Конспект ООД по окружающему миру в подготовительной группе с использованием ЦОР Тема: «Люби и знай свою Кубань»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект
ООД по окружающему миру в подготовительной группе
с использованием ЦОР
Тема: «Люби и знай свою Кубань»
Цель: Создание условий для формирования у дошкольников духовных ценностей, интереса к изучению культуры своих предков, любви к родному краю.
Задачи: расширять представления детей о Родине; в доступной форме знакомить детей с историческим прошлым Кубани, с жизнью, традициями и обычаями казаков; развивать познавательный интерес к истории своего народа; приобщать детей к народным традициям; воспитывать чувство уважения к старшим поколениям; развивать речь.
Оборудование: ноутбук, мультимедийная презентация «Ой, Кубань, ты мать родная! », вышитые скатерть и рушник, икона, пластиковые фрукты и ягоды, кукла - казачка в национальной одежде, прялка и другие предметы быта казаков, картинки Кубани, глобус, карандаши, бумага.
Музыкальное оформление: фонограмма песни «На Кубани мы живем… »
Ход занятия
В группе оформлена экспозиция на тему «Казачий быт». Звучит песня «На Кубани мы живем… »
Слайд 1.
Педагог приветствует детей. Введение в тему занятия.
Слайд 2 - 3.
Любимый уголок земли, где ты родился и живешь, называется малой Родиной. Именно с нее начинается познание человеком мира.
Посмотрите, какая большая планета Земля! А вот это место на глобусе и есть наша родная земля – Краснодарский край. Рассматриваем глобус и карту Краснодарского края.
Краснодарский край омывается водами двух морей: Азовским и Черным. Наш край ещё называют Кубанью, так же как нашу самую большую реку. Река Кубань разделяет край на две части: горы и равнину.
Ой, Кубань, ты мать родная!
Край станиц и хуторов.
Степь от края и до края
Тонет в золоте хлебов.
Это счастье - жить на свете
И тобой весь век дышать.
И встречать твои рассветы,
И закаты провожать…
Кубань - жемчужина России. Кубань – здравница России. От Анапы до Адлера простерлась уникальная зона климатических курортов. Здесь множество санаториев, здравниц для детей и взрослых. Вы ведь тоже уже бывали на черноморском или азовском побережье? Какое оно – море? Ответы детей. Давайте покажем его! Игра «Море волнуется… ».
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три-
Любая фигура замри
Молодцы! Море замечательное! Полноводное!
Слайд 4 – 5.
Кубань – главная житница и кормилица страны. Кубань - хлебосольный и гостеприимный край! Земля - это богатство нашего края. В народе говорят: землю уважай, она дает урожай, земля кормит людей как мать детей. На кубанских полях выращивается более 100 культур. Дети, что растет у нас на полях? /пшеница, кукуруза, рис, сахарная свекла, подсолнечник, картофель, овощи, чай/.
А еще у нас на Кубани возделывают сады. Какие фрукты из наших садов вы любите? /яблоки, груши, сливы, черешню, вишню, виноград, различные ягоды: смородину, клубнику, арбузы, дыни/.
Слайд 6.
Населяют Кубань более 5 миллионов человек разных национальностей. Но мы потомки казаков. Давайте посмотрим, как выглядят и как одевались казаки.
На мужчинах надет бешмет, поверх - кунтуш, шаровары и сапоги, на голове шапка – кубанка. Обязательно ремень, украшенный металлическими накладками, на них вешались кинжал и сабля.
У казаков были свои обычаи и обряды. Так, например, у них мужчины носили серьги: в левом ухе серьга - старший сын, в правом ухе серьга – младший сын, у единственного сына - в обоих ушах серьги.
Женщины носили юбки с оборками, блузки с баской. Молодые девушки заплетали косы, замужние - собирали волосы кичкой.
Слайд 7 – 8.
Казачьи семьи были большими и дружными. Все почитали главу семьи – старшего в доме мужчину. Первым начинал есть отец, потом мать, а затем старший ребёнок, средний и так до самого младшего, все брали по ложке еды из одного чугунка. А за младшим снова отец и так по кругу. Перед едой читали молитву – благодарили Бога.
Казачки стирали и гладили белье, готовили еду, пекли хлеб, ходили к колодцу – принести воды на коромысле. У колодца общались, обменивалась новостями, бедами и радостями.
Слайд 9 – 10.
