История и традиции местного малого народа - телеут
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Программное содержание: Познакомить детей с историей создания музеев, кто в России открыл первый музей, какие бывают музеи. Дать знания об историческом или краеведческом музеи. Рассказать об истории создания музея в городе Белово. Воспитывать желание знать историю своего города; любовь к своему городу; уважение к труду беловчан.

Словарь: хан, шаман,

Материал: фотографии, иллюстрации, книга «Белово».

Предварительная работа: Посещение историко-этнографического музея в селе Беково; историко-краеведческого музея в городах Белово и Ленинск-Кузнецка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teleut.docx19.02 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: История и традиции местного малого народа - телеут

подготовительная группа.

Программное содержание: Познакомить детей с историей создания музеев, кто в России открыл первый музей, какие бывают музеи. Дать знания об историческом или краеведческом музеи. Рассказать об истории создания музея в городе Белово. Воспитывать желание знать историю своего города; любовь к своему городу; уважение к труду беловчан.

Словарь: хан, шаман,

Материал: фотографии, иллюстрации, книга «Белово».

Предварительная работа: Посещение историко-этнографического музея в селе Беково; историко-краеведческого музея в городах Белово и Ленинск-Кузнецка.

Ход занятия:

-        Каждому современному жителю Кузбасса, в том числе и беловчанам интересно знать, кто жил н этой земле в глубокой древности. Мы с вами ездили в село Беково и познакомились с жителями - телеутами, этот народ жил здесь очень давно, но до них на Сибирской земле жили разные народы: гуннские племена, тюркские племена, уйгуры, Елисейские кыргызы, кара-китайцы, монголы. И когда ханство монголов ушло, на Кузнецкой земле появились телеутские племена, которые ушли от своих несправедливых правителей, которые постоянно воевали и поселились на реке Бачат. Ребята, а что вы можете рассказать самостоятельно о телеутском народе? (слушаем рассказы детей)

-        Телеуты называли реку Бачат - Байат, они селились у реки, потому что нужна вода, делали плетень двойной, заполняли между ними пространство землёй, обмазывали глиной и белили в доме. Телеуты - кочевники, у них были большие табуны коней, разводили овец, коров; занимались охотой на лосей, косуль, сусликов, белок, куниц, соболей.

У телеутов были шаманы и были свои боги, бог земли и бог подземного царства, люди приносили жертвы этим богам, убивали животных, устраивали в честь их пиры. Поклонялись духам, которые защищали семью, род, их называли Баянлары и Тосьтор, образки, как иконки у нас, в виде кукол - Эмэгендер. Самого главного духа звали Кайракан, он по их преданиям, жил в горах Каракана, вот почему эти горы называют Караканскими.

У телеутов своя национальная одежда: у мужчин рубахи пёстрые до колен, сапоги, белые или синие штаны, малахаи - шапки. Женщины носят длинные полотняные рубахи с поясом. Нижние платье из шёлка с короткими рукавами и обшитое золотой тесьмой нагрудник и ворот. Нагрудник обшит вокруг пуговицами. Поверх надевается кофта до колен. Воротник кофты широкий, украшен вышитым геометрическим орнаментом - обычно кубиками из золотых нитей.

Когда стало жить хуже, звери ушли далеко в тайгу, был голод, телеуты стали селиться в свои дома и перестали быть кочевниками. Они стали выращивать пшеницу, овощи, но продолжали разводить коней и других животных.

А сейчас я вам расскажу о некоторых обычаях телеутов. До сих пор в женитьбе сохранилась традиция умыкания невесты (воруют), по договорённости с невестой, раньше увозили на коне, а сейчас на машине. Если через два-три дня жених и его родители приходили в дом к невесте, отец невесты брал плётку и бил жениха за умыкание – это называлось мирением, потому что, потом родители жениха и невесты договаривались о свадьбе.

Возле своего дома телеуты раньше развешивали шкуры животных, которые были убиты для жертвоприношения духам; можно было увидеть шкуры лошади, коровы, козы, зайца, овцы - они как бы сидели.

Затем возле дома стали ставить ветки берёзы или всю берёзу, их нужно было 5 штук; сейчас в наше время берёзки садят возле дома, чтобы не ломать; и украшают их множеством разноцветных лент. Этот обряд называется «самдор» -человек подходит к берёзе с пиалой и деревянной ложкой и обрызгивает содержимым. Так люди просят духов, чтобы они охраняли семью и скот от несчастья.

