Конспект НОД на тему «Осень» (с составлением кластера) для детей средней группы.
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
В ходе НОД составляется кластер на тему "Осень". В ходе составления кластера, у детей обобщаются и систематизируются знания о природных явлениях осенью, о жизнедеятельности животных и птиц, о труде человека в осенний период.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osen_natupila_konspekt.docx | 21.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД на тему «Осень» (с составлением кластера) для детей средней группы.
Цель: обобщить знания детей по теме «Осень».
Обучающие задачи:
1. Закреплять знания о характерных признаках осени, особенностях каждого периода.
2. Расширить представление детей о поведение диких животных осенью.
3. Познакомить со старинными названиями осенних месяцев;
Развивающие задачи:
1.Продолжать развивать психические процессы: память; внимание; наглядно – действенное мышление.
2. Формировать умение соотносить знакомые символы с образом.
3. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
4. Развивать быстроту, ловкость, аккуратность.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, побуждать эмоциональную отзывчивость детей – пожалеть, утешить, подарить.
2. Приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения.
Предварительная работа с детьми: Наблюдения на участке детского сада за изменениями в живой и неживой природе; просматривание картин, иллюстраций на тему «Осень»; беседы, чтение художественной литературы об осени; заучивание стихов.
Материал и оборудование: листочек, корзинка, картинки с осенними деревьями разных месяцев, картинки с животными и птицами (медведь, еж, барсук, белка, заяц, лиса, сорока, ласточка, снегирь, воробей, грач, кукушка, голубь), картинка «Осень», картинки «труд человека осенью», мяч. Доска, маркеры для составления кластера.
Ход занятия.
В ходе занятия воспитатель составляет кластер «Осень».
Вводная часть: Актуализация знаний и интереса детей к теме НОД
- Посмотрите, ребята, какой красивый листочек к нам прилетел! Чтобы узнать, кто нам его прислал, вы должны отгадать загадку:
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.
- Как думаете, кто прислал нам этот листочек? (Осень)
- Ребята, а на листочке Осень нам что-то написала. Давайте я прочитаю.
Дорогие ребята! Я приглашаю вас в путешествие по осеннему лесу. Там вынайдете корзиночку с заданиями и вспомните об осени все самое важное, красивое и интересное.
Основная часть.
- Чтобы оказаться в лесу, нам нужно пофантазировать, мы скажем волшебные слова,повернемся вокруг себя и хлопнем в ладоши:
Вокруг себя повернись – в волшебном лесу очутись!
- Посмотрите, на полянке стоят пенечки, похожие на наши стульчики. Давайте присядем на них.
- А вот и наша корзиночка, которую приготовила для нас осень. Что же в ней есть, какие задания?
Задание №1. Осень.
- Посмотрите, чей это портрет? (Осени) (выставить в центе доски Осень)
- Вот и поговорим об этом времени года.
Какие осенние месяцы вы знаете? (Ответы детей)
Ребята, сейчас какой месяц?
Назовите второй осенний месяц?
Назовите третий осенний месяц?
А первый месяц как называется?
Между сентябрем и ноябрем какой месяц?
- Молодцы!
(Дополнить кластер схемой осенних месяцев)
- Ребята, а осень какой бывает? (Ранняя, золотая, поздняя)
-Чем отличается ранняя осень от золотой, от поздней? (Ответы детей)
- Давайте немного поиграем? Я называю начало предложения, а вы продолжаете его по смыслу:
На смену лету пришла …
Осенью опадают …
Дует холодный …
В лесу растут …
Моросит легкий…
Солнышко все реже и реже выглядывает из-за …
Птицы собираются в стаи и …
- Молодцы!
Физ. минутка.
- А сейчас мы отдохнем, физ. минутку проведем. И еще раз вспомним осенние месяцы.
Встаем возле своих стульчиков – пенечков, так, чтобы было удобно.
Листья на ветках все лето висели | (руки подняты вверх и раскачиваются влево и вправо) |
Сентябрь наступил, и они полетели | (руки наверху, повороты кистей «шарики-фонарики») |
Октябрь с собою принес листопад | (плавно опускаем вниз руки) |
Листья слетают и в танце кружат | (вращение вокруг себя в одну и в другую сторону) |
Ноябрь пришел, и весь лист облетел | (присели) |
И под ногами у нас зашумел | (трем ладонь об ладонь, имитируя шуршание листьев) |
Дети садятся на стульчики-пенечки.
