Проект "Комнатные растения."
проект по окружающему миру (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Проект
"Комнатные растения"
( вторая младшая группа )
Проект "Комнатные растения".
Тип проекта: познавательный.
Автор проекта: Кирова Н.Н. воспитатель МДОУ "Шварцевский центр образования"
Продолжительность проекта: краткосрочный ( январь- май )
Участники проекта: воспитатель, дети, родители.
Возраст детей: 3-4 г.
Проблема проекта: у детей нет знаний и представлений о строении комнатных растений и правилах ухода за ними.
Цель проекта: Обеспечить благоприятные условия для разработки и реализации системы мероприятий, способствующих эколого-эстетическому воспитанию дошкольников посредством ознакомления детей с комнатными растениями; с правилами ухода за ними; дать представление о значении комнатных растений для жизни человека и о роли человека в жизни растения.
Задачи проекта:
1. Познакомить детей с комнатными растениями в целом и комнатными растениями группы в частности; их строением, особенностью и назначением его частей.
2. Развивать познавательный интерес.
3. Учить детей находить способы решения проблемных ситуаций.
4. Учить устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием растения.
5. Расширять словарный запас.
6. Воспитывать навыки ухода за комнатными растениями.
Актуальность проекта:
Комнатные растения – это первые представители живой природы,
растений в частности, с которыми знакомится малыш с раннего детства. Комнатные растения – неотъемлемая часть интерьера практически в каждой квартире и в каждом доме. Они создают в помещении тепло и уют, фильтруют воздух. Очень важно донести до ребенка, что значат растения в жизни человека. Какую важную роль они играют не только для человека, но и для природы в целом: для животных, насекомых и планеты. Ведь не зря говорят, что растения – это легкие нашей планеты.
Ожидаемые результаты:
дети получат необходимые знания о том,
- что растению для роста необходимы свет, тепло, вода, воздух, земля;
- что растение состоит из корня, стебля, листа, цветка;
- что растения отличаются друг от друга;
- что состояние растения зависит от ухода человека;
Этапы реализации проекта.
1 этап: подготовительный.
1. Определение темы и цели проекта
2. Формирование интереса к тематике проекта.
3. Подбор печатной информации о комнатных растениях, иллюстраций и фотографий.
4. Определение продукта проекта.
5. Определение срока проекта и его участников.
2 этап: реализационный.
Беседы с детьми:
Строение комнатного растения.
Что необходимо растению для роста?
Как ухаживать за комнатным растением?
«Познавательное развитие»:
- Экскурсия для детей в зимний сад;
- Экскурсия по территории детского сада;
- Рассматривание иллюстраций, картинок, фотографий.
НОД «Что необходимо растению для роста?»
«Как ухаживать за комнатными растениями?»
Цель: Закрепить изученное и обобщить знания о комнатных растениях, назначении растений в жизни человека.
Задачи:
1. Познакомить со способами ухаживания за растениями, показать детям потребность растения во влаге; обучить процессу поливки.
2. Формировать у детей знания о структуре трудового процесса.
3 Воспитывать желание помогать растениям.
Речевое развитие.
Рассказывание из личного опыта «Как ухаживать за комнатными растениями.
Цель: Закрепить навыки рассказывания из личного опыта, представления о необходимости комнатных растений в жизни.
- Предметные картинки: «Комнатные растения нашей группы».
- Чтение стихов и загадок о растениях.
- Упражнять в правильном назывании цветов и комнатных растений, изображенных на предметной картинке.
Дидактические игры:
"Что изменилось?", " Найди такой же." " Угадай растение по описанию." " Где спряталась матрѐшка? " "Найди растение по названию." " Опиши, я отгадаю.
Чтение художественной литературы:
стихотворение Е.Благининой «Огонѐк», словацкая сказка «У солнышка в гостях», А.К.Толстой «Колокольчики мои…», Я.Колас «Цветок»; — загадывание загадок, заучивание стихов, составление описательных рассказов.
Совместная и самостоятельная деятельность.
Наблюдения за растениями в уголке природы.
Наблюдения за трудом воспитателя по уходу за растениями уголка природы.
Продуктивная деятельность:
рисование «Папоротник»
- аппликация «Фиалка»
-оформление альбома «Растения в нашей группе»;
-серия опытов на выявление потребностей растений во влаге, тепле, свете.
Создание уголка в группе:
-художественная литература;
-карточки — схемы;
-иллюстрации;
- картотека дидактических игр по знакомству с комнатными растениями.
