«Дидактическая игра как средство развития сенсорных способностей детей дошкольного возраста»
статья по окружающему миру

Ганеева Гульфия Миннеагзамовна

Сенсорное развитие является базой для полноценного развития ребенка, как в умственном, так и в физическом плане. Дидактические игры и упражнения играют огромную роль в эффективности обучения и сенсорного воспитания и остаются одним из самых эффективных средств. Отличительная особенность таких игр - тесная связи между игровой и обучающей деятельностью. Дидактическая игра является не только формой воздействия на детей, но так же подходит и для самостоятельной занятости, что в свою очередь закрепляет полученные знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Дидактическая игра как средство развития сенсорных способностей детей дошкольного возраста»

Подготовила: Ганеева Г. М.

воспитатель

Дошкольное детство - краткий, но чрезвычайно важный промежуток формирования и укрепления всех систем детского организма. А преобладающий род занятости в этом возрасте, конечно же, игра.

Сенсорное развитие является базой для полноценного развития ребенка, как в умственном, так и в физическом плане. Как мы знаем, существует пять сенсорных систем, посредством которых происходит процесс познания мира  ребенком: зрение, слух, вкус, осязание, обоняние. Следовательно, сенсорное воспитание играет огромную роль в развитии детей дошкольного возраста

 От того, насколько малыш научится воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит процесс обучения в будущем.

Помимо всего прочего оно необходимо для успешного обучения. Познание окружающего мира и осознание себя как его части начинается с восприятия предметов. Дошкольное время для детей является периодом особо активного развития сенсорики, от степени развитости которого зависит успешное умственное, этическое и физическое становление ребенка в будущем. Под сенсорным развитием понимается процесс постижения опыта, который отвечает за представления и понимание вещей в пространстве, а так же их свойств.

В первые годы жизни у детей формируются и укрепляются сенсорные способности, за счет которых большее развитие получают зрительные и слуховые аппараты ребенка, а его восприятие меняется до предметного окружающего мира. Но комплексное развитие сенсорные способности могут получить только в процессе обучения, направленного на формирование базовых представлений о форме, цвете, размере и признаках различных вещей, а так же определения их в окружающем мире. Хорошо развитые восприятия являются главным фундаментом для дальнейшего обучения и развития мозговой активности.

Правда ли, что дидактические игры оказывают положительное влияние на сенсорные способности детей и в чем же их секрет?

Дидактические игры и упражнения играют огромную роль в эффективности обучения и сенсорного воспитания и остаются одним из самых эффективных средств.

Отличительная особенность таких игр - тесная связи между игровой и обучающей деятельностью. Дидактическая игра является не только формой воздействия на детей, но так же подходит и для самостоятельной занятости, что в свою очередь закрепляет полученные знания.

Опираясь на труды известных педагогов – психологов, таких как Я.А. Коменский и Л.С. Выгодский, можно сделать вывод о том, что большая часть детей не проявляет активности на занятиях, не углубляется в тему, не интересуются подробностями, не применяет знания на практике в повседневной жизни. У детей практически не отмечается интереса и тяги к новым знаниям, они пассивно относятся к обучению, не хотят развиваться и думать. А ведь успешное развитие ребенка возможно только в случае, когда он по собственному желанию втягивается в какой-либо вид деятельности.

В таком случае выручают именно дидактические игры. Поскольку  в них процесс игровой деятельности тесно переплетается с обучением, границы смазываются и, не зацикливаясь, дети лучше усваивают знания и машинально познают окружающий мир. В таких играх цели не ставятся прямо, в упор, а маскируются за игровыми действиями. В такой форме познания у педагога нет необходимости учить и принуждать детей к этому, здесь подключается стремление детского ума к игре, которое, в свою очередь, несет в себе познавательный аспект.

Дидактические игры направлены на развитие физических, эстетических и умственных аспектов детей. Игра делает учебный материал более доступным, интересным, делая процесс его усвоения легким и радостным, что, в свою очередь, является благоприятным условием для закрепления полученных знаний и усиления мыслительных процессов у детей.

Увлекаясь игрой, и даже сталкиваясь с заданиями, над которыми нужно подумать, ребенок не осознает это, как процесс обучения. В этом и заключен важнейший психологический секрет: игра - дело добровольное.

Нельзя заставить ребенка играть, но можно заинтересовать его тем или иным видом деятельности. А через нее различными путями происходит укрепление сенсорных процессов, общения, абстрактного видения и других.

Благодаря дидактическим играм даже на ранних стадиях дети более самостоятельны, способны реализовываться и совершенствовать свои умения.

По мере взросления детей и повышения уровня их развития важно сменять направления дидактических игр для расширения и поддержания интереса к игре, и обучению соответственно.

