Дидактические игры на тему "Осень"
картотека по окружающему миру
картотека дидактических игр
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_na_osennyuyu_temu.docx | 22.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр
Тема «Осень»
ИГРА: «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК» (ОВОЩИ, «ФРУКТЫ)
(определение предметов на ощупь)
ИГРА: «КАКОЙ СОК? КАКОЕ ВАРЕНЬЕ?»
«Это морковь. Из него получается морковный сок» и т. д.
Как эти соки называются?
Сок из яблок – яблочный.
Сок из винограда – виноградный.
Сок из моркови – морковный.
Сок из томатов – томатный сок.
Сок из огурцов – огуречный сок.
Сок из слив – сливовый сок.
Сок из капусты – капустный сок.
Сок из картофеля – картофельный сок.
Сок из клюквы - …
Сок из груш - …
ИГРА: «ОПИШИ СЛОВАМИ ОСЕНЬ!»
ИГРА: «ОДИН – МНОГО»,
лист-листья; дерево-деревья….
ИГРА: «С КАКОГО ДЕРЕВА ЛИСТ?»
ИГРА: «КАКОЙ ЛИСТ?»
«Это лист с берёзы – берёзовый лист. А это лист с клена – кленовый лист».
ИГРА: «ХЛОПАЙ В ЛАДОШИ»
на слух воспринимать названия овощей и фруктов, находить их на картинках, развивать слуховое внимание.
ИГРА: «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»
Здесь весною было пусто, летом выросла… (капуста).
Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку).
От дождя земля намокла – вылезай, толстушка … (свёкла).
Из земли – за чуб плутовку тянем сочную … (морковку).
Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук).
Просит дедушка Федюшку: - собери ещё … (петрушку).
Вот зелёный толстячок – крупный, гладкий … (кабачок).
А теперь пойдём мы в сад, там созрел уж … (виноград).
Очень сочны и красивы выросли на ветках … (сливы).
Для Ванюши и Катюши соберём в корзину … (груши).
Для начинки в пироги набираем … (яблоки).
ИГРА: «КАКИЕ БЫВАЮТ ЛЕСА?»
(Если в лесу растут сосны и ели, то этот лес - хвойный.
Если в лесу растут дубы и осины, то этот лес - лиственный.
Если в лесу растут ели, берёзы и дубы, то этот лес смешанный.
Если в роще растут берёзы, то это берёзовая роща.
Если в роще растут дубы, то это дубовая роща.
Если в роще растут клёны, то это кленовая роща.)
Почему они так называются?
Что есть у дерева? (Корень, ствол, ветки, листья (хвоя), крона, плоды.)
Отличаются ли деревья от кустарников? Чем?
Деревья живые или неживые?
Кто (или что) им помогает расти?
ИГРА: "ЧЬИ ПЛОДЫ?"
Жёлуди растут на … дубе;
грозди рябины растут на – рябине;
яблоки растут на – яблоне;
серёжки растут на – березе, ольхе;
круглая шишка на – сосне;
длинная шишка на – ели. И т. д.
ИГРА: «КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?»
Определение времени года по описательным признакам, происходящим в природе, в мире животных, насекомых, людей и т.д.
ИГРА: "НАЗОВИ ЛАСКОВО".
Ель – ёлочка.
Сосна – сосенка.
Береза – березка.
Иголка – иголочка.
Ветка – веточка.
Шишка – шишечка.
ИГРА:«ЧТО ЛИШНЕЕ?»
(берёза, дуб, малина).
Учить образовывать однокоренные слова: дуб - дубрава, берёза – березняк.
ИГРА: «УГАДАЙ, ПРО КАКОЕ ДЕРЕВО Я ГОВОРЮ?"
Стройная, кудрявая, белоствольная…(береза)
Грустная, печальная, плакучая…(ива)
Стройная, зеленая, колючая…(ель)
Крепкий, могучий, развесистый… (дуб).
ИГРА:«Я ПРИДУМЫВАЮ ЦВЕТ»
Названия некоторых цветов происходят от названия слов – предметов. Давай придумаем названия цветов вместе.
