Прикоснись к природе сердцем
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Прикоснись к природе сердцем
Природа не для всех очей
Покров свой тайный подымает:
Мы всё равно читаем в ней,
Но кто, читая, понимает?
Д.В. Веневитинов, 1827 г.
Актуальность
Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в раннем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
Большинство современных детей, редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Пояснительная записка
Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты.
На маршруте происходит знакомство детей с естественными объектами, многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними. В настоящее время остро стоит проблема экологического образования. Экологическое просвещение является одним из выходов из глобального экологического кризиса, так как оно подразумевает гармонизацию экологического мышления и отказ от потребительского отношения к природе.
В привитии экологической культуры детям помогает экологическая тропа. Особенность процесса экологического воспитания на тропе природы состоит в том, что он строится на основе непринуждённого усвоения информации и норм поведения непосредственно в природном окружении.
Экологическая тропа – маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором дети получают информацию об этих объектах. Это одна из форм воспитания экологического мышления и мировоззрения.
Тропа имеет большое значение для изучения экологии, она знакомит воспитанников с разными объектами природы, находящимися в пределах территории ДОУ, позволяет передать знания о естественных явлениях и объектах, создать предпосылки для экологического воспитания и природоохранного мышления.
Таким образом, организация экологической тропы способствует:
- проведению учебной и пропагандистской работы по вопросам охраны природы;
- созданию условий для воспитания экологически грамотной культуры поведения человека в окружающей среде;
- приобретению педагогами, воспитателями опыта образовательно- воспитательной работы с детьми в природных условиях;
- изучению и наблюдению воспитанниками объектов и явлений природы.
4. Цели и задачи экологической тропы.
Цель: Создание благоприятных условий на территории детского сада по формированию экологической культуры воспитанников - совокупностей экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
Задачи:
- Развивать у детей дошкольного возраста экологические представления об объектах живой природы, условиях их роста, связях со средой обитания и сезонами.
- Выработать навыки экологически грамотного и безопасного поведения.
- Развивать эстетические чувства (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхищаться ею).
- Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе; вовлекать детей в посильную для них деятельность по уходу за растениями и животными.
- Формировать стремление, желание передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
- Развивать познавательные процессы через наблюдения, активные формы работы с детьми в рамках образовательной деятельности с объектами экологической тропы.
Участники тропы: воспитатели, родители, воспитанники детского сада.
Станции маршрута экологической тропы.
На протяжении маршрута экологической тропы мы запланировали 6 станций, т.е. остановок для экскурсантов, где они могут более подробно ознакомиться с теми или иными объектами природы.
1. Хозяин экологической тропы.
2. Необычный пень.
3.Уголок нетронутой природы .
4. Птичья столовая.
5. Во саду ли, в огороде.
6. Волшебный цветник.
В начале экскурсии рекомендовано начать беседу о культуре поведения в природе, рассказать о том, когда и с какой целью была устроена эта тропа.
"Мы создали экологическую тропу, для того, чтобы вы, пройдя по ней, увидели и узнали, как живёт и чувствует себя окружающая вас природа, чтобы каждый из вас почувствовал внутри себя желание сохранить природу. Экологическая тропа ждёт вас!
Формы и методы работы.
Экологическое образование постепенно становится важнейшим направлением в работе дошкольных учреждений. Один из путей повышения его эффективности состоит в использовании разнообразных форм и методов работы.
- Образовательная деятельность по экологическому воспитанию
- Экологические экскурсии.
- Уроки доброты.
- Опытно-экспериментальная деятельность.
- Экологические кружки.
- Экологические конкурсы.
- КВН, аукционы, марафон, викторина.
- Экологические акции.
- Обсуждение и проигрывание ситуаций.
- Трудовой десант.
- Зеленый патруль.
- Клуб последователей природы.
- Лаборатория юного эколога.
- Составление экологических карт.
- Ведение «Панорамы добрых дел».
- Ведение календарей природы.
- Коллекционирование.
- Экологические выставки и экспозиции.
- Экологические музеи.
- День (неделя) экологического творчества.
- Экологические праздники и фестивали.
- Экологические игры (дидактические, имитационные, игры-
моделирования экосистем, соревновательные, игры-путешествия и т.д.).
- Экологические сказки.
- Экологические тренинги.
- Инсценировки, театрализации и т.д.
Обсуждение и проигрывание ситуаций.
Эта форма работы способствует закреплению в сознании норм и правил поведения в природе.
Можно обсудить и проиграть следующие ситуации.
- Дети нарвали большой букет ландышей. Воспитатель расстроился такому поступку. Почему?
- Дети принесли в живой уголок маленького и беспомощного зайчонка. Что ты скажешь им? Вырази свое отношение к их поступку.
- Ягоды – по одной – в лесу собирать долго. Проще наломать веток с ягодами. Можно ли так поступать?
- Из гнезда выпал птенец. Какие действия ты предпримешь? И т.д.
Коллекционирование.
Это еще один способ привлечь внимание детей к окружающему миру. Коллекционирование не должно наносить вреда природе, поэтому лучше всего собирать различные породы и минералы.
