Формирование элементарных географических представлений как средство познавательного развития у детей дошкольного возраста
статья по окружающему миру

Помочь детям увидеть окружающий мир, раскрыть  своеобразие и тайну жизни планеты Земля можно  через  знакомство с наукой  география.

География – это наука, которая включает в себя знания, помогающие дошкольникам  понять устройство окружающего мира, представить свою  планету, её океаны и континенты, страны и народы, прививает интерес к большому миру вокруг нас,  формирует познавательный интерес и любознательность, воспитывает экологическое сознание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.61 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование элементарных географических представлений как средство познавательного развития у детей дошкольного возраста

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Психолого-педагогические исследования (Б.Г.Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Л.А. Венгер, А.В.Запорожца, Т.А. Куликовой) показывают, что в дошкольном возрасте познавательный интерес проявляется, как стремление ребенка проникать во все многообразие окружающего мира, отражать в сознании причинно-следственные связи и отношения, закономерности. 

Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность на прямую удовлетворить присущую ему любознательность: Почему? Зачем? Как устроен мир? Любознательность, любопытство – это извечные и неискоренимые свойства человека. Мышление начинается там, где у ребенка появляется потребность ответить на вопрос. Вызвать эту потребность – это и значит поставить  цель умственного труда, говорил В. А. Сухомлинский.

Среди дошкольников отыскать тех, кого не интересует устройство всего живого на Земле, очень не просто. Ежедневно дети задают десятки вопросов – почему бывают землетрясение, почему море соленое, почему извергаются вулканы…. Волнуют их и  путешествия в дальние страны, интересуют люди и животные, которые там живут.

Помочь детям увидеть окружающий мир, раскрыть  своеобразие и тайну жизни планеты Земля можно  через  знакомство с наукой  география.

География – это наука, которая включает в себя знания, помогающие дошкольникам  понять устройство окружающего мира, представить свою  планету, её океаны и континенты, страны и народы, прививает интерес к большому миру вокруг нас,  формирует познавательный интерес и любознательность, воспитывает экологическое сознание.

Знакомство с географией  развивает интеллект, мыслительные процессы, расширяет кругозор дошкольника.

Удовлетворяя свою любознательность, познавая и исследуя окружающий мир, дети овладевают причинно-следственными, классификационными, пространственными и временными отношениями, которые позволяют связывать отдельные представления в единую картину мира.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. 

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает региональный компонент, как необходимое условие вариативности дошкольного образования.

Накопление дошкольниками социального опыта в рамках формирования и структурирования знаний о своем Отечестве является, на наш взгляд, основой воспитания гражданской идентичности обучающихся дошкольного возраста.

Национально-региональный компонент (родная природа, культурное наследие — памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор, народные игры и др.) в дошкольном образовании помогает детям ощутить и сознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане.

География – это наука, которая включает в себя обширные знания, помогающие понять устройство окружающего мира. Конечно, более глубокое и подробное знакомство с этим предметом происходит в школе, но и в дошкольном возрасте детям полезно представлять себе планету, её океаны и континенты, страны и народы.

Дети нуждаются в новой информации, их мозг готов впитывать её, как губка, ведь только так происходит его развитие. При изучении географии закладывается важнейшая база для формирования интеллекта, формируется основа для будущего кругозора дошкольника. Ребёнок узнаёт, что наш мир - это не только знакомые ему «дом-двор-садик». Формируя элементарные географические представления у дошкольника, он начинает фантазировать и представлять себе другие страны, людей и животных, их населяющих, учится мыслить шире. Детям становится очень интересно, а какое же место занимает в этой вселенной их дом, город, страна? Что происходит в других местах, что за люди там живут и чем они отличаются от нас?

Занятия географией формируют стремление познавать окружающий мир, а познание – функция не только интеллекта, но и личности, происходит развитие когнетивных процессов – внимания, памяти, мышления, восприятия, а также эмоции. Дошкольники учатся сравнивать, обобщать, анализировать. Например, вопросы «Почему Антарктида на глобусе и карте белого цвета? Почему там живет так мало животных?» заставляют дошкольников сравнивать континенты, искать причинно – следственные связи

Такие знания, помогают обучающимся дошкольного возраста узнать что-то новое и интересное, формируют эрудицию, память и внимание.

В целях развития познавательного интереса и активности дошкольников мы разработали программу общеразвивающей и компенсирующей направленности для детей 4-5 лет по формированию целостной картины мира «Клуб путешественников». Цель данной программы:  развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста по формированию целостной картины мира. К программе разработаны конспекты непосредственной образовательной деятельности. В ходе занятий педагог привлекает к активному участию в работе всех дошкольников,  учитывая их индивидуальные особенности, развивает способность оценивать и контролировать свои действия. На занятиях используются ситуация для развития у детей доброжелательного отношения к сверстникам, выдержки, целеустремленности. Педагог продумывает вопросы и задания для детей общеразвивающей направленности и для детей компенсирующей направленности.

Новый подход к использованию географического материала дает устойчивый положительный результат в формировании у детей познавательного интереса, а также обеспечивает  психологическую безопасность обучающихся и способствует развитию психологических процессов и личностных свойств ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование географических представлений как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста

Проект по позновательному развитию "Формирование географических представлений" для детей старшей и подготовительной групп. В данном разделе раскрыта актуальность данной темы, цели,задачи, фо...

«Формирование элементарных математических представлений с помощью дидактических игр у детей дошкольного возраста»

Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника....

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности «Формирование элементарных математических представлений» образовательной области «Познавательное развитие» для детей подготовительной к школе группы на тему: «На помощь Буратино»

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности  «Формирование элементарных математических представлений» образовательной области «Познавательное развитие»д...

"Формирование элементарных математических представлений с помощью дидактических игр у детей дошкольного возраста."

Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение яв...

Технологическая карта дидактической игры по формированию элементарных математических представлений образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшей группы

ФЭМП оказывает огромное влияние на всестороннее развитие личности ребенка. В основе познания элементарных математических представлений качественных и количественных признаков предметов и явлений ...