Конструкт по образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие» для детей старшего возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Кондрашкова Инна Владимировна

Конструкт по образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие» для детей старшего возраста

Тема: Помощница-Вода

Форма совместной деятельности: Детское экспериментирование.

Форма организации: групповая

Материалы: клеенка, стаканчики, бумажные салфетки, уголь, песок, сито, опилки, соль, ткань, изображение капельки, вода из реки, лимон, книга «Мороз Иванович», персонаж Золушка, конверт с письмом, йод, воронка из бумаги.

Предварительная работа: экскурсия к реке, опыты с водой, чтение сказки «Мороз Иванович», беседы о природе, наблюдения за окружающей средой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda_koltsun_i.v.docx19.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конструкт по образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие» для детей старшего возраста

Тема: Помощница-Вода

Форма совместной деятельности: Детское экспериментирование.

Форма организации: групповая

Материалы: клеенка, стаканчики, бумажные салфетки, уголь, песок, сито, опилки, соль, ткань, изображение капельки, вода из реки, лимон, книга «Мороз Иванович», персонаж Золушка, конверт с письмом, йод, воронка из бумаги.

Предварительная работа: экскурсия к реке, опыты с водой, чтение сказки «Мороз Иванович», беседы о природе, наблюдения за окружающей средой.

Ход занятия:

Появляется кукла Золушка

Воспит.:Ребята, посмотрите кто это к нам пришел в гости?  Здравствуй девочка, а ты кто?

Кукла: Я золушка.

Воспит.: Почему ты грустишь?

Кукла: я захотела поехать на бал, но злая мачеха приготовила смесь песка, соли и опилок и приказала их отделить друг от друга, а я не знаю как…

Воспит.: Не печалься, Золушка, поезжай на бал, а мы с ребятами постараемся тебе помочь. Ребята, давайте придумаем, как можно отделить соль, песок и опилки. Дети предлагают разные варианты, пробуют экспериментировать. Если они сами не придут к правильному решению, то надо подсказать- кто может помочь выполнить такое сложное задание?

Воспит.: придется звать помощницу. Угадайте, кто она?

Она – и туча, и туман.

 Она – ручей и океан.

Она летает и бежит

И стеклянной может быть. (Вода).  
Да ребята, при помощи воды мы можем отделить друг от друга опилки, песок и соль.

Воспитатель предлагает детям вспомнить из чего получают опилки?

Дети:  Из дерева.

Воспит.: Что с ними будет если они попадут в воду?

Дети:  Они всплывут.

Воспит.: А песок он легкий или тяжелый?
Дети: Тяжелый

Воспит.: Песок растворяется в воде?

Дети: Нет

Вывод: если смесь налить в воду, то песок осядет на дно, опилки всплывут, а куда денется соль?

Дети: Соль растворится.

Воспит.: опилки можно достать ситом, а воду слить. На дне останется песок. Воду надо процедить, в этой воде растворена соль. Отпустим проволочку в воду и оставим воду на несколько дней. Как вы думаете зачем? Что происходит с водой, когда она долго стоит в открытом сосуде? Вода испарится, а соль останется на проволочке.

Хоть и трудное задание дала Золушке мачеха, мы с ним справились и помогли девочке. Но главной нашей помощницей была вода. У воды еще много чудес, и вы с ними еще познакомитесь.

Достать бутылку с грязной водой.

Воспит.: ребята, я сегодня хотела напоить вас водой, но вот беда, вода почему-то помутнела, она наверное заболела. Предлагаю вылечить воду, то есть очистить ее, для того чтобы можно было ее пить. Я прошу вас помочь мне. Как можно очистить воду? Недавно я читала сказку про двух девочек, и одна из них была такая затейница. Кто помнит, как звали эту девочку?

Дети: Рукодельница.

Воспит.: А кто помнит как она очищала воду?( ответы детей)

Сейчас я вам прочитаю отрывок из сказки «Мороз Иванович», и мы проверим, так ли на самом деле очищала воду рукодельница.

—  отрывок из сказки В.Одоевского «Мороз Иванович»

В одном доме  жили две  девочки Рукодельница  да  Ленивица,  а при  них
нянюшка. Рукодельница  была умная девочка: рано вставала, сама, без нянюшки,
одевалась, а  вставши с постели,  за дело принималась: печку  топила,  хлебы
месила, избу мела, петуха кормила, а потом на колодец за водой ходила.