Пополнение развивающей среды:
- пополнение уголка природы необходимым оборудованием (леечки, тряпочки, тазы, фартучки, грабельки, пульверизатор, кисточки);
Совместная работа родителей с детьми:
1. Беседы и составление рассказов на тему «Комнатные растения в нашем доме», «Польза растений для человека», с подбором фотографий;
2. Чтение стихов, загадок на тему;
3. Подбор книг, иллюстраций о комнатных растениях;
4. Оформление альбома «Комнатные растения в нашем доме».
3 этап : заключительный.
Итоговое занятие: «Помоги растению».
Презентация проекта для детей, родителей, воспитателей.
Оформление альбома «Комнатные растения нашего дома».
Цель: Развивать интерес детей к познавательной деятельности, посредством совместной работы с родителями.
Оформление альбома «Комнатные растения группы»
Цель: Побуждать детей к рассказыванию о комнатных растениях. Развивать монологическую речь, активизировать словарь детей.
Вывод.
Подводя итоги проекта «Комнатные растения», нужно отметить, что поставленные задачи и цели были реализованы.
Проект оказался интересным, творческим, ребята приобрели знания о комнатных растениях, о строении растения ( стебель, лист, цветок),
о том, как правильно ухаживать за растениями. У детей улучшился словарный запас, знают названия комнатных растений, научились самостоятельно поливать растения, проявляют интерес к познавательной деятельности, умеют найти ответы на вопросы. Узнали что надо комнатным растениям для хорошего роста.
Опыты.
Проращивать луковицы в сухой банке и банке с водой;
Проследить изменения во внешнем виде комнатного растения до поливки и после неё.
Опыты по выявлению потребности растения в свете.
Содержание: 2 одинаковых растения поместить: одно - в темное место, а другое – в светлое.
Пронаблюдать и отметить изменения в жизни растений глубокой осенью: растения не цветут, у некоторых облетают листья;
Пронаблюдать движение листьев растений к свету (бегония клиновидная или герань). Подвести к выводу о потребностях растений в свете.
Дидактические игры по ознакомлению детей
с комнатными растениями.
Что изменилось?
Дидактическая задача. Найти предметы по сходству.
Игровое действие. Поиск похожего предмета.
Правило. Показывать узнанное растение можно только по сигналу воспитателя, выслушав его описание.
Оборудование. Одинаковые растения (по 3-4) расставлены на двух столах.
Ход игры.
Воспитатель показывает какое –нибудь растение на одном из столов,
описывает его характерные признаки, а затем предлагает ребенку найти такое же на другом столе. (Можно попросить детей найти такие же растения в групповой комнате.)
Игру повторяют с каждым из растений.
Чего не стало?
Дидактическая задача. Назвать растение по памяти
Игровое действие. Отгадать, какого растения не стало.
Правило. Смотреть, какое растение убирают, нельзя.
Оборудование. На стол ставят 2–3 хорошо знакомых детям по прежним играм растения.
Ход игры.
Воспитатель предлагает малышам посмотреть, какие растения стоят
на столе, а потом закрыть глаза. В это время педагог одно растение
убирает. Когда дети откроют глаза, педагог спрашивает: «Какого растения не стало?». Если получен правильный ответ, растение ставят на место, и игра повторяется с другим предметом.
Угадай растение по описанию
Дидактическая задача. Найти предметы по перечисленным признакам.
Игровое действие. Поиск предмета по загадке –описанию.
Правило. Показывать растение можно только после рассказа воспитателя по его просьбе.
Оборудование. Для первых игр отбирают несколько комнатных растений
(2 -3) с заметными отличительными признаками. Их расставляют на столе так, чтобы всем детям было хорошо видно каждое растение.
Ход игры.
Воспитатель начинает подробно рассказывать об одном из растений.
Сначала он, например, отмечает, на что оно похоже («на дерево», «на травку»), затем просит сказать, есть ли у растения стебель. Педагог обращает внимание детей на форму листьев (круглые, овальной формы –как огурчик, узкие, длинные), окраску цветов (основные цвета), их количество на цветоножке.
Первое описание дается в медленном темпе, так, чтобы дети смогли увидеть и рассмотреть все то, о чем говорит воспитатель. Закончив описание, педагог спрашивает: «О каком растении я вам рассказала?» Дети показывают растение и, если могут, называют его.
Можно предположить ребятам найти в групповой
комнате все растения, похожие на описанное.
Где спряталась матрешка?
Дидактическая задача. . Найти предмет по перечисленным признакам.
Игровое действие. Поиск спрятанной игрушки.
Правило. Смотреть, куда воспитатель прячет матрешку, нельзя.
Оборудование. На столе расставляют 4 –5 растений.
Ход игры.
