Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «По следам осени»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
данный материал интегрируется с экспериментальной деятельностью
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
po_sledam_oseni.docx | 16.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательному развитию
в подготовительной группе
«По следам осени»
Журавли летят на юг, засыпает майский жук,
Ты тепла уже не жди,
Каждый день идут дожди.
- о чём говорится в этом стихотворении? (об осени). Объясните, почему вы так решили?
В природе всё меняется с приходом осени. Посмотрите на осенние пейзажи.
(рассматривание картин с изображением осенних пейзажей)
- опишите, какую осень вы видите
-А вы задумывались, почему красота осени не сохраняется? Почему листья желтеют и опадают? И как они опадают? Вы хотели бы узнать ответы на эти вопросы?
- Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо провести исследования в нашей лаборатории.
Перед вами листья с разных деревьев (кленовые, берёзовые, дубовые)
- А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья?
Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит.
-А вам интересно узнать, как устроен лист?
Для того, чтобы получше рассмотреть листья, чем надо пользоваться?
Воспользуемся увеличительным прибором — лупой.
Исследование №1 «Рассматривание строение листа с помощью лупы»
Материал: лупа, осенние листья разной формы.
Воспитатель: Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой. Рассмотрите теперь обратную поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.
Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа. Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.
Какой можно сделать вывод?
Дети: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой. Листья имеют разную форму.
Проблемный вопрос:
-Почему же осенью листья изменяют окраску и опадают? (Предположения детей)
- почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.
Исследование №2 «Почему лист зеленый?»
Оборудование: зеленые листья, лупа.
(Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).
Воспитатель: Давайте сначала выясним, почему листья зелёные?
Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?
Дети: На ткани появились зеленые пятна.
Воспитатель: Это зеленое вещество из листочка называется - хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет. Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного света. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет, становится желтым или …Оранжевые, красные, коричневые, зеленые.
Исследование №3. «Почему опадают листья?»
Оборудование: листья крупные и мелкие, лупа
Воспитатель: Ребята, а почему листья опадают? Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают. Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке.
Эксперимент «Как листья опадают»
Воспитатель: На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.
Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев.
- Пока лист летел, что вы заметили?
- Быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился?
-Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?
Вывод детей: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.
Исследование №4 «Что же случается с опавшими листьями?»
Ответ детей: Они высыхают.
(рассматривание гербария с осенними листьями)
- сравните листья у вас на столе, которые я собрала сегодня утром, с листьями, которые я собирала в прошлом году.
- А вы сумели бы на слух определить шелест сухих и только что опавших листьев?
Дети берут коробочки и определяют на слух, в какой сухие, а в какой не засохшие листья.
Вывод детей: Сухие листья шуршат сильнее.
- А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Волшебный листик». Мы все встанем в круг и будем передавать листик друг другу и рассказывать все, что узнали сегодня интересного и нового об осени.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по изобразительной деятельности (подготовительная группа) ТЕМА: «Сказочный осенний лес»
Конспект занятия по изобразительной деятельности(подготовительная группа)ТЕМА: «Сказочный осенний лес»...
Занятие по экологии в подготовительной группе «По следам осени».
Занятие по экологии в подготовительной группе "По следам осени"...
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе методом тычка: «Осень вновь пришла».
Программное содержание. Закреплять и расширять представления о приметах осени. Вызывать желание рисовать осенний лес.Продолжать знакомить детей с техникой нетрадиционного рисования (методом тычка).Раз...
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Такая разная осень»
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Такая разная осень»...
Конспект занятия по аппликации в подготовительной группе «Композиция из осенних листьев»
Цель конспекта по аппликации: познакомить детей с новым видом аппликации – флористикой, продолжать знакомство с осенней природой и продолжать решать проблемную ситуацию «Как сохранить...
Конспект занятия по Экологии для подготовительной группы "По следам осени"
Конспкт занятия по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе группы....