наблюдение за осенними деревьями
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: уточнить представление детей об основных частях дерева (корень, ствол, ветви, листья). Конкретизировать представления об осенних изменениях в природе, полученные в процессе повседневных наблюдений (расцвечивание листьев на деревьях и кустарниках, окончание цветения, появление семян и плодов, исчезновение многих знакомых птиц и др.); упражнять детей в различении растений в осеннем наряде, обогатить эстетический опыт, вызвать радостные переживания от восприятия осенней красоты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nablyudeniya_za_osennimi_derevyami.docx | 20.19 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 7 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ОО «Познавательное развитие» «Ознакомление с миром природы»
в группе дошкольного возраста с 6 до 7 лет
«Наблюдение за осенними деревьями»
Подготовила: воспитатель Мохирева А.А.
Санкт-Петербург
2021
ОО «Познавательное развитие» «Ознакомление с миром природы»
в группе дошкольного возраста с 6 до 7 лет
«Наблюдение за осенними деревьями»
Задачи:
- Систематизировать и закреплять знания детей об осени и осенних явлениях природы.
- Закреплять знания детей о названиях деревьев, их строении и основных признаках. Дать представление о причинах листопада.
- Конкретизировать представления об осенних изменениях в природе, полученные в процессе повседневных наблюдений (расцвечивание листьев на деревьях и кустарниках, окончание цветения, появление семян и плодов, исчезновение многих знакомых птиц и др.).
- Упражнять детей в различении растений в осеннем наряде, обогатить эстетический опыт, вызвать радостные переживания от восприятия осенней красоты.
Словарь (лексический минимум):
- Существительные: Осень, время года, месяц, сентябрь, октябрь, ноябрь, примета, листопад, листва, дерево, рябина, дуб, клен, корень, ствол, кора, ветка, лист, листва, крона, предзимье
- Прилагательные: Ранний, поздний, золотой, прекрасный, лиственный, крупный, мелкий, резной, низкий, высокий, белоствольный, стройный, рябиновый, дубовый, кленовый, осиновый, тополиный.
- Глаголы: Падать, шуршать, моросить, убирать, улетать, вянуть, сохнуть, желтеть, краснеть, увядать, опадать, осыпаться, сбрасывать, шелестеть.
- Наречия: Пасмурно, дождливо, ветрено, ясно, высоко, низко, широко, узко.
Ход занятия:
- Ребята, давайте построимся парами и отправимся с вами на прогулку.
Проходим с детьми на площадку
- Давайте сделаем с вами большой круг и поиграем в игру «Разная осень»
Дидактическая игра «Разная осень»
Цель: Закреплять знания детей о разных периодах осени и осенних месяцах.
Материал: мяч
Ход игры:
Педагог предлагает детям повторить за ним цепочку слов:
- сентябрь, октябрь;
- октябрь, ноябрь;
- сентябрь, октябрь, ноябрь
Затем задает вопрос, бросает мяч ребенку и просит дать ответ полным предложением.
- Какие слова вы повторили?
Ответ детей (мы повторили названия месяцев)
- К какому времени года относятся эти месяцы?
Ответ детей (эти месяцы относятся к осеннему времени года)
- Сколько осенних месяца вы назвали?
Ответ детей (Мы назвали три осенних месяца)
- Какой месяц обозначает начало (середину) осени?
Ответ детей (Начало(середину) осени обозначает сентябрь(октябрь))
- Как называется период начала (середины) осени?
Ответ детей (Начало(середина) осени называется ранней(золотой) осенью)
- Как называется третий месяц осени?
Ответ детей (Третий месяц осени называется ноябрь)
- Как про этот месяц можно назвать по-другому?
Ответ детей (Ноябрь – это последний месяц осени)
- Как называется последний период осени?
Ответ детей (Последний период осени называется поздней осенью)
- Правильно, а еще этот период называют предзимье, т.е., перед зимой. Давайте повторим новое слово вместе. Кто-нибудь попробует объяснить его значение?
Ответ детей
- А какой период осени сейчас?
Ответ детей (золотая осень)
- Кто знает, почему осень называют золотой?
Ответ детей (осенью все листья на деревьях, кустарниках становятся желтыми и поэтому все кажется золотым)
- Правильно. А вы знаете как называется самое яркое явление осени?
Ответы детей
- Да, желтеют листья и опадают, листопад. А еще это явление называют расцвечивание листьев деревьев, кустарников. Как думаете, что значит слово расцвечивание? Расцвечиваются листья, значит окрашиваются в другой цвет, меняют цвет.
- Давайте сейчас построимся парами и посмотрим, как изменились кроны деревьев на территории нашего сада. Помните у какого дерева стали желтеть листья раньше остальных?
Ответ детей (у березы)
Воспитатель подводит группу к березе.
- Давайте вспомним, чем береза отличается от других деревьев?
Ответы детей (у нее белый ствол с черными черточками)
- Назовите березу ласково.
Ответы детей (березка, березонька, белоствольная красавица)
- Какие у березки по форме листья?
