Проект "Что такое лёд и снег"
проект по окружающему миру (средняя группа)
Формирование у детей знаний и представлений о свойстве воды – замерзании, посредством проектной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_lyod_i_sneg_-_kopiya.docx | 29.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность
Для всестороннего развития личности ребенка важно с детских лет знакомить его с поисково-познавательной деятельностью.Прекрасным временем года для этого является – зима. С ее приходом температура воздуха понизилась, что привело к изменению атмосферных осадков. Выпал снег. Вода в водоемах замерзла. Лед появился на лужах, реках, прудах, как только ударил первый мороз. У детей появилась возможность в естественных условиях раскрыть тайны льда и снега, разобраться в свойствах воды, ее переходе в другое состояние при низких температурах воздуха.
Цель проекта
Формирование у детей знаний и представлений о свойстве воды – замерзании, посредством проектной деятельности.
Задачи проекта
- уточнить и систематизировать представления детей о свойствах воды, льда
и снега;
- активизировать словарь детей по теме проекта;
- развивать познавательную активность у детей в процессе проектной деятельности;
- развиватьтворческие способности;
- развивать умение общаться со сверстниками в процессе деятельности;
- формировать правила безопасного поведения во время игровой деятельности со снегом и льдом.
Тип проекта: познавательный, творческий, краткосрочный.
Срок проведения: январь2020 - февраль 2020г.
Участники проекта: воспитатели, воспитанники группы, родители.
Планируемые результаты:
- получение представлений у детей о свойствах воды, льда и снега;
- наличие знаний об условиях возникновения льда и снега;
- приобретение знанийо способах получения льда и снега;
- наличие первоначальных навыков самостоятельности в поиске ответов на вопросы;
- пополнение словарного запаса по теме проекта;
- развитие творческих способностей детей;
- дети познакомятся с правилами безопасного поведения при гололеде и на замерзших водоемах.
Этапы реализации проекта:
I этап. Подготовительный
Проблема
В ходе наблюдения во время прогулки дети задавали вопросы: «Почему зимой лужи превращаются в лед? Почему лед тает, если его положить на ладонь?» Совместно с детьми было решено провести опыты с водой и льдом.
Постановка задачи
В соответствии с проблемой дети с помощью педагога поставили задачи:
- узнать, почему тают лед и снег;
- превратить воду в лед.
Предполагаемые продукты деятельности:
1.Детские рисунки по теме проекта.
2. Картотека стихов и загадок о снеге и льде.
3. Картотека опытов со льдом и снегом.
Для организации проекта было решено: подобрать художественную литературу, иллюстрационный материал по теме проекта, создать презентацию, картотеку стихов и загадок о снеге и льде, картотеку опытов со снегом и льдом.
II этап. Основной
1. Проведение опытов: «Что такое снег?», «Что такое иней?», «Сравнение снега и льда», «Какую пользу приносит снег для растений?», «Таянье льда в воде», «Можно ли пить талую воду?», «Ледяные фигуры», «Что же находится в снегу между снежинками?», «Цветные льдинки», «Прочность льда».
2. Проведение наблюдений: «Какую пользу приносит снег людям?», «Лед на лужах», «Скольжение предметов».
3. Проведение бесед: «Безопасность на льду», «Зимние игры на льду», «Виды спорта на льду», «Гололедица».
4. Просмотр презентации: «Волшебный лед».
III этап. Заключительный
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что опыты с водой и льдом позволяют наглядно показать детям связь между жидкостями и температурными режимами в природе. В ходе проекта воспитанникам была предоставлена возможность самостоятельно найти ответы на волнующие их вопросы.
Заключительным этапом работы над проектом стало:
-оформление выставки рисунков: «Хоровод снежинок»;
- украшение прогулочного участка цветными льдинками.
Список литературы и источников:
1. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2015 – 77 стр.
2. Кобзева Т.Г., Александрова Г.С., Холодова И.А. Организация деятельности детей на прогулке. Средняя группа. - Волгоград: Учитель, 2016 – 330 стр.
3.Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 4-5 лет. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016 – 320 стр.
