Познавательно-исследовательская игра с воспитанниками старшего возраста: «Мир эмоций: Удивление»
методическая разработка (старшая группа) по теме
Никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, "читать" эмоциональное состояние другого, а, во-вторых, управлять своими эмоциями. В рамках данного образовательного мероприятия воспитанники старшей возрастной группы знакомятся с эмоцией "Удивления".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskoe_meropriyatie.docx | 24.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Сказка» г. Тайшета
Познавательно-исследовательская игра в старшей группе
«Мир эмоций: Удивление»
Педагог-психолог:
Марач Олеся Владимировна
Познавательно-исследовательская игра в старшей группе
«Мир эмоций: Удивление»
Цель занятия: организовать образовательную ситуацию, способствующую развитию эмоционального интеллекта дошкольников старшей возрастной группы.
Задачи:
- Обучающая:
- формировать у дошкольников умение работать со схемами для оформления
выводов эксперимента;
- провести опыты, посредствам которых можно проследить происхождение эмоции
удивления;
- формировать умение выражать эмоциональное состояние мимикой и в
продуктивной деятельности;
- создать благоприятную эмоциональную атмосферу и условия для активной
игровой деятельности дошкольников.
- Развивающая:
- развивать познавательно-исследовательский интерес;
- формировать умение воспитанников понимать и выполнять словесные
инструкции педагога;
- способствовать развитию чувства эмпатии, умению осознанно воспринимать
свои собственные эмоции-чувства и переживания, а также понимать эмоциональное
состояние других.
- Воспитательная:
- вызвать познавательный интерес к психологическому занятию;
- побуждать воспитанников к проявлению инициативы и самостоятельности
мышления.
Возрастная группа: 5-6 лет.
Количеств воспитанников: 7 человек
Интеграция образовательных областей: «познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие».
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, продуктивная, познавательная.
Методы и приемы: практический, словесный, наглядный.
Образовательная технология: игровая.
Демонстрационный материал: презентация, «схема-выводов», искусственные цветы, ароматическое масло «Апельсин».
Раздаточный материал: пластилиновый набор для создания портрета гнома, шапочки гомиков (каждому участнику), листы бумаги с изображением очертания овала лица «Удивлинчика», зеркала (по количеству участников), мягкие магнитные зайчики для рефлексии.
Техническое оборудование: ноутбук, мультимедийное оборудование, аудио колонка, обруч с атласными лентами «сухой дождь».
Ход:
1 этап: Организационный: (2 минут)
- Здравствуйте ребята! Сегодня я приглашаю вас поиграть со мной. Вы хотите со мной поиграть?
Дети: Да!
- Я очень рада. Но, для начала давайте с вами познакомимся. Меня зовут Олеся Владимировна. Давайте теперь вы представитесь мне и скажете, как вас зовут. Играем в игру «Эхо».
- Для этого каждому нужно будет по очереди назвать свое имя и прохлопать его в ладоши по слогам, а потом все вместе хором хлопая его повторяем.
- Молодцы ребята!
2 этап: Мотивационный:
- Ребята хочу вам рассказать, что есть такая страна Эмоций и живут в ней забавные гномы. У каждого из них свое настроение: радостное, грустное, злое или спокойное. (Звонит телефон. Педагог отвечает, слушает).
- Ребятки, нам видеозвонок, посмотрим?
Дети: Да!
На экране выводится слайд с видео записью Гнома: «Ой, ребята! (с эмоцией удивления) Меня зовут Удивлинчик и я имею честь пригласить вас в страну Эмоций на свой день рождение. Приходите обязательно, вас будут ждать удивительные приключения!»
А, как вы думаете какое настроение сейчас у Удивлинчика?
Дети: (отвечают)
- Как вы догадались? На что вы обратили внимание чтобы понять эмоцию гномика?
Дети: (отвечают)
- Правильно. Чтобы понять какое настроение у человека, мы смотрим на его внешний вид. Попробуйте рассказать об удивленном человеке. (Ответы детей).
- У удивленного человека приоткрыт рот, брови и верхние веки приподняты. От удивления человек может вскрикнуть, а может замереть. Переживание удивления обычно бывает коротким и приятным. Давайте попробуем узнать почему гномика зовут Удивлинчик и откуда появляется эмоция удивления. Как вы думаете, каким образом мы сможем это узнать?
