Викторина «Экологическая азбука»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект открытого занятия для подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский Сад № 6 – центр развития ребенка»
Конспект викторины
«Экологическая азбука»
Для детей подготовительной группы №8.
Подготовила:
воспитатель 1 кв.категории
Нестерова И.А.
2017год
Цель: формировать экологическую культуру детей.
Задачи:
1. Активизировать и закреплять знания детей о планете Земля и ее обитателях, пробуждать добрые чувства детей по отношению к природе, формировать заботливое отношение к ней. Способствовать углублению и обобщению представлений детей о лесе и его обитателях, о взаимосвязи обитателей леса – растений, животных, птиц, насекомых.
2. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, умение слушать друг друга, дополнять ответы товарища, уточнять их, доказывать свое мнение, рассуждать, логически мыслить.
3. Совершенствовать память, внимание, словесно - логическое мышление.
4. Воспитывать у детей интерес к жизни леса, понимание необходимости сохранения его целостности, умение вести себя в лесу.
Предварительная работа: наблюдения за растениями, птицами, беседы о жизни диких и домашних животных, о лесе, заучивание пословиц, стихов, песен, разгадывание загадок, чтение художественных произведений, беседа о правилах поведения в лесу, рассматривание иллюстраций о природе, дидактические игры «Что лишнее», «Экологические цепочки»; рассматривание иллюстраций блока «Живая природа», «Неживая природа», чтение рассказов о животных, просмотр видеофильмов о природе, наблюдения на прогулке.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, 2 нарисованных рюкзака с прорезями для карточек, 2 набора предметных картинок для конкурса «Собери рюкзак», 2 набора картинок с изображением птиц для конкурса «Зимующие и перелетные птицы», 2 набора картинок с изображением животных для конкура «Бегают, летают, плавают»,2 набора картинок для конкурса «Следопыты», 2 набора картинок с изображением хвойных и лиственных деревьев, 2 набора знаков (экологических и дорожных), эмблемы для команд, медальки.
Ход игры-викторины:
Воспитатель: Я рада видеть вас таких красивых, здоровых, добрых, с хорошим настроением! Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранялось до самого вечера! Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!
Раздается звонок
Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам пришло видеописьмо. Кто же пишет?
(слайд №2, на нем Буратино с письмом в руке)
Воспитатель: Да это Буратино! Здравствуй, Буратино! Очень рады тебя видеть! Ребята, Буратино пишет о том, (слайд №3) что папа Карло подарил ему книгу и сказал:"Вот тебе Букварь, но не простой, а Экологический. Изучи его, пожалуйста! Из него ты узнаешь много интересного!"
Буратино задумался, что же ему делать, ведь он не писать, не читать не умеет. И тогда он обратился за помощью к Мальвине. (слайд №4)
Но Мальвина сказала: "Буратино, у меня столько дел, столько дел! Да еще, если бы ты был послушным и воспитанным мальчиком... Постарайся сам разобраться, что к чему..." Поэтому Буратино обратился к нам, чтобы мы помогли изучить эту интересную книгу.
Воспитатель: Ну что, поможем Буратино? (Да)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, о чем же эта книга "Экологическая Азбука»? (дети высказывают предположения) (слайд №5)
Воспитатель: Давайте проверим, правильно ли вы думаете. Вам надо будет ответить по очереди на мои вопросы, определить первую букву каждого ответа. Отгаданная буква будет появляться на экране и в конце мы прочитаем полученное слово.
(Дети отгадывают загадки, на экране после каждого ответа
появляется по одной букве, слайд №6)
- Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает (Подснежник)
- Дерево с круглыми яркими плодами, которые до зимы живут и являются кормом для птиц? (Рябина)
- Ранним утром во дворе
Лёд улёгся на траве.
И весь луг стал светло-синий.
Серебром сверкает … (Иней)
- Утром на траве бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днём –
Ищем, ищем, не найдём. (Роса)
- Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок,
На него подуй слегка,
Был цветок и нет цветка. (Одуванчик) .
- Кто всю ночь по крыше бьет, да постукивает,
И бормочет и поет, убаюкивает. (Дождь)
- Яростно река ревёт и разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
И в лесу медведь проснулся,
В небе жаворонка трель.