Коллекционирование может положить начало беседам о природных богатствах России, об их использовании («Как получается стекло, железо?»; «Что такое уголь?»)
Коллекционировать можно все что угодно: запах, звуки, краски природы, открытки о природе, рисунки. Коллекции могут лечь в основу выставок, музеев, организуемых детьми.
Опытно-экспериментальная деятельность.
Усвоение зависимости между объектами и явлениями живой природы – наиболее сложная для детей дошкольников тема. Облегчить решение этой задачи можно с помощью уроков мышления, основу которых составляют ответы на разнообразные
«Как?»; «Почему?»; «Отчего?».
Например, «Почему у елки зеленые иголки?», «Как дышит береза?», «Где ночуют птицы?»
Не следует забывать познавательная деятельность детей должна сочетаться с эмоциональным восприятием им природы.
Уроки мышления можно проводить в разные режимные отрезки времени. Основным условием их проведения является интерес детей. Сочетание прогулок с увлекательным рассказом, с органичным включением художественных произведений способствует формирование у детей чувства природы.
Уроки доброты.
Проводится индивидуально или с небольшой подгруппой детей (старшего возраста) в минуты их обращения к миру природы.
Такие уроки, воздействующие на душу ребенка, не должны быть многословны; могут сочетаться с музыкой, восприятием художественных произведений.
Тематика уроков доброты: «Что значит быть добрым?», «Как заботиться о комнатных растениях?»; «Чем красив цветок?»; «Красота человека»; «Гармония красок»;»Чем удивительна лягушка?»; «Что нужно делать, чтобы не пугать животных?»; «Как ты проявляешь любовь к животным?»; «Что рассказала тебе природа?» и др.
Описание станций экологической тропы.
Экскурсионные объекты (станции)
Станции | Название объекта и основное содержание |
|
№1 Хозяин тропы. | «Старичок-лесовичок» Рассказ об экологической тропе, ее маршрутах. |
|
№2 «Необычный пень» | « Старый пень» |
|
№3 «Уголок нетронутой природы» | Наблюдение за живой природой в естественной среде (птицами, насекомыми, растениями). Рассказ о жизни птиц, насекомых, растений в различные времена года. |
|
№4 «Птичья столовая» | Кормушки. Рассказ о жизни птиц в разные времена года, о том, как нужно помогать птичкам зимой. |
|
№5 «Во саду ли, в огороде» | Мини-огородики. Наблюдение за огородом. Формировать обобщённые представления об овощах (овощи - это части и плоды растений, которые выращивают на огороде для употребления в пищу). Углублять знания об условиях, необходимых для роста растений, об экологических связях между неживой и живой природой. Уточнить представления о многообразии овощей. |
|
№6 «Волшебный цветник» | Цветники. Наблюдение за цветником, формирование обобщенных представлений о сезонных изменениях в природе; уточнить названия цветов, их строение ( стебель, листья, цветки, корни). Загадки о цветах. Чтение стихов. |
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Прикоснись к природе сердцем | 2.29 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Весна пришла в лес. Природа ожила после долгой зимы. На деревьях появились листочки. Распустились первые цветы. Птицы начали вить гнёзда и запели веселые песенки. Все жители леса радовались весне и теплому солнышку.
Всё чаще и чаще люди приходили в лес и устраивали пикники, веселились, шумели, пели песни, жгли костры. А когда уходили, оставляли за собой кучи мусора. Однажды даже забыли потушить костёр и чуть не случился пожар!
Деревьям и лесным жителям всё это очень не нравилось!
И лесной волшебник — Лесовичок превратил желудей и ёлочку в эколят — защитников природы.
Лесовичок отправил их к людям, чтобы Эколята рассказали, как нужно подружиться с природой, понять и полюбить её, как беречь и охранять лес и заботиться о его жителях. Эколята хорошо справляются со своей задачей и каждый день делают добрые дела!
создание собственной системы преодоления общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста средствами сказкотерапии.
Дети, давайте любить, беречь и охранять природу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Прикоснись с природе сердцем"К
КВН (совместное мероприятие детей и родителей)...
КВН для родителей: «Прикоснись к природе сердцем.»
Родительское собрание в форме КВН на тему: - "Прикоснись к природе сердцем." направленное на поблему экологической этики,поведение человека в природе....
"Прикоснись к природе сердцем"
Традиционный конкурс чтецов проходил под девизом "Сбережем окружающий мир". Дети демонстрировали свои умения выразительного исполнения стихов, участвовали в речевых играх, отгадывали загадки и ребусы ...
Бугакова Елена Геннадиевна. "Прикоснись к природе сердцем"
Описание системы работы по теме "Экологическое воспитание дошкольников"...
«Прикоснись к природе сердцем»
В современном мире экологическое воспитание и образование стало приоритетным направлением. Дошкольный возраст – важный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает...
Экологическая газета для родителей "Прикоснись к природе сердцем"
Экологическая газета предназначена для помощи родителям, как объяснить ребенку, что "вода - это жизнь" (круговорот воды)....
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Прикоснись к природе сердцем»
Что такое "бабье лето", его приметы. Дары природы. Уроки для родителей....