Проект по экспериментированию, подготовительная группа 2.
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Проект по экспериментированию, подготовительная группа 2.
Воспитатель: Беличенко В.В.
Пояснительная записка
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.
Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности.
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как опыты представлены с учетом актуального развития дошкольников. Кроме того используемый материал обеспечивает развитие двух типов детской активности:
1. собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим;
2. активность ребенка, стимулированная взрослым.
Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде.
Актуальность проекта.
Поисково-познавательная деятельность открывает для ребенка новый мир, полный загадок и чудес. У детей углубляются знания о природе – живой и неживой, они расширяют свой кругозор, учатся размышлять, наблюдать, анализировать и делать выводы. У детей появляется возможность быстрее и легче понять их качества и свойства.
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование.
Работая в дошкольном учреждении, всегда стремилась искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденом, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Результатом реализации проекта является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимание, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.
Цели и задачи проекта.
Цель: развитие интереса детей к поисково-экспериментальной деятельности.
Задачи:
- Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;
- Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;
- Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;
- Развивать наблюдательность;
- Воспитывать такие качества как желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.
Вид проекта: групповой; краткосрочный; поисково-исследовательский.
Участники проекта: воспитатель группы, дети 6 -7 лет.
Состав проектной группы: воспитатели и воспитанники группы 6 – 7 лет.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный.
• Изучить и проанализировать методическую литературу по теме
• Составление планирования опытно-экспериментальной деятельности
• Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности.
2 этап – основной.
Внедрение в воспитательно – образовательный процесс опытно-экспериментальной деятельности. Перспективный план.
3 этап – заключительный.
• Определить эффективность проведенной работы
• Провести анализ полученных результатов.
Место проведения: МАДОУ детский сад № 22 «Город детства».
Сроки проведения: июнь.
Режим занятий: 1 занятие в неделю, в первой половине дня. Продолжительность одного занятия 30 минут.
Ожидаемые результаты.
• Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
• Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.
• У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
Перспективный план работы по основному этапу проекта:
Программное содержание:
- Совместная деятельность педагога и детей (НОД по экспериментальной деятельности);
- Совместная деятельность родителей и детей.
Какая бывает вода? Что вода делает? Для чего вода нужна человеку? На все эти вопросы мы найдем ответы в нашей лаборатории, где мы будем проводить опыты и узнаем о свойствах воды, т.е. какая она вода?
«Вода бывает разной» закрепить знания детей о свойствах воды путем экспериментирования, выявить сходство и различие пресной и морской воды;
-развивать речь, мышление, любознательность, сенсорные способности;
-развивать умение делать выводы, умозаключения;
-воспитывать аккуратность при работе.
«Вода – жидкость»
Перелить воду из одного стакана в другой.
Вывод: вода жидкая, она может течь, это свойство воды называется текучестью.
«Вода принимает форму»
На столе лежат кубик и шарик.
Воспитатель: какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмём узкую банку и наполним её водой. Перельём эту воду в широкую банку. Форма, которую принимает вода, всё время изменяется.
Вывод: вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода-жидкость. Вспомните лужи после дождя. На дороге растекается, в ямках собирается, а в землю впитывается. И так вода не имеет формы.
«Вода может изменить свой цвет»
Возьмём два стакана один с водой, а другой с молоком. Возьмём картинку и поставим её за стаканом с водой. Нам видно картинку (ответы детей).
А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?
Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко нет. Значит вода прозрачная жидкость. Она может окрашиваться в разные цвета. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Опускаем в воду кристаллики марганцовки или краску. Смотрим через неё на картинку. Рисунок не виден. И так, делаем вывод, что вода может менять свой цвет в зависимости от того, какое вещество в нее добавили.
«Льдинки на тропинке»
Оборудование:
-краски
-3 ёмкости
-формочки
-вода
В ёмкости налили воды. Воду подкрасили акварельными красками разного цвета. Подкрашенную воду разлили в формочки. Формочки положили в морозилку. На следующий день получили разноцветные льдинки.
«Вода – растворитель»
На столах у детей 3 стаканчика (в одном пресная вода, в другом – морская, в третьем – сладкая.
А если у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают своё мнение.
Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы добавили в воду? (ответы детей). А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Так же не растворилось и масло, оно осталось на поверхности.
«Вода может склеивать»
Берем два листочка бумаги, соединяем их и двигаем в разных направлениях (свободно двигается). Опускаем в воду листы бумаги, соединяем, пробуем сдвинуть листы – не двигаются.
Вывод: вода обладает склеивающим действием.
