Информационно-исследовательский проект «Невидимые чернила»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Зайтуна Рашитовна Ласынова

Проект "Невидимые чернила" провели воспитанник старшей группы "Почемучка" Никулин Константин совместно со своей мамой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационно-исследовательский проект «Невидимые чернила»

Тема проекта:

«Невидимые чернила»

Исполнитель проекта: Никулин Константин воспитанник старшей группы

 « Почемучка» МАДОУ детский сад « Березка».

Руководитель проекта: мама Кости Никулина Диана Евгеньевна

Введение

Так как сейчас я постоянно нахожусь дома и очень соскучился по своей воспитательнице Зайтуне  Рашитовне, я решил нарисовать для нее картинку, но не простую ,а секретную.

Я люблю играть в разведчиков и шпионов, шпионить за кем-нибудь, строить различные ловушки. Недавно я научился делать отпечатки пальцев. В своей игре я часто использую различные шпионские штуки, поэтому я интересуюсь различными тайными приемами. Мама мне предложила нарисовать картинку невидимыми чернилами. Я очень заинтересовался, что это за чернила такие невидимые, где их можно взять и что нужно сделать, чтобы удивить свою воспитательницу.Так и появилась тема нашей с мамой исследования, в котором я решил выяснить, что же такое невидимые чернила? Как их сделать самому? И как ими пользоваться?

Гипотеза исследования: возможно ли изготовление невидимых чернил в домашних условиях?

Цель работы: создание невидимых чернил.

Задачи:

1. Узнать, что такое невидимые чернила;

2. Изучить историю использования невидимых чернил;

3. Познакомиться с рецептами изготовления невидимых чернил;

4. Приготовить невидимые чернила в домашних условиях своими руками.

5. Описать результаты эксперимента и сделать выводы.

6. Познакомить с результатами исследований ребят моей группы.

7.Нарисовать рисунок.

Объект исследования: невидимые чернила.

Предмет исследования: вещества, исчезающие при нанесении на бумагу и проявляющиеся на ней при определенных условиях.

Методы исследования: поиск информации в Интернете и книгах; проведение опытов по изготовлению невидимых чернил.

Что такое невидимые чернила

Мама мне объяснила, что невидимые (симпатические) чернила - это чернила, записи которыми являются изначально невидимыми и становятся видимыми только при определенных условиях (нагрев, химический проявитель, ультрафиолетовые или инфракрасные лучи и др.) Используются для того, чтобы скрыть какую-то информацию от посторонних глаз.

История использования невидимых чернил.

Невидимые чернила были известны людям еще в древности.

Ещё в I веке н. э. Филон Александрийский описал рецепт симпатических чернил из сока чернильных орешков, для проявления которых требовался раствор железомедной соли. (10) Римский поэт Овидий предлагал использовать молоко в качестве невидимых чернил (проявляется после нагрева). Секрет тайнописи Плиния Старшего заключался в использовании сока растений. [2] Невидимые чернила продолжали использоваться как в средневековье, так и в новейшее время, например, в письмах русских революционеров из тюрем. Секретный текст, написанный молоком между строк внешне безобидного обычного письма, проявлялся при проглаживании бумаги горячим утюгом. Царская охрана знала об этой секретной переписке и успешно её прочитывала. [6]

В период средневековья рецептами простых симпатических чернил широко пользовались для дипломатической переписки. Со времен Первой мировой войны над составами «тайных» чернил изрядно потрудились химики, существенно усовершенствовав и разнообразив их. [6] В состав современных симпатических чернил могут входить как в чистом виде, так и в виде составных частей практически любые вещества — кровь, слюна, соки растений, мыльные растворы, кислоты, основания, соли, соль, сахар, крахмал и т. д. [11] Это зависит только от фантазии и профессионализма химика. Хотя не стоят на месте и те специалисты, которые занимаются способами проявления внешне невидимых записей. Для их обнаружения применяют различные методы с использованием механических, термических, химических и оптических методов, что делает такой способ переписки малоперспективным [8].

Дедушка-Ленин в тюрьме делал чернильницу из хлебного мякиша и писал на волю свои послания молоком. И это не легенда. [12]

А теперь, я решил узнать тайну этих необычных чернил.

Мама прочитала мне детские энциклопедии и информацию в Интернете, где узнал, что существуют чернила, которые не оставляют следа на бумаге после их высыхания. Они представляют собой бесцветные или слабоокрашенные растворы. Такие чернила называются симпатическими. Надписи или изображения, сделанные симпатическими чернилами, становятся видимыми (проявляются) только после определенного воздействия. Например, нагревания или воздействия некоторыми растворами – проявителями. А еще я узнал, что все эти растворы и их взаимодействие изучает наука – химия.