Какой же месяц к нам пришёл? (Апрель)
Воспитатель: Так о чем же говорится в этой книге? (о природе)
Воспитатель: Хотите совершить путешествие по страничкам этой книги? (Да)
Но путешествие наше будет не совсем обычное, а в форме викторины "Мы - друзья природы". Играть мы будем командами.
Воспитатель: У нас получилось две команды: "Знайки" и "Почемучки". Для каждой команды будут даваться задания. За быстрое и правильное выполнение задания команды будут получать фишки. Посмотрим, чья команда правильно и быстро выполнит все задания, проявит находчивость и смекалку. Команда, набравшая большее количество фишек и будет победительницей.
Воспитатель: Команды готовы к путешествию? (Да)
Воспитатель: Поприветствуем друг друга. Слово предоставляется команде "Знайки".
Знайки: Тот герой — за природу, кто горой!
Воспитатель: Слово предоставляется команде «Почемучки».
Почемучки: Мы любители природы — за нее в огонь и в воду!
Воспитатель: Итак, мы превращаемся с вами в туристов и будем путешествовать по страничкам "Экологической Азбуки".
Поход, костер, палатка – разве это не прекрасно. Но туристами быть непросто: надо много знать и уметь. А вы умеете укладывать рюкзак и собирать в поход только самые необходимые вещи? Это сейчас мы и проверим. (слайд №7)
Задание №1 «Собери рюкзак»
Воспитатель: Вам надо посовещаться с членами команды и выбрать необходимые предметы для похода, и уложить в ваш рюкзак.
(обеим командам раздаются картинки различных предметов: полотенце, кружка, чашка, телефон, ложка, будильник, спальник, мыло, книга, компас, зубная щетка, коньки, хлеб, утюг, ролики, конфеты, консервы, зонтик, телевизор, теннисные ракетки, спички, котелок. Дети совещаются и выкладывают необходимые картинки в прорези нарисованных рюкзаков, затем каждая команда проверяет правильность выполнения задания).
Воспитатель: Молодцы, с первым заданием вы справились. Вот и открылась первая страничка нашей книги. (слайд №8)
Воспитатель: Что изображено на этой странице? (Планета).
А называется она (Земля).
Что же такое планета Земля? (Ответы детей)
Воспитатель: Да, планета - это общий дом. Нас окружает великолепная природа: это реки, леса, поля, небо, солнце, животные, птицы, рыбы, растения, то есть все то, что не сделано руками человека. И человек тоже часть природы. И самая маленький жучок - тоже часть природы. Природа кормит человека, дает все необходимое для жизни.
Воспитатель: Ну что, готовы отправиться в путешествие? Я приглашаю вас в путешествие по лесу. Хотите? Ну что, готовы? Закрывайте глаза (звучит запись «Звуки леса»), открывайте –мы с вами попали... (в лесное царство) (слайд №9)
Воспитатель: А что такое лес, вы знаете? Что растет в лесу? Кто живет в лесу? (Лес – это деревья, кусты, травы, ягоды, грибы, насекомые, птицы, звери).
Лес – это зеленый наряд нашей планеты.
Леса бывают разные. Вот как называется лес, где растут березы? –(березняк, березовая роща)
А где растут ели, сосны? (ельник, еловый лес, сосновый бор, сосновый лес)
Много дубов? (дубрава)
А что такое смешанный лес? (Лес, где растут сосна, береза, липа, дуб, клён, рябина, осина, ель). Молодцы!
Задание №2 «Объясни пословицу»
Воспитатель: каждой команде я зачитаю по одной пословице, вы должны подумать, посовещаться с членами команды и объяснить ее значение.
1команда: По лесу ходи – под ноги гляди.
2 команда: Возле леса жить – голоду не видеть.
(Раздается звуки птичьих голосов)
Воспитатель: Ребята, вы слышите? Что это? (птичьи голоса). Посмотрите, мы с вами оказались на следующей страничке букваря " Царство птиц" (слайд №10)
Задание №3 «В гостях у птиц»
Воспитатель: Посмотрим, что же вы знаете о птицах. Я буду задавать по одному вопросу каждой команде по очереди, а вы должны быстро отвечать на них.