В Ленинск-Кузнецке мы были с вами в красивом храме, это культура русского народа, она отличается от культуры телеутов, но этот народ тоже верит в Христа.

Много икон, свечей, Иисус Христос: они на нас смотрят, говорят, чтобы мы были добрыми, трудолюбивыми. Икона Божьей матери, Николая-чудотворца, Мать Мария бережёт наш дом, семью от несчастья, а Святой Никола бережёт здоровье всех близких людей. В церкви хорошо поют.Священники одеты красиво, в ризы позолоченные.

Зачем люди посещают храм, церкви?

Люди просят бога дать здоровье всем родственникам, и говорят спасибо ему, когда дома благополучно.

Ребята, а ещё мы посетили историко-краеведческий музей в городе Ленинск-Кузнецке и Белово, почему он называется историко-краеведческим.

Музей, где хранятся вещи, предметы из далёкого прошлого, нашего края, нашего города.

Да, чтобы донести историю своего края, города до нас, люди, которые жили и работали до сегодняшнего дня, старались сохранить интересные, красивые, самобытные предметы из домашней утвари, а так же, предметы одежды, какие-то самобытные предметы, полезные и нужные в те далёкие времена. И сейчас по этим экспонатам - так называют каждый предмет, историки и искусствоведы изучают и рассказывают, нам о жизни людей нашего края в далёком прошлом, как жили раньше. Посетив музей, мы узнали, как появился город Белово, мы узнали его историю. А когда же в нашей стране появился первый музей? Какие бывают музеи?

Воспитатель показывает иллюстрации с изображением Кунсткамеры в Санкт-Петербурге; Музеев в Москве.

Первый музей в России появился при царе Петре 1. назывался он Кунсткамера. Этот музей существует и по сей день. Там можно увидеть диковинные вещи: старинные пушки, древние рукописи, а ещё можно увидеть барашка с восемью ногами, овечку с двумя языками - таких экспонатов, которые были очень интересные.

А ещё в Москве есть музей игрушек, в котором можно увидеть игрушки, которыми играли больше ста лет тому назад.

Есть зоологический музей, где можно увидеть чучело динозавра, коллекцию бабочек, снежного человека. Есть художественные музеи, где собрана коллекция произведений искусства разных художников. Картины наших художников, города Белово, мы можем увидеть в выставочном зале «Вернисаж». В городе Белово много талантливых художников, с картинами Н. Козленко мы уже знакомы. На новую выставку картин мы с вами обязательно пойдём.

Сегодня мы с вами убедились, как богат человек трудом и своим творчеством, рядом с трудом всегда человек устраивал свою жизнь и предметы вокруг себя так, чтобы было приятно одеться, и есть из красивой посуды, чтобы у лошади была уздечка особой чеканки. Везде, куда прикасалась рука трудолюбивого человека, всё становилось ладным, красивым, а вы хотели бы быть художниками, или творцами народного искусства?

Высказывания детей переходят в самостоятельную творческую деятельность: аппликации, рисование, лепка, шитьё бисером.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по ознакомлению детей с историей и традициями своего народа Проект «Мой край у Байкала»

Национально-региональный компонент имеет большое воспитательное значение для формирования гражданственности, патриотических чувств и духовно-нравственного воспитания дошкольников.  Обращение к на...

"История и традиции белорусского народа"

С помошью данного материала дети получат знания о культуре и истории белорусского народа, понятия о единстве славянских народов....

Проект "Русский народ: история, культура, традиции и обычаи" старшая группа

Цель проекта:      Воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщении детей к истокам русской народной культуры, традиции и обычаев. На основе позн...

Презентация проекта "Русский народ: история, культура, традиции и обычаи" для детей старшей группы

Тип проекта по доминирующей в проекте деятельности:-обучающий,-информационный,-творческий,-исследовательский,- игровой.Продолжительность: долгосрочный (6 месяцев).Время реализации проекта: сентябрь 20...

История и традиции узбекского народа

История возникновения нации-узбеки. Их культура и традиции....

Конспект игры – КВН «История, традиции и культура народов России»

Цель. Систематизировать знания педагогов об историческом прошлом государства, о государственном устройстве, символике, традициях и культуре, о географическом и природном компонентах. Формировать ...

Проект «Русский народ: история, культура, традиции и обычаи»

Проект «Русский народ: история, культура, традиции и обычаи»...