Настоящий казак – хороший и крепкий хозяин. Мужчины не только добывали пищу для семьи, пахали и сеяли поля, но и защищали границу от врагов. В старину говорили, что одной рукой казак держится за плуг, а другой за строевого коня. Служба и защита границ – доля казачья. Война была основным и первоначальным занятием казаков. Срок службы казака составлял 50 лет.
Слайд 11.
Трудолюбивые женщины – казачки, пока их мужья воевали, умело вели домашнее хозяйство. Растили детей. Работали в поле, обрабатывали огороды. А вы знаете, что в станичном огороде растет?. Загадки.
Разве в огороде пусто, если там растет… (Капуста)
Под кустом копнешь немножко, выглянет на свет… (Картошка)
За ботву, как за веревку, можно вытащить… (Морковку)
Не пугайтесь, если вдруг слезы лить заставит… (Лук)
Ярче солнечного диска краснощекая… (Редиска)
Кто, ребята, не знаком с белозубым (Чесноком)
Рядом с ним его подружка – с белым корешком… (Петрушка)
Отыскали, наконец, и зеленый… (Огурец)
От ангины, скарлатины, защищают… (Витамины)
Молодцы ребята, хлопцы, да девчата!
Слайд 12.
Еще казачки занимались рукоделием, ткачеством. Любимым занятием было украшать свою одежду вышивкой, вязаным своими руками кружевом, вышивать скатерти и рушники. А какие узоры подбирали! Это были цветы, животные, птицы. Рушники имели свое специальное предназначение. Ими украшали дом, вешали в угол над иконами, утирались при умывании. А еще с рушником можно было играть. Игра называлась «Пройди под рушником». Если позволяет время, можно с рушником поиграть. Показываю детям вышитые рушник, скатерть и икону.
В каждой казачьей хате висела в углу икона. А угол этот называли – красным. Ещё в хате стояла кровать, стол, лавки, на которых сидели и сундук. Казаки называли его скрыном. Что же хранили в сундуке? Золото? Кто знает? Ответы детей: - Наверное, в сундуке хранили одежду.
Совершенно верно, нарядную одежду, вышитые рубахи, юбки, а также фартуки, бусы, пояса.
Слайд 13.
Кубанские казаки – народ хозяйственный и мастеровитый. Занимались они разными ремеслами: кованью, резьбой по дереву и кости, гончарным искусством, чеканкой, лозоплетением. Женщины – пряли, ткали, шили одежду, занимались вязанием и вышивкой, росписью посуды и предметов бытовой утвари. Давайте полюбуемся красотой народного творчества!
Слайд 14 - 15.
Щедра талантами кубанская земля. Любили у нас на Кубани, и поработать и повеселиться. Праздники на Кубани особенные, яркие, разгульные, традиционно богатые народными песнями, плясками, обрядами и обычаями.
Слайд 16 – 17.
В начале занятия мы слушали песню «На Кубани мы живем» и там есть такие строки «Ты, Кубань – красавица, сердцу дорогая! » Это правда! На Кубани мы живем, и любим тебя, дорогая Кубань! Чтобы ты стала еще краше, мы будем беречь и украшать тебя! Правда, ребята? Дети высказываются.
Слайд 18.
Заключительный этап занятия.
Ребята, понравилось вам сегодня путешествовать по родной Кубани? Вы устали в дороге! Надо приумножить наши силы!
Физкультминутка.
Покажите, какие высокие деревья растут у нас на Кубани. /Тянут руки вверх/
Подул сильный ветер, и закачались деревья. /Наклоны рук в стороны/
А молодые деревца пригнулись к самой земле. /Наклоны рук вперёд /
Я думаю, что вы узнали много нового и увидели много красивых предметов и мест нашей малой родины? Давайте перенесем эти яркие краски на бумагу и нарисуем нашу Кубань. (Дети выполняют практическое занятие, работа карандашами, рисунок – раскраска)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_7.docx | 21.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
ООД по окружающему миру в подготовительной группе
с использованием ЦОР
Тема: «Люби и знай свою Кубань»
Цель: Создание условий для формирования у дошкольников духовных ценностей, интереса к изучению культуры своих предков, любви к родному краю.
Задачи: расширять представления детей о Родине; в доступной форме знакомить детей с историческим прошлым Кубани, с жизнью, традициями и обычаями казаков; развивать познавательный интерес к истории своего народа; приобщать детей к народным традициям; воспитывать чувство уважения к старшим поколениям; развивать речь.
Оборудование: ноутбук, мультимедийная презентация «Ой, Кубань, ты мать родная! », вышитые скатерть и рушник, икона, пластиковые фрукты и ягоды, кукла - казачка в национальной одежде, прялка и другие предметы быта казаков, картинки Кубани, глобус, карандаши, бумага.