Задание №2. Игра с мячом «Назови листочек»
- Вставайте со своих пенечков и давайте поиграем в игру «Назови листочек». Я буду бросать вам мяч и называть дерево, а вы должны сказать какой у него листочек. (Дуб, клен, осина, рябина, береза, липа, тополь)
- Молодцы! Садитесь.
Пальчиковая игра.
- Ребята, приготовьте пальчики, сейчас мы будем собирать осенний букет.
Раз, два, три, четыре, пять – будем листья собирать | (дети сжимают и разжимают кулачки) |
Листья березы, листья осины, Листья тополя, листья рябины, Листья дуба мы соберём | (загибают поочередно пальцы) |
Мамам осенний букет отнесем | (сжимают и разжимают кулачки) |
Задание №3. Животные и птицы осенью
(дополнить кластер картинками животных и перелетных птиц)
(Показать детям картинку с изображением животных и птиц)
- Кто изображен на картинке? (Животные и птицы)
- А что происходит в жизни зверей и птиц с приходом осени? (Готовятся к зиме)
- А как же готовятся к зиме животные? (Ответы детей)
(Залегают в спячку – медведь, еж, барсук; делает запасы на зиму – белка; меняют шубку на зимнюю – зайцы, белки, лисы)
- Ребята, а в жизни птиц с приходом весны что-то меняется? (Ответы детей)
- Знаете ли вы как такие птицы называются? (Перелетные)
- А каких перелётных птиц вы знаете? (Ответы детей)
- Молодцы!
- Давайте немного поиграем. Вставайте. Я буду называть птиц. Если птица перелётная, то вы должны махать руками, а если нет, то приседайте. (Сорока, ласточка, снегирь, воробей, грач, кукушка, голубь)
Задание №4. Картинка – труд человека.
(дополнить кластер картинками)
- Давайте теперь поговорим о заботах человека осенью. Что делают осенью люди в огородах и садах? (Ответы детей)
- Как называется урожай, собранный в саду/ на огороде? (Ответы детей)
- А что люди собираю осенью в лесу? (Ответы детей)
- Осень очень щедра на подарки. И все эти дары человеку нужно переработать. Это очень нелегкий труд.
- Хорошо. Вы молодцы!
Завершающий этап.
- Понравилось вам в осеннем лесу? А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Давайте встанем в круг, скажем волшебные слова и повернемся вокруг себя:
Вокруг себя повернись – в детский сад возвратись!
Вот мы и вернулись в детский сад. И посмотрите, на доске у нас получилась схема осени: в центре – сама красавица Осень, от нее идут дорожки к осенним месяцам (повторить их); к животным – чтобы мы не забыли, какие изменения в жизни животных происходят осенью; к птицам – перелетным и зимующим (повторить кто такие зимующие и перелетные птицы ); к картинкам – труд человека осенью.
Мы оставим схему на доске, чтобы вы могли повторять признаки осени.
Ну вот и все! На этом наше путешествие завершено!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД на тему «Осень в гости к нам пришла» (средняя группа)
Исмагилова О.Г. воспитатель МДОУ Детский сад №9 «Семицветик» НОД по образовательной области «Познание» . Формирование целостной картины мира.Пояснительная записка: Непосредственно-образовательная деят...
Конспект развлечения на тему «Новые приключения Зайчишки-Шалунишки » для детей средней группы
Конспект развлечения на тему«Новые приключения Зайчишки-Шалунишки » для детей средней группы Цель:- формировать у детей представление о правилах безопасного поведения на водоемах в зи...
Конспект НОД на тему: «Осень, осень, в гости просим» для детей средней группы (от 4 до 5 лет)
Конспект НОД на тему: «Осень, осень, в гости просим» для детей средней группы (от 4 до 5 лет)...
Конспект НОД на тему "Скворец — весенний новосёл!" (аппликация) для детей средней группы.
Конспект НОД на тему "Скворец — весенний новосёл!" (аппликация) для детей средней группы.Данная методическая разработка может оказаться полезной для воспитателей средней группы, молоды...
Конспект НОД на тему "Скворец — весенний новосёл!" (аппликация) для детей средней группы.
Конспект НОД на тему "Скворец — весенний новосёл!" (аппликация) для детей средней группы.Данная методическая разработка может оказаться полезной для воспитателей средней группы, молоды...
Конспект занятия на тему: "Мой любимый детский сад" для детей средней группы
Цель: закрепление представлений о необходимости и значении труда взрослых людей; расширение и уточнение представлений о профессиях людей, работающих в детском саду.Задачи по областям...
Конспект ООД на тему: «Путешествие в мир профессий» для детей средней группы
Цель: уточнение и закрепление представлений детей о профессиях (шофер, врач, парикмахер, повар, продавец)....