Знайки: Ворона, скворец, воробей, ласточка – кто это? (птицы)
Почемучки: Какая птица лечит деревья? (дятел)
Знайки: У какой птицы красная грудка? (у снегиря)
Почемучки: Самый лучший пернатый певец России? (соловей)
Знайки: Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)
Почемучки: Каких птиц называют вестниками весны? (Грачей)
Знайки: Назовите птиц хищников. (орел, сокол, сова, ястреб)
Почемучки: Какая птица является символом мира? (голубь)
Знайки: Каким словом называют птиц, которые улетают в теплые края?
(перелетные)
Почемучки: Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (зимующие)
Задание №4 «Перелетные и зимующие птицы»
Воспитатель: Слушайте внимательно следующее задание: представитель от каждой команды должен подойти столикам, где лежат картинки с изображением птиц. Под снежинкой нужно будет поставить зимующих птиц и назвать их, а под солнышком перелетных и тоже их назвать.
(Дети размещают птиц соответственно условным обозначениям: зимующих - к снежинке, перелетных - к солнышку).
Воспитатель: Много вы знаете перелетных и зимующих птиц, с этим заданием вы очень хорошо справились, А теперь давайте поиграем. Выходите все на середину, становитесь в кружок. Я буду произносить названия птиц, а вы, если назову что-то другое, хлопнете в ладоши. Будьте внимательны!
Игра-шутка «Прилетели птицы»
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и слоны.
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Прилетели птицы: голуби, синицы, зайцы и лисицы.
Прилетели птицы: голуби, синицы, ласточки, кукушки, лебеди и мушки.
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки и даже совы - сплюшки!
Прилетели птицы: голуби, синицы, лебеди и утки и спасибо шутке!
Воспитатель: Отдохнули немножко? Ну что же, отправляемся дальше в путь.
(слайд №11)
Воспитатель: И мы с вами попали.... в Царство животных. Здесь нас ждет следующее задание. Вы готовы?(Да)
Задание №5 «Дикие животные»
Знайки: Какие животные впадают в спячку? (медведь, енот, змеи, барсук)
Почемучки: Как называются животные, которые питаются травой? (травоядные)
Знайки: Какая птица охотится ночью? (сова)
Почемучки: Как готовится к зиме белка? (собирает орехи, сушит грибы, утепляет дупло)
Знайки: Как готовится к зиме заяц? (меняет серую шубку на белую)
Почемучки: Кто является санитаром леса из животных? (Волк)
Знайки: Как называется домашний родственник зайца? (Кролик)
Почемучки: Дикий родственник свиньи. (Кабан)
Знайки: Как называется жилище медведя? (Берлога)
Почемучки: Делают ли запасы еды зайцы? (Нет)
Знайки: Назовите хищных животных (волк, лиса, медведь, рысь, барсук)
Почемучки: Назовите травоядных животных (белка, заяц, еж, олень, лось, кабан)
Воспитатель: Молодцы! На все вопросы ответили. А сейчас нас ждет новое задание.
Задание №6 «Следопыты»
Детям предлагают посмотреть картинки с изображением следов диких зверей (заяц, волк, белка, лиса, лось, медведь) и определить какому зверю принадлежит след.
Воспитатель: С заданием каждая команда справилась, и мы отправляемся дальше. О птицах и животных поговорили, но птицы и животные не могут существовать без...(растений). Вас приветствует царство растений! (слайд №12)
Воспитатель: Какие растения вы знаете? (деревья, трава, цветы). Давайте проверим, все ли вы знаете о растениях?
Задание №7 "Угадай растение"
Знайки: Что такое зеленый покров Земли? (трава)
Почемучки: Травянистые растения, цветущие весной? (Первоцветы)
Знайки: Из-под снега на пригорке показался стебель тонкий.
