Познавательно-исследовательская деятельность
статья по окружающему миру

Экспериментирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelno-issledovatelskaya_deyatelnost.docx19.27 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие познавательно – исследовательской деятельности дошкольников»

                                                                     

                                                                                                                                                                  «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
Сухомлинский. В.А.

Дошкольники – это исследователи. Это подтверждает их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Говоря о познавательной деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?)

Путей развития потенциала личности существует много, но собственно удовлетворение познавательных потребностей, бесспорно, один из самых эффективных.

Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда, поэтому нужно обустроить ее таким образом, чтобы она способствовала развитию познавательно -  исследовательской деятельности детей.

Важно создавать условия по организации самостоятельной исследовательской деятельности дошкольников.

Педагогами  делается всё больший акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследования предоставляют возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.  

Непосредственный контакт ребёнка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытнической деятельности учить детей наблюдать, размышлять, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Вся воспитательно - образовательная работа построена на применении наиболее эффективных методов, активизирующих исследовательскую деятельность детей.  От успешности планирования зависит дальнейшее развитие ребёнка. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получают дети, тем быстрее и полноценнее они развиваются.

 Создается необходимая для проведения исследований «мини-лаборатории», оснащённая специальным оборудованием, разнообразными материалами и т.д.

В мини- лаборатории могут быть:

- различные приборы: увеличительные стекла, магниты, лупы;

- разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы;

- природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;

- гайки, скрепки, винтики, гвоздики, проволоки;

- медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт;

- бросовый материал: пластмасс, кусочки ткани, кожа, меха;

- мука, соль, сода, свечи, фонарики;

Постепенно «лаборатория» пополняется новыми материалами для экспериментирования, поддерживая интерес детей, позволяя им вновь воспроизвести опыт, утвердиться в своих представлениях.

В своих опытах дети использовали лупы, зеркала, магниты, термометры, бинокль, верёвки, песочные часы, мелкие вещи из различных материалов (дерева, пластмассы, металла, резины).

Педагоги учат детей узнавать не только, из чего сделаны предметы (из бумаги, дерева, ткани, глины и т.д.), но и их разновидность: из бумаги - салфеточная, обёрточная и расширяется словарь детей.  Важное место в ознакомлении детей с материалом предметов занимал процесс освоения действий разного характера (экспериментального, моделирующего, алгоритмического) с использованием косвенных стимуляторов (алгоритмов, схем, моделей).

В работе можно использовать различные коллекции: «Бумаги», «Ткани», «Пуговицы», «Фантики»; емкости: пластиковые бутылки, банки, стаканы (разной формы, величины), мерки, воронки; а также материалы:

     - природные (жёлуди, шишки, семена, сучки, листья, крупа, зерно, опилки, древесная стружка);

     - бросовый (пробки, палочки, трубочки для коктейля и т.п.).

    - неструктурированные материалы: песок, вода, измельчённый пенопласт (для проведения опытов).

Предметно – развивающая среда обогащается и систематизируется в соответствии с погружением детей в ту или иную тему.

Например, знакомя детей со свойствами песка, педагог с детьми изготовили песочные часы. Песочные занятия способствуют развитию речи, мелкой моторики, памяти, воображения.

Подобрали формочки и совочки, миниатюрные игрушки, предметы (камешки, ракушки, веточки) и персонажи, встречающиеся в реальном и сказочном мире. Известно, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Массируя на кисти рук акупунктурные точки, можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.  Чем выше двигательная активность пальцев, тем лучше развита речь.  Сравнивая отпечатки взрослой и детской руки, внутренней и внешней стороны кисти, кулачков, косточек, одновременно можно делать массаж кисти.  

 Организовываются с детьми игры на песке.   

 Уголок природы, где размещены комнатные растения, подобранные с учетом программы. А в конце зимы на подоконнике появляется “огород” на окне. На “грядках” чудесного “огорода” прорастают лук и морковь, укроп и петрушка, а также здесь можно найти рассаду цветочных культур. Выращивая растения и ухаживая за ними, дети наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают цвет и форму листьев, рассматривают их через лупу, опытным путем определяют условия, необходимые для роста и развития.

Результаты фиксируются в дневниках наблюдений.  

Проводя экспериментально-исследовательскую работу на занятии, закрепляются полученные знания дидактической или подвижной игрой.  

Работа с родителями ведется параллельно с подготовкой детей к исследованию. Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи.

Для наглядной агитации можно приготовить:

- папку-ширму «Познавательно-исследовательская деятельность детей».

Для того, чтобы показать родителям организацию детского экспериментирования в практике работы группы, даны рекомендации по развитию познавательных интересов детей.

  - папку-ширму «Игры с песком круглый год». В ней раскрыта родителям важность игр с песком для развития детей, так как игры с песком способствуют развитию речи, мелкой моторики, памяти, воображения.  

В результате экспериментальная деятельность детей помогает углубить их представления о живой и неживой природе. Дошкольники учатся под руководством взрослых проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать своё мнение. Вся работа с детьми в этом направлении приобретает перспективу, систему, определённую последовательность.

 Можно говорить о том, что исследовательская деятельность, во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности; во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; в-третьих, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности; в-четвертых, способствует творческому развитию личности, являясь одним из направлений развития детской способности быть исследователем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект: развитие познавательно -исследовательской –конструктивной деятельности. Тема: « Широкая и узкая дорожки ». Дидактическая игра « Расставь машины на дорожках»

Цели: учить детей конструировать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память , мышление, активизировать словарный запас по теме.План...

КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе "СНЕГОВИКИ"

КОНСПЕКТ  познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе...

Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"

Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"...

Познавательно - исследовательская образовательная деятельность в подготовительной группе «Зимующие птицы»

Задачи:Образовательные: Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Дать детям представление о том, какую роль играют для птиц перья.Развивающие: Развивать память, мышление и воображени...

Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».

Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....