Конструкт НОД "Есть ли воздух в воде?" (подготовительная группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Авакян Лариса  Васильевна

Повышение интереса у старших дошкольников к исследовательской деятельности в процессе знакомства со свойствами воздуха и воды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konstrukt_nod_v_podgotovitelnoy_gruppe.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСТРУКТ НОД «ЕСТЬ ЛИ ВОЗДУХ В ВОДЕ?»

  (ПО ДЕТСКОМУ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ»

Тема: Есть ли воздух в воде?

Возрастная группа: подготовительная

Форма НОД: познавательно-исследовательская, технология детского экспериментирования

Форма организации: подгрупповая

Учебно-методический комплект:

  • Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие/авт. – сост. О. В. Толстикова, Т. В. Савельева и др./ - Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014. – 193 с.
  • Детство. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Бабаевой Т. И., Гогоберидзе А. Г., Солнцевой О. В., издательство «Детство-Пресс», 2014.
  • Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного вощраста: Методическое пособие. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е.– СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 128 с., ил. – (Библиотека программы «ДЕТСТВО»).

Средства: Наглядные: символическое изображение результатов опыта. Мультимедийные: слайд с изображением ученого.

Оборудование: емкость для воды, вода, трубочки, виноград, салфетки, тарелка, кружки, минеральная вода, халаты.

Цель: создать условия для формирования познавательного развития детей и повышения интереса к исследовательской деятельности в процессе знакомства со свойствами воздуха и воды.

 

Задачи образовательной программы

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Обучающие:  Познакомить детей со свойствами воздуха: воздух есть в жидкости. Формировать умение получать сведения об объекте в процессе практического обследования.

Развивающие: Способствовать пониманию и использованию в познавательно-исследовательской деятельности модели, предложенной взрослым. Развитие самостоятельности, наблюдательности, инициативы и познавательной активности. Развивать устную речь для выражения своих мыслей, умение рассуждать, делать выводы.

Воспитательные: Воспитывать культуру общения в совместной деятельности. Проявлять самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности.

Этапы

Содержание деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

Подготовительный

Ребята, знаете ли вы, что такое открытие?

Как вы думаете, кто делает открытие? (ученый, профессор).

Открытия приносят пользу человеку. Например, когда люди поняли, что если шар накачать воздухом, он полетит, то стали летать на нем по небу, передвигаясь из одного города в другой.

А где же делают открытия? (в лаборатории).

Обычно в лаборатории есть стеклянные емкости и другие приспособления для проведения опытов. Как же с ними нужно обращаться?  

Кроме всего этого, ученым важно быть наблюдательными, чтобы сделать вывод после эксперимента.

А вы смогли бы сделать открытие? Проходите.

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления. Выслушивает ответы детей.

Напоминает правила техники безопасности при работе с экспериментальным оборудованием.

Проявляют заинтересованность. Выражают собственные мысли. Соблюдают очередность при ответе. Переносят имеющийся опыт на предстоящую деятельность.

Запоминают правила поведения в лаборатории.

Появление у детей заинтересованности, желания принять участие в эксперименте, познавательного интереса. Создание оптимальных условий для проведения эксперимента.

Формирование цели эксперимента

Посмотрите, кто вас сегодня встречает? (Ученый).

У него для вас есть загадка:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем. (Воздух)

Дети, что вы знаете о воздухе?

Воздух имеет различные свойства. Как вы думаете, что нам поможет узнать о свойствах воздуха? (опыты, эксперименты).

Хотите попробовать сделать для себя открытие о свойствах воздуха?

Воздух находится вокруг нас, как вы уже сказали, а есть ли воздух в жидкостях? Как вы думаете?

Проверим: есть ли воздух в жидкостях или нет.

А есть ли у ученых специальная одежда для проведения экспериментов?

А у вас?

Предлагаю вам надеть халаты.

Задает вопросы, загадывает загадку, выслушивает ответы детей.

Подведение детей к постановке цели эксперимента, выдвижению гипотез.

Предлагает надеть специальную одежду (халаты).

Отвечают на вопросы воспитателя, отгадывают загадку, обосновывают ответ.

Формулирование цели эксперимента. Выдвижение гипотезы.

Дети надевают специальную одежду (халаты).

Обозначена цель эксперимента. Выдвинуто несколько гипотез.

Создание оптимальных условий для проведения эксперимента.

Планирование экспериментальной деятельности

Эксперимент 1: Есть ли воздух в воде?

Дети, какую жидкость вы видите на первом столе? (Вода)

Что еще вы видите на столе? (кружки, емкость с водой, трубочки, салфетки).

Как вы думаете, для чего нужна вода? (для того, чтобы налить ее в кружки).

А как можно использовать трубочки? (дуть в них).

Предлагаю вам взять каждому по кружке, налить в нее немного воды, опустить трубочку и подуть в нее.

Обсуждение с детьми алгоритма действий по проведению эксперимента.

Подведение детей к выполнению эксперимента.

Составление алгоритма действий по проведению эксперимента.

Составлен алгоритм действия по проведению эксперимента.

Практический этап

Если налить полную кружку воды, то тогда она будет выплескиваться через край.

