целевая экскурсия "Муравьиный дом"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
дети узнают о некоторых профессиях муравьев. затем рассматривают макет муравейника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
целевая экскурсия "Муравьиный дом" | 560.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №42»
Целевая экскурсия
«Муравьиный дом»
Подготовила:
воспитатель
Лещук А.Г.
Саранск
2021
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Вид занятия: Целевая экскурсия.
Возрастная группа: старшая группа.
Целевая экскурсия «Муравьиный дом».
Цель: Формировать знания о муравьях, их образе жизни, о муравейнике.
Задачи:
Обучающие: Познакомить с образом жизни муравьев, распределением обязанностей, устройством муравейника.
Развивающие: Развивать эмоциональную отзывчивость интерес к жизни этих насекомых. Развивать речь детей, умение правильно отвечать на вопросы.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе, закреплять правила поведения в лесу. Воспитывать эмоциональное и бережное отношение к муравьям, любознательность.
Интегрируемые образовательные области:
ОО «Речевое развитие»
Развивать речь детей, умение правильно отвечать на вопросы.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Развивать эмоциональную отзывчивость интерес к жизни этих насекомых.
Развивать стремление к исполнительской деятельности.
ОО «Познавательное развитие»
Познакомить с образом жизни муравьев, распределением обязанностей, устройством муравейника, закрепление знания цифр.
ОО «Физическое развитие»
Совершенствовать физические качества посредством разнообразных форм двигательной деятельности.
Словарная работа:
Активизация в речи слов: муравей – фуражир, муравей – строитель, муравей – охранник, санитары леса,
Закрепление в пассивном словаре слов: муравейник, гусеница, тля, насекомые, личинки,
Предварительная работа:
ОО «Познавательное развитие»: наблюдение на участке за муравьями, беседы с детьми, слайдовая презентация «Что мы знаем о муравьях»,
ОО «Социально-коммуникативное развитие»: Просмотр фильма «Кого пасут и доят муравьи», дидактические игры: «Части муравья», «Да-Нет», «Чем питается муравей»
ОО «Речевое развитие»: разгадывание загадок, Чтение и обсуждение произведения В. Бианки «Приключения муравьишки», пословиц и поговорок о муравьях. рассказом Л.Н. Толстого о случае из жизни муравьев "О муравьях".
ОО «Физическое развитие»: проведение физ. минуток, подвижных игр.
ОО «Художественно – эстетическое развитие»: раскрашивание пластилином муравейника
Материал и оборудование:
Демонстрационный материал: письмо, плакат «Подземная часть муравейника», экологический знак «Не разоряйте муравейники»
Раздаточный материал: пластилин, доски для лепки, салфетки, природный материал
Оборудование: колонка с музыкой для игры.
Форма проведения: групповая
Методические приемы
Словесный: беседа, игры.
Наглядный: рассматривание плаката «Подземная часть муравейника», картинки муравьев
Практический: самостоятельное выполнение детьми задания «Муравей из природного материала»
Мотив детской деятельности: проблемно-игровой
Ход занятия:
1.Вводная часть.
При входе на участок видим игрушечную собаку с письмом в зубах.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это лежит на камне? (Письмо)
Воспитатель: Ребята, это письмо для вас. Хотите узнать, от кого оно?
Кто работает с утра:
Строит дом, несет дрова,
Тащит целый воз еды,
Мало ест, не пьет воды,
У него полно друзей.
Тот работник… (муравей.)
Воспитатель: Да, это письмо от муравья. Давайте почитаем!
«Дорогие ребята группы №4, как хорошо, что вы вышли на прогулку. Я простой муравей, злой паук заколдовал меня, превратил в невиданное насекомое, и меня не узнают мои братья- муравьи и не пускают в наш дом. Помогите мне избавиться от чар. Чтоб найти меня, пройдите по порядку по дорожке из камней» Ребята, поможем муравьишке? (ответы детей)
Воспитатель: Давайте вспомним, что мы знаем о муравьях. Поиграем в игру «Да-Нет».
Муравей – это животное?
Муравей - это птица?
Муравей – это насекомое?
Муравей такой большой?
Муравей маленький?
Дом муравья - это нора?
У муравья четыре лапки?(ответы детей)
2.Основная часть.
