«Дидактическая игра как средство развития сенсорных способностей детей дошкольного возраста»
тест
«Дидактическая игра как средство развития сенсорных способностей детей дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Дидактическая игра как средство развития сенсорных способностей детей дошкольного возраста» | 19.82 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль игры в воспитании дружеских отношений детей дошкольного возраста»
Подготовила: Ганеева Г. М.
Воспитатель
По мнению одного из великих педагогов - психологов Л.С.Выготского: « Игра — это переработка пережитых впечатлений, построение на их основе новой действительности, которая отвечает запросам и влечениям самого ребенка». Поскольку, всем нам известно, что самый распространенный вид деятельности дошкольника - это игра, то важно помнить, что она должна основываться на дружбе и доверительных отношениях.
Поскольку жизнь любого человека неотделима от общения с окружающими людьми, то рожденный малыш не станет человеком и личностью в полном смысле, если будет расти и воспитываться вдали от социума. Не важно, сколько лет человеку, жить без общения невозможно, ведь человек - существо социальное.
Общаясь, люди делятся опытом, эмоциями, впечатлениями, представлениями, что является неотъемлемой частью человеческой культуры, выражение которой они проявляют в игровой форме.
В процессе игровых действий дети испытывают более сложные чувства коллективной ответственности и дружбы, важный момент здесь занимает согласование своих действий со своими коллегами по игре, а так же с правилами и сценарием самой игры и решения товарищей.
Поскольку взаимодействие друг с другом, симпатия, дружба и привязанность придают ему уверенность в себе, активность и моральные силы. Чувства сопереживания и радости за успехи гораздо более развито у друзей, а дружба сама по себе издревле является важной нравственной ценностью.
Еще в 30-е годы Л.С. Выготский говорил, что люди рождаются социальными существами, а стремление к общению является часть нашего генетического кода. Из этого учеными был сделан удивительный вывод - новорожденный изначально знает, что он человек, а люди для него друзья. А это в свою очередь значит, что нет необходимости учить детей общению, нужно лишь развить эту врожденную потребность.
Но дружеские отношения между детьми дошкольного возраста - явление своеобразное. Дружба может возникнуть за секунду, но так же быстро себя исчерпать. Порой ребенок даже не может ответить, как зовут его нового друга. Но это вовсе не плохо - способность находить знакомых очень полезна, но перейдут ли такие отношения во что-то более долговечное, зависит не только от детей, но и от взрослых. Ведь дружбе, как и многому другому, столь непонятному, но влекущему детские умы, тоже надо учить. Как заводить знакомства, как выбирать друзей, как учиться понимать и уважать их. На сегодняшний день большинство детей в детских садах достаточно адекватно общаются между собой, умеют договариваться и делиться, интересуются и отвечают на вопросы другие, рассказывают и исполняют свои идеи.
Способность грамотно общаться зависит большей своей частью от взаимодействия с родными и другими взрослыми, но не последнюю роль играют и личные особенности ребенка.
Теплые дружеские отношения в коллективе сверстников являются фундаментом для комплексного развития личности нового человека. Дружба среди детей повышает их активность и инициативность, ускоряет личностный рост.
Установление навыков дружеского взаимодействия старших дошкольников является достаточно сложным процессом. В этот период, дети выбирают себе партнеров по общению, опираясь на собственные интересы и потребности. Они желают общаться, но не всегда понимают каким образом это сделать. Воспитание дружеских отношений начинается с развития эмоциональной сферы дошкольника и формирования навыков коммуникативного взаимодействия. Для этих целей применяются разнообразные игры.
Не так та легко научить ребёнка дружелюбной игре, чтобы без ссор и драки. Для этого необходимо немало времени, но оно того стоит.
В играх опорой для детей часто служат увиденные отношения между людьми в семье, детском саду, на улице. Так, на примере игр, можно судить и об отношениях в семье: если, играя в дочки-матери, одна девочка добра, ласкова и внимательна к своей воспитаннице, а другая груба, резка и нетерпелива, это говорит о многом, ведь дети, как зеркала, отражают поведение своих родителей.
В юном возрасте дружба по большей части прорабатывается именно в ролевых играх, где важной частью взаимодействия является коллективные действия, о которых нужно договариваться между собой. Одним из самых эффективных способов обучения уважительному отношению между сверстниками, которое предшествует настоящей дружбе, является проработка коммуникативных навыков в сложных ситуациях. Например: «Отнял игрушку», «Не уступает место на качелях», «Нечаянно толкнул товарища» и подобные, знакомые детям в их повседневной жизни. Дети отвечают на вопрос, как они будут реагировать в той или иной ситуации, а воспитатель корректирует полученные ответы. Такая игра позволяет развить и сформировать положительное отношение к сверстникам и раскрыть коммуникативные навыки детей.
Так же установлению крепких дружеских отношений способствую коллективные игры. На основе общих увлечений, а так же интеллектуальных способностей, зачастую рождается дружба небольшими группами. Парные же отношения, как правило, характеризуются взаимной симпатией.