Дети: (отвечают)
- Конечно, нам нужно самим попробовать удивиться! Ну, что ребята, примем приглашение гнома? Отправимся к Удивлинчику? Давайте мы отправимся к нему домой на день рождения и найдем там подсказки, тем более к празднику уже все готово.
Дети: Конечно!
- А, свои открытия мы будем записывать на схему. Показывает схему. Мы уже узнали, что удивленного человека мы можем определить по внешнему виду (прикрепляет карточку «Внешний вид»).
- У меня как раз для этого случая есть волшебный портал. Когда вы пройдете через него, то сразу же окажитесь в стране Эмоций. Ну, что готовы? Тогда в путь! Педагог-психолог предлагает детям пройти по одному через «сухой дождь».
- этап: Практический: (15 минут)
- Вот мы и в стране Эмоций! Все добрались? Посмотрите-ка мы с вами стали такими маленькими, ну прямо настоящими гномами. Давайте с вами оденем шапочки гномов и посмотрим кто нас встречает. Так это же Удивлинчик! А, чей же это дом, как вы думаете?
Дети: Удивлинчика!
- Как вы догадались? Какие чувства в вас возникли, когда вы увидели этот дом?
Дети: Удивления.
Вот так дом. Ну что давайте заходить внутрь?
Дети: Да!
На слайде появляется картинка и звук поющего кота одновременно (ребята смотрят и слушают).
- Ой, какой удивительный дом и кот в нем поющий. Первый раз такое слышу! А, вы слышали раньше что бы коты песни пели человеческим голосом?
Дети: Нет!
- Вот так Удивлинчик, ну удивил. Какое у вас сейчас настроение, какая эмоция появилась, когда мы зашли в дом?
Дети: Удивление!
- Ребята, мне кажется мы с вами сделали два открытия! Когда человек слышит что-то необычное, он удивляется. Правда, ведь мы же с вами удивились (прикрепляют на схему картинку «Ухо»).
- А, еще когда человек удивляется?
Дети (рассуждают, что от увиденного можно удивиться)
- Правда, когда человек видит что-то необычное он тоже удивляется. Давайте прикрепим еще дно наше открытие на схему (прикрепляют картинку «Глаз»).
- Молодцы! Ребята посмотрите какие у Удивлинчика цветы. Хотите понюхать, как они пахнут? (дает понюхать, а у цветов запах апельсина). Ну Удивлинчик, ну удивил. Какая эмоция сейчас появилась у вас, когда вы понюхали цветы?
Дети: Мы удивились.
- Ребята, мне кажется мы с вами сделали еще одно открытие! Человек удивляется тогда, когда?
Дети: Чувствует необычный запах.
- Правда, ведь мы же с вами удивились? Давайте прикрепим еще дно наше открытие на схему (прикрепляют картинку «Нос»).
- Молодцы! Посмотрите, у Удивлинчика есть волшебные зеркала. Все, кто не посмотрятся в них становятся очень удивленными. Хотите заглянуть в них?
Дети: Конечно!
- Давайте пройдем за столы. Возьмите зеркало, зажмурьтесь, а теперь зеркало переверните к себе, откройте глаза и удивитесь. Посмотрите друг на друга, покажите какое у вас выражение лица, когда вы удивляетесь (дети выполняют задание). Обратите внимание, на то, как у вас расположены брови, какой формы глаза, рот, когда вы удивляетесь. Молодцы!
- Ребята мы же совсем забыли, что нас Удивлинчик пригласили на день рождение. И конечно же, как и на каждом празднике ребята играют в веселую игру. А, я знаю, что Удивлинчик любит играть в мыльные пузыри. А, вы хотите поиграть?
Дети: Да!
Давайте представим, что вы мыльные пузыри. Яркие, красивые, разноцветные. Вы все живете в баночке для мыльных пузырей (Дети подходят к ведущему и становятся близко друг к другу). Почувствуйте, как вам в ней тепло и уютно, как вам хорошо вместе. А теперь я подую на пузыри, и вы разлетитесь по группе с изображением того настроения, которое я вам скажу. А, как только вы услышите хлопок вернетесь опять в баночку. Поиграем?
Дети: Конечно!