Ответы детей (похожи на сердечки, с зазубринами по краям)
- Какого цвета листья у березки?
Ответы детей (желтые и светло-зеленые)
- Много ли листьев на дереве?
Ответы детей
- Знаете, существует народная примета: если осенью листья берез начнут желтеть с верхушки, то весна будет ранняя, если начнут желтеть снизу быть поздней весне. А еще есть примета: теплый октябрь предсказывает холодную зиму.
- Давайте немного разомнемся с вами и пойдем к следующему дереву на нашей площадке.
Физкультминутка «Дождик»
К нам на длинной тонкой ножке
Скачет дождик по дорожке. (дети прыгают на одной ноге по кругу)
В лужице – смотри, смотри!
Он пускает пузыри! (становятся лицом в круг, ритмично приседают)
Стали мокрыми кусты,
Стали мокрыми цветы. (поднимают руки вверх, потряхивают кистями)
Мокрый серый воробей
Сушит перышки скорей. (встают, руки вдоль тела, потряхивают кистями)
После физминутки воспитатель проводит детей к рябине.
- Посмотрите какая богатая в этом году рябина, какой хороший дала урожай! Птичкам будет чем питаться зимой. И на это есть народная примета: Обильный урожай рябины предвещает холодную зиму. А еще обратите внимания на ее листья. Какие они?
Ответы детей (листья у рябины пожелтели, но не опали полностью)
- Об этом говорит следующая примета: если листья рябины не опадают полностью, а вянут, оставшись на ветках, то февраль будет лютым и морозным.
- Пойдемте к следующему нашему дереву.
Воспитатель проводит группу детей к клену.
- Как называется это дерево? Правда ли что оно самое красивое дерево осенью, почему?
Ответы детей (у клена очень красивая форма листьев, словно растопыренные пальцы, резная, а еще листья у клена разноцветные: зеленые, желтые, багряные)
- Да, вправду листья клена очень красивые. Посмотрите какие я на днях нашла. Все они разноцветные. Вот желтый лист, а по краям у него словно окантовка зеленая, специально кем-то расписанная. А вот багряный лист. Посмотрите какой еще есть интересный листок, сама осень наносила на него свои узоры. Ребята, а много ли листьев на дереве? Видно ли небо сквозь листья?
Ответы детей
- Много ли опало листьев? Каких листьев больше? (зеленых, красных, желтых)
Ответы детей.
- Давайте поиграем в игру «Чей листок». Например: лист березы – березовый, а лист рябины - …
Лист клена - ….
Лист тополя - ….
Лист дуба - ….
Ответы детей
- А сейчас изменим слово. Я говорю вам слово в единственном числе, а вы мне повторяете это слово во множественном числе и со словом много.
Дерево – деревья – много деревьев
Лист – листья – много листьев
Клен – клены – много кленов
Рябина – рябины – много рябин
Береза – березы – много берез
- Какие же вы все молодцы! Давайте сыграем с вами в подвижную игру «Бездомный заяц», наверняка все хотят уже побегать.
Подвижная игра «Бездомный заяц»
Цель: развивать быстроту движений, ориентирование в пространстве.
Ход игры: Выбирается «охотник» и «бездомный заяц», остальные «зайцы» стоят в обручах – домиках. «Бездомный заяц» убегает, а «охотник» его догоняет. «Заяц» может встать в домик, тогда «заяц» находившийся там, должен убежать. Когда «охотник» поймает «зайца», то они меняются местами.
В конце прогулки воспитатель предлагает детям собрать красивый осенний букет из листьев в группу или собрать листья для гербария
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
логопедическое занятие с детьми 6-7 лет «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью» Звук Ц], буква Йй
«Осень. Осенние месяцы.Периоды осени. Деревья осенью»Звук Ц], буква ЙйКоррекционно-образовательные цели. Обобщение и систематизация представлений об осенних изменениях в природе. Формирование ...
Наблюдение за ветками деревьев тополя и березы
Рассматривание и сравнение почек на ветках деревьев тополя и березына улице и в вазе в групповой комнате, наблюдение за изменениями, происходящих с почками на ветках тополя и березы...
Конспект-ОД по познавательному развитию в старшей-подготовительной-группе-Тема-Осень..Осень.Наблюдение за Осенью
Тема: «Осень» Цель: способствовать формированию у воспитанников элементарных математических представлений....
Конспект прогулки «Наблюдение за цветущими деревьями и кустарниками»
Конспект прогулки «Наблюдение за цветущими деревьями и кустарниками»...
Логопедическое занятие с детьми 6-7 лет «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью» Звук Ц], буква Йй
Коррекционно-образовательные цели. Обобщение и систематизация представлений об осенних изменениях в природе. Формирование представлений о периодах осени и их характерных особенност...
Методическая разработка наблюдений за природными объектами в средней группе «Наблюдение за осенними деревьями»
Задача методического пособия: приобщать детей к миру природы, обогащать представления детей о многообразии растений, животных, о человеке, а также об объектах неживой природы, встречающихся ...