Мастер-класс для педагогов на тему "Дихотомия" (Объёмная, в трёхмерном пространстве) 2019-2020 уч.год.
консультация по окружающему миру (подготовительная группа)
Формирование пространственных представлений детей через метод дихотомии в трёхмерном пространстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер класс для педагогов | 486.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер класс для педагогов
ДИХОТОМИЯ (ОБЪЁМНАЯ)
Воспитатель: Пислегина Л.Н.
Тема инновационного педагогического маршрута: «Формирование пространственных представлений детей через метод дихотомии в трёхмерном пространстве»
Цель: формирование у детей навыков использования мыслительных операций, основанных на умении сужать поле поиска.
Задачи: 1. Изучить методическую литературу по теме инновационного педагогического маршрута.
2. Формировать умение воспитанников находить объект ссужать поле поиска объекта отсекая лишние признаки, с помощью наименьшего количества вопросов в трёхмерном пространстве.
3. Способствовать просвещению родителей воспитанников в вопросах формирования у детей умения находить объекты в трёхмерном пространстве.
Объёмная игра «Да-Нет»
Объёмная игра «Да-Нет» проводится в показателях трёхмерного пространства, поэтому сужение поля поиска проходит через понятия «правая-левая», «верхняя-нижняя», «передняя-задняя» части комнаты; центр, угол и стороны объёмного пространства.
Для совершенствования умения детей определять данных понятия я использую:
- Линейную «ДА-НЕТКУ»;
- Плоскостную «ДА-НЕТКУ»;
- Циферблат часов: ребёнок встаёт в центр и определяет, что 12 – впереди, 6 – сзади, 3- справа, 9 – слева;
- Лист бумаги в клетку. Например, это дидактическая игра «Фигуры высшего пилотажа»
Представляем, что лист бумаги - это лётное поле. Я буду диспетчером, а вы будете лётчиками. Мы проверим, сможете ли Вы показать фигуры высшего пилотажа. А я буду координировать полёт вашего самолёта. Чтобы вы удачно взлетели и приземлились. Наш карандаш превращаться в самолёт. Перед вами лежит карта полёта.
Поставьте свой самолёт в нижний левый угол. Ваш полёт начинается с этого угла. Самолёт быстро поднимается верхний левый угол.
- где находится ваш самолёт? (в верхнем левом углу);
- затем стремительно падает в нижний правый угол;
- назовите координаты своего самолета? (нижний правый угол);
- резко поднимается в верхний правый угол;
- следующий маршрут с уголка на уголок (в противоположный угол);
- вы приземлились в ту точку с которого начали свой маршрут.
Дидактическая игра «Ангар»
- Мы приземлились, а теперь наш самолёт нужно поставить в ангар на техническое обслуживание. Но прежде, чем это сделать, проверим готовы ли мы.
Ангар – это гараж для самолёта. На лётном поле очень много находится самолётов и нам нужно провести наш самолёт, не задев их другие. А поможет ему в этом диспетчер. (переверните лист, на нем изображены клеточки с цифрами от одного до десяти и буквы, а также место положения ангара). Сейчас будем лавировать между самолетами. Каждый шаг - 1 клеточка.
Воспитатель:
- Поставьте свой самолет на цифру А1;
- теперь сделайте два шага вниз;
- на какой клетке сейчас стоит ваш самолёт? (А3)
- следующий шаг в каком направлении нужно выполнить? (Вправо 2 шага);
- где сейчас ваш самолет? (В3);
- затем 2 шага куда? (Вниз);
- на каком поле оказался наш самолёт? (В5);
- подскажите, в каком направлении нам теперь двигаться? (4 шага вправо);
- скажите, куда и сколько нужно сделать шагов, чтобы добраться до ангара? (5 шагов вниз).
- Наш самолёт прибыл в место назначения.
Мы выполняли задания в двухмерном пространстве, а теперь перемещаемся в трёхмерное
Правила объёмной игры «Да-Нет»
Данный вид пространственной игры «Да-Нет» может разворачиваться:
- в комнате - взгляд на объёмное пространство изнутри.
- в коробке (черный ящик»), взгляд на объёмное пространство сверху.
Объектами для игры могут служить все предметы, находящиеся в комнате или коробке.
В игре есть определенные правила:
-Загадывающий предлагает отгадать объект, находящийся в комнате (коробке), с помощью сужения поля поиска в объёмном пространстве.
-Не допускается перечисление объектов. Принимаются вопросы, сужающие поле поиска в пространстве комнаты.
-Загадывающий имеет право давать следующие ответы: «Да», «Нет», «И да, и нет», «Это не существенно».
-Результатом является найденный объект за наименьшее количество вопросов и проанализированный ход игры.
Игра «Да – нет» Угадай объект в комнате.
Цель: учить детей задавать вопросы о месте нахождения объекта в комнате.
