занятие "Жертвы нацизма в годы войны"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Тема: «Чтобы помнили... День памяти жертв фашизма»
Цель: познакомить учащихся с историей возникновения «Дня памяти жертв фашизма»;
изучить ряд исторических фактов.
Задачи:
развивать национальное самосознание, стремление к взаимопониманию между
людьми разных сообществ;
воспитывать чувства уважения и признательности к участникам Великой
Отечественной войны, бывшим малолетним узникам концлагерей;
формировать и развивать навыки поисковой деятельности (работа с историческими
источниками, с художественной литературой).
Организационный момент.
Дорогие ребята! Сегодня мы будет говорить о важном. Тема нашего занятия —
«Международный день памяти жертв фашизма». Вы узнаете об истории возникновения
этого «Дня памяти», услышите о тяжелых годах Великой Отечественной Войны, мы
будем говорить о создании в годы войны тысяч концлагерей и о тех людях, которые погибли там, о зверствах фашистов.
Основная часть.
Международный день памяти жертв фашизма отмечается ежегодно во второе
воскресенье сентября. Он был установлен в 1962 году.
В этот день миллионы людей, которые знают и помнят историю, склоняют головы в память о тех, кто был уничтожен самой безжалостной, самой бесчеловечной военно-политической машиной.
Желание построить «новый порядок» на деле вылилось в войну, охватившую весь мир,
лагеря смерти, уничтожение миллионов людей.
День памяти жертв фашизма отмечается в каждой стране, которая непосредственно
принимала участие в военных действиях. Этот день проходит под знаком посещения
солдатских могил, памятников, мемориалов, возложения венков и цветов. Это
трагический день, который останется надолго в памяти нескольких поколений.
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят.
Но выше подними Великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей…
Война — какое страшное и жестокое слово. Достаточно вспомнить годы Великой
Отечественной Войны, которые унесли миллионы жизней мирных людей, стариков,
детей, и наши сердца начинают наполняться горестью, слезами, болью.
День памяти учит нас не только оценивать то, что было на Земле несколько десятилетий
назад. Грош цена тому, кто помнит историю и не извлекает уроков на будущее.
В 1939 году началась Вторая мировая война. За 6 лет от рук фашистов погибло свыше 62
миллионов человек. В руины были превращены тысячи городов и сёл. Вот несколько примеров того, как фашисты пытались превратить человечество в рабов. Хатынь – одна из белорусских деревень. Таких до войны было тысячи. Жители Хатыни были мирными, добрыми людьми. Они растили хлеб, воспитывали детей и никогда никому не желали зла.
Но 22 марта 1943 года в деревню вошел 118-ый батальон охранной полиции и окружил
её. Всё население Хатыни: взрослые, старики, женщины, дети – были согнаны
карателями в колхозный сарай. Тех, кто пытался убежать, убивали на месте.
Когда всех людей собрали в сарае, каратели заперли двери, обложили сарай соломой,
облили бензином и подожгли. Деревянное строение быстро загорелось. Под напором
десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде,
охваченные ужасом, задыхаясь, люди бросились бежать… Но тех, кто вырывался из
пламени, расстреливали из пулемётов.
В огне сгорели 149 жителей деревни, из них 75 детей младше 16 лет. Сама деревня была
уничтожена полностью.
Из взрослых жителей деревни выжил лишь 56-летний деревенский кузнец Иосиф
Каминский. Обгоревший и раненый, он пришёл в сознание лишь поздно ночью, когда карательные отряды покинули деревню. Ему пришлось пережить ещё один тяжкий удар, среди трупов односельчан он нашёл своего сына. Мальчик был смертельно
ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца.
Самое немыслимое и страшное из зверств фашизма – лагеря смерти
Главной целью фашистов в этих лагерях было уничтожение человеческого достоинства,
превращение людей в животных и уничтожение людей по национальному
признаку. Всего через концентрационные лагеря прошло 18 млн. человек, из которых
погибло около 12 миллионов человек. В таких лагерях узников содержали в
нечеловеческих условиях, заставляли работать по 18 часов в сутки. Обессиленных и
больных сжигали заживо в печах крематория, душили в газовых камерах, расстреливали.