Салат (цвет какой?) – салатный.
Брусника (цвет какой?) – брусничный.
Свекла (цвет какой?) – свекольный.
Орех (цвет какой?) – ореховый.
Морковь (цвет какой?) – морковный.
Слива (цвет какой?) – сливовый.
ИГРА: «ЛИШНИЙ» Дай четкий, полный ответ. Начни с таких слов:«Я думаю, что лишний…»
Лисичка, белый гриб, мухомор, подберезовик.
Яблоко, груша, лимон, помидор.
Воробей, ласточка, аист, цапля, трясогузка.
Зонт, куртка, шапка, перчатки, шарф
ИГРА: ОПРЕДЕЛИ СЛОВА. ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ПРЕДМЕТЫ по теме «ОСЕНЬ»
Приходит (что?) ……
Дует (что?) ……
Плывут (что?) ……
Моросит (что?) ……
Улетают (кто?) ……
Опадают (что?) ……
Желтеет (что?) ……
Мокнет (что?) ……
Вянут (что?) ……
ИГРА: «КАКАЯ?», «КАКОЙ?», «КАКОЕ?», «КАКИЕ?» ПО ТЕМЕ «ОСЕНЬ»
Солнце (какое?) — …….
Небо ……
Облака …..
Земля …..
Трава …..
Дождь…..
Ветер …..
Листья ….
День …..
СОСТАВЛЕНИЕ СВЯЗНОГО РАССКАЗА ПО ТЕМЕ «ОСЕНЬ» по первым словам в предложении:
«Прошло лето, и наступила …. Дни стали ….. Подул ….. Стало …. Люди одеваются … На деревьях … На землю …. Моросит …. Увядает … На юг … Люди собирают … Скоро наступит ….»
Рассказ пересказать.
ИГРА: «СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Дует, осень, ветер, холодный.
Желтеют, на листья, деревья.
Земля, трава, на, увядает.
Улетают, юг, на, птицы.
Мелкий, осень, моросит, дождь.
ИГРА: «НАЗОВИ ПРАВИЛЬНОЕ СЛОВО»
Окончания глаголов выделяем голосом.
Образец: Ветер дует, а ветры дуют.
Птица улетает, а птицы …
Лист желтеет, а листья …
Дождь моросит, а дожди ….
Цветок увядает, а цветы ….
Холод наступает, а холода …
Урожай созревает, а урожаи ….
ИГРА: «ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ»
Употребление в речи глаголов в разных временных формах.
Образец:
(что делает?) – дует
ветер (что сделает?) – подует
(что делал?) — дул
(что будет делать?) – будет дуть.
Игра повторяется со словами: дождь, трава, листья и д.р.
ИГРА: «ДОРОЖКА ИЗ ЛИСТЬЕВ»(по образцу и по желанию)
ИГРА: "С КАКОЙ ВЕТКИ ДЕТКИ? "(листья, семена)
ИГРА: «НАЙДИ ДЕРЕВО ПО СЕМЕНАМ"
ИГРА: "НАЙДИ ЛИСТ ТАКОЙ, КАК ПОКАЖУ"
ИГРА: «ГРИБНАЯ ПОЛЯНКА»,
(Выбери съедобные, не съедобные грибы, собери только лисички и т. ;найди грибы, которые растут под берёзой и т.д.)
ИИГРА: «УЗНАЙ ПО ОПИСАНИЮ»
(грибы, деревья, животных, растения и т.д.)
ИГРА: «ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ – НАРИСУЙ ОТГАДКУ!»
ИГРА: «НАЙДИ ДЕРЕВО ПО ОПИСАНИЮ»
ИГРА: «СЛЕДОПЫТЫ»
(Кто здесь был, узнать по следам, по оставленной еде, по клочку шерсти и т.д.)
ИГРА: «ЧТО РАСТЁТ НА ГРЯДКЕ?»