Правила игры: дети задают вопросы по ориентировке в пространстве, сужающие поле поиска
Оборудование: комната и объекты в ней.
Игровое действие: отгадать объект в комнате с помощь алгоритма сужения поля поиска (загадана погремушка).
Вопросы, на которые загадывающий ответил «да»:
- Этот объект находится в передней части комнаты?
- Это в правой передней части комнаты?
- Этот объект находится правом нижнем углу комнаты?
- Это погремушка?
Результат: Играющие, задав 4 вопроса, отгадывают объект, закрепляет правила игры.
Уважаемые коллеги, попробуйте угадать какой объект загадан в этой комнате:
Какие же задачи решаем с помощью данной игры?
- развить умение сужать поле поиска в объёмном пространстве;
- в игровой форме обучить умению ориентироваться в трёхмерном (объёмном) пространстве, используя разные точки отсчёта;
- обогатить словарь ребёнка терминами: «правая – левая» «верхняя – нижняя», «передняя – задняя» часть комнаты; «верхний – нижний», «ближний - дальний», «правый – левый» угол; «правая – левая», «задняя – передняя» часть комнаты; «выше – ниже» уровня глаз.
- развить умение выделять имена признаков, по которым идёт сужение поля поиска, формировать навыки рефлексии.
Так же могу рекомендовать игру «Робот».
Ребёнку предлагают попробовать себя в роли Робота, ставится задача перемещения в комнате. Роботу надо пройти в дальнюю правую часть комнаты и сесть на стул. Играющие должны «управлять» роботом с помощью заданий, связанных с ориентировкой в пространстве. Даются команды типа: «Сделай пять шагов влево от себя!», «Повернись кругом» и т.д. Обязательным условием игры является то, что играющие должны дать как можно меньше указаний роботу для выполнения поставленной задачи
МОЯ Дидактическая игра: «В кинотеатре 3D»
Цель: учить детей пространственной ориентировке на картине; активизировать словарный запас; учить детей составлять рассказ, используя слова, обозначающие пространственные ориентировки.
Методические рекомендации: педагог помогает детям перенести объект на картине из 2 –х мерного пространства в 3 – х мерное (например: ковер).
Для 2- х мерного пространства дети работают со словами: центральная часть, левая – правая, нижняя – верхняя часть картины; правый – левый, нижний – верхние углы картины.
Для 3- х мерного пространства вводим слова: ближе – дальше, впереди – сзади, около, между, за, перед, после.
Правило игры: Сегодня мы с Вами отправляемся в кинотеатр 3D. Все ли, ребята, знают, что такое 3D кинотеатр. Вот и нам придется оживить объекты на экране проектора и перенести их в трехмерное пространство (например: на ковер)
Итак, выбираем объект (схематично педагог может обозначить объект любым предметом: водоем – платок синего цвета, дом – конструктор, дерево – цветок, птицы - прищепки и т.д.). Сначала дети описывают его местонахождение на картине, затем ставят объект на ковер и описывает его местонахождение на ковре, используя слова, обозначающие ориентировку в пространстве. Все множество задач на угадывание объекта можно разделить на несколько видов в зависимости от местоположения объекта, по которому сужается поле поиска.
Спасибо за внимание, буду рада ответить на Ваши вопросы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вокально-артикуляционные и фонопедические упражнения на развитие дыхания и певческих данных Мастер-класс на семинаре педагогов художественно-эстетического цикла
В данном методическом пособии представлены материалы, направленные на развитие у ребенка старшего дошкольного возраста основных навыков: правильной осанки, правильного певческого дыхания, звукоизвлече...
Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»
Цель:Содействие сохранению физического, психологического, социального здоровья педагогов, формированию позитивного мышления.Задачи:1. Создание благоприятных условий д...
Перспективный план сопровождения педагога-психолога ребенка раннего дошкольного возраста на 2019-2020 учебный год
Адаптация – это процесс, результаты которого могут быть как позитивными, так и негативными.Психологи и педагоги установили, что для успешной адаптации необходимы: внутренний комфорт (эмоциональн...
Мастер- класс для молодых педагогов "Рефлексия в работе педагогов"
Использование рефлексии в работе педагогов...
Участие педагогов ДОУ в конкурса профессионального мастерства в 2019-2020 учебном году
Мониторинг участия педагогов к профессиональных конкурсах...
Мастер – класс: «Думай креативно с конструктором Cuboro», развитие ориентировки в пространстве у детей с ОВЗ»
В современном мире целевыми ориентирами развития образования в РФ является создание: механизма устойчивого развития, обеспечение соответствия вызовам XXI века, требованиям инновационного развития обра...
Мастер-класс класс для педагогов «Дидактическая игра как средство сенсорного развития у детей дошкольного возраста»
Актуальность: Основным средством для сенсорного развития являются дидактические игры. Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время расширяет представление детей об окружающем мире, ...