Детям показывают маленькую матрешку, которая «захотела поиграть
с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет игрушку за одно из растений. Затем дети открывают глаза. «Как же найти матрешку? -спрашивает воспитатель.
Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась». И педагог говорит, на что похоже растение, за которым «спряталась» матрешка (на дерево, травку), описывает его стебель, листья (форму, величину, поверхность), цветы, их количество, окраску. Дети слушают, а затем указывают растение и называют его.
Найди растение по названию.
Дидактическая задача. Найти растение по слову –названию.
Игровые действия. Поиски названного растения.
Правило. Смотреть, куда прячут растение, нельзя.
Первый вариант.
Ход игры.
Воспитатель называет комнатное растение, стоящее в групповой
комнате, а дети должны найти его. Сначала педагог дает задание всем детям: «Кто быстрее найдет у нас в групповой комнате растение, которое я назову?». Затем просит некоторых детей выполнить задание. Если детям трудно будет найти названное растение на большой площади комнаты среди многих других,
игру можно провести по аналогии с предыдущими, то есть отобранные растения поставить на стол. Тогда поиск растения в комнате станет усложненным вариантом игры.
Второй вариант.
Можно провести игру с использованием игрушки, которую воспитатель или кто-нибудь из детей спрячет (см. игру «Где спряталась матрешка?»), но вместо описания комнатного растения, возле которого спрятана игрушка, можно дать только его название.
Поможем растению.
Цель. Закрепить знания детей об условиях, необходимых для роста растений (вода, свет, тепло, питательная почва); упражнять в определении недостатка тех или иных условий по внешнему виду растения.
Материал.
Набор карточек с изображением одного из комнатных растений
(например, бальзамина) в хорошем состоянии и с недостатком (увядшие листья, пожелтевшие листья, светлая почва и др.); четыре цветные карточки- модели, изображающие необходимые для растения условия: желтая —свет, красная —тепло, синяя —вода, черная —питательная почва; четыре карточки с изображением здорового растения и необходимых ему четырех условий.
Методика проведения.
В начале игры детей знакомят с карточками-моделями условий, которые необходимы для роста и развития растения. Затем рассматривают четыре карточки с изображением одного и того же растения в хорошем состоянии с указанием благоприятных условий (свет, тепло, вода, почва). Детям объясняют, почему растению хорошо.
Карточки-модели раскладываются на столе перед ребенком, а на наборном полотне воспитатель составляет рассказ о растении: «Рос бальзамин в горшке на окошке и радовался первому весеннему солнцу. Солнечные лучи грели все сильней, а запасов воды в почве становилось все меньше. В понедельник утром дети заметили, что листья бальзамина пожелтели и поникли. Что же делать?»
Воспитатель предлагает детям помочь растению: отобрать карточки-модели с изображением необходимых ему условий. За правильный ответ —фишка.
Побеждает тот, кто наберет большее количество фишек.
Загадай, мы отгадаем.
Дидактическая задача. Описать предметы и найти по описанию.
Оборудование. На стол ставят 3 –4 растения.
Игровое действие.
Загадывание и отгадывание загадок о растениях.
Правило.
Описывать растение нужно, не называя его.
Ход игры.
Один ребенок выходит за дверь. Он –водящий. Дети договариваются, о каком растении и что будут говорить. Водящий возвращается, и дети описывают ему задуманное. Внимательно прослушав рассказ, водящий должен назвать и показать растение.
Второй вариант.
Воспитатель предлагает одному из детей описать растение, стоящее на столе.
Остальные должны узнать растение по рассказу и назвать его.
Чего не стало?
Цель игры. Называть растения по памяти, развивать внимание.
Ход игры.
Рядом находится несколько растений. Дети закрывают глаза, воспитатель убирает одно из них, дети с открытыми глазами угадывают, какое растение убрали.
Дидактическая игра «Кузовок»
Каждому ребенку предлагаются 1–2 карточки с комнатными растениями, каждая из которых разрезана на 6 частей. Ребенок должен собрать цельное изображение какого- либо комнатного растения и назвать его.
Хорошо, давайте проверим, все ли здесь правильно?
А теперь, расскажите, об этом растении.
(Вызывается несколько детей, каждый из них по выбору рассказывает о каком -то одном растении.
Как лечит это растение?
Цель. Расширить знания детей о том, как растение помогает в оздоровлении человека.
Материалы. Карточки с изображением растений и карточки с изображением частей тела человека.
Ход игры.
Дети находят подходящие пары.
Стихи о комнатных растениях.
Щучий хвост
Щучий хвост, господин,
Ты в горшке ведь не один!
Трудно даже сосчитать – Двадцать тут иль двадцать пять
Вас, зеленых носиков,
И хвостов, и хвостиков!