Приложение 1
Картотека загадок и стихов о снеге и льде
Снегопад | Гололедица |
Снежинки | Зима |
Снег Снег, снег кружится, | С. Бородянская Я гуляю в снегопад, |
И. Оленева Снег кружится и не тает. | Л. Шмидт Кто взял санки, кто коньки, |
А. Романова Легкий беленький снежок | Тихо падает снежок, |
Выпал снег, настал мороз, | Л.Самонина Как обычно в январе |
Белый снег под выходной | Н. Перетягина Снег идет и пропадает. |
Гололед, гололед… Лед у дома, у ворот. Я люблю скользить по льду, Хоть куда по льду пойду. Но едва лишь сделал шаг, На дорожку тут же – шмяк! Как же в садик мне дойти? Не ползком туда ж ползти?! Гололед, гололед… По чуть-чуть скольжу вперед. | М. Корнеева Куда подевался снег? |
А. Тесленко Снег на солнышке сверкает, | |
На реке зимой паркет Прочный, скользкий, гладкий. Хоть пляши на нем сто лет! Вальсы и вприсядку. Миновали холода- Подевался он тогда… (Лед) | Заморозил чародей И озера, и ручей. Холодом дышал, и вот Не вода в ручье, а… (Лед) |
В огне не горит, А в воде не тонет. (Лед) | |
Он собой укроет речку, И заплачет он от свечки. Ты на нем в хоккей играешь, Очень скользкий, аж летаешь. А еще прозрачен очень, Как стекло он, между прочим. (Лед) | Мороз на воду опустился И мир вокруг преобразился. Там где раньше все текло, Превратилось все в стекло… (Лед) |
Когда зимой мороз и стужа, Покрыты им и пруд, и лужа. (Лед) | |
Эта гладкая дорога Проживет совсем немного. Как пойдет по ней весна Вся разрушится она… (Лед) | Может крепко толстым слоем Тротуар закрыть собою, Не ходьба теперь, потеха, Оттолкнись — и можно ехать… (Лед) |
Жарким летом на плоту По волнам я проплыву. А зимой не нужен плот Превратились волны в… (Лед) | Он появляется тогда, Когда замерзнет пруд, река. На нем так трудно удержаться, Но любим по нему кататься… (Лед) |
Без досок, без топоров Через речку мост готов. Мост — как синее стекло: Скользко, весело, светло… (Лед) | Он — как алмаз: и тверд, и чист, На солнышке сверкает. Но пригревать начнут лучи Он тут же и растает… (Лед) |
Лето, пляж, народ резвится, Солнце голову печет. Чтобы как-то охладиться Я купил фруктовый… (Лед) | На реке блестит стекло, Очень тонкое оно, Солнца лучик припечет, Ручейком стекло стечет. (Лед) |
В зимний день на пруд легло Очень скользкое стекло. Нас в хоккей играть зовет Синий крепкий гладкий… (Лед) | Не резвятся утки В речке третьи сутки! Покрылась речонка Прозрачной клеёнкой… (Лед) |
Приложение 2
Картотека: «Опыты со снегом и льдом»
Опыт 1: Что такое снег (лед)?
Набрать с детьми ведерко снега или льда. На некоторое время оставить его в теплом помещении. Обратить внимание на то, что снега (льда) не стало, а в ведерке появилась вода.
Вывод: снег (лед) – это вода, в твердом состоянии.
Опыт 2: Что такое иней?
Взять металлический прут и подуть на него на морозе. Предложить ребенку провести по инею рукой. Иней осыплется. Спросить детей, что же это посыпалось: снег или иней?
Вывод: снег и иней –это одно и то же. Только разница в том, что снег, образуется из воды в облаках, а иней – это вода, которая замерзла на деревьях, на металле, на стекле.
Опыт 3: Сравнение снега и льда
Предложить детям взять снег или лед в руки и рассказать, какой он на ощупь?
Вывод: снег холодный.
Положить снег и лед на белый лист и сравнить их по цвету. Положить снег и лед на черный лист и спросить, видна ли бумага?
Вывод: снег белого цвета и непрозрачный, а лед прозрачный.
