НОД «Молочные реки, творожные берега»
план-конспект занятия по окружающему миру
Цель: развитие у детей познавательной активности, любознательности, интереса к экспериментальной деятельности. В процессе детского экспериментирования удовлетворить потребность детей в познании, самостоятельности, радости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_eksperimentirovanie_molochnye_reki.docx | 177.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Рождественская средняя общеобразовательная школа»
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности
в рамках месячника профессионального мастерства.
Экспериментирование на тему «Молочные реки, творожные берега»
Воспитатель:
Иванова А.Н.
05.02.2021 г.
Конспект НОД «Молочные реки, творожные берега»
Цель: развитие у детей познавательной активности, любознательности, интереса к экспериментальной деятельности. В процессе детского экспериментирования удовлетворить потребность детей в познании, самостоятельности, радости.
Задачи:
Образовательные:
- упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление;
Развивающие:
-развивать умение детей проводить элементарные и доступные опыты, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать у детей желание вести здоровый образ жизни,
- умение работать в коллективе.
Оборудование: молоко, пластиковые тарелочки, концентрированные пищевые красители, ватные палочки, жидкое мыло, сода, уксус, пластиковые стаканы, салфетки, пипетки, йод, маски.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Дети загадаю вам загадку, а вы ее отгадайте и узнаете, о чем сегодня на занятии мы будем говорить.
Белая водица, всем нам пригодится.
Из водицы белой, все, что хочешь, делай:
Сливки, простоквашу, масло в кашу нашу,
Творожок на пирожок, кушай, кушай мой, дружок!
Дети: Молоко.
Воспитатель: Угадали, молодцы. Сегодня на занятии мы будем говорить о молоке, и проводить эксперименты с этим продуктом. Но сначала немного поговорим о молоке.
Воспитатель: Какие блюда из молока готовят повара для вас в садике?
Дети: Молочные супы, каши, соусы, творожные запеканки, кофейный напиток, какао с молоком.
СЛАЙД 3
Воспитатель: Молоко подарила нам Матушка-Природа. Природой устроено так, что новорожденные дети и животные умеют и любят пить молоко.
С раннего детства мамы своим детям начинают давать разные молочные продукты: творог, сливки, кефир, сметану, йогурт, сыр, масло…
СЛАЙД 4
Воспитатель: Откуда берется молоко? Кто его нам дает?
Дети: Коровы.
Воспитатель:
Знают взрослые и дети,
И известно всей планете,
Нет полезнее с утра –
Выпить чашку молока!
Чтобы были все здоровы,
Нам дает его корова!
Воспитатель: Как называют молоко коровы?
Дети: Коровье.
СЛАЙД 5
Воспитатель: А, еще кто дает молоко?
Дети: Козы…
Воспитатель: Как называют молоко козы?
Дети: Козье.
СЛАЙД 6
Воспитатель: На свете есть и другие животные, которые дают молоко. Может, вы знаете этих животных?
Воспитатель: Например, лошадь. Из лошадиного молока производят очень полезный напиток, который называется кумыс.
Воспитатель: Как называют молоко у лошади?
Дети: Лошадиное, кобылье.
Воспитатель: Верблюжье молоко – сладкое, полезное; жители регионов Азии его очень ценят и любят.
Воспитатель: Как называют молоко у верблюда?
Дети: Верблюжье.
СЛАЙД 7
Воспитатель: А там, где всегда холодно, и есть проблемы с доставкой свежего коровьего молока, людей выручают олени. Северяне научились изготавливать из оленьего молока сыр, творожные продукты, масло.
Воспитатель: Как называют молоко у оленя?
Дети: Оленье.
Воспитатель: вот такое оно разное молоко!
Воспитатель: Самым важным компонентом молока является белок. Если человек долго не будет употреблять белок, то это плохо отразится на его здоровье. В молоке есть витамины, минеральные и другие полезные вещества.
Воспитатель: Не забывайте, дети, про молоко. Ешьте каждый день молочные продукты. Самое ценное, что есть у человека – это его здоровье.
Пейте дети молоко – будете здоровы!
Воспитатель: Молоко можно не только пить и готовить из него блюда, а еще проводить опыты с молоком.
Воспитатель: ребята, я приготовила вам письмо-сюрприз, оно необычное.
Чтобы его прочитать нужно стать великими экспериментаторами.
А для этого я приглашаю вас в нашу лабораторию чудес. Проведем наши опыты с молоком.
Но сначала напомните мне, пожалуйста, правила поведения в лаборатории?
----- слушать внимательно воспитателя, не шуметь, не трогать со стола без разрешения материалы для опытов, и ни в коем случае не пробовать ничего на язык!! ЭТО ОПАСНО ДЛЯ ЖИЗНИ!!!!
Дети садятся за столы.
Воспитатель: и так, для начала давайте хорошенько рассмотрим молоко, есть ли у него цвет? Вкус? Запах? Равномерное ли оно или нет?
Воспитатель: Ребята, свежее молоко приятно пахнет, оно белого цвета, жидкое и без комочков. А я предлагаю проверить, останется ли оно таким же, если мы в него добавим одну жидкость, очень похожую на простую воду?
ОПЫТ с уксусом.
Химическая реакция происходит, когда молоко смешивается с уксусом. Молоко содержит белок, из которого около 80% казеин, а остальное называется сывороточным белком.
Когда молоко смешивается с уксусом (кислотой), казеин отделяется и превращается в комочки. А жидкий осадок - это всего лишь белок казеина.
У нас получилась простокваша, она не самая полезная, т.к. сделана с уксусом. Более полезную простоквашу и прочие кисломолочные продукты получают, добавляя в молоко специальные кисломолочные культуры (грибки).