«Облака»
Насыпать на поднос муку и брызнуть на нее из пульверизатора – образуются шарики, покрытые мукой.
Вывод: пылинки вокруг себя собирают мелкие капли воды, образуя одну большую каплю. Таким же образом происходит образование облаков. Вода склеивает муку.
«Тонет – не тонет»
В тазик с водой опускаем различные по весу предметы.
Вывод: если предмет легкий, вода держит его на поверхности. Если предмет тяжелый, вода не может его удержать – предмет тонет.
«Опыт по погружению в воду яйца»
Оборудование:
-2 яйца (свареное в крутую)
-соль
-вода
-2 ёмкости
Положили 2 яйца в разные ёмкости с водой. Они утонули. В одну ёмкость с яйцом насыпали соль. Яйцо всплыло и держится на поверхности. Вода солёная, поэтому вес воды увеличился, а яйцо стало легче солёной воды и оно поднялось на поверхность.
Когда поедете с родителями на море, то под их присмотром вы можете быстро научиться плавать в морской воде.
«Вода не имеет запаха»
Давайте определим есть ли запах у воды. (Ответы детей). Теперь размешаем в воде травяной настой и мятные капли. И снова понюхаем воду. У воды появился запах. Растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах.
Вывод: вода ничем не пахнет, у нее нет запаха.
«Фильтрование воды»
Бывает такая ситуация, что воды чистой рядом нет, но жизненно важно глотнуть хотя бы глоток воды. Существуют разные способы очистки воды. С самыми простыми способами, которые вам в жизни могут пригодиться, мы сейчас познакомимся. Для этого возьмём воронку, платок, вату и ёмкость для воды. Делаем очистительные устройства – фильтры.
«Невидимка воздух» формировать представление о воздухе, его свойствах; о роли в жизни живых существ. Развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию. Развивать мышление, учить делать выводы в процессе эксперимента.
«Я вижу воздух»
Задача: дать детям представление о том, что воздух можно увидеть в воде.
Выдохнуть воздух через трубочку в емкость с водой.
Вывод: если выдохнуть воздух в воду, то он скапливается в виде воздушных шариков и поднимается вверх. Воздух легче воды. Вода выталкивает воздушные шарики, которые стремятся вверх.
«Ловим воздух»
Задача: дать детям представление о том, что воздух везде вокруг нас.
Открыть прозрачный полиэтиленовый пакет, как бы «зачерпнуть» в него воздух, закрутить края. Пакет надулся и стал плотным, потому что в нем воздух. Вывод: воздух прозрачный, невидимый, легкий.
«Вертушка»
Задача: изготовление вертушки детьми для определения направления ветра. Научить детей определять направление ветра.
Сделать вертушку своими руками из бумаги.
Вывод: ветер дует на вертушку, и она крутится.
«Как поймать воздух?»
Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетом? Что в них находится? Какой он? Вы его видите? Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите пакет. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? И так, мы его не видим, но чувствуем.
«Парашюты» (дома совестно с родителями изготавливаем игрушечный парашют)
Оборудование:
-8 кусков верёвки по 40 см
-большой пластиковый пакет
-двухсторонний скотч
-игрушечный человечек
Из пакета вырезали круг и прикрепили к нему верёвки и человечка. Сложили парашют и бросили его как можно выше.
При спуске под куполом оказывается большое количество воздуха. Сила сопротивления воздуха уменьшает скорость падения.
«Воздух легче воды»
Перед вами стаканы с водой и трубочки для коктейля. Вставьте трубочки в воду и подуйте в них. Что вы видите? Что выходит из воды с пузырьками? Откуда он берётся? Пузырьки поднимаются на поверхность потому, что воздух легче воды.
«Имеет ли воздух вес?»
Нам понадобиться весы и два воздушных шара. Эти весы можно сделать сами из верёвочки и палочки. С двух сторон я подвесила шары. Посмотрите, сейчас весы уравновешены. Я возьму острую палочку и проткну один из шаров. Что произошло? Какой можно сделать вывод? Шар с воздухом опустился вниз, а лопнувший шар поднялся вверх. Значит шарик с воздухом тяжелее, чем шар без воздуха.
«Движение воздуха»
Задача: дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы
1.Самостоятельно сделать лодочки сначала без паруса, опустить их на воду и подуть, затем вставить паруса и опять подуть.
Вывод: на парус давит воздух, поэтому лодочка с парусом движется быстрее.
2.Подуть на перышко.
3.Подуть на плот с собачкой.
Вывод: воздух двигает предметы.