Предложить детям взять небольшое количество выпавшего снега в руку и подуть на него. Он рассыпается. Затем тоже проделать со льдом. Лед трудно сдуть ладони.
Вывод: снег рыхлый и легкий, а лед нет.
Общее: снег и лед - это вода, в твердом состоянии.
Опыт 4: Какую пользу приносит снег для растений?
Для опыта взять на прогулку две бутылки с одинаково теплой водой. Одну бутылку оставить на открытом воздухе, а вторую закопать в снег. Через некоторое время сравнить температуру воды в бутылках. Вода в бутылке, которая была закопана в снег, теплее.
Вывод: значит, снег защищает растения от холода.
Опыт 5: Таянье льда в воде
Показать взаимосвязь количества и качества от размера. Поместить в таз с водой большую и маленькую «льдины». Поинтересоваться у детей, какая из них быстрее растает. Выслушать гипотезы детей.
Вывод: чем больше льдина - тем медленнее она тает, и наоборот.
Опыт 6. Можно ли пить талую воду?
Показать, что даже самый, казалось бы, чистый снег или лед грязнее водопроводной воды. Взять две белые тарелки, в одну положить снег или лед, в другую налить обычную водопроводную воду. После того, как снег (лед) растает, рассмотреть воду в тарелках, сравнить ее и выяснить, в которой из них был снег (определить по осадку на дне). Убедитесь в том, что грязная талая вода не пригодна людям для питья. Но, талую воду можно использовать для поливки растений, а также ее можно давать животным.
Опыт 7: Ледяные фигуры
Замораживать воду можно не только в специальных формочках, но и в других емкостях. Можно использовать для этого пластиковые стаканчики, формочки из-под конфет т.д., чтобы получить разнообразные ледяные формы разного размера. Их можно использовать как конструктор – выкладывать узоры или сложить из кусков льда ледяную пирамидку или домик.
Опыт 8: Что же находится в снегу между снежинками?
Предложить детям набрать снег в ведерко, стараясь его не мять. Потом предложить уплотнить его. Что случилось со снегом? Он уменьшился в объеме.
Вывод: в снегу между снежинками есть воздух.
Опыт 9: Какую пользу приносит снег людям?
Обратить внимание детей, что после того, как прошел снег дышать легче. Потому что снег, как метла, собирает из воздуха всю пыль, микробы. И воздух становится чище, дышать проще, в организм попадает меньше пыли.
Вывод: снег чистит воздух.
Опыт 10: Цветные льдинки
Налить в формочки прозрачную воду. Добавить в них гуашь (в каждой формочке гуашь разная), перемешать. Вынести формочки с цветной водой на мороз. Получаются красивые льдинки.
Вывод: вода при низких температурах превращается в лед.
Опыт 11: Прочность льда
Взять льдинку или сосульку, уронить ее на твердую поверхность. Что случилось? Лед раскололся.
Вывод: лед - хрупкий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презинтация что такое снег
Что такое снег? Это снежинки- красивые звёздочки, как образуются снежинки? что можносоздать из снега, показ вариантов....
Презентация "Что такое снег?"
Снег - это много, очень много красивых снежинок. Они падают и падают с высоты на землю, на деревья, на крыши домов - чистые, хрупкие, сверкающие.Но капельки воды никогда не превращаются в красивые шес...
Презентация Что такое снег?
Рассматривание снежинок, как они образуются....
Познавательно-исследовательский проект "Что такое снег?" во 2-ой младшей группе
Познавательно-исследовательский проект "Что такое снег?" во 2-ой младшей группе....
Проект в подготовительной к школе группе «Что такое снег?» и «Что такое лёд?»
Дети по природе своей – исследователи. Они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир. Наша задача - поддерживать стремление ребёнка к экспериментированию, создавать условия для и...
Проект по опытно –экспериментальной деятельности : «Что такое лед ?Что такое снег?»
Для всестороннего развития личности ребенка важно с детских лет знакомить его с поисково-познавательной деятельностью.Прекрасным временем года для этого является – зима. С ее приходом температур...