Практическое исследование проблемы

1. Рецепты получения невидимых чернил

Как сделать исчезающие чернила? Этот вопрос волновал не одно поколение людей, ведь секреты, которые необходимо скрыть, существовали всегда. Из прочитанных книг и Интернета я узнал, что невидимые чернила широко применялись для тайной переписки.

Для некоторых из них нужны химические вещества, которых у меня нет. Но оказалось, что для приготовления невидимых и исчезающих чернил есть несколько доступных способов, которые легко можно применить дома.

Я решил попробовать. Вот несколько рецептов, с помощью которых каждый ребенок сможет приготовить исчезающие чернила:

Рецепт № 1: Невидимые чернила из лимона – выдавить сок половины

лимона и развести его таким же количеством воды, проявлять воздействием тепла; [8]

Рецепт № 2: Невидимые чернила из молока – взять молоко и использовать его в качестве чернил, проявлять воздействием тепла; [1,3,12]

Рецепт № 3: Невидимые чернила из соды – приготовить концентрированный раствор соды – 1 чайная ложка и воды - 1 чайная ложка, все перемещать, использовать в качестве чернил, которые долго сохраняются, проявлять воздействием тепла. [4]

В Интернете мама нашла еще множество рецептов изготовления невидимых чернил, но для приготовления в домашних условиях не все подойдут. Поэтому мы остановились на самых доступных для домашнего изготовления рецептах.

2. Получение невидимых чернил в домашних условиях.

ЭКСПЕРИМЕНТ 1

Приготовление невидимых чернил из лимона

Для этого нам понадобятся: половинка лимона, стаканчик, кисточка, белый лист бумаги. Выдавим сок из лимона в стакан, добавим такое же количество воды. Обмакнем кисточку в раствор лимонного сока и воды и напишем что-нибудь на бумаге. После того, как надпись сделана, ей надо дать высохнуть. [9] Чтобы проявить надпись, надо нагреть листок бумаги, например, прогладить горячим утюгом. Лимонная кислота темнеет при воздействии температуры и таким образом, мои чернила становятся видимыми. Лимонный сок приятно пахнет, не заметен при высыхании, но долго сохнет, проявляется слабо желто-коричневым оттенком букв.

ЭКСПЕРИМЕНТ 2

Приготовление невидимых чернил из молока

Налить в стаканчик молоко. Обмакнуть кисточку в молоко и написать ей на листке белой бумаги. Дать молоку высохнуть. От букв не останется ни следа, ни запаха. Затем нагреть бумагу над свечой, и на ней проступит написанное, так как молоко при нагревании изменит цвет. [1,12] Молоко действительно изменило цвет, но цвет надписи оказался не однородным, а свечой пользоваться не очень удобно и безопасно потому, что постоянно боишься, что листок может загореться, гораздо удобнее пользоваться утюгом. Но эксперимент позволил доказать, что надпись проявляется от воздействия любого тепла.

ЭКСПЕРИМЕНТ 3

Приготовление невидимых чернил из соды

Необходимо приготовить насыщенный раствор обыкновенной питьевой соды в воде. Эти чернила могут очень долго храниться, не портясь. В этом их преимущество перед способом письма молоком или соками лимона и лука. Для удобства письма этими чернилами лучше всего заправить авторучку. [9] Но я воспользовался, как и в предыдущих рецептах кисточкой. Сразу же за кистью вода испаряется, и на листе бумаги вроде бы ничего нет. Проявляется тайное письмо тоже очень просто: воздействием тепла. При нагревании утюгом проступает темно-коричневый текст. Причем, этот текст оказался самым ярким и однородным из всех предыдущих. Эти невидимые чернила оказались лучшими!

Выводы

1. Получить невидимые чернила в домашних условиях можно из легкодоступных в домашнем обиходе веществ. Причем, с этим справится даже ребенок, поскольку мне 6 лет, и я легко с этим справился.

2. Не все виды симпатических (невидимых) чернил можно получить в домашних условиях, в основном только теплочувствительные чернила. Так как их легко проявить в домашних условиях воздействием тепла. Симпатические чернила, для которых нужны химические вещества или химические проявители, можно получить только в специальной химической лаборатории.

3. Проявлять невидимые записи в домашних условиях можно с помощью, свечи, лампы, утюга, но наиболее удобный и безопасный способ - это с помощью утюга.

4. В ходе своего эксперимента я установил, что самыми подходящими самодельными невидимыми чернилами можно считать – чернила из соды. Они легко готовятся, долго хранятся, не имеют запаха, высыхают быстрее других чернил, участвующих в эксперименте и абсолютно незаметны на бумаге. Их можно даже заправлять в авторучку, так как они не портятся. И эти чернила проявляются ярче и однороднее других невидимых чернил, которые я получил и исследовал. Таким образом, невидимые чернила из соды - самые лучшие в моем эксперименте.