Маленькие дети дружат в игре, но, становясь старше, становятся более избирательными в подборе друзей и товарищей.
Можно заметить, что большинство детей любят играть со строительным материалом. Использование такого материала в играх развивает воображение ребёнка, так как этот материал можно применять самым различным образом. Дети сооружают всевозможные постройки, часто это делается в связи с задуманной игрой: куклам дом, кроватку; лётчику – самолёт и т.д.
Для выполнения взятой на себя роли, ребёнок использует игрушки и различные предметы, которые способствуют созданию образов. Сюжетные игрушки (кукла, мишка, лошадка, автомобиль и др.) наталкивают ребёнка на определённые игры. Например: на лошадке можно ездить верхом, возить грузы, поить её. В посуде – готовить обед или угощать из неё чаем куклу и т.д. Что касается предметов и материалов, то их дети в играх используют по-разному. Кубики и кирпичики – изображают хлеб, пирожное или стол, стул. Взрослые должны внимательно относиться к задуманному игровому замыслу ребёнка и не разрушать его игру только потому, что им кажется смешным, что прутик в игре может быть и лошадкой. В творческих играх дети не только отражают накопленный опыт, но и углубляют свои представления об изображаемых событиях, о жизни. Ребёнок, как и взрослые, познаёт мир в процессе деятельности. В конкретных действиях, связанных с выполнением роли, ребёнок обращает внимание на многие стороны жизни, которые он без игры и не заметил бы. В ходе игры он должен действовать так, как это требует роль, что так же обогащает его представления, делает их более живыми.
В процессе игровой деятельности у детей закладывается более широкий диапазон чувств и отношений, но далеко не всегда это проходит гладко. Вспыхивающие конфликты и делемы зачастую не только мешают учебному процессу, но и ставят блоки в общении между детьми. Порой дети попросту отказываются общаться с ребенком, который не разделил их мнения на ту или иную тему. Именно поэтому, мы - воспитатели, должны всегда зорко следить за обстановкой между детьми уметь вовремя мягко сглаживать все конфликтные ситуации и недопонимания.
Исходя из сказанного, можно утверждать, что изначально дети вступают в контакт друг с другом для игры или при коллективной деятельности, а побуждают его к этому определенные качества партнера, необходимые для тех или иных игровых действий. Но интересы и объемы познания растут, и так создается необходимость делиться с кем-то своими эмоциями и открытиями, и в сверстнике он находит уже и слушателя, и источник новых знаний. Постоянным мотивом общения на протяжении всего дошкольного детства является желание получить оценку от сверстников, сравнивать себя с окружающими детьми. Оценка происходит во время демонстрации личных навыков, качеств и знаний, и поддерживается необходимостью подтвердить собственную ценность.
Игра служит не только для лучшего запоминания и закрепления знаний, но и несет в себе особый смысл, являясь одновременно одной из форм познания и обучения. Так же в каждой грамотной игре есть определенный посыл - научить детей основам морали и нравственности, рассказать, что такое добро и зло и научить различать их, выражать свои мысли и взгляды на различные ситуации, что в свою очередь, по кусочкам складывается в социально значимого, адекватного человека с моральными нормами и устоями.
Список используемой литературы:
- Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М.: Педагогика, 2016
- Артемова С.В. Организация взаимоотношений детей в игре. // Дошкольное воспитание. 2019, №6.
- Васильева М.А. Руководство играми детей в дошкольном учреждении. - М.: Просвещение, 2018. .
- Газлева С.А. Нравственное воспитание дошкольников: воспитание справедливого отношения к окружающим. - М.: Просвещение, 2019.
- Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. - М.: Педагогика, 2015.
- Запорожец А.В., Лисина М. Развитие общения у дошкольников. - М.: Педагогика, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект: "Дидактическая игра - как средство развития сенсорных способностей детей раннего возраста"
Данный проект направлен на развитие сенсорных способностей детей. Он используется как на занятиях по художественной литературе, по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, рисованию,...
Реферат на тему: «Дидактические игры как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста».
В данной работе показанно как дидактические игры влияют на развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста. С помощью игр выявляются индивидуальные особенности детей, пос...
«Музыкально - дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста».
Музыкально- дидактическаяя игра используется на музыкальных занятиях и в свободное время. Её главная задача - воспитание любви к музыке и овладение основами музыкальной грамоты....
Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста
Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста...
Музыкально - дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста
Музыкально - дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста ...
«Дидактическая игра как средство развития сенсорных способностей детей дошкольного возраста»
Сенсорное развитие является базой для полноценного развития ребенка, как в умственном, так и в физическом плане. Дидактические игры и упражнения играют огромную роль в эффективности обучения и сенсорн...
Дидактическая игра как средство развития сенсорных способностей детей раннего возраста в ДОУ
Для формирования сенсорного развития у детей раннего возраста хорошо использовать дидактические игры.роль дидактической игры очень велика, она помогает узнать, как устроен окружающий мир, и расширить ...