Бегония
Какое красивое имя – бегония! Как будто все время куда-то бежит…
Живет на окошке красавица скромная
И убегать никуда не спешит!
Фикус
Ну-ка, фикус, похвались –
Вот какой огромный лист!
Сделан будто бы из кожи.
Фикус, мы тебе поможем:
Каждый толстенький твой лист
Вымоем старательно.
Зеленей ты становись,
А ростом – с воспитателя!
Фиалка
Белый цвет и фиолетовый,
Розовый и голубой.
Как, фиалка, разодетый ты!
Мы любуемся тобой.
Г. Ракова
Камнеломка
Родилась в горах высоких,
Любит на камнях расти,
Но решили ее люди
В дом однажды принести.
Камнеломка – невысокий,
Но усатенький цветок.
Весь в серебряных прожилках
Каждый махонький листок.
Алоэ
Алоэ – полезный, целебный цветок,
Но он никогда не цветет, мой дружок.
Из длинных, наполненных соком листочков
Колючки незлые торчат уголочком.
Китайская роза
В огромном ведре куст зеленый растет,
Цветами чудесными ярко цветет.
Ветвистым, что дерево, куст вырастает.
Китайскою розой его называют.
Каланхоэ
Дерево жизни зовут Каланхоэ.
Это целебный цветок, как алоэ.
На цветоносе цветочки-букеты
Разного-разного могут быть цвета.
Вот нежно-розовый, темно-бордовый,
Вот фиолетовый, бледно-лиловый,
Вот голубой, а вот белый и синий.
Ах, до чего ж Каланхоэ красивый!
Аспарагус
Что за чудная картина –
Аспарагус на витрине.
Весь ажурный, весь изящный,
Словно лес весной, прозрачный.
Ветки-ниточки в горшочке
Паутинкою сплелись.
А на веточках – листочки,
Да какие! Приглядись.
Загадки о комнатных растениях.
Без рук, без ног, но двигается.
Дышит, но не говорит,
Питается, а рта нет. (растение)
Не крючком плетеную —
Живую и зеленую. (Традесканция)
Лист с горбочком-желобочком,
Шипы имеет, а ранить не умеет,
Зато лечит нас в любой час. (Алоэ)
Вышла балерина:
Блузка, как рябина.
Юбочка лиловая, лента васильковая.
Ножки, как точеные,
Туфли золоченые. (Фуксия)
Стоит мокрый Ванек
В кудрях красный огонек. (Бальзамин)
Щучий хвост
В землю врос. (Сансевьера)
Не подушка для иголок,
Не ежик, и не елка,
Но не даст себя в обиду,
Потому что весь в иголках. (Кактус)
Правила ухода за комнатными растениями.
Поливать растение водой комнатной температуры температуры. Вода должна отстояться
в течение нескольких часов. Летом цветы поливать вечером, а поливать вечером, а зимой - утром.
Рыхлить палочкой поверхность земли в горшочке горшочке, чтобы к корням поступал воздух.
Рыхлить осторожно, чтобы не повредить
корни растений.
С крупных гладких листьев вытирать пыль
чистой влажной тряпкой или губкой.
Растения с мелкими листьями и листьями
опушёнными очищать от пыли мягкой
кисточкой.
Опрыскивать из пульверизатора.
Осторожно срезать с растений сухие
листья и ветки.
Совместная деятельность с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )
С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...
Открытое занятие по окружающему миру. Растения рядом с нами. Комнатное растение.
Беседа с детьми о комнатных растениях. Условия содержания комнатных растений. Их размножение. Рисование комнатного растения с натуры....
Комнатные растения. Тема: Ознакомление с комнатными растениями.
Программное содержание:...
Влияние труда дошкольников по уходу за растениями на участке и по выращиванию овощей на развитие познавательного процесса. Влияние труда дошкольников по уходу за растениями на участке и по выращиванию овощей на развитие познавательного процесса.
Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях....
Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе ДОУ компенсирующего вида по формированию представлений о себе и окружающем мире на тему: «Ребенок и мир растений. Польза растений. Овощи».
Конспект НОД содержит педагогический замысел, коррекционно-развивающие задачи. Состоит из нескольких частей: вступительная часть, информационная часть, проблемная ситуация, стимулирование речемыслител...
Организации труда в уголке природы с подгруппой детей в подготовительной группе (уход за комнатными растениями, посадка черенков комнатных растений). НОД.
Конспект НОД по обучению детей подготовительной к школе группе посадке растений....
Занятие в подготовительной группе «Растения вокруг нас. Лекарственные растения»
Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....