(Назвать, найти соответствующие картинки, предметы)
ИГРА: «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ», «ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ»
(Берёза, дуб, смородина, вишня)
«ЧТО ЕСТЬ ЧТО»,«СОБИРАЕМ УРОЖАЙ»
(Овощи, фрукты, ягоды)
ИГРА: « «ЧЬИ ПРИПАСЫ?».
Осенние заготовки людей и животных
ИГРА: «СКАЖИ СО СЛОВОМ «ОСЕННИЙ»..
Небо (какое?) – осеннее; ветер (какой?) – осенний; аллея (какая?) – осенняя; тучи (какие?) – осенние (дождь, цветы, лес, погода, сапоги, день, утро, пальто).
ИГРА: «НАЗОВИ, КАКАЯ ПОГОДА». Образование качественных прилагательных.
Какая погода бывает осенью, если идет дождь? – дождливая.
Если дует ветер – ветреная.
Если на улице холодно, какая погода? – холодная.
Если пасмурно – пасмурная.
Если сыро – сырая.
Если хмуро – хмурая.
ИГРА: «ОН (ОНА) – ОНИ» .Образование множественного числа глаголов.
Наступил осенний день – наступили осенние дни (плывет темная туча; стоит большое дерево; идет холодный дождь; дует сильный ветер; висит теплая куртка; летит птичья стая).
ИГРА: «СКАЖИ НАОБОРОТ». Поиск антонимов.
Осень ранняя – осень поздняя.
День веселый – день грустный.
День солнечный – день пасмурный.
Облако белое – туча черная.
СОСТАВИТЬ ОПИСАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ ПРО ОСЕНЬ, ПО ПЛАНУ:
Когда наступает осень?
Осенние месяцы.
Приметы осени в природе (солнце, небо, земля, деревья).
Что делают птицы и животные осенью?
Труд человека в осенний период.
Осенняя одежда.
Любишь ли ты осень? Почему?
ИГРА: «РАЗ ШИШКА, ДВА ШИШКА…».
Цель игры: знакомство детей с природой и повторение прямого счёта (можно и обратного счёта). Детям выдаются ведёрки, корзинки и т.д. За определённое время нужно набрать в него упавшие с дерева шишки, при этом приговаривая: «Раз шишка, два шишка и т.д.». Можно использовать листья, жёлуди и т. д. Далее идёт беседа о дереве, чьи плоды или листья были собраны.
ИГРА: «КРУГ, ОВАЛ, ТРЕУГОЛЬНИК…».
Цель игры: знакомство детей с природой и повторение геометрических фигур.
Данная игра может проводиться как индивидуально, так и парами или группами. Задача детей: собирать листья определённой формы. Можно всем сразу трёх видов, а можно разделить по группам: одна группа собирает листья похожие по форме на круг, другая – на овал, третья – на треугольник и т. д.
ИГРА: «УГАДАЙ НА ВКУС»
В чашке лежат кусочки разных овощей или фруктов. Ребенку завязывают глаза и он должен по вкусу определить, что это.
ИГРА: «ДА-НЕТ».
Цель игры:развитие логического мышления и расширение кругозора детей.
Ведущий предлагает утверждения. Если утверждение верное дети говорят: «Да!» и хлопают в ладоши. Если утверждение не верное, то дети говорят: «Нет!» и топают ногами.
Примерные утверждения:
Сегодня идёт дождь.
На дворе осень.
Земля покрыта снегом.
Сентябрь – это зимний месяц.
Октябрь – это осенний месяц.
Сентябрь, октябрь, ноябрь – это осенние месяцы.
Осенью бывает снег.
Осенью птицы улетаю на юг.
Осенью в лесу много грибов и ягод.
ИГРА «СЪЕДОБНОЕ – НЕ СЪЕДОБНОЕ».
ИГРА: «НАЙДИ ПАРУ»
(Деревья, грибы, овощи и т.д.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...
«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».
Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
подборка игр: "Дидактические игры" "Дидактические игры по патриотическому воспитанию" "Игры малой модвижности" "" "Игры на развите слухового внимания"
Развивающие дидактические игры...
Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».
Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...
Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)
Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...
Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни
Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...