5. В ходе своей исследовательской работы мы убедились, что эксперимент – это очень увлекательное и интересное занятие.

В ходе своего эксперимента я почувствовал себя не только настоящим исследователем, но и настоящим разведчиком на секретном задании.

6. Результатами своего исследования я поделюсь с ребятами в детском саду и очень надеюсь, что это их вдохновит на собственные эксперименты.

Техника безопасности (от мамы):

Чтобы проведение опыта не было ничем омрачено, очень важно соблюдать правила безопасности:

Все эксперименты должны проводиться только под присмотром взрослого;

Желательно использовать исключительно безопасные для детей материалы;

Не разрешайте малышу трогать руками вещества, которые могут представлять опасность, наклоняться над реагентами;

При необходимости нужно использовать защитные приспособления (очки, перчатки, маски);

Для защиты мебели можно использовать клеенку или скатерть.

Проводя эксперимент в домашних условиях, не забывайте проводить для малыша параллели с реальными объектами и явлениям.

Постарайтесь организовать эксперимент таким образом, чтобы ребенок принимал в нем активное участие.

Если у ребенка есть желание, позвольте ему придумать собственный эксперимент и помогите в реализации. Вместе вы можете смоделировать какое-либо явление ил и просто ответить на вопрос «А что будет, если…?»

Вот несколько советов для родителей по развитию поисково-исследовательской активности детей:

- Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными, ведь в основе их может лежать важнейшее качество ребенка - любознательность.

- Нельзя отказываться от совместных игр и действий с ребенком, ведь он не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

- Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка. Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно и как можно.

- Не следует постоянно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей  неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

- Предоставляйте ребенку возможность действовать с разными предметами и материалами. Поощряйте экспериментирование с ними.

- С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца; эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.

Эксперименты составляют основу всякого знания, без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

Давайте – же сделаем ребёнку жизнь интереснее и краше, будем стараться, чтобы у детей создавалось представление  о себе как об умеющем, сообразительном, терпеливом. Всё это будет способствовать формированию у ребёнка любознательности самого высокого для дошкольника уровня. А в этом – залог его будущих учебных успехов и творческого отношения к любому делу, с которым он соприкоснётся.

Литература

1. Алексинский В. Н. Занимательные опыты по химии. – М. : Просвещение, 1995.

2. Лаврова С. А. Загадки и тайны обычных вещей. – Изд. «Белый город», 2006.

3. Лаврова С. А. Моя первая книга. Занимательная химия для малышей. – Изд. «Белый город», 2009.

4. Стёпин Б. Д., Аликберова Л. Ю. Книга по химии для домашнего чтения. – М. : Химия, 1994.

5. Что? Зачем? Почему? Большая книга вопросов и ответов / Пер. К. Мишиной, А. Зыковой. – М. : Эксмо, 2007.

6. www.alhimik.ru

7. http://dryk.info

8. www.kristallikov.net

9. http://www.patlah.ru

10. http://ru.wikipedia.org

11. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=93405

http://akak.ru/recipes/8179-kak-sdelat-nevidimyie-chernila


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский информационно-исследовательский, творческий проект «Природа – наш друг »

Очень остро сегодня во всем мире стоит проблема экологии. При всем многообразии красивых и правильных слов о защите природных богатств на деле чаще всего все оказывается совсем по-другому. Исчезновени...

Информационный, исследовательский творческий проект для детей старшего дошкольного возраста "Мой город- Санкт-Петербург"

Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма.Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте, и именно в этот период закладывается интерес, уважение  и лю...

Информационно- исследовательский групповой проект. Тема: «В здоровом теле – здоровый дух!». Старшая группа.

Проект В здоровом теле – здоровый дух.Актуальность темы проекта:  Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движен...

ТВОРЧЕСКИЙ, ИНФОРМАЦИОННО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГРУППОВОЙ ПРОЕКТ «КАЖДЫЙ ИМЕЕТ ПРАВО»

Данный проект будет полезен воспитателям детских садов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста. Правовое воспитание  детей – это очень важная часть воспитания детей. Каждый воспитатель...

Детско – родительский информационно – исследовательский, творческий проект "Новогодняя игрушка"

             Цель: формирование направленности личности родителей на реализацию ценностных ориентаций (семейных ценностей – играем вместе всей семь...

ТВОРЧЕСКИЙ, ИНФОРМАЦИОННО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГРУППОВОЙ ПРОЕКТ «КТО НАМ КНИЖКИ РИСОВАЛ»

Данный проект будет полезен воспитателям детских садов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста. Знакомство с иллюстрацией готовит детей к восприятию произведений изобразительного искусства....