Экологическое воспитание детей в детском саду
материал по окружающему миру
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Очень важно уже в раннем детстве сформировать у ребёнка щадящее, оберегающее и ответственное отношение к объектам живой и неживой природы. В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Она обогащает и развивает личность, поэтому должна быть так же широко использована в экологическом воспитании, как и в других сферах воспитания. Игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящие на её фоне, будут особенно эффективны. Игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskie_skazki_2.docx | 22.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание детей в детском саду
«Роль и место игры в экологическом воспитании дошкольников»
МИР, окружающий ребенка -это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.
В.А.Сухомлинский.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Очень важно уже в раннем детстве сформировать у ребёнка щадящее, оберегающее и ответственное отношение к объектам живой и неживой природы. В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Она обогащает и развивает личность, поэтому должна быть так же широко использована в экологическом воспитании, как и в других сферах воспитания. Игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящие на её фоне, будут особенно эффективны. Игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения»
Ещё В.А.Сухомлинский говорил: «Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра-это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.»
В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущим видом эмоциональной деятельности. Играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Эффективность ознакомления детей с природой в большей степени зависит от их эмоционального отношения к воспитателю, который обучает, дает задания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными. Поэтому, первый момент, который объединяет два аспекта педагогики (игру и ознакомление с природой), заключается в том, чтобы «погрузить» детей в любую деятельность и создать благоприятный фон для восприятия «природного» содержания.
Целью данной работы является изучение игры, как метода и определения её роли в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Учить детей замечать изменения, происходящие в природе и устанавливать причинное – следственные связи.
- Развивать такие качества, как любознательность, наблюдательность, чувства прекрасного.
- Воспитывать бережное отношение к природе, нетерпимость к бессмысленной порче растений и уничтожение насекомых, животных и птиц
- Воспитывать умение сочувствовать и сопереживать.
- Выявление структуры дидактических игр.
- Использование разнообразных игр экологического содержания
- Введение игровых приемов в практику обучения и воспитания дошкольников.
Направления работы в рамках методической темы:
1.Создание развивающей экологической среды:
2.Работа с детьми;
3.Работа с родителями
Развивающая экологическая среда включает: наличие экологических игр, календарь природы, мини огород, минилаборатория, наличие игрушек аналогов (муляжи фруктов и овощей).
Работа с детьми подразумевает собой непосредственно образовательную деятельность, проведение сезонных развлечений, экспериментирования, наблюдения и организация развивающей предметной деятельности.
По содержанию и правилам экологические игры делятся на:
Творческие игры-сюжетно-ролевые, театральные, строительные.
Игры с правилами –дидактические и подвижные.
Классификация экологических игр.
Сюжетно-ролевые игры предполагают наличие природоведческого, природоохранного или экологического содержания и существование определенных правил. Игры помогают детям познакомиться с различными природными явлениями, процессами. При экологизации традиционных сюжетно-ролевых игр важно соблюдать принципы научности и доступности отбора содержания.
Игры с готовым содержанием и правилами. Из этой группы игр в ознакомлении детей с природой используют дидактические и подвижные игры.
Дидактические игры - игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать.
Дидактические игры по характеру используемого материала делятся на предметные игры, настольно-печатные и словесные.
Предметные игры - это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, цветы, фрукты, овощи). В предметных играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектах природы. Например, объекты можно классифицировать по разным признакам (цвету, размеру, характеру происхождения, форме).
Настольно-печатные игры - это игры типа лото, домино, разрезные картинки («Зоологическое лото»; «Ботаническое лото»; «Четыре времени года»; «Подбери листок».) В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Игры сопровождаются словом, которое либо предваряет восприятие картинки, либо сочетается с ним.
Словесные игры - это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей и само слово. Проводятся они для закрепления знаний у детей о свойствах и признаках техили иных предметов.
Творческие игры природоведческого содержания - игры, связанные с природой. В них дошкольники отражают впечатления, полученные в процессе занятий и повседневной жизни. Во время игр дети усваивают знания о труде взрослых в природе, идет процесс осознания значения труда взрослых, формируется положительное отношение к нему.
Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом (песок, глина, камешки, шишки и т.д.). В этих играх дети познают свойства и качества материалов, совершенствуют свой чувственный опыт.
Строительные игры могут служить основанием для постановки опытов, которые организуются с целью разрешения возникающих вопросов: почему в одних условиях снег лепится, а в других - нет? Почему вода бывает жидкой и твердой?
Интеллектуальные игры. Анализ практики дошкольных учреждений показал, что большой популярностью у воспитателей пользуются такие известные игры, как «КВН», «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?». Они могут быть успешно использованы и для целей экологического образования старших дошкольников .
Самостоятельная игра. Педагоги и воспитатели отмечают, что в связи с активным распространением телевизионной и видеотехники, компьютеров, дошкольники стали намного меньше играть самостоятельно. Наблюдения за детьми показали, что даже в случае вовлечения в такую игру дети редко включают в нее экологическое (природоохранное, о правилах экологической безопасности и т.д.) содержание.
Дидактические игры. В этих играх используются натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды), картинки с изображением животных и растений.
Дидактические игры
Дидактические игры с естественным материалом природы или изображениями его являются основным способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности.
Игры проводят на занятиях, экскурсиях, прогулках в специально отведенное для них время.
Дидактические игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учетом возраста детей. Усложнение должно идти за счет расширения знаний и развития мыслительных операций и действий.
Дидактические игры, применяемые на занятиях, помогают детям усвоить качества предметов и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе.
Ведётся работа с родителями:
- привлечение к оформлению развивающей среды группы;
- родительские собрания в форме развлечения и игр;
- привлечение родителей к участию в экологических выставках
- участие в праздниках и развлечениях;
- индивидуальные беседы, консультации;
- стендовые консультации;
- анкетирование;
- клуб выходного дня;
В своей работе мною используется всё многообразие средств экологического воспитания (дидактические, творческие, сюжетно-ролевые и т.п. игры);создаю поисковые ситуации, провожу с ними экспериментальные опыты, исследования с элементами проблемной ситуации; решаем занимательные и творческие задания и др. В группе созданы все необходимые условия, в том числе, уголок природы - все это стимулирует активность детей, создает положительный, эмоциональный настрой и дает хорошие результаты в усвоении программных задач по экологическому воспитанию детей.
Таким образом, игра как метод экологического воспитания помогает в решении задач в формировании основ экологической культуры.
Использование игрового метода в экологическом воспитании детей дошкольного возраста способствует более эффективному усвоению детьми экологических знаний, умений и навыков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду
С помощью презинтации раскрыта система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду....
«Система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду»
«Система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду»...
Экологическое воспитание детей в детском саду
Экологическое воспитание - это направление дошкольной педагогике, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагог...
Презентация "Экологическое воспитание детей в детском саду". Тема: "Птицы".
Презентация на закрепление знаний детей старшего возраста....
Консультация для родителей "Экологическое воспитание детей в детском саду".
Консультация для родителей....
«Система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду»
В статье описывается опыт работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста, с привлечением всех участников образовательного процесса...
Экологическое воспитание детей в детском саду
Работа по самообразованию...