Сколько же лучше налить воды?

Стоит ли очень сильно дуть в трубочку?

Почему не стоит?

Посмотрите, что появилось в кружке с водой? (пузыри).

Что вы вдунули в трубочку? (воздух)

Есть ли воздух в воде?

Помощь детям в организации практической деятельности (объяснение, разъяснение).

Контроль за соблюдением техники безопасности при проведении детьми эксперимента.

Проверка предположений на практике. Отбор нужных средств, реализация в действии. Формулирование выводов.

Заключительный этап

Подтвердилось ли ваше предположение?

Как вы поняли, что воздух появился в воде?

Давайте с помощью картинки покажем это свойство воздуха на листе эксперимента.

Итак, какое же ваше первое открытие? (в воде есть воздух).

Какие еще есть жидкости, кроме воды?

Подойдите ко второму столу и обратите внимание, какая жидкость стоит на нем.

Как вы думаете, есть ли воздух в минеральной воде?

Проверим ваши предположения?

Подведение итогов. Настроить на новую проблемную ситуацию, предстоящую деятельность.

Самооценивание, повторное осмысление проблемы.

Подтверждение (опровержение) предполагаемой гипотезы.

Планирование экспериментальной деятельности

Эксперимент 2: Есть ли воздух в минеральной воде?

Что еще вы видите на столе? (кружки, минеральная вода, виноград, салфетки).

Что нам нужно сделать для проведения этого эксперимента? (налить минеральную воду в кружки).

Помните, что ученые долго наблюдают,  прежде чем сделать какое-либо открытие. А вы можете подражать им в этом и тоже наблюдать?

Предлагаю вам взять каждому по кружке, налить в нее немного минеральной воды.

Что же еще стоит на столе? (виноград).

Как вы думает, как можно его использовать? (положить виноградинку в кружку).

Предлагаю вам взять виноградинку и бросить ее в воду и понаблюдать за тем, что будет происходить.

Обсуждение с детьми алгоритма действий по проведению эксперимента.

Подведение детей к выполнению эксперимента.

Составление алгоритма действий по проведению эксперимента.

Составлен алгоритм действия по проведению эксперимента.

Практический этап

Напоминаю вам, если налить полную кружку минеральной  воды, то тогда она будет выплескиваться через край.

Посмотрите, что появилось в кружке с минеральной  водой? (пузыри).

Теперь бросьте виноградинку и понаблюдайте.

Что прилипло к виноградинке? (пузырьки воздуха).

Попробуйте объяснить, почему так происходит.

Не на дно ли своей кружки вы бросили виноградинку?

А где она теперь?

Почему она плавает в кружке с водой?

Что легче пузырьки в минеральной воде или виноградинка? (пузырьки).

Почему виноградинка всплыла?

Пузырьки воздуха прилипли к виноградинке и сделали ее легче, поэтому она всплыла.

Как можно понять, что в жидкости есть воздух? (есть то, что в нее бросить – будет плавать).

Есть ли воздух в минеральной  воде?

Помощь детям в организации практической деятельности (объяснение, разъяснение).

Контроль за соблюдением техники безопасности при проведении детьми эксперимента.

Проверка предположений на практике. Отбор нужных средств, реализация в действии. Формулирование выводов.

Заключительный этап

Чье предположение подтвердилось?

Как вы поняли, что в минеральной воде есть воздух?

Давайте с помощью картинки покажем это свойство воздуха на листе эксперимента.

Итак, какое же ваше второе открытие? (в минеральной воде есть воздух).

Общий вывод по экспериментам.

Давайте расскажем о свойствах воздуха при помощи листа эксперимента.

Что нового вы сегодня узнали?

Что было интересно?

Что вы хотели бы узнать еще?

Кому вам хочется рассказать о ваших маленьких открытиях?

Подведение итогов.

Настроить на новую проблемную ситуацию, предстоящую деятельность.

Самооценивание, повторное осмысление проблемы.

Подтверждение (опровержение) предполагаемой гипотезы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятиия (конструкт)"Родились у нас котята" 2 младшая группа

конспект интегрированного занятия(конструкт) по окружающему миру, во второй младшей группе, "Родились у нас котята"!...

Конструкт совместной образовательной деятельности с детьми средней группы. Тема: «Как поросёнок говорить учился»

По требованиям ФГОС вместо коспектов урока создаются конструктыКонструкт совместной образовательной деятельности по речевому развитию с детьми средней группы.Тема: "Как поросёнок говорить учился"...

Конструкт НОД по сюжетному рисованию в старшей группе на тему «Зимний пейзаж»

Изобразительная творческая деятельность имеет большое значение для всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста. В процессе творческой деятельности у детей  развивается:  з...

Конспект занятия «Воздух-фокусник» в старшей группе по теме «Воздух и его свойства»

Занятие «Воздух-фокусник» для детей старшей группы детского сада, составленному в соответствии с примерной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы&ra...

Конспект занятия «Воздух-фокусник» в старшей группе по теме «Воздух и его свойства»

Занятие «Воздух-фокусник» для детей старшей группы детского сада, составленному в соответствии с примерной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы&ra...