Музыкальное оформление: фонограмма песни «На Кубани мы живем… »
Ход занятия
В группе оформлена экспозиция на тему «Казачий быт». Звучит песня «На Кубани мы живем… »
Слайд 1.
Педагог приветствует детей. Введение в тему занятия.
Слайд 2 - 3.
Любимый уголок земли, где ты родился и живешь, называется малой Родиной. Именно с нее начинается познание человеком мира.
Посмотрите, какая большая планета Земля! А вот это место на глобусе и есть наша родная земля – Краснодарский край. Рассматриваем глобус и карту Краснодарского края.
Краснодарский край омывается водами двух морей: Азовским и Черным. Наш край ещё называют Кубанью, так же как нашу самую большую реку. Река Кубань разделяет край на две части: горы и равнину.
Ой, Кубань, ты мать родная!
Край станиц и хуторов.
Степь от края и до края
Тонет в золоте хлебов.
Это счастье - жить на свете
И тобой весь век дышать.
И встречать твои рассветы,
И закаты провожать…
Кубань - жемчужина России. Кубань – здравница России. От Анапы до Адлера простерлась уникальная зона климатических курортов. Здесь множество санаториев, здравниц для детей и взрослых. Вы ведь тоже уже бывали на черноморском или азовском побережье? Какое оно – море? Ответы детей. Давайте покажем его! Игра «Море волнуется… ».
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три-
Любая фигура замри
Молодцы! Море замечательное! Полноводное!
Слайд 4 – 5.
Кубань – главная житница и кормилица страны. Кубань - хлебосольный и гостеприимный край! Земля - это богатство нашего края. В народе говорят: землю уважай, она дает урожай, земля кормит людей как мать детей. На кубанских полях выращивается более 100 культур. Дети, что растет у нас на полях? /пшеница, кукуруза, рис, сахарная свекла, подсолнечник, картофель, овощи, чай/.
А еще у нас на Кубани возделывают сады. Какие фрукты из наших садов вы любите? /яблоки, груши, сливы, черешню, вишню, виноград, различные ягоды: смородину, клубнику, арбузы, дыни/.
Слайд 6.
Населяют Кубань более 5 миллионов человек разных национальностей. Но мы потомки казаков. Давайте посмотрим, как выглядят и как одевались казаки.
На мужчинах надет бешмет, поверх - кунтуш, шаровары и сапоги, на голове шапка – кубанка. Обязательно ремень, украшенный металлическими накладками, на них вешались кинжал и сабля.
У казаков были свои обычаи и обряды. Так, например, у них мужчины носили серьги: в левом ухе серьга - старший сын, в правом ухе серьга – младший сын, у единственного сына - в обоих ушах серьги.
Женщины носили юбки с оборками, блузки с баской. Молодые девушки заплетали косы, замужние - собирали волосы кичкой.
Слайд 7 – 8.
Казачьи семьи были большими и дружными. Все почитали главу семьи – старшего в доме мужчину. Первым начинал есть отец, потом мать, а затем старший ребёнок, средний и так до самого младшего, все брали по ложке еды из одного чугунка. А за младшим снова отец и так по кругу. Перед едой читали молитву – благодарили Бога.
Казачки стирали и гладили белье, готовили еду, пекли хлеб, ходили к колодцу – принести воды на коромысле. У колодца общались, обменивалась новостями, бедами и радостями.
Слайд 9 – 10.
Настоящий казак – хороший и крепкий хозяин. Мужчины не только добывали пищу для семьи, пахали и сеяли поля, но и защищали границу от врагов. В старину говорили, что одной рукой казак держится за плуг, а другой за строевого коня. Служба и защита границ – доля казачья. Война была основным и первоначальным занятием казаков. Срок службы казака составлял 50 лет.
Слайд 11.
Трудолюбивые женщины – казачки, пока их мужья воевали, умело вели домашнее хозяйство. Растили детей. Работали в поле, обрабатывали огороды. А вы знаете, что в станичном огороде растет?. Загадки.
Разве в огороде пусто, если там растет… (Капуста)
Под кустом копнешь немножко, выглянет на свет… (Картошка)
За ботву, как за веревку, можно вытащить… (Морковку)
Не пугайтесь, если вдруг слезы лить заставит… (Лук)
Ярче солнечного диска краснощекая… (Редиска)
Кто, ребята, не знаком с белозубым (Чесноком)
Рядом с ним его подружка – с белым корешком… (Петрушка)
Отыскали, наконец, и зеленый… (Огурец)
От ангины, скарлатины, защищают… (Витамины)
Молодцы ребята, хлопцы, да девчата!
