Наблюдения
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Курмангалеева Гульнара Ербулатовна

Наблюдения в природе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nablyudeniya.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Наблюдение за бабочкой

Цель: формировать представление о внешнем виде бабочки (яркая, похожа на цветок, имеет крылья), об особенностях передвижения (летает). Развивать желание наблюдать за насекомым.

Словарная работа: ввести в активный словарь- «яркая», «разноцветная».

Ход наблюдения:

  1. Художественное слово:

«Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел».

  1. Вопросы: Кто это? На что похожа бабочка? Чем похожа? Что она делает?
  2. Пояснение. Бабочка очень яркая, разноцветная, красивая, похожа на цветок. У неё есть крылышки, она летает. Бабочку в руки брать нельзя, можно ею любоваться.
  3. Подвижная игра «Пёстрый хоровод».

Наблюдение за состоянием погоды

Цель: учить определять состояние погоды  по характерным признакам

(небо хмурое, дует ветер- скоро пойдёт дождь, светит солнышко- на улице тепло)

Ход наблюдения

Предложить детям посмотреть, есть ли на небе солнышко или тучи.

Вопросы: что сделали тучи (закрыли солнце), 

отметить, какое небо (хмурое), какая погода (хмурая).

Дуют ветры, ветры буйные, Ходят тучи, тучи темные.

Указание: Обратить внимание детей на верхушки деревьев (раскачиваются), дует ветер, раскачивает деревья.

Худ.слово: У деревьев расцвеченная листва. Если на деревьях листья пожелтели, Если в край далекий птицы полетели, Если небо хмурое, если дождик льется, Это время осенью зовется.

Трудовая деятельность

Поливание песка для игры. 

Цели: приучать соблюдать чистоту и порядок на участке, побуждать
оказывать помощь взрослым;

закреплять знания, что сухой песок рассыпается, а если его полить, то становится влажным и из него можно лепить пирожки для кукол.

Подвижные игры

«Воробушки и автомобиль».

Цель: учить детей быстро бегать по сигналу, но не наталкиваться друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место.

Наблюдение за облаками

Цель:  познакомить с различными природными явлениями(облака); показать разнообразие состояния воды в окружающей среде; формировать творческое отношение к делу.

Ход наблюдения

Худ.слово:

Я сегодня видел сам:

Слон гулял по небесам! Фиолетовою тушей,

Не в тропических лесах,

А у нас, над нашей сушей Слон слонялся в небесах.

В синеве он важно плыл Даже солнце заслонил.

Указание: Предложить детям понаблюдать за облаками, рассказать, что облака состоят из капелек воды. Предложить каждому ребенку выбрать наиболее понравившееся облако и проследить, куда оно плывет, быстро двигается или медленно. Пусть каждый ребенок даст своему облаку имя.

Трудовая деятельность

Сбор опавших листьев и другого мусора на участке.

Цель: приучать соблюдать порядок на участке детского сада.

Подвижные игры:   «Солнышко и дождь».

Цели: учить ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

Наблюдение за солнцем

Цели:  формировать представление о том, что когда светит солнце —  на улице тепло;   поддерживать радостное настроение.

Ход   наблюдения

Указание: В солнечный день предложить детям посмотреть в окно. Смотрит солнышко в окошко, Смотрит в нашу комнату. Мы захлопаем в ладошки, Очень рады солнышку.

Выйдя на участок, обратить внимание детей на теплую погоду. (Сегодня светит солнышко — тепло.)

Объяснение: Давайте потрогаем лавочку которую освещает солнышко, Какая она? (теплая) Теперь давайте потрогаем другую лавочку, которая находится в тени, какая она (холодная) Почему на солнышке лавочка теплая, а в тени от солнца холодная? (потому что солнышко греет)

Ярко светит солнце, пригревает, от этого растёт травка, радуются птички, распускаются почки на деревьях, у всех поднимается радостное весеннее настроение. Если бы солнце нам не светило, то у нас было бы темно и холодно.

Пояснение: Солнце огромное, раскаленное. Обогревает всю землю, посылая ей лучи.  Выношу на улицу маленькое зеркало и говорю, что солнце послало свой лучик детям, чтобы они поиграли с ним. Навожу луч на стену. Солнечные зайчики играют на стене, Помани их пальчиком — пусть бегут к тебе.