Между  тем Рукодельница воротится,  воду процедит, в кувшины нальет;да
еще какая  затейница: коли вода  нечиста, так свернет лист бумаги, наложит в
нее угольков  да  песку  крупного насыплет,  вставит ту  бумагу в  кувшин да
нальет  в нее воды, а вода-то знай проходит сквозь песок да сквозь уголья  и
каплет  в кувшин чистая, словно хрустальная;

Воспит.: Ребята, в сказках часто бывают придуманные истории. Давайте попробуем проверить, сможем ли мы таким способом очистить воду? Что сначала нужно сделать?( взять бумагу  и спрашивая у детей последовательность опыта  очистить воду.)  Давайте наберем воду из под крана и сравним ее с нашей очищенной водой. Рукодельница знать умна была, что придумала такой простой и вполне надежный способ фильтрации воды от механических загрязнений.

Посмотрите на нашу капельку, она улыбается. Она уверена, что вы будете беречь воду, а когда подрастете, то сможете очистить нашу реку.

Посмотрите какой красивый конверт передала нам Золушка, но на листе ничего не написано. Я, ребята, думаю, что это заколдованный листок. И я расколдую его при помощи волшебницы-воды. ( Фокус с использованием йода  появление слова спасибо!)

Фокус: Заранее написать на белом листе слово-СПАСИБО!  лучшие невидимые чернила получаются из сока лимона. Под воздействием настойки йода содержащийся в бумаге крахмал становиться фиолетовым. Лимонный сок препятствует изменению цвета, поэтому написанное проступает в виде белых букв или знаков. В стакан с водой надо капнуть несколько капель йода и этим раствором смазать лист с письмом.

Ребята, сегодня мы совершали чудеса при помощи воды. Но и вода- это чудо природы!

Воспит.: Ребята, вспомните как вы летом ходили с родителями на реку. Как называется наша река?

Дети: Сысола

Воспит.: Скажите наша река широкая? Глубокая? Верно, речка мелкая, местами заросшая. Посмотрите это вода из нашей реки. Какая она?

Дети: Мутная.

Воспит.: Можно ли пить такую воду?

Дети: Нельзя.

Воспит.: Смогут ли рыбы жить в такой воде?

Дети: Нет. ( Дети рассматривают воду, воспитатель показывает изображение капельки и обращает на нее внимание детей.)

Воспит.: Посмотрите, какая грустная капелька.

Мы должны беречь ее и наши реки, озера, моря, чтобы вода всегда была рядом с нами и радовала нас своими удивительными свойствами.

Самоконтроль. Наша занятие подходит к концу. Вспомните, чем мы сегодня занимались? чему мы научились? Какие задания мы выполняли?

Что нового узнали на занятии?

Рефлексия. Анализ.

С какими заданиями вам удалось справиться?

С чем не справились?

В чем были сложности?

Что понравилось, запомнилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности в области «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста по освоению операции классификации.

1.     Развивать представление детей о множествах, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация).2.     Формировать представление детей о матем...

Конспект образовательной деятельности в области познавательное развитие для детей среднего возраста по теме: «Космос»

Конспект образовательной деятельности в области познавательное развитие для детей среднего возраста по теме: «Космос»...

Конструкт по образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) Тема: "КВН по теме "Комнатные растения""

Конструкт по образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие» для детей  старшего дошкольного возраста (подготовительная группа)Тема: КВН по теме "Комнатные ...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности в области познавательное развитие для детей старшей группы

Тема: «Деревья осенью»Цель: закрепление знаний детей о лиственных и хвойных деревьях.Задачи:- развивающие:Развивать память, логическое мышление, внимание. Развивать мелкую моторику.об...

Конспект образовательной деятельности по области «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста «Поведай, ракушка, мне тайну на ушко»

Цель: рассказать детям интересные сведения о ракушках, об их форме, о том, как они растут, откуда они в море. Учить устанавливать причинно-следственные связи, развивать любознательность.Задачи:Об...

Образовательная деятельность в области Познавательное развитие с детьми старшего возраста. Путешествие с Колоском.

Образовательная деятельность направлена на формирование элементарных представлений о выращивании и приготовлении хлеба. Содержит в себе интеграцию познавательного и речевого развития....

Разработка интегрированной непрерывно-образовательной деятельности в области познавательного развития для детей старшего дошкольного возраста« А в Ленинграде музы не молчали…»

Основная цель этой разработки – организация работы ДОУ с  воспитанниками и их семьями, направленной на формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о подвиге и героизме ...