Задачи дидактических игр для их решения требуют от детей внимательности, умственного  усилия, необходимости понять правила той или иной игры и следовать им. Такие игры помогают детям закреплять представления и полученные знания, расширяют круг ощущений и восприятий, предоставляют возможность нахождения нескольких способов решения мыслительных и практических задач.  Именно в этом и заключается их развивающая роль. Условия игры предполагают для поведения детей особые рамки - коллективную работу, терпение, честность, умение уступать другим и быть требовательным к результатам. Важным моментом так же является грамотное руководство дидактическими играми, тщательно продуманное содержание, задачи и цели, четкое место в общем образовательном процессе, пересечение с иным формами воспитания. Главное направление игр - развитие и поощрение активности детей, их личной инициативности, умения находит различные выходы из ситуаций, общение с другими детьми и желание помогать товарищам в трудностях.

Успех дидактических игр так же зависит и от разнообразия упражнений и действий. Желание достигнуть цели в игре и выиграть заставляет детский мозг работать активнее, наблюдать и тщательно изучать предметы, проводить сравнение, характеризовать по различным признакам (форма, цвет, величина) и собирать в группы по тому или иному признаку. Правилами от детей требуется коллективные или последовательные действия, что в комплексе с обучением создает у ребят гармоничные дружеские отношения и дисциплину. При руководстве игровой деятельностью воспитателю нужно стараться изменять и методы воздействия на детей. есть три основных направления: воспитатель-участник, воспитатель-ведущий и самостоятельная игровая деятельность. Принимая участие в игре наравне с детьми, появляется возможность вести игру в правильном направлении совершенно незаметно для детей, поддерживать интерес и разделять эмоции. Выступая в роли ведущего, инструментом воспитателя является некая история, сценарий игры, который путеводной нитью будет направлять участников к цели, поддерживать игровое настроение и побуждать деятельность через эмоции, шутки и внутри игровые сюрпризы. Самостоятельная игровая деятельность служит для закрепления знаний и умений, развития фантазии и поиска новых решений и является неотъемлемой частью любого образовательного процесса.

Во время игры дети должны иметь возможность максимально исследовать предложенные им предметы: потрогать, переставить, перевернуть, постучать, разобрать и собрать снова, что позволяет наполнить сенсорный опыт для дальнейшего совершенствования. Но так как после полного изучения интерес со временем угасает, важно усложнять задачи, переводя детей на более высокую ступень развития.

В детстве игра преобладает над любой другой деятельностью ребенка, поэтому она и является базой, на которой строится вся деятельность дошкольника. Отличие дидактических игр от любой другой учебной деятельности заключается в том, что обучение проходи более мягко, а материал усваивается быстрее и легче, так как дети с интересом втягиваются в игровую деятельность, не действуют по принуждению педагога. Любая дидактическая игра ставит главной целью насытить опыт ребенка, развить его сенсорные, умственные, физические способности, научиться распознавать цвета, форму, размеры, сравнивать, отличать, собирать в группы. Игровой процесс позволяет ребенку расслабиться, почувствовать себя на своей территории, что способствует активации непроизвольного внимания и запоминания.

Делая вывод, можно с уверенностью сказать, что дидактические игры действительно являются отличным средством развития сенсорных способностей у детей. Такие игры делают любой материал познавательным, увлекательным, что создает приятную атмосферу и оставляет чувство удовлетворенности в сочетании с новыми знаниями.

Список используемой литературы:

  1. Аванесова В. Н. Дидактические игры для дошкольников. - М.,
    Просвещение, 2016.
  2. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2017.
  3. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М., Просвещение.2020.
  4. Журналы: Дошкольное воспитание, Ребенок в детском саду.
  5. Козлова С.А., Куликова Т,А. Дошкольная педагогика. – М., 2017.
  6. Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей. – М., 2019.
  7. Никитин, Б.П. Развивающие игры. - М., 2019.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: "Дидактическая игра - как средство развития сенсорных способностей детей раннего возраста"

Данный проект направлен на развитие сенсорных  способностей детей. Он используется как на занятиях по художественной литературе, по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, рисованию,...

Реферат на тему: «Дидактические игры как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста».

  В данной работе показанно как дидактические игры влияют на развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста. С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей, пос...

«Музыкально - дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста».

Музыкально- дидактическаяя игра используется на музыкальных занятиях и в свободное время. Её главная задача - воспитание любви к музыке и овладение основами музыкальной грамоты....

Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста...

Музыкально - дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Музыкально - дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста ...

«Дидактическая игра как средство развития сенсорных способностей детей дошкольного возраста»

laquo;Дидактическая игра как средство развития сенсорных способностей детей дошкольного возраста»...

Дидактическая игра как средство развития сенсорных способностей детей раннего возраста в ДОУ

Для формирования сенсорного развития у детей раннего возраста хорошо использовать дидактические игры.роль дидактической игры очень велика, она помогает узнать, как устроен окружающий мир, и расширить ...