Чей же это стебелёк зимний холод превозмог? (Подснежник)
Почемучки: Какие еще первоцветы вы знаете? (Мать-и-мачеха, ландыш, незабудка)
Знайки: Самый музыкальный цветок? (колокольчик)
Почемучки: Какие лекарственные растения вы знаете? (ромашка, подорожник, зверобой, душица)
Знайки: Как называются огромные растения с твердыми стволами, от которых отходят ветки? (деревья)
Почемучки: У какого дерева белый ствол? (у березы)
Знайки: Как называются растения, у которых сразу несколько стволов и по высоте которые уступают деревьям? (кусты)
Почемучки: Как называются небольшие растения с мягкими стебельками? (трава)
(После каждого ответа воспитатель выставляет соответствующую
картинку: дерево, кустарник, трава)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у нас получилось – лестница. В лесу растения расположены по лесенке. Скажите, пожалуйста, какие растения живут внизу, посередине, повыше.
Воспитатель: Как вы думаете, как такие огромные деревья и маленькие нежные цветочки стоят на земле и не падают? Что их держит? (корень) Зачем для растений необходим корень? (Растения через корни «пьют» воду и получают питательные вещества из земли.)
Задание №8 «Распредели на группы»
Воспитатель: Ну что же, настроение у всех замечательное, и я думаю, что можно продолжать нашу викторину. Вам нужно распределить нарисованные на карточках деревья на хвойные и лиственные. Кто сделает это правильно и быстрее, тот и выиграет.
(Участники команд по очереди выходят к столикам, выбирают по одному дереву и определяют, к какой группе оно относится. Побеждает та команда, которая сделает это быстро и правильно).
Игра «Я начну, а ты продолжи»
Воспитатель: Ребята, давайте немножко поиграем (игра в кругу с мячом).
Кому брошу мяч, тот быстро отвечает.
- У дуба желуди, а у сосны…(шишки)
- Береза кудрявая, а сосна…(колючая)
- У рябины листочки, а у сосны…(иголки)
- Осенью береза стоит золотая, а сосна…(зеленая)
- Осина зимой стоит без листьев, а сосна…(в иголках)
- На яблоне растут яблоки, а на дубе… (желуди)
Воспитатель: Молодцы, порадовали меня. Продолжаем наше путешествие. И вот мы дошли до странички... (Дары леса). Лес - это настоящая кладовая природы. Здесь можно найти и ...(грибы), и ... (ягоды). Всем хватит: и человеку, и животным. (слайд №13)
Задание №9 "Загадки леса"
Воспитатель: В лесу растет много грибов, ягод, орехов. А в нашем лесу сегодня выросли загадки. Давайте попробуем их отгадать.
Знайки: Очень дружные ребята, у пенька живут... (опята)
Почемучки: У березок, посмотри: здесь один, тут целых три! (подберезовик)
Знайки: На грибы она сердита, и от злости ядовита.
Вот лесная хулиганка! Это — бледная... (поганка)
Почемучки: Где хвоинок многовато, поджидают нас... (маслята)
Знайки: Под осиной гриб тот, дети, в ярко-красненьком берете (подосиновик)
Почемучки: Он в лесу стоял, никто его не брал,
В красной шапке модной, никуда не годный. (мухомор)
Знайки: Если их найдут в лесу, сразу вспомнят про лису.
Рыжеватые сестрички называются... (лисички)
Почемучки: Разместился под сосной, этот гриб, как царь лесной.
Рад найти его грибник. это - белый... (боровик)
Воспитатель: Ребята, а что вы можете сказать обо всех этих грибах, какие они?
( Съедобные и ядовитые).
Воспитатель: Что значит – ядовитые грибы? Назовите их. (Ответы детей)
Можно ли сбивать палками мухоморы? (Ответы детей)
Что значит – съедобные? Назовите их. (Ответы детей)
Воспитатель: Вкуснее грибов могут быть только лесные ягоды. Что же за ягоды растут в лесу?
Знайки: Бусы красные висят, из кустов на нас глядят
Очень любят бусы эти - дети, птицы и медведи (малина)
Почемучки: Красна, сладка, душиста, растёт низко, к земле близко (земляника).
Знайки: Под листом на каждой ветке, сидят маленькие детки,
Тот, кто деток соберёт, руки вымажет и рот (черника)
Почемучки: Вкус у ягоды хорош, но сорви её пойди-ка!