Слайд 12.
Еще казачки занимались рукоделием, ткачеством. Любимым занятием было украшать свою одежду вышивкой, вязаным своими руками кружевом, вышивать скатерти и рушники. А какие узоры подбирали! Это были цветы, животные, птицы. Рушники имели свое специальное предназначение. Ими украшали дом, вешали в угол над иконами, утирались при умывании. А еще с рушником можно было играть. Игра называлась «Пройди под рушником». Если позволяет время, можно с рушником поиграть. Показываю детям вышитые рушник, скатерть и икону.
В каждой казачьей хате висела в углу икона. А угол этот называли – красным. Ещё в хате стояла кровать, стол, лавки, на которых сидели и сундук. Казаки называли его скрыном. Что же хранили в сундуке? Золото? Кто знает? Ответы детей: - Наверное, в сундуке хранили одежду.
Совершенно верно, нарядную одежду, вышитые рубахи, юбки, а также фартуки, бусы, пояса.
Слайд 13.
Кубанские казаки – народ хозяйственный и мастеровитый. Занимались они разными ремеслами: кованью, резьбой по дереву и кости, гончарным искусством, чеканкой, лозоплетением. Женщины – пряли, ткали, шили одежду, занимались вязанием и вышивкой, росписью посуды и предметов бытовой утвари. Давайте полюбуемся красотой народного творчества!
Слайд 14 - 15.
Щедра талантами кубанская земля. Любили у нас на Кубани, и поработать и повеселиться. Праздники на Кубани особенные, яркие, разгульные, традиционно богатые народными песнями, плясками, обрядами и обычаями.
Слайд 16 – 17.
В начале занятия мы слушали песню «На Кубани мы живем» и там есть такие строки «Ты, Кубань – красавица, сердцу дорогая! » Это правда! На Кубани мы живем, и любим тебя, дорогая Кубань! Чтобы ты стала еще краше, мы будем беречь и украшать тебя! Правда, ребята? Дети высказываются.
Слайд 18.
Заключительный этап занятия.
Ребята, понравилось вам сегодня путешествовать по родной Кубани? Вы устали в дороге! Надо приумножить наши силы!
Физкультминутка.
Покажите, какие высокие деревья растут у нас на Кубани. /Тянут руки вверх/
Подул сильный ветер, и закачались деревья. /Наклоны рук в стороны/
А молодые деревца пригнулись к самой земле. /Наклоны рук вперёд /
Я думаю, что вы узнали много нового и увидели много красивых предметов и мест нашей малой родины? Давайте перенесем эти яркие краски на бумагу и нарисуем нашу Кубань. (Дети выполняют практическое занятие, работа карандашами, рисунок – раскраска)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственная образовательная деятельность "Познание" в подготовительной группе н а тему "Люби и знай свой город"
НОД "Познание" "Люби и знай свой город" в подготовительной группе...
Занятие по окружающему миру в подготовительной группе на тему: «Путешествие по реке Кубань»
Дети уточняют представления о родном крае, реке Кубань, знакомятся с растениями, животными, птицами нашего края....
Познавательное занятие в подготовительной и старшей группах. Тема: "Люби и знай свой край родной"
Беседа с детьми о родном Краснодарском крае, о животном и растительном мире, ландшафте....
Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе №12 "Следопыты" на тему "Что мы знаем о перелётных птицах"
Расширять знания детей о разнообразии животного мира. Узнавать и правильно называть перелётных птиц. Умение выделять характерные особенности птиц. Формировать интерес к миру животных. Желание на...
КонспектООД по окружающему миру в средней группе на тему:«Чудо – чудное, диво - дивное» (русские народные игрушки)
Конспект ООД по окружающему миру в средней группе на тему:«Чудо – чудное, диво - дивное» (русские народные игрушки)...
Люби и Знай свою Кубань
Детям было рассказано о Краснодарском крае .Как люди работают в полях,что выращивают.А так же им показали видеослайды о красоте Краснодарского края....
Конспект непрерывной образовательной деятельности подгрупповое занятие для детей подготовительной группы с ТНР Тема: «Люби и знай родной свой край»
Детский сад, как первая ступень общей системы образования, осуществляющая свою деятельность согласно ФГОС, должен реализовывать воспитательный процесс таким образом, чтобы максимально раскрыть способн...