«Почему летит ракета?»
Задача: познакомить детей с принципом полета ракеты.
Надуть воздушные шарики и отпустить их.
Вывод: когда мы отпускаем надутый шарик, воздух стремится выйти наружу. Действие воздушной струи вызвало реакцию противодействия, и шарик полетел в противоположном направлении от выходящей струи воздуха. По такому же принципу летит и ракета, только баки ракеты заполняют горючим.
«Что в стакане»
Воспитатель: посмотрите, у меня в руках стакан. Как вы думаете, он пустой? Сейчас мы это проверим. Нам понадобиться ёмкость с водой и этот стакан. Перевернём стакан вверх дном и будем медленно опускать его в воду. Обратите внимание, что стаканчик нужно держать ровно. Что вы видите? Попадает ли вода в стакан? Вытаскиваем. Посмотрите, снаружи стакан мокрый, а внутри? (воспитатель предлагает детям потрогать стакан внутри). Ребята, почему вода не попала в стакан? Какой можно сделать вывод? Правильно, в стакане находится воздух, он не пускает туда воду.
«Почему гаснет свеча»
Оборудование:
-2 свечи
-2 блюдца
-банка
-спички
Взяли 2 свечи, поставили на блюдца и подожгли их. Одну из свечей накрыли банкой и стали наблюдать, что будет происходить дальше. Через некоторое время свеча накрытая банкой погасла.
Почему она погасла? В банке кончился кислород и образовался углекислый газ. Вот так и мы не можем жить без кислорода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_eksperementirovaniya_2021.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по экспериментированию, подготовительная группа 2.
Воспитатель: Беличенко В.В.
Пояснительная записка
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.
Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности.
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как опыты представлены с учетом актуального развития дошкольников. Кроме того используемый материал обеспечивает развитие двух типов детской активности:
1. собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим;
2. активность ребенка, стимулированная взрослым.
Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде.
Актуальность проекта.
Поисково-познавательная деятельность открывает для ребенка новый мир, полный загадок и чудес. У детей углубляются знания о природе – живой и неживой, они расширяют свой кругозор, учатся размышлять, наблюдать, анализировать и делать выводы. У детей появляется возможность быстрее и легче понять их качества и свойства.
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование.
Работая в дошкольном учреждении, всегда стремилась искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденом, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Результатом реализации проекта является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимание, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.
Цели и задачи проекта.
Цель: развитие интереса детей к поисково-экспериментальной деятельности.
Задачи:
- Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;
- Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;
- Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;
- Развивать наблюдательность;
- Воспитывать такие качества как желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.
Вид проекта: групповой; краткосрочный; поисково-исследовательский.
Участники проекта: воспитатель группы, дети 6 -7 лет.
Состав проектной группы: воспитатели и воспитанники группы 6 – 7 лет.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный.
• Изучить и проанализировать методическую литературу по теме
• Составление планирования опытно-экспериментальной деятельности
• Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности.
2 этап – основной.
Внедрение в воспитательно – образовательный процесс опытно-экспериментальной деятельности. Перспективный план.
3 этап – заключительный.
• Определить эффективность проведенной работы
• Провести анализ полученных результатов.
Место проведения: МАДОУ детский сад № 22 «Город детства».
Сроки проведения: июнь.
Режим занятий: 1 занятие в неделю, в первой половине дня. Продолжительность одного занятия 30 минут.
Ожидаемые результаты.
• Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
• Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.
• У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
Перспективный план работы по основному этапу проекта:
Программное содержание:
- Совместная деятельность педагога и детей (НОД по экспериментальной деятельности);
- Совместная деятельность родителей и детей.
Какая бывает вода? Что вода делает? Для чего вода нужна человеку? На все эти вопросы мы найдем ответы в нашей лаборатории, где мы будем проводить опыты и узнаем о свойствах воды, т.е. какая она вода?
«Вода бывает разной» закрепить знания детей о свойствах воды путем экспериментирования, выявить сходство и различие пресной и морской воды;
-развивать речь, мышление, любознательность, сенсорные способности;
-развивать умение делать выводы, умозаключения;
-воспитывать аккуратность при работе.
«Вода – жидкость»
Перелить воду из одного стакана в другой.
Вывод: вода жидкая, она может течь, это свойство воды называется текучестью.
«Вода принимает форму»
На столе лежат кубик и шарик.
Воспитатель: какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмём узкую банку и наполним её водой. Перельём эту воду в широкую банку. Форма, которую принимает вода, всё время изменяется.