Куст в колючках, будто ёж. Вот и назван … (ежевика)
Воспитатель: Ребята, я так рада, что вы знаете все грибы и ягоды!
(команды получают фишки за правильные ответы на вопросы)
Воспитатель: Молодцы ребята, многое знаете о природе. Но в лесу везде слышны жалобные голоса животных, птиц, растений. Природа просит о помощи. В лес часто приходят недобрые люди. Ломают деревья, обижают птиц, разоряют муравейники и убивают животных. Посмотрите, сколько мусора оставляют после себя отдыхающие люди (слайд №14). А ведь в лесу живут животные, и это наносит им непоправимый вред. Как вы думаете, какой? (воспитатель выслушивает высказывания детей).
Воспитатель: Для того чтобы шумели леса, пели птицы, резвились бабочки, необходимо соблюдать правила поведения в природе. Итак, что нельзя делать в лесу? Я предлагаю выполнить вам следующее задание.
Задание №10 "Природоохранные знаки"
Воспитатель: Каждая команда должна выбрать из разных знаков (экологические, знаки дорожного движения) только "запрещающие знаки", наклеить их вот на этот большой лист и у нас с вами получится плакат. Какое название мы можем ему придумать? (Правила поведения на природе). А потом вы должны будете рассказать, что же они обозначают.
Не руби деревья и кустарники, не ломай ветки - деревья очищают воздух;
Не разводи костры под деревьями- может возникнуть пожар и погибнет всё живое;
Не оставляй мусор, чтобы не засорять природу;
Не рви цветы, цветы украшают природу, они нужны пчёлам, бабочкам;
Не лови бабочек , он красивы как и цветы, невесомы и ранимы;
Не разоряй гнёзда птиц - они радуют нас своими песнями;
Не бери домой детёнышей зверей - лес дом для них;
Не разоряй муравейники - они убирают всю падаль, нечистоты и уносят всё под землю. Поэтому в лесу всегда чисто, свежо.
Не сбивай ногами несъедобные грибы, они нужны лесу;
Не шуми в лесу.
Воспитатель: Молодцы! Теперь я уверена, что вы в лесу ничего плохого не сделаете!
Воспитатель: Ну, вот дорогие друзья и подошло к завершению наше викторина - путешествие по страничкам "Экологической Азбуки". (слайд №15)
Воспитатель: Дорогие ребята! Я рада, что вы все приняли участие в этой игре. Есть у нас победители, но проигравших нет, и хотелось бы вам всем вручить небольшие медальки.
Воспитатель: Вы все много знаете о природе и поняли, как важно бережно относится к ней. Я надеюсь, что вы будете добры к окружающей нас природе, будете беречь и охранять растения и животных и будете радовать нас только хорошими поступками.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защищаться,
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
Здесь знает каждый, ты и я,
Природу обижать нельзя!»
Воспитатель: Спасибо всем участникам и зрителям!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект экологической викторины «Экологические Знайки" с детьми старшего дошкольного возраста
Цель: уточнить и расширить с детьми имеющиеся у детей представления о животном и растительном мире, их характерных особенностях. Закрепить представления детей о культуре поведения в природе, правилах ...

Экологическая викторина «Экологический эрудит» в ДОУ (с ответами)
Целью викторины является расширение и углубление природоведческих знаний, воспитание бережного отношения к природе....

Учебно-методическое пособие (материалы по экологическому воспитанию дошкольников) В пособии представлены НОД по экологическому воспитанию дошкольников, проекты, экологические задачи, экологические сказки, экологические игры, викторины, экологические празд
Пояснительная записка Федеральный Государственный образовательный стандарт разработан на основе одн...

Викторина "Экологическая азбука"
Викторины - всегда здорово и интересно. С помощью них можно обобщить знания детей по пройденным темам. Данная викторина направлена на обобщение знаний детей об окружающем мире....
Кейс – игра «Путешествие с Елечкой и Капелькой по экологическим местам Краснотурьинска» (экологическая азбука)
Практический материал, который поможет воспитателям спланировать работу по организации экологического воспитания с детьми старшего дошкольного возраста...