Воспитатель: Молодцы, давайте обобщим: Муравей - маленькое насекомое, у него шесть лапок, живет в муравейнике. А еще у него, как и у всех насекомых, тело разделено на части, у муравья их три: голова, грудь, брюшко. Пойдем искать муравья. Какая первая цифра? (записка, а там написано: поверните налево и идите до угла здания, затем опять поверните налево)
Воспитатель: Муравьи – это очень интересные насекомые, живущие огромной семьей. Они ведут активный образ жизни с ранней весны и до поздней осени. Муравьи - организованные насекомые и каждый муравей трудится для всего муравейника. Муравей способен поднимать груз, в несколько раз больше его самого.
Живут муравьи в муравейниках. Каждый муравейник построен из хвойных иголок, листьев, кусочков коры, веток. Верхняя часть муравейника насыпная, а основная часть – подземная. Жилище не простое, в нем много входов и выходов, коридоров. В подземной части муравейника чистота и порядок. Вот как в загадках описывается муравейник:
1.На поляне возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нём миллион.
2.Лесные жители
Лучшие строители.
Ребятнёй кипучей
Дом построен самый лучший.
Из хвоинок, из иголок
Самый лучший в мире город.
Воспитатель: Смотрите ребята какая это цифра, кто это у нас тут? (ответы детей)
Воспитатель: Давайте проверим: шесть лапок, усики-антенны, тело, разделенное на три части (голова, грудь, брюшко). Точно, муравей. Ребята, этот муравей мне на ушко сказал, что он муравей- «фуражир». Оказывается, в муравейнике у каждого жителя есть своя профессия. Что же делает муравей с такой интересной профессией «фуражир»? (предположения детей)
Воспитатель: Фураж –это зерно, которым кормят животных. Еще эту профессию можно назвать муравей-добытчик. Он приносит в муравейник еду. А что же едят муравьи? (ответы детей)
Воспитатель: Да, муравьи едят плоды, семена трав, сок растений, грибы и других насекомых. Муравьев еще называют «санитарами леса». Как вы думаете, почему. (ответы детей). Да, они поедают вредных личинок, гусениц и тлей, которые могут навредить лесу. Пусть муравей –фуражир продолжает свою работу. Ну, а мы теперь давайте отдохнем:
Подвижная игра «Муравьи и слон» (Один водящий - слон, остальные муравьи.
Слон: «Пусть гуляют муравьи и танцуют от души». Дети танцуют как хотят. Слон: «Расшумелись муравьи,
Надоели мне они.
Слон пошел гулять,
Муравьев топтать!»
Муравьи разбегаются, слон пытается их поймать- дотронуться рукой до муравья. Из тех, кого не поймали, с помощью считалки выбирают слона.
Воспитатель: Поиграли, теперь пойдем дальше, какая у нас следующая цифра? (три). Еще один интересный муравей. Ребята, как вы думаете, что за профессия у этого муравья? (ответы детей)
Воспитатель: Да, это муравей –солдат, он охраняет муравейник от других насекомых, захватывает новые территории. А как вы думаете, от кого муравей защищает своих товарищей? Кто в лесу питается муравьями? (ответы детей)
Воспитатель: Муравьев очень любят есть ежики, птицы, например, дятел или синичка, и даже такой большой зверь, как медведь, любит полакомиться муравьями, он засовывает лапу в муравейник, и когда на ней оказывается много муравьев, слизывает их. (продолжайте идти до ели)
Воспитатель: Вот он камушек с цифрой четыре, а рядом муравей в каске… Какая же у него профессия? (Ответы детей)
Воспитатель: Да, это муравей строитель. Что же он строит? (Ответы детей)
Воспитатель: Как вы думаете, из чего строят свои дома муравьи?(ответы детей)
Воспитатель: Да, из веточек, иголочек, кусочков коры. Муравьи очень много работают, и почти никогда не спят, у них на все хватает сил. Чтоб нам с вами тоже хватило сил давайте сделаем специальную «муравьиную зарядку»:
Физкультминутка
Муравей не отдыхает.
За день много успевает:
Наклониться, подтянуться,
Перепрыгнуть, изогнуться,
Пробежать и повернуться,
Перелезть и развернуться,
Проползти и увернуться,
Чтоб на месте не споткнуться.
Так весь день. Назад - вперёд
И совсем не устаёт. (Движения по тексту)
Воспитатель: Молодцы! Ребята, а я вижу муравейник!!! Давайте подойдем и посмотрим….
Воспитатель: Смотрите, сверху муравейник покрыт иголочками и веточками, такое покрытие защищает его во время плохой погоды. Хотите посмотреть, как устроен муравейник внутри?
Ребята, как вы думаете, легко ли маленьким муравьям построить такой большой и сложный дом? (ответы детей)
Воспитатель: Конечно, им очень сложно, у них на это уходит очень много времени и сил. Поэтому нельзя разорять муравейники. Даже есть такой специальный знак, давайте его поставим рядом с нашим муравейником (Установка экологического знака).
Воспитатель: Ребята, нам же надо спасти муравьишку, у нас остался последний камушек с цифрой пять. Вот и он, а это что за странное существо рядом???
Воспитатель: Да, это и есть наш заколдованный муравей, мы можем его расколдовать и убрать все лишнее. Что у него не так? (по мере ответов детей лишние части убираются) ( Восемь лап вместо шести (закрепляем, что у всех насекомых шесть лап));
Жало (уточняем, у каких насекомых есть жало);
Не должно быть перьев (проговариваем, что перья только у птиц);
Лишняя часть ( напоминаем, что у муравья три части :голова, грудь и брюшко);
Крылья (Объясняем, что на самом деле можно встретить муравьев с крыльями: это будущие королевы, которые вылетели из гнезда чтоб найти жениха и место под новый муравейник, потом они эти крылья себе отгрызают. Но раз наш муравьишка не королева, крыльев у него не может быть).
3.Заключительная часть.
Воспитатель: Ура, ребята! Мы спасли муравьишку и так много сегодня узнали про жизнь муравьев. Давайте вспомним, что интересного и нового мы про них узнали? А есть ли у муравьев враги? Главные враги муравьев – это кабаны. Но бывает, что и человек разрушает домики этих насекомых. Поэтому не разрушайте в лесу муравейники и не позволяйте это делать другим. Муравьи - полезные насекомые и нуждаются в нашей защите и охране.
4. Рефлексия.
Воспитатель: Молодцы! Понравилось наше путешествие? Что понравилось больше всего? Где вы сегодня побывали? Что вам показалось интересным?
5.Дальнейшая разработка тем
Попробуем сделать муравьев и муравейник из разного материала
6.Литература.
- Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с. (Приложение к журналу «Воспитатель ДОУ».)
- Баранов, В. С. Исследовательская работа в ДОУ / В. С. Баранов // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 4. – С. 23 – 24.
3. Баулина, Ю. В. Наблюдения в детском саду / Ю. В. Баулина // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 7. – С. 30 – 31.
- Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т. И. Бабаева (и др.). – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
- Золотова Е. И. «Знакомим дошкольников с миром природы», Москва. — 1992г.
- Шорыгина Т. А. Насекомые. Какие они? М. : «ГНОМ и Д»-2005г.
- Интернет-ресурсы: https://valbrenta.ru/blog/muravi_v_kvartire/
- Интернет-ресурсы: https://kratkoe.com/vse-o-muravyah-dlya-detey/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план целевых прогулок для детей среднего дошкольного возраста
План составлен для детей средней группы. Рассчитан на обычную городскую местность без водоемов и лесополос....
Целевые прогулки по ПДД
Очень интересной формой профилактики детского дорожно-транспортного травматизма являются целевые прогулки и экскурсии с воспитанниками детского сада. Целевые прогулки и экскурсии направлен...
Конспект целевой прогулки к площадке ПДД в средней группе
Конспект целевой прогулки к площадке ПДД...
Конспект целевой прогулки (зима)
Наблюдение, чтение художественной литературы, подвижные игры....
Выступление на городской январской конференции по итогам реализации целевого проекта «Компетентностный подход как условие повышения качества предшкольного образования» АМ ДОУ дс кв «Кирпичики»
Выступление на городской январской конференции по итогам реализации целевого проекта «Компетентностный подход как условие повышения качества предшкольного образования» АМ ДОУ дс кв «Кирпич...
Перспективное планирование целевых прогулок для младшей и средней групп
В документе планирование прогулок по схеме: неделя, тема, программные задачи (отдельно по возрастам), дополнительный материал....
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...