Вывод: вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода-жидкость. Вспомните лужи после дождя. На дороге растекается, в ямках собирается, а в землю впитывается. И так вода не имеет формы.
«Вода может изменить свой цвет»
Возьмём два стакана один с водой, а другой с молоком. Возьмём картинку и поставим её за стаканом с водой. Нам видно картинку (ответы детей).
А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?
Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко нет. Значит вода прозрачная жидкость. Она может окрашиваться в разные цвета. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Опускаем в воду кристаллики марганцовки или краску. Смотрим через неё на картинку. Рисунок не виден. И так, делаем вывод, что вода может менять свой цвет в зависимости от того, какое вещество в нее добавили.
«Льдинки на тропинке»
Оборудование:
-краски
-3 ёмкости
-формочки
-вода
В ёмкости налили воды. Воду подкрасили акварельными красками разного цвета. Подкрашенную воду разлили в формочки. Формочки положили в морозилку. На следующий день получили разноцветные льдинки.
«Вода – растворитель»
На столах у детей 3 стаканчика (в одном пресная вода, в другом – морская, в третьем – сладкая.
А если у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают своё мнение.
Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы добавили в воду? (ответы детей). А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Так же не растворилось и масло, оно осталось на поверхности.
«Вода может склеивать»
Берем два листочка бумаги, соединяем их и двигаем в разных направлениях (свободно двигается). Опускаем в воду листы бумаги, соединяем, пробуем сдвинуть листы – не двигаются.
Вывод: вода обладает склеивающим действием.
«Облака»
Насыпать на поднос муку и брызнуть на нее из пульверизатора – образуются шарики, покрытые мукой.
Вывод: пылинки вокруг себя собирают мелкие капли воды, образуя одну большую каплю. Таким же образом происходит образование облаков. Вода склеивает муку.
«Тонет – не тонет»
В тазик с водой опускаем различные по весу предметы.
Вывод: если предмет легкий, вода держит его на поверхности. Если предмет тяжелый, вода не может его удержать – предмет тонет.
«Опыт по погружению в воду яйца»
Оборудование:
-2 яйца (свареное в крутую)
-соль
-вода
-2 ёмкости
Положили 2 яйца в разные ёмкости с водой. Они утонули. В одну ёмкость с яйцом насыпали соль. Яйцо всплыло и держится на поверхности. Вода солёная, поэтому вес воды увеличился, а яйцо стало легче солёной воды и оно поднялось на поверхность.
Когда поедете с родителями на море, то под их присмотром вы можете быстро научиться плавать в морской воде.
«Вода не имеет запаха»
Давайте определим есть ли запах у воды. (Ответы детей). Теперь размешаем в воде травяной настой и мятные капли. И снова понюхаем воду. У воды появился запах. Растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах.
Вывод: вода ничем не пахнет, у нее нет запаха.
«Фильтрование воды»
Бывает такая ситуация, что воды чистой рядом нет, но жизненно важно глотнуть хотя бы глоток воды. Существуют разные способы очистки воды. С самыми простыми способами, которые вам в жизни могут пригодиться, мы сейчас познакомимся. Для этого возьмём воронку, платок, вату и ёмкость для воды. Делаем очистительные устройства – фильтры.
«Невидимка воздух» формировать представление о воздухе, его свойствах; о роли в жизни живых существ. Развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию. Развивать мышление, учить делать выводы в процессе эксперимента.
«Я вижу воздух»
Задача: дать детям представление о том, что воздух можно увидеть в воде.
Выдохнуть воздух через трубочку в емкость с водой.
Вывод: если выдохнуть воздух в воду, то он скапливается в виде воздушных шариков и поднимается вверх. Воздух легче воды. Вода выталкивает воздушные шарики, которые стремятся вверх.
«Ловим воздух»
Задача: дать детям представление о том, что воздух везде вокруг нас.
Открыть прозрачный полиэтиленовый пакет, как бы «зачерпнуть» в него воздух, закрутить края. Пакет надулся и стал плотным, потому что в нем воздух. Вывод: воздух прозрачный, невидимый, легкий.
«Вертушка»
Задача: изготовление вертушки детьми для определения направления ветра. Научить детей определять направление ветра.
Сделать вертушку своими руками из бумаги.
Вывод: ветер дует на вертушку, и она крутится.
«Как поймать воздух?»
Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетом? Что в них находится? Какой он? Вы его видите? Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите пакет. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? И так, мы его не видим, но чувствуем.
«Парашюты» (дома совестно с родителями изготавливаем игрушечный парашют)
Оборудование:
-8 кусков верёвки по 40 см
-большой пластиковый пакет
-двухсторонний скотч
-игрушечный человечек
Из пакета вырезали круг и прикрепили к нему верёвки и человечка. Сложили парашют и бросили его как можно выше.
При спуске под куполом оказывается большое количество воздуха. Сила сопротивления воздуха уменьшает скорость падения.
«Воздух легче воды»
Перед вами стаканы с водой и трубочки для коктейля. Вставьте трубочки в воду и подуйте в них. Что вы видите? Что выходит из воды с пузырьками? Откуда он берётся? Пузырьки поднимаются на поверхность потому, что воздух легче воды.
«Имеет ли воздух вес?»
Нам понадобиться весы и два воздушных шара. Эти весы можно сделать сами из верёвочки и палочки. С двух сторон я подвесила шары. Посмотрите, сейчас весы уравновешены. Я возьму острую палочку и проткну один из шаров. Что произошло? Какой можно сделать вывод? Шар с воздухом опустился вниз, а лопнувший шар поднялся вверх. Значит шарик с воздухом тяжелее, чем шар без воздуха.
«Движение воздуха»
Задача: дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы
1.Самостоятельно сделать лодочки сначала без паруса, опустить их на воду и подуть, затем вставить паруса и опять подуть.
Вывод: на парус давит воздух, поэтому лодочка с парусом движется быстрее.
2.Подуть на перышко.
3.Подуть на плот с собачкой.
Вывод: воздух двигает предметы.
«Почему летит ракета?»
Задача: познакомить детей с принципом полета ракеты.
Надуть воздушные шарики и отпустить их.
Вывод: когда мы отпускаем надутый шарик, воздух стремится выйти наружу. Действие воздушной струи вызвало реакцию противодействия, и шарик полетел в противоположном направлении от выходящей струи воздуха. По такому же принципу летит и ракета, только баки ракеты заполняют горючим.
«Что в стакане»
Воспитатель: посмотрите, у меня в руках стакан. Как вы думаете, он пустой? Сейчас мы это проверим. Нам понадобиться ёмкость с водой и этот стакан. Перевернём стакан вверх дном и будем медленно опускать его в воду. Обратите внимание, что стаканчик нужно держать ровно. Что вы видите? Попадает ли вода в стакан? Вытаскиваем. Посмотрите, снаружи стакан мокрый, а внутри? (воспитатель предлагает детям потрогать стакан внутри). Ребята, почему вода не попала в стакан? Какой можно сделать вывод? Правильно, в стакане находится воздух, он не пускает туда воду.
«Почему гаснет свеча»
Оборудование:
-2 свечи
-2 блюдца
-банка
-спички
Взяли 2 свечи, поставили на блюдца и подожгли их. Одну из свечей накрыли банкой и стали наблюдать, что будет происходить дальше. Через некоторое время свеча накрытая банкой погасла.
Почему она погасла? В банке кончился кислород и образовался углекислый газ. Вот так и мы не можем жить без кислорода.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экспериментированию,подготовительная группа"Три задания для Иванушки"
Программное содержание:Образовательные задачи:-Обобщить знания детей разновидностей металлов, о свойствах и действия магнита.-Расширить представления детей о том, с какими предметами...
Конспект занятия в кружке экспериментирования (подготовительная группа) "Сделать магнит помогает электричество"
Конспект занятия в кружке экспериментирования "Сделать магнит помогает электричество" (подготовительная группа)...
УГОЛОК ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ Подготовительная группа
l развитие первичных естественнонаучных представлений,lнаблюдательности,l любознательности,l активности,lмыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение) ;l формирование...
Материалы для оформления центра познавательно-исследовательской деятельности (экспериментирования). Подготовительная группа
Маленькие дети – прирожденные исследователи. В этих материалах вы найдете подборку занимательных опытов для детей дошкольного возраста. Простые в исполнении эксперименты с использованием подручн...
Конспект открытого занятия по рисованию «ПУТЕШЕСТВИЕ В СИНЕЕ КОРОЛЕВСТВО» Художественное экспериментирование (подготовительная группа)
Предлагаю конспект открытого занятия в подготовительной группе детского сада по художественному эксперментированию...
Уголок экспериментирования подготовительная группа
Обустройство экспериментального уголка группы...
КОНСПЕКТ НОД по развитию речи с элементами экспериментирования подготовительная группа на тему: «Звуки вокруг нас»
Дать представление о звуке; разграничить понятие «звук» и «звуки речи»; совершенствовать устную речь детей....