А если после этого нагреть молоко, то у нас получится настоящий творог!
ОПЫТ С творогом и нашатырным спиртом.
Воспитатель: А теперь дорогие коллеги, прошу всех надеть маски. Мы переходим к очень ароматному испытанию.
Сейчас наш творог превратиться в самый настоящий клей.
Мы всего лишь добавим в творог нашатырный спирт и попробуем с помощью этой массы склеить предметы.
(Ждать минут 5-10)
Физкультминутка.
МЫ УСТАЛИ ЧУТОЧКУ,
ОТДОХНЁМ МИНУТОЧКУ
ПОВОРОТ, НАКЛОН, ПРЫЖОК
УЛЫБНИСЬ ДАВАЙ ДРУЖОК.
ЕЩЁ ПРЫГАЙ РАЗ, 2, 3
НА СОСЕДА ПОСМОТРИ,
РУКИ ВВЕРХ И ТУТ ЖЕ ВНИЗ
И ЗА СТОЛ ОПЯТЬ САДИСЬ
Воспитатель: продолжим наши эксперименты.
ОПЫТ С ЙОДОМ.
Воспитатель: На некоторых молочных заводах молоко разбавляют водой, а для придания густоты добавляют крахмал. В этом случае молоко теряет свои полезные свойства.
Крахмал это такой порошок, он есть у вас на столах в посуде.
Воспитатель: Предлагаю потрогать пальцами крахмал, определить какой он на ощупь.
Воспитатель: Хотите узнать, добавили ли в наше молоко крахмал?
Дети: Да.
Воспитатель: Для этого в наше молоко добавим йод. Что такое йод?
Дети: Лекарственное средство применяемое в медицине.
Воспитатель: Очень аккуратно, нужно набрать пипеткой каплю с йодом и капнуть его в стаканчик с молоком.
Воспитатель: Что случилось с молоком?
Дети: …………..
Воспитатель: При соединении йода с крахмалом молоко окрашивается в синий цвет. Раз у нас молоко не стало синего цвета, значит , какой вывод сделаем?
Дети: В нем нет крахмала.
Воспитатель: Да. Значит это молоко. Какое?
Дети: Полезное.
ОПЫТ « ЦВЕТНОЕ МОЛОКО»
Воспитатель: Дети вы любите рисовать? На чем вы рисуете?
Дети: На листочках, в альбомах, на снегу, песке, на асфальте…
Воспитатель: Чем обычно рисуете?
Дети: Красками, карандашами, фломастерами, мелками…
-Воспитатель: А на молоке кто-нибудь из вас рисовал?
Дети: Нет
Воспитатель: Хотите попробовать?
Дети: Да.
Воспитатель: На столах стоит молоко в тарелках. Надо добавить в него несколько капель желтой, красной, синей краски.
Возьмите другую, чистую ватную палочку, окуните ее в жидкое мыло. Палочкой, смоченной в жидкости жидкого мыла, касаемся молока. Только касаемся!
А потом начинается самое интересное – волшебные краски начинают «танцевать», разбегаясь от ватной палочки. Когда палочку убираем – краски продолжают «танцевать», двигаться. Молоко начинает двигаться, а краска перемешиваться. Настоящий салют в тарелке!
Воспитатель: Мы видим как краски двигаются. Потому что жидкое мыло соединяясь с молоком отталкивает жир и заставляет краски двигаться.
Потому что молоко состоит из разных веществ: жиры, белки, углеводы и минералы.
Воспитатель: А сейчас пришло время открыть секрет ,что же написано в моем письме. Посмотрите, что у меня есть? Ткань и утюг. Утюг сильно нагретый, и сейчас я поглажу горячим утюгом мое письмо.
(Воспитатель проглаживает лист , на нем появляется слово «Молодцы»)
Воспитатель: В молоке есть вещества, которые под действием тепла разрушаются и становятся видимыми. Что же написала я вам в своем письме?
Дети: МОЛОДЦЫ!
Воспитатель: Вам понравились опыты?
Дети: Да.
Воспитатель: С каким продуктом мы делали опыты?
Дети: С молоком.
Воспитатель: Какой опыт вам понравился больше всего?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Совместная деятельность педагога с детьми "Откуда текут молочные реки" с использованием ИКТ.Старший дошкольный возраст
Методическая разработка включает в себя конспект совместной деятельности по ознакомлению старших дошкольников с окружающим миром и медиа-презентацию "Откуда текут молочные реки?"...
Молочные реки,творожные берега.Образовательное путешествие детей старшей группы и их родителей на животноводческий комплекс.
Образовательное путешествие на животноводческий комплекс....
Молочные реки из Простоквашино
Дать представления о процессе фильтрации; Развивать навыки проведения опытов...
Познавательное путешествие по теме: «Молочные реки – кисельные берега»
Работа представляет собой познавательное путешествие. Дети закрепляют знания о пользе молочных продуктах питания, о витаминах находящихся в молоке, о правилах здорового питания, непосредственно получа...
«Молочные реки». Полезные советы о молочных продуктах
Полезные советы о том, как правильно хранить молочные продукты, сохранить их свежесть, правильно использовать в приготовлении блюд и улучшить вкус ингридиентов...
Сценарий праздник молока "Молочные реки, кисельные берега"
Летнее развлечение для детей старшего дошкльного возраста, на площадке ДОУ....
Авторская педагогическая сказка «Молочные реки, кисельные берега» из цикла «Пелагеюшкины сказки" старшего воспитателя Савченко В.И. МБДОУ детский сад № 8 ст. Старощербиновской Краснодарского края
Автоская педагогическая сказка познавательной и воспитательной направленности ....