Вот он светленький кружок, вот, вот, левее, левее — убежал на потолок.

По команде «Ловите зайчика!» дети пытаются поймать его.

Трудовая деятельность:  Сбор камней на участке.

Цель: продолжать воспитывать желание участвовать в труде.

Наблюдение за дождем.

Цель: познакомить с природным явлением — дождем, и его свойствах.

Ход наблюдения.

Указание: В дождливую погоду предлагаю детям понаблюдать из окна, как капли дождя падают на землю. Ранее воспитатель выносит емкость для накапливания дождевой воды. Капли стучат по стеклу. Послушать вместе с детьми шум дождя, определить, с какой силой прошел дождь.

Трудовая деятельность

Поливка дождевой водой растений в группе.

Цель: воспитывать желание участвовать в уходе за комнатными растениями.

Подвижные игры. «Солнышко и дождь».

Цель: - учить ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; — приучать быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

Наблюдение за  клумбой

Цели: продолжать учить различать и называть два цветущих растения по цвету, размеру( ромашки, бархатцы), обращать внимание на их окраску;

Воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения

Рассказ и рассматривание за ромашками и бархатцами

Объяснение: Бархатцы бывают низкорослыми и высокими, разных золотисто-оранжевых оттенков. Цветки мелкие и крупные, листья рассеченные, пестрые, с резким запахом. Растут быстро, цветут до морозов. Ромашка — высокое изящное растение с мелкими белыми цветочками. Цветет очень долго, до глубокой осени. Хорошо растет на солнечных участках.

Подвижные игры «Птичка в гнездышке».

Цели: учить ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на  друга;

приучать быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.

«Найди свой домик».

Цель: учить быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве.

Выносной материал

Совочки, мелкие игрушки, спортивные обручи, формочки, лопатки, ящики для цветов.

Наблюдение за деревом

Цель: формировать знания об основных частях дерева, их высоте и толщине.

Ход наблюдения

Худ. слово:

Поспевает брусника, стали дни холоднее,

И от птичьего крика в сердце только грустнее. Стаи птиц улетают прочь, за синее море, Все деревья блистают в разноцветном уборе.

Указание: Подвести детей к дереву, вспомнить его основные части. Дать детям наглядное представление, что деревья бывают разной толщины и высоты. Напомнить, что на ветвях растут листья, но с наступлением осени они опадают. Предложить погладить ствол дерева. Обратить внимание, что дерево высокое, и чтобы его рассмотреть, надо поднять голову. Предложить найти низкое дерево.

Рассмотреть ствол молодого и старого дерева, сравнить. Предложить побегать по опавшим листьям деревьев.

Трудовая деятельность

Вместе с детьми обрезать сломанные веточки у деревьев. Взрыхлить землю граблями, подсыпав ее к корням деревьев, объяснить для чего это делается.

Цели: воспитывать желание участвовать в уходе за растениями;

прививать бережное отношение к природе.

Наблюдение за рябиной

Цель: расширять знания о живой природе.

Ход   наблюдения

Вопросы: Что это за дерево? (Рябина) Какое дерево? Что с листочками?

(Красивое, листья опали, остались висеть гроздья красных ягод.)

Какую пользу приносит рябина? (Ее плодами зимой подкармливают птиц.)

Худ. слово:

Эти камушки, рубиновые

И ягодки рябиновые

На холмах и на равнинах

Одевают кисти на рябинах.

Трудовая деятельность

Уборка мусора на участке.

Цели: приучать соблюдать чистоту и порядок на участке; побуждать оказывать помощь взрослым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наблюдение-прогулка "Наблюдение за светофором"

Организация наблюдения-прогулки на тему "Наблюдение за светофором" (образовательная область "Безопасность")...

Презентация "Что такое наблюдение? Виды педагогических наблюдений.Алгоритм действия педагога при наблюдении.".

Презентация подготовлена мною для выступления перед слушателями курсов повышения квалификации и подробно знакомит с одним из методов мониторинга - с методом наблюдения....

Эксперимент наблюдение за ростом лука. Дневник наблюдения.

Актуальность темы: •       Деятельность, связанная с экспериментированием и наблюдением, играет большую роль в развитии психической сферы ребенка – в развитии мышлен...