Не щадили даже детей. У них забирали кровь, чтобы лечить раненых в боях фашистов.
Над людьми ставили опыты, после которых невозможно было выжить. Сколько зверства,
страданий и горя принесли фашисты мирным людям!
Одним из лагерей был лагерь Освенцим. Этот концлагерь называли комбинатом смерти. Освенцим был создан в 1939 году по приказу Гитлера .
Две самые большие газовые камеры были рассчитаны на 1450 человек,
но эсэсовцы загоняли туда по 1600 — 1700 человек. Они шли за заключенными и били
их палками. Задние толкали впереди идущих. В результате, в камеры попадало столько
узников, что даже после смерти они оставались стоять. Падать было некуда».
В Освенциме истреблено свыше 4 миллионов человек. 27.1.1945 он был освобожден
Советской Армией.
БУХЕНВАЛЬД, немецко-фашистский концлагерь… «Каждому своё» – девиз,
написанный на воротах Бухенвальда. Один из первых лагерей смерти, построенных в Германии в 1937 году. В лагере было 52 основных барака. От холода ни один человек не
выжил. В Бухенвальде было 56 тысяч заключенных.
В Бухенвальде проводились эксперименты на способность выдержать низкое атмосферное давление и низкие температуры организма. Часто людей оперировали без наркоза. Экспериментировали с отравляющими веществами, т.е. определяли, какой дозы яда достаточно для наступления смерти.
Освобождение Бухенвальда произошло 11 апреля 1945 года руками самих же узников. Узнав о подходе союзных войск, они обезоружили охрану, взяли в плен лагерное руководство и двое суток управляли лагерем, пока не подошли американские солдаты.
Предлагаю почтить память жертв фашистских концентрационных лагерей МИНУТОЙ МОЛЧАНИЯ.
После ужасов войны, оккупации, концлагерей никто и помыслить не мог о возможности возрождения фашизма на Земле. За долгую историю человечества нет ни одного примера, когда идеи национализма, фашизма,принесли бы пользу народу и стране. И мы с вами сегодня должны уметь противостоять этим идеям. К этому нас призывает кровь наших соотечественников, отданная за правое дело, за наше светлое будущее.
Смерть замученных нельзя простить фашизму.
Помните погибших на войне.
Берегите мир во имя жизни
Скажем вместе: «Нет войне!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОДОЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ В ГОДЫ ВОЙНЫ 1941-1945г.г.
ПОДОЛЬСКИЕ КУРСАНТЫТАЛАЛИХИН-МЛАДШИЙ ЛЕЙТЕНАНТ...
Рассказывание детям о наш городе в годы войн
формировать представление о ВОВ, о военных действиях, о защитниках города; упражнять в правильном звукопроизношении в процессе речевых высказываний; продолжать развивать монологическую речь детей; вос...
Воронеж в годы войны
В этой презентации представлены фотографии города Воронежа во время войны. Также вашему вниманию предлагается совершить прогулку на машине времени....
Воронеж в годы войны
Цели: познакомить детей с историей города во время Великой Отечественной войны, воспитывать чувства гордости за защитников родного города, развивать познавательный интерес.Ход занятия1....
Сочинение "Соликамск в годы войны"
Современный Соликамск красив, интересен, полон замечательных творческих людей! А каким он был в годы Великой Отечественной войны?...
Экскурсия к Обелиску, погибшим в боях за Родину в годы войны.
Вспоминают наши дедыПро былые времена,Надевают в честь ПобедыБоевые ордена.Отстояли наши дедыТруд и счастье на земле....
Конспект беседы для старшей группы «Дошкольникам о войне. Тюмень в годы войны»
Пояснительная записка.В соответствии с новыми стандартами и ситуацией в стране тема патриотического воспитания актуальна, как никогда. Считаю необходимым дать первоначальные знания по отечествен...