Играют в игру «Мыльные пузыри». (Эмоции: радость, грусть, удивление).
- А, теперь за столики полетят удивленные пузыри.
- Ребята про подарок то для Удивлинчика мы тоже забыли. Что же делать? Говорят, что лучший подарок, это подарок, который сделан своими руками. Посмотрите, у вас на столах лежак листочки. Что на них нарисовано?
Дети: Картинка.
- А давайте каждый из вас сделает из пластилина портрет Удивлинчика. У вас в комплекте есть: брови, глазки, носик и ротик для удивленного гномика. Как вы думаете будет ли Удивлинчику приятно увидеть свой портрет? Удивится ли он?
Дети: рассуждают.
- Тогда приступим. Дети садятся, берут листы бумаги с изображением очертания овала лица «Удивлинчика», заготовки из пластилина и раскладывают все части лица на листочке, так, чтобы у гномика было удивленное выражение лица.
- Молодцы! Ребята, а теперь давайте поздравим Удивлинчика.
Дети: Поздравляем!
- Ребята, вы большие молодцы. Мы сегодня с вами сделали много открытий об удивленном настроении. Каких? Посмотрим на схему.
Дети: рассуждают.
Молодцы! Удивлинчика мы поздравили, подарки подарили и сделали много открытий про эмоцию удивления. А, теперь нам пора возвращаться обратно в детский сад. Мы вернемся так же, как и пришли через волшебный портал. Педагог-психолог предлагает детям пройти по одному через «сухой дождь».
Посмотрите внимательно, никто не остался в стране Настроляндии, все вернулись в группу? Посмотрите на друг друга, как мы все выросли. Я чувствую, что шапочки нам стали маловаты, ведь мы снова выросли и перестали с вами быть гномиками, а снова стали мальчиками и девочками.
4 этап: Рефлексивный: (3 минуты)
- Ребята мне сегодня очень понравилось путешествовать с вами. Скажите, пожалуйста, чему-то новому вы сегодня научились? Можете вы теперь рассказать и показать своим родителям то как выглядит удивленный человек и откуда появляются эмоции удивления.
Дети: Отвечают.
- Молодцы ребята! Посмотрите, на подносе лежат магнитные зайчики, а на экране изброжены гномики. Если вы думаете, что со всеми заданиями вы справились легко и все сегодня для вас было понятно, то прикрепите зайчика под изображением «Радостного гномиком», если вы испытывали какие-то сложности в нашем приключении, то прикрепляете зайчика под картинкой «Серьезного гномика». Ну, а если все что сегодня с вами происходило для вас было очень сложным и непонятным, то прикрепите своего зайчика под картинкой с изображением «Грустного гномика» (дети рефлексируют).
- А, теперь встанем в круг, возьмемся за руки и скажем: «Раз, два, три, четыре, пять скоро встретимся опять!». Похлопаем в свои ладошки самому себе и друг другу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методика проведения познавательно-исследовательской деятельности. Проведение экспериментов в старшем дошкольном возрасте»
доклад на педсовет для воспитателей...
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "История электрической лампочки"
Конспект составлен на основе технологии Коротковой Н.А. "Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста". Дети вместе с воспитателем совершают увлекательное путешествие в прошло...
Познавательно- исследовательский проект педагогов и воспитанников второй младшей группы "Камешки, ракушки".
Данный проект включает в себя информационную карту, в которой содержатся: цель, задачи, актуальность, этапы, ожидаемые результаты и продукты проекта.Проект направлен на познавательное и эк...
Познавательно-исследовательский проект "Развитие у детей старшего дошкольного возраста пространственных представлений в процессе использования дидактических игр"
Познавательно-исследовательский проект "Развитие у детей старшего дошкольного возраста пространственных представлений в процессе исользования дидактических игр"...
Организация совместной познавательно-исследовательской деятельности взрослых и воспитанников
Сообщение из опыта работы...
Познавательное развитие РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Конструирование имеет большое значение для умственного и эстетического развития, для овладения трудовыми навыками. В процессе конструкторской деятельности развиваются важные психические процессы дошко...
Педагогический познавательно-исследовательский проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста Тема: «Формирование инициативности у детей старшего дошкольного возраста с помощью экспериментально-исследовательской деятельности»
Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее...