Познавательно-экспериментальная деятельность "Почему мы не слышим рыбьи разговоры?"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
"Нем, как рыба" - все мы слышали это выражение. А молчат ли рыбы? Знаете ли вы, что рыбы на самом деле издают множество звуков, посредством которых они общаются друг с другом. Об этом повествует в своём рассказе "Рыбьи разговоры" Виталий Танасийчук. Прочитав его, у нас с ребятами возник вопрос - почему мы не слышим этих звуков. Так и родилась идея для эксперимента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_pochemu_my_ne_slyshim_rybi_razgovory.docx | 21.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект познавательно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе.
«Почему мы не слышим рыбьи разговоры?».
Воспитатель:
Великанова Мария Владимировна
2020/2021 уч. год
Цели:
В ходе эксперимента доказать, что поверхность воды практически полностью отражает звуковую волну, в следствие чего звук, переходя из водной среды в воздушную меняется и мы его почти не слышим.
Задачи:
- расширять представления детей о понятиях: «звук», «звуковая волна», «водоём», «рыбы»;
- создать целостное представление о воде, как о природном явлении;
- познакомить детей со свойством воды (поверхность воды отражает звуковую волну)
- развивать коммуникативные навыки детей, способствовать развитию речи детей через формулировку и высказывание своих гипотез;
- формировать навыки экспериментирования;
- развивать мышление, познавательную активность детей;
Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.
Предварительная работа: беседа с детьми «Вода и её обитатели», «Аквариум и его обитатели», чтение произведения В. Танасийчука «Рыбьи разговоры», беседа по прочитанному произведению, экскурсия к аквариуму в «Уголке природы» в детском саду, рассматривание иллюстраций по теме.
Оборудование: прозрачный контейнер с водой и игрушечными рыбками, прозрачный контейнер с водой, аудиозапись со звуками рыб, музыкальный инструмент «треугольник», музыкальная игрушка с механическим заводом, фартучки, клеенка, салфетки.
Дети входят в группу. На столе стоят 2 прозрачных контейнера с водой. Рядом на клеёнке лежит необходимое оборудование. Воспитатель: Дети: Воспитатель: Дети: Воспитатель: Дети: Воспитатель: Воспитатель включает запись со звуками рыб. Воспитатель: Дети предполагают: Воспитатель: Дети: Воспитатель: Дети высказывают свои гипотезы: Воспитатель: Воспитатель демонстрирует звук «Треугольника» Воспитатель: Дети: Воспитатель: Дети: Воспитатель погружает инструмент в воду и демонстрирует звук в воде. Воспитатель: Дети: Воспитатель: Дети: Воспитатель: Дети: Воспитатель: Воспитатель показывает поверхность воды, как бы проведя черту между водной и воздушной средами. Воспитатель демонстрирует звук музыкальной игрушки. Воспитатель: Дети: Воспитатель демонстрирует звук в воде. Дети: Воспитатель: Дети: Воспитатель: Дети: | Ребята, посмотрите на стол. Что вы видите? Контейнер с водой, аквариум. Правильно. На столе в одном из контейнеров находятся игрушечные рыбки. Он, действительно, похож на аквариум. Слышим ли мы какие-либо звуки? Нет! Ребята, но у нас ведь игрушечные рыбки. А когда вы рассматриваете аквариум с живыми рыбками, вы слышите их? Нет! А естественные водоёмы в природе гораздо больше и глубже. Рыбы в них намного дальше от нас. Ребята, давайте послушаем аудиозапись! Достаточно громкие звуки. Ребята, что это за звуки, как вы думаете? Рыбы? Вы абсолютно правы! Эти звуки издают рыбы. Ребята, мы прочитали рассказ В. Танасийчука «Рыбьи разговоры». О чем рассказ? О том, что рыбы вовсе не мочат, как все думают. Это обнаружили ученые совсем недавно. Почему же мы не слышим этих звуков? Давайте посмотрим на наш игрушечный аквариум и подумаем. У кого, какие гипотезы есть? Вода скрывает, меняет звук Ну что же, давайте проведём эксперимент и узнаем, правы вы или нет. Мы будем использовать второй контейнер с водой, в котором нет рыб. У нас с вами есть музыкальный инструмент «Треугольник» и музыкальная игрушка механическая. Ребята, эта игрушка работает от механического завода, а не от батареек или электричества, поэтому мы можем опустить ее в воду. Ребята, что мы слышим? Громкий звук. Или звуковую волну. Любой звук, который мы издаем или слышим, можно назвать звуковой волной. Звук какой? Громкий, звонкий Ребята, вы слышите звук? Да Звук какой? Тихий, глухой, еле слышно Что же произошло? Почему звук изменился? «Треугольник» издаёт звук под водой. В воздухе этот звук другой. Мы видим, что поверхность воды, разделяющая ее с воздушной средой, практически полностью отражает звуковую волну. То есть звук, переходя из водной среды в воздушную меняется. Давайте проверим, это на примере музыкальной игрушки. Дети, какой мы слышим звук? Громкий, звонкий. Ребята, звук изменился? Да, его почти не слышно. Какой вывод мы можем сделать? Звук, переходя из воды в воздух меняется. Его почти не слышно. Ребята, в ходе эксперимента мы доказали, что звук переходя из водной среды в воздушную, меняется. Теперь мы можем ответить на вопрос, почему же мы не слышим рыбьи разговоры? Звук меняется, становится глухим и тихим, а водоёмы глубокие, в них рыбы плавают далеко от нас. Поэтому мы и не слышим рыб. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно- экспериментальная деятельность дошкольников.
Наши дети взрослеют очень быстро, но самостоятельно и плодотворно жить они смогут, если мы сегодня поможем развиваться их способностям и талантам. Пробудим интерес к самому себе, к окружающему миру....
Проект в подготовительной группе по познавательно-экспериментальной деятельности "загадки вокруг нас"
Работа представляет собой проект по познавательно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе на тему "загадки вокруг нас", целью которого является:-расширение представлений об окружающем...
Познавательно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе "Царственная осанка"
Целью познавательно-экспериментальной деятельности является ознакомление воспитанников подготовительной к школе группы с понятием правильная осанка и мерами про пррофилактике её нарушения. В процессе ...
Познавательная экспериментальная деятельность с детьми
Картотека опытов для педагогов и родителей. В Картотеке собраны опыты с водой и снегом для детей дошкольного возраста. Дети с помощью взрослых получат ответы на свои вопросы: "Можно ли есть...
Педсовет «Развитие одарённых детей через познавательно - экспериментальную деятельность в ДОУ»
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недостаточное, чтобы ребёнк...
Методическая разработка конспекта познавательно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе. «Почему мы не слышим рыбьи разговоры?».
Экологическое воспитание,которое в последние десятилетия становится все более актуальным, просто невозможно без опытно-экспериментальной деятельности. Посредством опытов и экспериментов мы формируем и...
Конспект НОД по познавательно-экспериментальной деятельности «Видим, слышим, ощущаем»
Формирование знаний у детей о том, какое значение имеет для человека слух, зрение, обоняние, осязание, вкус в познании мира....