«Детское экспериментирование – средство интеллектуального развития дошкольников»
консультация по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Луговской детский сад, филиал МБДОУ «Детский сад № 189»
Выступление на кустовом МО из опыта работы
Тема: «Детское экспериментирование –
средство интеллектуального развития дошкольников»
Подготовила воспитатель:
Дерябина Людмила Алексеевна
2020г
Что я слышу - забываю,
Что я вижу – помню,
Что я делаю – понимаю.
Конфуций
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем. Одним из эффективных методов работы является поисковая деятельность, а именно детское экспериментирование. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем быстрее и полноценнее он развивается. В данной деятельности наиболее выражены процессы цели-образования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самореализации дошкольников, ребенок развивается любознательным, самостоятельным с креативным мышлением.
Приобретение экспериментальных способов познания окружающей действительности позволит ребенку стать субъектом учения, научиться учиться, что является одним из аспектов подготовки к школе, позволяет развить интеллектуальную активность, познавательную культуру и ценностное отношение к реальному миру.
Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).
Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.
Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.
Для развития экспериментальной деятельности в работе с детьми использую проектный метод. С помощью его охватываются разные образовательные области, что помогает достичь ожидаемых результатов. Мною разработан мини-проект «Волшебница соль»
Срок реализации проекта. Краткосрочный
Участники проекта. Дети, родители, педагог
Цель проекта.
Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
Задачи проекта:
- Формировать представления у воспитанников о видах соли, её свойствах;
- Расширить представления воспитанников о значении соли в жизни человека, её пользе и вреде;
- Познакомить с тем, каким способом добывается соль в мире и в нашей стране;
- Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственную зависимость, самостоятельно делать выводы;
- Формировать умение рисовать нетрадиционным способом – солью; лепить поделки из соленого теста;
- Воспитывать бережное отношение к соли, желание работать малыми группами.
Актуальность.
Ребенок по своей натуре – исследователь. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Исследуя соль, мы хотим всё о ней узнать, т.к. мы часто используем ее, но мало о ней знаем.
Гипотеза.
Мы высказали предположение, что соль необходима всему живому.
Этапы проекта:
1. Подготовительный этап:
- Изучение необходимой литературы;
- Просмотр мультфильма «Как казаки соль добывали»
- Постановка проблемных вопросов: «Что такое соль?», «Откуда соль взялась?», «Какая бывает соль?», «Соль – друг или враг?», «Значение соли в жизни человека?», «Свойства соли?»;
- Подбор иллюстративного и фотоматериала с изображением изделий из соли.
- Подбор опытов, экспериментов «Тайнам нет конца»
- Разработка буклета для родителей.
2. Основной этап:
- Дидактические игры «Определи по вкусу», «Что лишнее», «Где живёт соль?», «Так бывает или нет?»;
- Подвижные игры «Море волнуется раз», сюжетно-ролевые игры «Повар», «Семья», «Больница»; словесные игры «Что было бы если…», «Соль нужна потому что …»;
- Беседы «Как добывают соль?», «Почему соль разного цвета?», «Эта удивительная соль». «Польза и вред от соли»;
- Наблюдение и творческое рассказывание «Как мама использует соль»;
- Чтение художественной литературы: слушание сказок про соль, заучивание пословиц, поговорок про соль, отгадывание загадок;
- Опыты, эксперименты: «Соль – это кристалл». «Соль растворяется в воде», «Эффект мёртвого моря», «Цветное настроение», «Выращивание кристаллов», «Волшебные превращения соли» (окрашивание соли гуашью), соль чистящее средство.
В процессе экспериментальной деятельности дети получили возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему, как, зачем, а что будет, если), почувствовать себя учеными, исследователями. В результате проведения опытов были задействованы все органы чувств (дети не только видели и слышали, но и нюхали, трогали, и даже пробовали на вкус соль).
- Изготовление поделок из солёного теста;
- Аппликация из разноцветной соли «Это загадочная Королева Соль».
3. Заключительный этап:
- Оформление буклета для родителей «Соль-друг, соль-враг»;
- Консультация для родителей «Лепим из солёного теста», презентация;
- Оформление выставки поделок из соленого теста «Чудеса из соленого теста»;
- Оформление выставки рисунков детей «Это загадочная Королева Соль».
Результат.
В процессе работы совместно с детьми обобщили знания о соли и использование человеком, указав положительные и отрицательные свойства. Расширили знания о том, какие виды соли бывают.
Пополнение предметно-развивающей среды: обогащение опытно-экспериментальной лаборатории образцами соли, создание картотеки опытов и экспериментов «Волшебница соль».
Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. Оно дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательности. Таким образом – экспериментирование, как специально организационная деятельность, способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира и развитие его интеллектуальных способностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/10/picture-141029-1352570543.jpg)
Педсовет"Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников" (фрагмент педсовета- игра "Что? Где? Когда")
Педсовет"Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников" (фрагмент педсовета- игра "Что? Где? Когда")...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/03/picture-403461-1727958274.jpg)
Консультация для воспитателей Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников.
Консультация для воспитателей Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/22/picture-423659-1395488554.jpg)
Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников
Работа с детьми по исследовательской деятельнсти....
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/07/picture-946091-1628349172.jpg)
«Детское экспериментирование – средство интеллектуального развития дошкольников»
Выступление на семинаре - практикуме:«Детское экспериментирование – средство интеллектуального развития дошкольников» Открытый просмотр для педагогов«Путешествие Маши и Медведя»(средн...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/07/picture-477355-1410038252.jpg)
ТЕМА: «Детское экспериментирование-средство интеллектуального развития дошкольников
Цель: Способствовать развитию экологической культуры педагога, как основы экологического воспитания дошкольников. Расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной актив...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/05/picture-969004-1509895674.jpg)
Детское экспериментирование – средство интеллектуального развития дошкольников
экспериментальная деятельность...
Доклад на тему: «Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников»
Доклад на тему: «Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников»...