знакомим детей с почвой»
Дети проявляют огромный интерес к исследовательской работе, поэтому большое внимание уделяется опытам и наблюдениям. Важно, чтобы дети учились размышлять, формулировать и отстаивать свое мнение, обобщ...
Обобщение опыта работы по теме: "Опытно-экспериментальная деятельность в рамках программы Н.А.Рыжовой "Наш дом-природа" по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста"
Важно к концу дошкольного возраста заложить у ребёнка основы экологической культуры-подвести его к пониманию связи человека с природной средой, познакомить с этически ценны...
Исследовательская работа по экологии в старшей группе "Знакомим детей с почвой"
Исследовательская работа по экологии в старшей группе "Знакомим детей с почвой"...